Научная тема: «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДЕО КАК ТВОРЧЕСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 09.00.04
Год: 2010
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Глобальная тенденция к сращиванию технического (машинного) и художественно-эстетического привела к возникновению новых техногенных искусств. Их функционирование трансформирует тра­ диционные эстетические принципы и ценности искусства, рождая но­ вый тип художественной реальности. Для него характерно нивели­ рование рукотворной творческо-преобразовательной деятельности и материальной вещественности и утверждение приоритета оптико- механического отображения реальности, в котором понятие «искус­ ность» заменяется понятием «художественная интерпретация». Су­ щественными чертами при этом становятся конструирование, комби­ наторика креативной деятельности, базирующаяся не на навыках, а на технологическом знании, что рождает тиражно-репродуцируемые произведения, мистифицирующие авторство. Наиболее важной ха­ рактеристикой художественной реальности, продуцируемой с помо­ щью машинной аудиовизуальной технологии, является вовлечен­ ность в ее эстетическое поле феномена движения как реально пред­ ставленного движения.
  2. В экранной продукции, отсылающей к протокольно- регистрирующей сфере, художественное начало отсутствует полно­ стью, а эстетическое проявляется через объективированную съемку факта окказионально, спонтанно как результат «естественной худо­ жественности» природы, общества и культуры. В сфере, ориентированной на хронику и учебно-познавательную продукцию, ее эстетизм атрибутивен, но носит завуалированный, эксплицитный характер, не мешая эффективному воздействию семантической информации. В публицистической и информационно-рекламной сфере наряду с эсте­тическим заметно актуализируется художественный элемент, концеп­туально репрезентирующий факт в образно-метафористической фор­ме. Бифункциональность и бивалентность такого образа роднит его с дизайном. В художественной сфере (постановочной и документаль­ной) доминирование художественного начала по сравнению с эстети­ческим становится закономерным. Это проявляется в одном случае через прямое воссоздание факта постановочными средствами, а в другом - через его существенное переструктурирование в процессе съемки и монтажа. В целом специфичность художественно-эстетического освоения реальности экранными средствами заключа­ется в сопровождающем их мощном когнитивном потенциале.
  3. Эстетические возможности видеотворчества непосредственно связаны со спецификой видеотехнологии как электронного средства записи и демонстрации экранного изображения. Наиболее сущест­венными признаками видеотехнологии, которые влияют на характер творческо-производственного процесса, являются: компактность, бесшумность съемочной аппаратуры, многократно используемый но­ситель изображения, автоматизация основных съемочных операций, атрибутивно осуществляемая звукозапись, неограниченность непре­рывной видеосъемки, мгновенность получения съемочного материа­ла, оперативность внесения корректировок и трансформаций посред­ством съемки и монтажа. Данные качества видеотехнологии возникли в результате осуществления определенных художественно-эстетических потребностей экранной сферы: сохранения естествен­ности происходящего жизненного действия и его тотально-длительного исследования (документалистика); раскрепощения ак­терской игры и достижения ее выразительности (постановка); сво­бодного преобразования реальных и создания ирреальных аудиовизу­альных образов.
  4. Появление и развитие видеотворчества привнесло и актуализи­ровало эстетическую значимость частно-интимной сферы жизнедея­тельности человека, общества и природы. Своеобразным инструмен­том такого эстетического освоения действительности явилось вы­движение на первый план творческой фигуры автора - оператора видеопроизведения, который посредством динамической камеры спо­собен выражать свою авторскую субъективность в форме целостного художественно-эстетического жеста.
  5. Особенность пространственно-временной организации (хроно­топа) видеообраза, отличающая его от экранных образов других ви­дов, заключается в отображении континуальной множественности обликов съемочного объекта, которая воссоздает на экране реальное время и реальное пространство. Соответственно, основной творче­ский метод проявляется в форме континуального видеонаблюдения за жизненным фактом, который сохраняет на экране пространственно-временную безусловность.
  6. Качественно значимыми характеристиками видеокомпозиции яв­ляются: синтезирование в единое целое внутрикадрового движения и движения съемочной камеры; импровизационность поведения персо­нажей и съемочного субъекта - автора-оператора; преимущественное использование широкоугольной оптики и вариообъективов; аудиаль-ная континуальность звукоряда и иллюстративность его функции; от­каз от немотивированного освещения, его аскетизм и динамизм в кадре; предельная реалистичность видеоизображения за счет мелкой детализации и видимой ощутимости пластических переходов цвета, фактуры, объема; создание на этапе компоузинга нового типа экран­ного изображения - визуального гибрида, одновременно фотореали­стического и фантазийного.
  7. Видеотекст - новый тип экранных текстов. Структура видео­текста, его экранная модель идентична структурным формам жизнен­ной реальности, которая текуча и неразложима по своему характеру. Это означает, что реальное пространство и время в видеотексте отра­жаются континуально, что дает основание представить его одновременно и как метатекст, как жизнь и ее моделирующее осмысление. Использование видеотекстом «форм самой жизни» делают его самым удобным средством решения информационно-коммуникативных за­дач. Эстетическое кодирование видеотекстов латентно и осуществля­ется посредством плавных переходов и соединений изобразительно-звуковых элементов видеокадра. При этом его границы не образуют замкнутую композицию, а выталкиваются (расширяются) для взаи­модействия с внекадровыми элементами во вселенское метапростран-ство. Возникающая открытость повествовательной структуры видео­текста, элементы которого подвижны, а их смысловое значение из­менчиво, предполагает возможность показывать жизнь в разнообраз­ном движении, без привнесения заранее установленных автором свя­зей. Все это создает ощущение разворачивающейся интеллектуально-эстетической игры.
