-
Анализ теоретических источников показал, что усложнение социальной практики, а также возрастание темпов социально-политических изменений во всем мире приводит к росту социальных рисков и усилению стохастических и вероятностных тенденций в мире. Политические, демографические, хозяйственно-экономические и социокультурные проблемы современного человечества связаны с продолжающейся модернизацией стран и народов, и с осуществлением хозяйственной деятельности в условиях усиливающегося дефицита природных и социокультурных составляющих. В современном модернизирующемся мире возрастает потребность в интеллектуальных творческих элитах, высокоразвитом человеческом капитале, который в состоянии обеспечить развитие нового типа организационной культуры и соответствующего ей типа общества.
-
Специфика российского общества определяется тем, что изначальные, базисные основы российской культуры лежат в ее евразийской природе, одинаково открытой разным по сути глобальным культурам мира. Особенности российской истории и ее культуры базируются на природно-климатических и континентально-пространственных параметрах проживания населяющего это пространство полиэтничного и мультикультурного населения. Успешность курса реформирования государства, общества и организаций детерминирована, в первую очередь, типом культуры, национальным характером и ментальностью народов России, их социальными ожиданиями, а не управленческими технологиями реформаторов.
-
Онтогенез современных российских организаций требует создания собственной философской и культурологической платформы моделирования организационного поведения и организационной культуры, так как калькирование имеющихся на Завпаде и Востоке моделей неэффективно и невозможно в силу специфики России.
-
Современное состояние российского общества и происходящих в нем социокультурных процессов обусловлено множеством разнонаправленных факторов как внутренней, так и внешней среды, которые делают хаотичной и подверженной многочисленным рискам всю социальную практику в современной России, ведут к радикальной трансформации деятельности всех ее социальных институтов и организаций, к существенной эволюции базисных ценностей и культурных традиций россиян
-
Базисным социальным институтом современного российского общества становится организация, представляющая собой определенный тип развития социальной инфраструктуры и культуры. Организация может способствовать развитию потенциала работающего в ней человека, или разрушать и угнетать его. Поведение организации предопределяет развитие общества и государства, в которых она находится.
-
Продуктивная деятельность каждой организации определяется в рамках философско-культурологического подхода двумя диалектически взаимосвязанными составляющими - организационной культурой, определяемой материально-техническими и технологическими особенностями деятельности организации, и культурой организации, которая предполагает определенный уровень развития способов и форм деятельности людей, основанных на конкретной системе ценностей, норм, идеалов и мотиваций каждого работающего. Носителями культуры организации являются ее люди. Однако культура организации, являясь ее атрибутом, имеет относительно самостоятельное существование, т.к. она является не только отражением культурных традиций общества и индивидуально- личностного уровня культуры работников, но одновременно с тем, она служит выражением индивидуальности организации; носителем ее традиций, обеспечивает деятельность, развитие и воспроизводство организации в новых поколениях приходящих с рынка труда работников, т.е. служит культурно-психологическим гарантом стабильности существования организации.
-
На сегодняшний день для специфической социальной реальности. В которой находятся организации современной России, можно сформировать и организовать в системы пять моделей организационного поведения. Каждой из которых соответствует своя организационнная культуры: авторитарная, опекающая (патерналистская), поддерживающая, развивающая и коллегиальная. Исследование в рамках сопоставительного анализа этих моделей организационного поведения позволило выявить их достоинства и недостатки; влияние на процесс развития потенциала работника; условия формирования и эффективного существования в организации. Четрые из пяти моделей имеют гарантированный конструктивный результат построения, пятая - опекающая - гарантированный деструктивный результат. Необходимо отметить, что в нашей стране можно построить все четыре конструктивные модели, так как потенциал работников велик и позволяет радикально изменять организации.
