Научная тема: «ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.(ИНФОРМАЦИОННО – АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 24.00.01
Год: 2008
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция аксиологической коммуникологии художественной культуры, основу которой составляет аксиогенно-коммуникативная парадигма формирования культуры, состоящая в рассмотрении информационно-коммуникационных процессов как основы формирования аксиогенного пространства современной художественной культуры. Эта концепция является теоретико-методологической базой исследования формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современного российского общества.

2. Социокультурная коммуникация как информационно-аксиогенный феномен современной художественной культуры, определяемая как универсальная информационно-коммуникационная синергетическая система субъектного взаимодействия в социальном пространстве культуры на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей в их духовном выражении и материальном воплощении.

3. Информационно-аксиологический анализ, как теоретико-праксеологическая основа исследования формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современной художественной культуры позволяющий:

  • определить основные информационно-ценностные характеристики социокультурной коммуникации в современной культуре;
  • выявить отличия социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенного феномена от близких ей явлений в современной художественной культуре;
  • интерпретировать по-новому понятие и сущность социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенной системы и использовать её идентификационные признаки для объяснения коммуникационных явлений и реализации информационно-коммуникационных процессов происходящих в современной художественной культуре;
  • выявить социально-интеграционные и информационно-аксиогенные функции  социокультурной коммуникации  в современной сфере художественной  культуры;
  • дать характеристику художественной культуры в её эстетических аксиогенных срезах информационно-коммуникационной реальности, как структуры информационно-художественного пространства современной культуры;
  • теоретически обосновать и выдвинуть новую концепцию аксиологической коммуникологии художественной культуры;
  • практически исследовать на основе нового методологического инструментария информационно-аксиогенные процессы формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современной художественной культуры..

4. Идентификация и характеристика важнейших социально-кулътурных и информационно-аксиогенных факторов и условий, определяющих содержание, формы и особенности проявления художественной культуры. Это является основой выработки способов реализации социокультурной коммуникации в аксиогенном пространстве современной художественной культуры. Выделены следующие факторы и условия:

  1. системный кризис современной российской культуры, разрушающий социально-культурную преемственность поколений и стимулирующий нетрадиционные для российской художественной культуры стили и способы индивидуальной самореализации художников и реципиентов искусства, выступающие компенсаторно-адаптивным механизмом современной российской художественной культуры;
  2. невнятная государственная идеология и культурная политика, существенно влияющие на мировоззрение, аксиологическую основу, ценностную ориентацию и социально-культурную идентификацию субъектов современной российской художественной культуры;
  3. социальная и культурная маргинальность современной художественной культуры, но вместе с тем, парадоксально широкая её включенность в общественные отношения и институты, в силу действия, на наш взгляд, следующих причин:
  • примитивизации формы и содержания художественной культуры, при видимой усложненности самих художественных репрезентаций (реди-мейд, боди-арт, инсталляции и т.п.);
  • массовизации художественной деятельности (перформансы, хеппенинги, буккроссинг и другие арт-акции);
  • технизации, компьютеризации и виртуализации художественных процессов появления web-галерей и web-сайтов как составляющих виртуального художественного пространства;
  • преобладания манипулятивных видов искусства, его медиация (масс-медиа, медиа-искусство);
  • изменения социокультурного целевого назначения произведений искусства и снижения их эстетических критериев;
  • доминирования массовой культуры над элитарной;
  • отсутствия концептуально обоснованной художественной политики, имеющей четко выраженные приоритеты, соответствующие ключевым проблемам социально-культурной интеграции современного российского художественного сообщества.

5. Информационно-аксиогенная основа жанровой системы социокультурных коммуникаций в художественном пространстве современной культуры.

6. Базовая концептуальная информационно-аксиологическая модель системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.

7. Типология жанров социокультурных коммуникаций по их аксиогенным признакам и способам распространения информации для трансляции культурных ценностей в пространстве современной художественной культуры;

Список опубликованных работ
Монографии.

1. Коммуникации – Ценности – Культура (Опыт информационно – аксиологического анализа): Монография. – СПб.: Астерион, 2006. – 248 с. (15,5 п.л.)

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

2.Социология российского предпринимательства и менеджмента. // Социологические исследования. – 1995.– №3. – С.77-80. – 0,5 п.л.

3. Коммуникативные культурфеномены и парадоксы современного российского арт-менеджмента // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. №1 (13), январь-март. – С.81-86. – 0,5 п.л.

4. Социокультурная коммуникация как объект информационно-аксиологического анализа в современной художественной культуре // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. №8 (41): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2007. – С. 69-76. – 0,5 п.л.

5. Социокультурная коммуникация в контексте современной художественной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. №4. – С. 22-26 – 0,5 п.л.