  8. Видеозритель представляет собой технологически грамотного субъекта, не зависимого от функционирования своего видеоконтента, с которым у него устанавливаются отношения пространственно-временной дискретности. Контактирование с видеотекстом предпола­гает у видеозрителя приоритетность рационального начала над эмо­циональным, в котором он получает эстетическое удовольствие по­средством интеллектуально-эстетической игры. В сознании видео­зрителя постоянно разворачивается процесс автокоммуникации, при­водящий к новой модели реальности и новому качественному состоя­нию воспринимающего индивида. Становление категории видеозри­телей напрямую обусловлено формированием их эстетического опы­та, в который входит установка на поисковую активность, вызванную предельно жизнеподобными и имплицитно кодированными видео­текстами. Аудитория видеозрителей выступает как узкоспециализи­рованная или элитарная, эволюционируя от «образа» всеядного мас­сового зрителя к эстетически рафинированному интеллектуалу-индивиду.
  9. Видеовосприятие является наиболее управляемым эстетическим процессом, обеспечивающим технологическую диверсификацию условий просмотра, свободу манипулирования видеопроизведением, который направлен на его глубинное освоение. Предполагая диффе­ренцированный зрительский интерес и интеллектуально-игровой спо­соб эстетического постижения видеопроизведений, видеовосприятие как процесс претендует на статус эстетического события. Как анали­тический и дезавтоматизированный процесс, видеовосприятие актуа­лизирует эстетические ценности, отсылающие к индивидуальному зрительскому опыту текстового декодирования видеопроизведений. Обладая самой полной «произведенностью» экранного образа, видео­восприятие подводит видеозрителя к своеобразному ощущению ка­тарсиса как переживания «бытия с собой», чувству собственной креа­тивности, самоценности и единственности. Возникновение видеовос­приятия знаменует собой утверждение процессов медленного, дли­тельного созерцания, наделенного поиском смысла.
  10. Новая степень экранной онтологизации, проявленная в кино- и еще более в видеофильмах, позволяет позиционировать их как эсте­тическую ценность, расширяющую эстетическое сознание творцов экранных произведений и публики. Экранный реализм особого каче­ства, сохраняя в целом прежние творческие достижения, выводит традиционное экранное искусство на новый уровень художественно-эстетического освоения реальности. Происходит это за счет контину­ального отображения предкамерного материала. Данная тенденция берет свое начало в игровом и документальном кинематографе, есте­ственным образом продолжаясь и развиваясь в творческой деятельно­сти на основе видеотехнологии. Осознание новых возможностей эк­ранного творчества позволяет «художнику» расширять спектр своей креативности, вписываться в формирующуюся парадигму художест­венно-эстетической деятельности, добиваться соответствующего ху­дожественно-эстетического эффекта.
  11. Любительское видеотворчество, продолжая традиции кино­любительства, обнаруживает тесную связь с эстетикой повседневно­сти, которая основывается на принципе преемственности искусства и жизни, что предполагает подчинение формы функции. Его общими эстетическими признаками являются: авторская анонимность, мифо-логизированность видеопродукции, дилетантизм творческой деятель­ности (снимаю, как знаю и как хочу). Фольклорный тип любительско­го видеотворчества ориентирован на процессуальность в отображе­нии повседневности, которая в своем экранном варианте практически соответствует длительности ее реального восприятия. В эстетическом сознании такого видеолюбителя присутствует обязательная установка на фиксацию звуковой реальности, которая дополняется закадровыми комментирующими суждениями. Другая разновидность любитель­ского видеотворчества - трэш, ориентирована на поиск и выявление в повседневном существовании уникального, сенсационного, которое неизбежно стремится попасть на телеканалы и в Интернет. Эстетиче­ская ценность культуротворческой любительской видеорепрезента­ции заключена в ее способности быть экранным эквивалентом собы­тий повседневности благодаря континуальности видеотражения.
  12. Видеоарт как форма экранного творчества и коммуникации представляет собой художественное явление авангардно-экспериментальной направленности, которое органично вписывается в контекст современного (актуального) искусства эпохи постмодерна. В художественной структуре видеоарта в течение двух эволюцион­ных периодов сформировались три основных эстетико-поэтических направления: документальное, визуально-музыкальное и концепту­альное. Главной художественной функцией для первого из них стал поиск идентичности мира, утверждение брутальной визуальности, формирующей эстетику неопримитива. Основным системообразую­щим фактором визуально-музыкального направления является искус­ственно синтезированное изображение, с помощью которого можно легко и свободно отображать любые фантомно-фантазийные образы. Для концептуального видеоарта характерно заимствование творче­ских техник двух предыдущих направлений и использование особого способа смыслообразования. Центральным объектом при этом вы­ступает художественная идея, которая обнаруживается в процессе взаимодействия с иным контекстом. Видеоарт привносит новое и в художественную коммуникацию, актуализируя особый просмотро­вый режим, связанный с различными формами пространственного инсталлирования видеоизображений.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Гук А.А. Эстетика видео: Технология, творчество, поэтика. Мо-нография. Ч. 1. – М.: МГУКИ, 2009. – 102 с.