-
Многомерность функции культуры в деятельности организации выражается в том, что она суммирует индивидуально-личностный уровень культуры всех работающих, существенно влияющий на деятельность организации, а вместе с тем четко выражает ее главную, сущностную миссию и отражает базисные сложившиеся в организации отношения между людьми. Именно культура организации, уровень ее развития, определяют стиль руководства и тип коммуникаций, характерных для межличностных и групповых отношений. Через культуру организации раскрываются качество трудовой жизни организации и возможности развития ее работников.
-
Организационная культура и организационное поведение во всем мире много лет строилось на основе двух главных показателей: гармоничное отношение к миру и месту человека в нем, характерное для традиционных обществ; технократическое отношение к миру, предполагающее, что человек управляя миром, абсолютно свободен и имеет безграничную свободную волю. Новое осмысление этих двух парадигм привело к существенным изменениям в определении содержательных и сущностных функций деятельности организаций и типового поведения людей в них - формированию новых моделей организационного поведения, технологий их проектирования и развития.
-
Социокультурные особенности современного молодого российского работника, впервые приходящего на рынок труда, с точки зрения теории, заключаются в том, что он желает получать такие рабочие места, где он будет работать с необходимым уровнем качества и с максимально возможным удовлетворением от работы. Однако, исследования показывают, что трудовая мотивация россиян зачастую сводится к желанию иметь гарантированную заработную плату при низком качестве труда и малой его интенсивности.. Это - прямое следствие авторитарной модели управления, практикуемой в традиционных российских институтах социализации, что ведет к формированию безволия и безинициативности молодого работника, хотя внешне повышает управляемость. Анализ мотиваций индивидуальной и групповой деятельности в современных условиях все менее оказывается связанным с производительным трудом и созданием товара в вещной форме. Однако, для любого, в том числе становящегося информационного общества сохраняется высшая значимость позитивных мотиваций на труд. В работе с молодыми работниками более эффективно использовать модель двойной или параллельной мотивации, согласно которой низшие и высшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью в организации.
-
Собственные исследования автора отмечают целый ряд позитивных черт современного молодого российского работника: высокие утилитарно- познавательные способности, навыки к выживанию в любых условиях, умение рисковать в экстремальной ситуации, отсутствие привыкания к опасности, умение ее избегать и не повторять ошибок в будущем. Очевидно, что эти качества были сформированы под влиянием кризисных процессов, происходящих в современном российском обществе и они способствуют выработке высоких адаптивых качеств будущего сотрудника, его существенной культурно-психологической устойчивости в условиях нестабильного и хаотически развивающегося мира. Молодежь формирует модели организационного поведения будущего в соответствии с вызовами современного мира.
-
Создание модели работника нового типа, необходимого современным организациям, предполагает знание исследователем российских культурных традиций и ментальности россиян, на базе которых закладывается современный человеческий капитал, отвечающий ценностным ориентирам гуманистических традиций российского общества и его социальноориентированной экономики. В условиях формирования либерально-демократических ценностей, ориентирующих работников на существование института частной собственности, цивилизованных рыночных отношений, реализацию принципов демократии и постоянное и эффективное функционирование гражданского общества, все более целенаправленно будет происходить становление позитивных мотиваций на труд, связанных не столько с его денежным вознаграждением, карьерным ростом и достижением власти, сколько с формированием индивидуально-личностной потребности в реализации своего творческого потенциала, т.е. с самоактуализацией человека, ростом его чувства ответственности за все происходящее в стране и в мире.
1.Кочеткова А.И. Модели организационного поведения и их влияние на мотивации молодых россиян. – М.: Динтер, 2005. 275 с.
2.Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. - М., Зерцало, 1999, 341 с.
3.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М., Интел-синтез, 2001, 550 с.
4.Кочеткова А., Карчевский Л., Гитлинг М. Человек – культура – организация: междисциплинарный подход. - М., Динтер, 2005, 275 с., (авторский текст не разделен).
5.Кочеткова А.И. Организационное поведение: моделирование внутренних сред организаций с заданными параметрами. - М., Изд. ООО "Мэйлер", 2009, 286 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
6.Кочеткова А.И. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) // Альма-Матер, М., № 11, 2004, с. 17 -22.
