- формирование культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя в процессе изучения русской литературы предполагает наличие общего аксиологического основания, представляющего систему общечеловеческих ценностных идеалов и культурных универсалий. При этом основной ценностью - идеалом, имеющей системообразующее аксиологическое значение является нравственная категория «свобода»;
- в процессе взаимодействия личности с миром объективных культурных универсалий, представленных в содержании произведений русской литературы, формируется субъективная ценностная основа культурной идентичности и толерантности личности. В самом общем этическом контексте данная основа представлена понятиями «нравственность» и «духовность». При этом феномен нравственности имеет значение связующего звена между объективным ценностным миром и духовностью личности;
- культурная идентичность - это сложное психологическое образование, обусловленное человеческой потребностью «в другом» и самоопределением личности в системе общечеловеческих, культурных ценностей и идеалов, определяющих ее гуманистическое мировоззрение, в уровневом аспекте влияющее на этнический, социальный и личностный уровни идентичности, а в структурном плане представлено когнитивным, эмоционально-ценностным, волевым и поведенческими компонентами. Толерантность является духовно-нравственным качеством личности, характеризующимся готовностью и способностью человека понимать и принимать множественность и полиструктурную непохожесть культурного мира, строить свои отношения с этим миром в контексте принципов гуманизма, свободы и ненасилия, диалога и сотрудничества. При этом толерантность личности детерминируется ее культурной идентичностью через гуманистическое мировоззрение и духовно-нравственную составляющую личности, а также системно связана с культурной идентичностью в контексте единства когнитивной, эмоционально-ценностной, волевой и поведенческой личностных сфер. Идентичность и толерантность являются взаимосвязанными и взаимозависимыми характеристиками, определяющими особенности психического развития человека. Сформированная культурная идентичность выступает основой формирования толерантности, которая рассматривается как базовая ценность современной цивилизации, обеспечивающая стабильность и развитие культур. Наиболее эффективные условия для формирования культурной идентичности и толерантности личности предоставляет литературное образование; актуализированная в содержании произведений русской литературы система ценностно-культурных универсалий при определенных условиях способна через семиотическое значение литературного текста воздействовать на смысловую сферу личности будущего учителя, в полной мере активизируя механизмы культурной идентификации в контексте критического диалога субъекта образовательного процесса с позицией автора литературного произведения; авторская концепция исследования, разработанная вследствие обобщения, систематизации и интеграции различных теоретических подходов и собственных экспериментальных данных, представляет собой совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность и закономерности педагогического процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в ходе изучения русской литературы;
- модель формирования культурной идентичности и толерантности обоснована идеями гуманизации и гуманитаризации образования, которые задают теоретические основания, общую логику и принципы педагогического проектирования; стратегию, этапы, доминанты и проектно-технологические характеристики процесса формирования культурной идентичности и толерантности. Данная модель построена с позиций следующих методологических подходов: личностно-деятельностного, гуманистического, субъектно-ориентированного, аксиологического, диалогического, культурологического, герменевтического, системного. Реализация данной модели возможна только в контексте активизации познавательной деятельности и актуализации личностно потребностной сферы студентов, что обеспечивает выработку студентами собственных нравственных ориентиров через осмысление общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Данный контекст предполагает создание системы деятельностей, включенных в данный образовательный процесс. Планируемые деятельности должны не только согласовываться с основной учебной деятельностью студентов, но и иметь самостоятельные смыслопо-рождающие функции. Результативность функционирования данной модели предполагает последовательную реализацию ряда важных педагогических принципов: культуросообразности (поликультурности), интегративности, ценностно-смысловой направленности, личностного развития обучающихся, дополнительности; инновационная авторская педагогическая технология формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей включает проектно-методологический, проектно-организационный и проектно-технологический блоки, позволяющие с новых позиций рассматривать и проектировать кулыуротворческую подготовку современного учителя. Данные структурные блоки раскрывают целевые, содержательные, процедурные и организационно-управленческие аспекты. Педагогический процесс формирования культурной идентичности и толерантности в ходе изучения русской литературы представляет собой эпигенетический процесс, включающий в себя последовательное прохождение трех стадий, которые замкнуты в циклическую структуру. Первая, эмоционально-ценностная стадия - стадия построения идентичности. На первой стадии актуализировался эмоционально-оценочный параметр восприятия литературы и отечественной культуры в целом. Вторая, аналитико-диалогическая стадия - стадия децентрации, где акцент делался на формировании умений выходить за пределы одной единственной точки зрения, умений анализировать различия позиций и мнений, выявлять противоречия, признавая ценность и значимость различий и противоречий. Третья, синтетико-креативная стадия -стадия формирования толерантности. На этой стадии актуализировалась проблема развития толерантности, терпимого, безоценочного отношения к другим культурам, к иным ценностным позициям. В результате стадиально-циклической формы организации учебного процесса изучение литературы занимает место не только будущего материала основной педагогической деятельности, но обладая мировоззренческим потенциалом, является средством осмысления комплекса ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных средств и механизмов коллективных форм жизнедеятельности людей, что определенным образом сказывается на ценностно-мотивационных сторонах профессиональной деятельности будущего учителя;
- поликультурное пространство литературного образования выступает в качестве педагогически организованного текстового пространства, структурообразующим компонентом которого является индивидуально-личностное место студента педагогического вуза в мире русской литературы и культуры в целом, а процессообразующим элементом выступает отношение к художественному тексту как к мыслящей личности, равноправному коммуниканту учебного диалога. Поликулыурное пространство литературного есть пространство куль-туры в целом, представляющее собой взаимодействие определенных структурных составляющих: пространства текста (отдельного худо-жественного произведения), пространства контекста (литературный процесс в целом, концептосфера и персоносфера национальной литературы), пространство сверхтекста (культурная реальность). По-ликультурное пространство литературного образования способству-ет формированию человека культуры, его культурной идентифика-ции и толерантности.