2.Гук А.А. Эстетика видео: Коммуникация, типология. Моногра¬фия. Ч. 2. – М.: МГУКИ, 2010. – 128 с.

Научные статьи в журналах списка ВАК:

3.Гук А.А. От кино до видео: становление нового культурного фе-номена // Вестник Московского государственного университета куль-туры и искусств. – М.: МГУКИ, 2007. – № 4 (20). – С. 233–237.

4.Гук А.А. Понятийное пространство экранной культуры // Вест¬ник Московского государственного университета культуры и ис¬кусств. – М.: МГУКИ, 2007. – № 5 (20). – С. 44–49.

5.Гук А.А. Видеохронотоп: формирование нового способа экран-ного творчества // Вестник Московского государственного универси-тета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2009. – № 1 (27). – С. 57–64.

6.Гук А.А. Эстетические особенности видеотворчества: аспекты содержательный и авторско-субъективный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – М.: МГОУ, 2009. – № 3 (16). – С. 62–65.

7.Гук А.А. Текстовые, зрительские и процессуальные характери-стики эстетической видеокоммуникации // Вестник Московского го-сударственного областного университета. Серия «Философские нау-ки». – М.: МГОУ, 2009. – № 4 (17). – С. 71–75.

8.Гук А.А. Эстетические аспекты видеотехнологии как средства экранного творчества // Вестник Московского государственного уни-верситета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2009. – № 6 (32). – С. 44–51.

9.Гук А.А. Эстетические ориентиры функционирования видео произведений различных типов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2010. – № 1 (33). – С. 74–78.

Другие публикации:

10.Гук А.А. Специфика пространственно-временной организации произведений видеотворчества // Наука – Творчество – Образование. Сб. науч. трудов Международной теоретико-практической конферен-ции. г. Ульяновск, 14–15 мая 2009 г. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – С. 258–261.

