- Современная экранная культура воздействует на архетипы сознания, настроенные на понимание бытия как мифа. Зритель с готовностью воспринимает предлагаемые кинематографом стереотипы; кино, как и миф, помогает ему легко вписаться в систему координат современного мироустройства.
- Современное кино можно назвать одной из форм нового мифотворчества. С одной стороны, сегодня при создании фильмов активно используются мифологические технологии. С другой, магия экрана предполагает присутствие каждого зрителя в качестве соучастника условно созданной виртуальной реальности. Человек невольно оказывается «встроенным» в контекст этой реальности, которая диктует ему систему социальных и культурных ценностей, становится составной частью его внутреннего и внешнего мира.
- Новая мифология экрана с ее тотальным проникновением во все области человеческой жизни создает виртуальные миры. Это происходит благодаря Интернету, поскольку современный экран имеет к Интернету непосредственное отношение. У зрителя возникает мнимое (виртуальное) пространство, в котором он может долгое время пребывать. Именно в нем воплощаются все достижения современных глобализационных процессов.
- Одной из особенностей современной экранной культуры является порожденное ею искажение реальности, вплоть до деформации культурных ценностей. Мифы, которые порождает экранная культура, становятся угрожающим фактором для культуры в целом. Современный экран, продолжая фрагментарно или глобально запечатлевать знаковый опыт человечества и тем самым, деформировать его, приспосабливает к мифологизированному экранному миру каждого, кто останавливает на нем свое внимание.
- Кроме адекватной ориентировки зрителя в мире, экранная культура является способом его контроля и организации. Становясь вторичной моделирующей системой, она структурирует практически все области человеческой деятельности. Создание новых смыслов, переработка реальности современным экраном создает иллюзию сотворчества в новой реальности. По сути, мы имеем дело с одним из видов манипуляций, с помощью которого «нужные культурные» мифы овладевают общественным сознанием.
- Мифы, как правило, являются ложной мобилизующей системой, искусственно «вписывающей» массы в социальную реальность. В данном контексте, под «мифологизацией» понимается заведомое искажение реальности, превращение массового потребителя в объект политических и идеологических манипуляций. Однако существует потенциальная позитивная сторона мифологии, которая способна «выровнять» социальные искажения: сформировать позитивное мышление человека, разрушая агрессивные социальные модели для подражания.
- Экранная культура, манипулируя мифологическими образами, в том числе, Эросом, создает ощущение доверия. Основанная на архетипах, система символических образов «подключает» к восприятию происходящего на экране каждого зрителя. Так кино подавляет и возбуждает одновременно, манипулируя комплексами и бессознательными желаниями. Создавая иллюзию отмены повседневности, экранная культура оказывает деструктивное воздействие на внутренний мир человека. Эротизация современной экранной культуры является компромиссом между страхом перед сексуальным плюрализмом и неуправляемыми формами проявлений сексуальности.
- Экранная культура мифологическими приемами конструирует реальность зрителя, «приручает» культуру с помощью новинок современной техники, формирует нужное для социума функционирование каждого потенциального потребителя продукции экранной культуры. Конечная цель этого процесса - превращение массового зрителя в управляемую толпу, стирание личностных особенностей и невозможность удовлетворения творческих и духовных потребностей, выходящих за границы, «очерченные» экраном.
- Однако новая мифология не носит исключительно негативный характер, ее задача - не только манипулирование сознанием, но и психологическая адаптация человека к новым изменениям постиндустриального общества. Кроме того, с помощью новой мифологии, порождаемой экранной культурой, происходит упрощение коммуникации в толпе, что снимает массовое психологическое напряжение.
- Ориентация современной экранной культуры на общепринятые нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром имеет безусловное позитивное значение: позволяет зрителю чувствовать себя защищенным, сопричастным некоему общему «мы», формирует образы идентичности у представителей больших и малых социальных групп.
- Мифотворчество в экранной культуре может стать ресурсом позитивной модернизации общества, реставрации утраченных «кирпичиков» психически здорового общества: патриотизма; профессионализма; гармонизации отношений между поколениями; правильного понимания долга и свободы; эстетического и художественного вкуса; основных постулатов психического и физического здоровья, реабилитации вечных ценностей бытия. Но это посильно лишь для кино высочайшего эстетического уровня.
- Мифы в экранной культуре не только помогают современному человеку построить знаковую модель действительности, но и нивелируют порожденный ею внутренний конфликт самого человека. Построенное по мифологическим законам кино становится психотерапией для жителей постиндустриальной эпохи. Миф становится спасением для человека, живущего в ситуации ускользающих ценностей.
1.Постмодернистский подход к экранной культуре. – М.: ЭРА, 2007. 156 с.
