- информационная безопасность является одним из основополагающих аспектов сохранения культурного наследия;
- в процессе сохранения культурного наследия существенную роль играют феномены первичной и вторичной информации;
- важнейшая социокультурная функция первичной информации заключается в том, что она является фактором формирования нравственной, социально адаптированной личности, способной не только воспринимать фундаментальные духовные ценности человечества, но и следовать им, органично сочетая с актуальными духовными потребностями, присущими конкретному историческому моменту;
- основная функция вторичной информации состоит в адаптации сложной для восприятия культурно-исторической информации - «согласовании» ее с ранее полученным знанием;
- оптимальное соотношение между различными видами циркулирующей в обществе первичной и вторичной информации выступает в качестве источника информационного равновесия в процессе сохранения культурного наследия;
- основными компонентами информационной безопасности культурного наследия являются: 1) достоверность и полнота информации; 2) обеспечение документирования историко-культурного процесса; 3) сохранность информации, рассматриваемой не только как сохранность материальных носителей культурно-исторической информации, но и как бережное отношение к эмоционально-образной составляющей культурного наследия; 4) качество и эффективность культурно-исторической информации, определяющие ведущую роль достоверного культурного наследия и культурных ценностей в регуляции массового сознания; 5) обеспечение соответствия объектов культурно наследия и их атрибуции с целью недопустимости его - культурного наследия - искажения в коммерческих и других целях; 6) сохранение историко-культурного контекста представляемой различными учреждениями культуры и образования информации и недопустимости его искажения в целях продвижения идеологии отдельных социальных групп; 7) обмен и сотрудничество между учреждениями культуры, образования, СМИ в целях более полного и достоверного представления достоверного культурно-исторического наследия.
1.Хитарова И. Ю. Духовная жизнь общества как объект информационной безопасности// Этносоциум и межнациональная культура. -№6 . -2008. –С.37-47 – 0,5 п.л.
2.Хитарова И. Ю. Вторичная информация как феномен современной культуры // Этносоциум и межнациональная культура. -№6 . -2007. -С. 148-153 – 0,4 п.л.
3.Хитарова И. Ю. Методика включения музея в систему информационной безопасности социально-культурной сферы// Этносоциум и межнациональная культура. -№5 . -2008. – С.66 –77 – 0,5 п.л.
4.Хитарова И. Ю. Музей в педагогической системе сохранения и передачи достоверной культурно-исторической информации // Вестник Университета Российской академии образования. -№2(36). -2007.– С. 72-78– 0,4 п.л.
5.Хитарова И. Ю. Музей в системе сохранения достоверной культурно-исторической информации // Этносоциум и межнациональная культура. – №5. – 2007. – С. 149-154 – 0,4 п.л.
6.Хитарова И. Ю. Музей как субъект информационной безопасности в сфере культуры // Этносоциум и межнациональная культура. -№4 . -2008. - С.72-85 – 0,6 п.л.
7.Хитарова И. Ю. Музейная информация как фактор формирования положительного имиджа России в мире. // Этносоциум и межнациональная культура. -№4 -2007. -С.47-57 – 0,5 п.л.
8.Хитарова И. Ю. Роль традиционных феноменов культуры в обеспечении информационной безопасности России (на примере казачества) -№5 . -2008. С.116-127 – 0,5 п.л.
9.Хитарова И. Ю. Значение казачества в обеспечении информационной безопасности культурного наследия России. -№6 . -2008. С.58-68 – 0,6 п.л.
II) монографии:
10.Хитарова И. Ю. Музей в системе информационной безопасности социально-культурной сферы общества. – СПб.:Изд-во, 2007 г. -21 п.л.
III) других публикациях:
11.Хитарова И. Ю. Личность как совокупность ее обновляющихся духовных потребностей и интересов \ Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров сферы культуры по двухзвенной системе «Училище-вуз». Методич. рек-ии и материалы. – Орел: ОГИК, 1994. – С. 84-85 – 0,2 п.л.
12.Хитарова И. Ю. Музеи искусства – эталонные модели культур \ Человек в мире искусства: информационные аспекты. Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск 7-10 сентября 1994 г. – Краснодар: КГАК, 1994. – С. 248-250 – 0,1 п.л.
13.Хитарова И. Ю. Педагогическое программирование в подготовке специалистов для народной художественной культуры \ Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. Тез. Междунар. науч.-прак. конфер. 26-28 апреля 1994 г. – М.: МГИК, 1994. – С. 141-142 – 0,1 п.л.
14.Хитарова И. Ю. Методика трансформации досуговых потребностей в культурно-досуговой деятельности старшеклассников \ Российская культура глазами молодых ученых. Сб. тр. мол. ученых. Вып. 3. – СПб.: Рос. творч. союз раб-в культуры, 1994. – С. 47-59 – 0,5 п.л.