11.Гук А.А. Поэтика видеомонтажа: формирование нового типа эк-ранного изображения // Актуальные проблемы гуманитарных и есте-ственных наук. Современные проблемы гуманитарных и естествен¬ных наук: Материалы международной научно-практической конфе¬ренции. Москва, 15–22 июня 2009. Т. 1. – М., 2009. – С. 153–155.

12.Гук А.А. Эволюция информационных возможностей видеотех-нологии // Материалы международной научно-практической конфе-ренции «Информационные технологии в гуманитарном образовании» 24-25 апреля 2008 года. – Пятигорск, ПГЛУ, 2008. – С. 209–214.

13.Гук А.А. Маркеры специфичности видеотехнологии // Материа-лы региональной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и ре-гиона» 29 мая 2008 года. – Омск, ОГУ, 2008. – С. 113–116.

14.Гук А.А. Видеоигра как артефакт видеотворчества // Материалы международной научной конференции «Видеоигры и искусство: со-временное состояние вопроса» 25 июля 2008 года. – М., 2008. – С. 93– 98.

15.Гук А.А. Видеопроизведение как эстетический текст // Семио¬тика художественной культуры: Образ России в межкультурной ком-муникации: Сб. статей по материалам международной научно-практической конференции, Кемерово 22 мая 2009 года. – Кемерово– Санкт-Петербург: ОАО «Кемеровский полиграф. комбинат», 2009. – С. 57–65.

16.Гук А.А. Техника и искусство: экспликация взаимодействия в контексте развития художественно-творческой деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и ис¬кусств: Журнал теоретических и прикладных исследований / Кеме¬ровский государственный университет культуры и искусств. – Кеме¬рово: КемГУКИ, 2009. – № 9. – С. 52–67.

17.Гук А.А. Эстетическое и художественное в экранном творчестве // Художественное образование в России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 3–5 июня 2009 г. – Волгоград: ВГИИК, 2009. – С. 112–116.

18.Гук А.А. Поэтика видеотворчества: проблемы экранной компо-зиции // Информационные технологии в гуманитарном образовании. Материалы II Международной научно-практической конференции, 22–23 апреля 2009 года. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – С. 154–161.

19.Гук А.А. Поэтика видеотворчества: проблема авторской субъек-тивности // Философские вопросы естественных, технических и гума-нитарных наук. Сб. статей междунар. науч. конф.: В 5 т. – Магнито-горск: МаГУ, 2009. – Вып. 4. – Т. 5. – С. 93–97.

20.Гук А.А. Эстетические особенности видеотворчества: содержа-тельный аспект // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образова-ния: Сб. науч. трудов Оренбургского государственного института ис-кусств. Вып. 6. – Оренбург: ОГИИ, 2009. – С. 52–54.

21.Гук А.А. Видеотворчество как специфическая технология // Культурология: Новые подходы: Альманах-ежегодник № 14 / Отв. ред. А.И. Арнольдов. – М.: МГУКИ, 2008. – С. 208–215.

22.Гук А.А. Видеовосприятие как процесс эстетического освоения видеотекстов // Объединенный научный журнал. – М.: Агенство на-учной печати, 2009. – № 13 (231). – С. 49–51.

23.Гук А.А. Эстетические качества видеотекста как элемента ви-деокоммуникации // Материалы I международного симпозиума «Со-циальная теория и проблемы информационного общества» 30–31 ок-тября 2009 года. – Ижевск: УГУ, 2009. – С. 268–271.

24.Гук А.А. Эстетический концепт категории «видеозритель» // В мире научных открытий. № 1. – 2001. Ч. 1. Материалы Общерос-сийской электронной научной конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования» г. Красноярск, декабрь 2009 г. – С. 73–79.

25.Гук А.А. Эволюция принципов экранного реализма в игровом кинематографе как тенденция формирования и становления видеоэс-тетики // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: Сб. науч. статей по материалам науч.-практич. конференции, посвященной 60-летию факультета со-циально-культурной деятельности (28 октября 2009 года, г. Москва). – Ч. 2. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 98–103.