7.Кочеткова А.И. Российская молодежь как потенциальный человеческий капитал //Сервис +, М., № 4, 2008, с. 36 – 42.
8.Кочеткова А.И./ Самара Г.Н., Кочеткова А.И. Социокультурная адаптация в современном российском обществе. Часть 1 // Сервис +, М., № 4, 2008, с.42 -46, авторский текст не разделен.
9.Кочеткова А.И. Культура труда молодежи в современной России // Вестник МГУКИ, М., №3, 2008, с.83 – 86.
10.Кочеткова А.И. Право править // Harvard Business Review, Россия, М., декабрь 2005, с. 32 – 50.
11.Кочеткова А.И. и др. Современный российский человеческий потенциал: социокультурный подход // Альма-Матер, № 11, 2006, с. 43 -73, авторский текст не разделен.
12.Кочеткова А.И. и др. Социокультурная адаптация в современном российском обществе. Часть 2. // Вестник МГУКИ, №3, 2008г., с. 86 – 92 , авторский текст не разделен.
13.Кочеткова А.И. Влияние образования на формирование человеческого капитала России //Вестник МГУКИ 2009, №3, с.43 – 54.
14.Кочеткова А.И. Современные российские студенты, Болонские соглашения и концепция возрастания стоимости человеческого капитала //Вестник МГУКИ. № 2, 2009, с. 143 -158.
Статьи в научных сборниках:
15.Кочеткова А.И. Формирование представлений об организационной культуре труда в современной российской семье // Семья и семейные отношения: современное состояние, тенденции развития. Нижний Новгород, изд. НИСОЦ., 2007, с.216- 221.
16.Кочеткова А.И.и др. Высшая школа - фактор социокультурной адаптации молодежи // Высшее образование для ХХI века. Доклады и материалы V международной научной конференции. Секция 1. Философия высшего образования. - М., 2008, с. 75 – 83, авторский текст не разделен.
17.Кочеткова А.И. Социокультурные характеристики российской молодежи и модели ее поведения в организации //Современные массовые процессы и молодежь, Воронеж, 2004, с. 123 – 134.
18.Кочеткова А.И. Отношение к труду у молодых российских работников //Современные массовые процессы и молодежь. Воронеж: Научная книга, 2005, с. 47 – 59.
19.Кочеткова А.И. и др. Молодежь, образование, труд //Современные массовые процессы и молодежь, Воронеж: Научная книга, 2005, с. 5-13, авторский текст не разделен.
20.Кочеткова А.И. Становление социального характера: методологический аспект //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск ХХХI – М.: «Прометей», 2004, с. 74 – 97.
21.Кочеткова А.И. Специфика протекания социокультурных процессов и трансформации объективной реальности в современной России // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск ХХХII. – М.: «Прометей», 2005, с. 135-145.
22.Кочеткова А.И. Российский рынок труда и молодежь //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск ХХХV.– М.:«Прометей», 2006, с.111 – 121.
23.Кочеткова А.И. Организация и модели организационного поведения //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск ХХХV. – М.: «Прометей», 2006, с. 133 – 160.
24.Кочеткова А.И. Отношение к труду в современном российском обществе //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск ХХХIV. – М.: «Прометей», 2006, с. 102-124.
25.Кочеткова А.И. Социокультурные характеристики современного российского работника и особенности его массового сознания // «Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение». – Астрахань, Астраханский социальный институт филиал МОСУ, 2004, с. 51 – 62.
26.Кочеткова А.И. Человек и корпоративная культура //Социально-экономическое и политико-правовое развитие региона. – Астрахань, Астраханский социальный институт филиал МОСУ, 2005, с. 43 – 54.
27.Кочеткова А.И. Социокультурные характеристики современного молодого российского работника // Сорокинские чтения «Будущее России стратегии развития», декабрь 2005 г. – М.: Альфа-М, 2005, с. 81 – 87.