15.Хитарова И. Ю. Методика удовлетворения духовных потребностей личности \ Проблемы развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья. Тез. докл. Регион. науч. конфер. – Казань, 8-9 февраля 1994 г. – Казань: КГИИК, 1994. – С. 54-56 – 0,1 п.л.
16.Хитарова И. Ю. Развитие идей русских философов в теории коммуникативного поведения \ Информ. бюллетень Санкт-Петербургского Фонда им. В.С. Соловьева. – СПб.: «Леонтьевский центр». – 1994. - №2 (октябрь) – 0,3 п.л.
17.Хитарова И. Ю. Роль досуга в формировании культуры личности старшеклассников \ Культура и общество: возникновение новой парадигмы. Тез докл. и сообщ. Ч.3. – Кемерово: КГИИК, 1995. – С. 132-134 – 0,1 п.л.
18.Хитарова И. Ю. Адаптация культурно-досуговой деятельности старшеклассников к новым социально-экономическим отношениям \ Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйствования. Тез докл. науч.-прак. конфер. – Челябинск: ЧГИИК, 1996. – С. 112-114 – 0,2 п.л.
19.Хитарова И. Ю. Формирование нравственной культуры старшеклассника \ Тез. Межвуз. аспирант. конфер. – СПб.: СПбГАК, 1996. – С. 64-66. -0,1 п.л.
20.Хитарова И. Ю. Передача культурологических знаний в нетрадиционной педагогике школы \ Традиции. Культура. Образование. Т.1. – Тюмень: ТГИИК, 1996. – С. 130-132 – 0, 2 п.л.
21.Хитарова И. Ю. Информатизация учебно-воспитательного процесса \ Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Тез. докл. Междунар. науч. конфер. – Краснодар: КГАК, 1996. – С. 138-140 – 0,1 п.л.
22.Хитарова И. Ю. Совершенствование нравственно-этического потенциала современных старшеклассников \ Досуг. Творчество. Культура. Сб.науч. тр. – Омск: СФ РИК, 1999. – С. 22-23 – 0,1 п.л.
23.Хитарова И. Ю. Роль социальной информации в формировании нравственной культуры современного старшеклассника \ Социальные коммуникации и информация: исследование, образование, практика. Тез. Межвуз. науч.-прак. конфер. 11-12 ноября 1999 г., г. Санкт-Петербург. – СПб.: СПбГУ: социологический факультет; ООО «Изд-во «Петрополис». – СПб., 1999. – С. 54-55. – 0,1 п.л.
24.Хитарова И. Ю. Проблемы мотивации труда в условиях кризиса \ Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: управление в условиях социально-экономического кризиса. Тез. докл. науч.-практ. конфер. – 26-27 ноября 1999 г. в Санкт-Петербурге. – СПб.: СПбГУ: экономический факультет, 2000. – С. 100-102 – 0,1 п.л.
25.Хитарова И. Ю. Мотивация труда и образования \ «Мост»: журнал для промышленников. – 2000. - №39 (октябрь). – С. 35-36 – 0,4 п.л.
26.Хитарова И. Ю. Организация просветительно-воспитательной работы с учащимися средних учебных заведений на базе Государственного музея «Исаакиевский собор». Методич. пособие. – СПб., 2001. – 26 с. – (в соавт с с.н.с. Е.Н. Крайнер); - 1,1 п.л.
27.Хитарова И. Ю. Роль музея в антитеррористическом воспитании \ Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сб. науч. тр. Вып.6. Ассоциация музеев России: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». – СПб., 2001. – С. 31-35 – 0,3 п.л.
28.Хитарова И. Ю. Методика экологического воспитания подростков и старшеклассников \ Социальная экология: наука и образование. Тез. докл. Междунар. науч.-методич. конфер. 24-26 июня 1994 г. в Санкт - Петербурге. – СПб.: РГГМИ, 2004. – С. 218-219 – 0,1 п.л.
29.Хитарова И. Ю. Настоятели храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови) \ Кафедра Исаакиевского собора. Материалы науч-практ. конфер. – СПб., 2005. – С. 100-116 – 0,3 п.л.
30.Хитарова И. Ю. Музей и профильная школа – перспективы взаимодействия //Профильная школа -№ 4. -2007. . - С. 48-50 – 0,2 п.л.
31.Хитарова И. Ю. Безопасность объектов культурно наследия //Вестник Московского университета МВД России. -№ 4 (Юбилейный). -2007.- С. 69-71 – 0,1 п.л.
32.Хитарова И. Ю. Миссия музея в информационном обществе //Высшее образование сегодня. - № 6 - 2007. С. 87-89 – 0,2 п.л.