2.Экранная культура как новая мифология (на примере кино). – М.: ЭРА, 2007. 288 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
3.Влияние процесса глобализации на формирование и изменение языка // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2007, №4. С.142-144.
4.Мифотворчество в экранной культуре как аналог социокультурной действительности. Новая мифология кинопроката // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 31-36.
5.Основные этапы развития экранной культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №9. С. 34-38.
6.Особенности становления и развития экранной культуры XX в. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. №3. С.128-131.
7.Проблемы социального функционирования экранной культуры в современном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №8. С. 43-47.
8.Современное «мифологическое сознание» и средства массовой информации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. №4. С.237-242.
9.Экранная культура в контексте средств массовой информации. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 5. С. 112-115.
10.Экранная культура и современное коммуникативное пространство // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. №2. С. 113-116.
Учебники и учебные пособия
11.Организация производства рекламных фильмов. / Мастерство продюсера кино и телевидения. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2008. С.481-506.
12.Рекламные коммуникации в продвижении фильмов. / Мастерство продюсера кино и телевидения. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2008. С. 633-659.
13.Совершенствование системы продвижения аудиовизуальной продукции. / Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 224-233.
14. Организация рекламы аудиовизуальной продукции. / Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 234-262.
Научные статьи и другие издания
15.«Высокое» и «низкое» в экранной культуре // Социальная и экранная реальность: проблемы адекватности и взаимодействия. Материалы второй межвузовской научной конференции авторов и читателей сборника «Рубикон». - Ростов на-Дону: Издательство НМЦ «ЛОГОС», 2007. С.41-43.
16.Детерминированный аналог кинопроката. // Проблемы управления развитием социально-экономических систем. – М.: СпбГУКиТ, 2001. С.69-73.
17.Изменения «культурной картины мира» в условиях современного постиндустриального общества // Рубикон. Вып. 43. 2007. С. 3-4.
18.«Икона» - «Картина» - «Экран». Этапы развития визуальной культуры // Рубикон. 2007. Вып. 43. С. 56-58.
19.Инвестирование продюсерских проектов в телевидении. // Техника кино и телевидения, 1999, №7. С.56-58.
20.Интернет-культура и интертекстуальность. От интертекста к гипертексту // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2007. №1. С. 37-40.
21.Использование механизма Product Placement в российском кинопроизводстве. // Материалы V Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей. 13-14 апреля 2001 г. – М.: РАРА, 2001. с. 132-137.
22.Концепция подготовки продюсеров в России. // Материалы второй Всероссийской конференция заведующих кафедрами рекламы и смежных специальностей. 15-16 мая 1998 г – М.: РАРА, 1998. С. 64-66.
23.Культура как постмодернистский фактор среды и доверия // Рубикон. Вып. 44. 2007. С. 22-23.
24.О развитии кинематографии в Санкт-Петербурге. // Киномеханик. 2001. № 1. С. 2-10.
25.Общество потребления в концепции Ж. Бодрийара и современная экранная культура // Рубикон. Вып. 44. 2007. С. 24-25.
26.Позитивное и негативное влияние постмодернизма на современную экранную культуру // Социальная и экранная реальность: проблемы адекватности и взаимодействия. Материалы второй межвузовской научной конференции авторов и читателей сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону: Издательство НМЦ «ЛОГОС», 2007. С.38-40.
27.Приглашение к дискуссии: «Перспективы развития экранной культуры» // Социальная и экранная реальность: проблемы адекватности и взаимодействия. Материалы второй межвузовской научной конференции авторов и читателей сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону: Издательство НМЦ «ЛОГОС», 2007. С. 3-5.
28.Проблемы языка в условиях глобализации // Мир и согласие. 2007. №1. С. 62-67.
29.Product Placement как источник финансирования киноиндустрии. // Экономические стратегии, 2001, № 5-6. С. 139-143.
30.Роль продюсера в организации рекламы кинофильмов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции заведующих кафедрами рекламы и смежных дисциплин. 24-25 апреля 1997 г. – М.: МГАХМ, 1997. С. 39-49.
31.Современное коммуникативное пространство и феномен гипертекстуальности // Мир и согласие. 2007. №2. С. 94-100.
32.Технология Product Placement // Art-менеджер. 2002. № 3. С. 32-36.
33.Философский аспект мифа и экранная культура нашего времени // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2007. №3-4. С.69-75.
34.Финансирование кинопроектов с использованием рекламного механизма «Product Placement». // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002, № 3. С. 54-60.
35.Что такое экранная культура? // Социальная и экранная реальность: проблемы адекватности и взаимодействия. Материалы второй межвузовской научной конференции авторов и читателей сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону: Издательство НМЦ «ЛОГОС», 2007. С.35-38.
36.Экономические аспекты оценки создания телевизионного экранного сообщения. // Социальная сфера в рыночных условиях. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. С. 137 – 144.