28.Кочеткова А.И. Ментальное, социальное и индивидуальное в культуре труда молодых россиян // Сорокинские чтения «Будущее России стратегии развития», декабрь 2005 г. – М.: Альфа-М, 2005, с. 45 – 57.
29.Кочеткова А.И. и др. Концепция социокультурной динамики и современной модели культуры организации //Сорокинские чтения «Российское общество и вызовы глобализации», М.: РИО, 2004, с. 123 – 131.
30.Кочеткова А.И. Социокультурные характеристики российской молодежи и ее поведение в организации //Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма. Международная научно-практическая конференция, СПб.: Госуниверситет, октябрь 2004, с. 32 – 41.
31.Кочеткова А.И. Управление и социальный контроль современного информационного общества: концепция Э. Тоффлера //Девиация и делинквентность: социальный контроль Международная научно-практическая конференция, Н.Новгород, 2006, с. 72 – 84.
32.Кочеткова А.И. и др. Диаспора – форма организации обеспечения этнической идентичности //Организация в фокусе социологических исследований: В 2-х т. Том 2. – Н.Новгород: Издат-во НИСОЦ, 2005, с. 371-381.
33.Кочеткова А.И. Формирование самоуправляемых команд на основе малых групп //Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологические аспекты. - Н.Новгород: РИО, 2004, с. 56 – 68.
34.Кочеткова А.И. Мотивации молодых россиян //Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в ХХI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3-х т. – М.: Альфа-М, 2004, Т. 3., с. 95 – 102.
35.Кочеткова А.И. Социальные характеристики россиян и модели их поведения в организации //Новые материалы и технологии НМТ. – М., 2004, Т. 3, с. 93 – 97.
36.Кочеткова А.И. Интеграция мигрантов в Германии как социальный процесс //Диагностика и прогнозирование социальных процессов. – Белгород, 2005, с. 34 - 41.
37.Кочеткова А.И. Манипуляция вместо смысла //Бизнес журнал, № 4 (89), февраль 2006, с. 42 – 45.
38.Кочеткова А.И. Кто решает все //Бизнес журнал, № 10 (71) май-июнь 2005, с. 41 – 44.
39.Кочеткова А.И. Четыре хороших, одна плохая //Бизнес журнал, № 12-13 (73), июнь-июль 2005, с. 42 – 45.
40.Кочеткова А.И. Американская мечта – когда мечтать вредно //Бизнес журнал, № 18, сентябрь 2005, с. 42 – 46.
41.Кочеткова А.И. Трухлявая коллегиальность //Бизнес журнал, № 17 (77), сентябрь 2005. с. 41 – 44.
42.Кочеткова А.И. Американская мечта и российская реальность //Бизнес журнал, № 19 (79), сентябрь-октябрь 2005, с. 42 – 46.
43.Кочеткова А.И. Развивающая топ-модель организационного поведения //Бизнес журнал, № 22 (82), ноябрь 2005, с. 41 - 45.
Учебники, учебные пособия:
44.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. Учебное пособие. – М.: Дело, 2003 - 2009, Изд. 1 – 9, 942 с.
45.Кочеткова А.И. Психология управления людьми в организации. В 3- х частях. Учебное пособие. – М.: РИО, 2004, 139 с.
46.Кочеткова А.И. Организационные структуры и модели организационного поведения: Учебное пособие. – М.: РИО, 2004, 72 с.
47.Кочеткова А.И. Основы управления персоналом: Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 1999, 187 с.
48.Кочеткова А.И. и др. Практикум по курсу «Управление персоналом». – М.:ФА, 1998, 148 с., авторский текст не разделен.
49.Кочеткова А.И. Экономическая психология. Учебник /Под ред. проф. В.М. Соколинского. – М.: ЮНИТИ, 1999, 308 с., авторский текст не разделен.
50.Кочеткова А.И., Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: АКАЛИС, 1996, 275 с., авторский текст не разделен.
51.Кочеткова А.И., Уткин Э.А. Практикум по менеджменту. – М.: Зерцало, 1998, 291 с., авторский текст не разделен.