6. Современная российская реклама в системе социокультурных коммуникаций: этические границы и эстетические парадоксы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. №5. – С.252-257. – 0,5 п.л.

7. Товарные свойства информации в системе современных социокультурных коммуникаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 2: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 59-66. – 0,5 п.л.

8. Коммуникационное пространство современного арт – рынка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена №3: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 49-56. – 0,5 п.л.

9. Аксиогенные свойства информации в социокультурных коммуникациях// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. №2. – С.32-36 – 0,5 п.л.

Научные статьи и другие публикации.

10.Библиотека в системе социально-коммуникативной деятельности // Науч. и техн. б-ки. – 1989. – №6. – С.3-6 (в соавторстве) – 0,5 п. л.

11.Информационная культура современного руководителя // Опыт и проблемы развития культуры в условиях перестройки. Деп. в НИО информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина, 1989, №2032. – 2 п. л.

12. Проблемы подготовки специалистов социально-коммуникационного профиля // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в свете перестройки высшего образования. – Кемерово: КГИК, 1989. – С.85-87. – 0, 3 п.л.

13. Социально-коммуникативная деятельность библиотек в условиях перестройки // Тезисы доклада на Всесоюзной социологической конференции. – Кемерово: КГИК, 1989. – С.17-19. – 0, 3 п.л.

14. Социологические аспекты портретирования библиотекарей // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития. Сб. трудов ЛГИК. Т.136, 1992. – С. 67-74. – 0,5 п.л.

15. Библиотекарь в системе социально-коммуникационной деятельности библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1992. – №6. – С.11-15. – 0,5 п.л.

16. Социально-философские аспекты библиовитализма // Региональные особенности социокультурных процессов: Тезисы докладов и выступлений региональной Западно-Сибирской научной конференции. – Кемерово, 1992. – С.127-130. – 0, 5 п.л.

17. Библиотечная соционика: новое направление изучения библиотечной жизни //Науч. и техн. б-ки. – 1993. – №3. – С.16-18. –0,5 п.л.

18. Путь к созданию социально-коммуникационной теории// Науч. и техн. б-ки. – 1997. – №7. – С. 52-58. – 1,5 п.л.

18. Коммуникационно-информационные факторы формирования региональной культурной политики // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. Материалы международной практической конференции. 21-22 мая 1998 года. – СПб.: СПбГУП, 1998. – С.159-161. – 0, 3 п.л.

19. Коммуникация как социально-культурный феномен в философской антропологии М.Бубера // Актуальные проблемы гуманитарной культуры: Ученые записки факультета культуры. Вып.1.–СПб.: СПбГУП, 1999. – С.23-25. – 0.5 п.л.

20. Ценностный характер коммуникаций // Социальные коммуникации и информация: исследование, образование, практика. СПбГУ. – СПб.: Петрополис, 1999. – С.18-19. – 0, 3 п.л.

21. Социально-культурные аспекты развития коммуникационных процессов в информационном пространстве России // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Вып.2. – СП б. – 2000. – С. 30-34. – 0,5 п.л.

22. Социометрический анализ межличностной коммуникации в подготовке менеджеров социально-культурной сферы // Гуманитарное образование: традиции и новаторство. Межвузовская научно-методическая конференция.14-15 февраля 2001 г. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 132-136. – 0,3 п.л.

23. Коммуникативные парадоксы российского арт-рынка // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. 2004. – СПб.: СПбГУП, 2004. – С.91-112 (в соавторстве). – 0, 5 п.л.

24.Метатеория социальной коммуникации – новый этап познания // А.В.Соколов. Ретроспектива – 70. СПб.: БАН, 2004. С.330-332. – 0,3 п.л.

25. Маркетинговые технологии на современном арт-рынке. Глава 4. // Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии. Монография. СПб.: СПбГУП, 2004. С.91-106. (в соавторстве). – 0,5 п.л.

26. Современные художественные коммуникации и качество гуманитарного образования // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы IX Ежегодной Всероссийской научно-методической конференции. СПб.: СПбГУП, 2004. С.119-120. (в соавторстве).– 0,2 п.л.

27. Художественные коммуникации и парадоксы современной гуманитарной культуры //Образование в процессе гуманизации современного мира. Материалы IV Международных Лихачевских научных чтений. СПб.: СПбГУП, 2004. С.202-204. – 0, 2 п.л.

28. Современная российская реклама в системе художественных коммуникаций: эстетические парадоксы и этические пределы // Реклама и PR в России: современное состояние и развитие.– СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. – С.125-131. – 0.5 п.л.

29. Ценностный характер социокультурных коммуникаций в информационном пространстве современной гуманитарной культуры // «Культура и глобальные вызовы мирового развития»: V Международные Лихачевские научные чтения, 19-20 мая 2005г.– СПб.: СПбГУП, 2005. – С.229-231. – 0,5 п.л.