1.Дворникова, Е. И. Развитие эмоционального мира личности средства-ми художественной литературы: монография / Е. И. Дворникова. -Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 208 с.
2.Дворникова, Е. И. Культурная идентичность и толерантность: кон-цепция, теория и условия формирования : монография / Е. И. Двор-никова. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2005. - 388 с.
3.Дворникова, Е. И. Культура. Идентичность. Толерантность: моногра-фия / Е. И. Дворникова. - М.: Народное образование, 2007. - 250 с.
Главы в коллективных монографиях:
4.Дворникова, Е. И. Культурная идентичность как антропологичес¬кий феномен // Методологические и теоретические проблемы дет-ской и педагогической антропологии : монография / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. - Ставрополь : Сервисшкола, 2004. -512 с. (С. 133-155).
5.Дворникова, Е. И. Проблемы воспитания толерантной личности // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции раз¬вития : монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. - Кни-га 1.- Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. - 266 с. (С. 186-196).
6.Дворникова, Е. И. Феномен культурной идентичности // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / под об¬од. ред. проф. О. И. Кирикова. - Книга 2. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. - 288 с. (С. 34-50).
Учебники, учебные пособия и учебно-методические комплексы:
7.Дворникова, Е. И. Русская литература XX века : учебное пособие / Е. И. Дворникова. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. -246 с.
8.Дворникова, Е. И. Эмоционально-личностное восприятие художе-ственной литературы : методические рекомендации / Е. И. Дворнико-ва. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998. - 42 с.
9.Дворникова, Е. И. Литература и живопись : учебно-методический ком-плекс. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. - 64 с.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК: 10.Дворникова, Е. И. Формирование культурной идентичности и толерантности / Е. И. Дворникова // Искусство и образование. Жур¬нал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - М., 2003. - № 3. - С. 12-22.
11.Дворникова, Е. И. Культурная идентичность в русской религиозной философии / Е. И. Дворникова // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эсте-тического воспитания. - М., 2004. - № 1. - С. 4-10.
12.Дворникова, Е. И. Культура: эволюция подходов к изучению. Статья 1 / Е. И. Дворникова // Искусство и образование. Журнал методики, те-ории и практики художественного образования и эстетического вос-питания. - М., 2004. - № 2. - С. 17-26.
13.Дворникова, Е. И. Культура: эволюция подходов к изучению. Статья 2 / Е. И. Дворникова // Искусство и образование. Журнал методики, те-ории и практики художественного образования и эстетического вос-питания. - М., 2004. - № 3. - С. 4-13.
14.Дворникова, Е. И. Воспитание толерантности у будущих педагогов в системе образования / Е. И. Дворникова // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образова¬ния и эстетического воспитания. - М., 2007. - № 2. - С. 4-21.
Научные статьи:
15.Дворникова, Е. И. Роль предмета «Литература» в нравственном воспита¬нии личности студента / Е. И. Дворникова // Современное образова¬ние, воспитание нравственной ценности : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 2000-летию Хрис¬тианства. - Ставрополь, 1999. - С. 152-153.
16.Дворникова, Е. И. Формирование эмоционально-личностного от-ношения к миру у студентов педагогического колледжа: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1999.- 22 с.
17.Дворникова, Е. И. Литература как культуросообразное средство ду-ховно-нравственного становления личности учащихся колледжа / Е. И. Дворникова // XXI век и личность. Перспектива развития педа-гогического образования : материалы I научно-практической кон-ференции. - Ставрополь, 2000. - С. 53-55.
18.Дворникова, Е. И. Литература как культуросообразное средство раз-вития эмоционально-нравственной сферы личности / Е. И. Дворни¬кова // Экология детства. Проблемы педагогического образования на рубеже веков : материалы II научно-практической конференции / СРГПИД. - Ставрополь, 2000. - С. 8-12.
19.Дворникова, Е. И. К вопросу о литературном образовании студентов педагогического института детства / Е. И. Дворникова // Педагоги-ческая наука и практика- региону: материалы III межвузовской научно-практической конференции / СРГПИД. - Ставрополь, 2001. -С. 130-134.
20.Дворникова, Е. И. К вопросу об изучении литературы в контексте культуры / Е. И. Дворникова // Проблемы детской антропологии : материалы Всероссийской научной конференции. - Ставрополь, 2001. - С. 41-43 (формат А4).
21.Дворникова, Е. И. К вопросу о развитии эмоциональной сферы личности средствами художественной литературы / Е. И. Дворни¬кова // Проблемы детской антропологии : материалы Всероссий¬ской научной конференции.- Ставрополь, 2001. - С. 110-112 (формат А4).
22.Дворникова, Е. И. К вопросу о культурологической направленности изучения литературы / Е. И. Дворникова // Культура. Искусство. Об-разование: проблемы и перспективы развития: материалы междуна-родной научно-практической конференции. - Смоленск: СГПИ, 2001. - С. 327-331.
23.Дворникова, Е. И. К вопросу о культурологических аспектах изуче¬ния литературы / Е. И. Дворникова // Сборник научных статей кафедры русского языка и литературы/ МПГУ. - М. : Прометей,
2001.- Выпуск 4. - С. 100-114.
24.Дворникова, Е. И. Развитие эмоциональной сферы личности при изу-чении художественной литературы / Е. И. Дворникова // Современ-ное гуманитарное знание о проблемах социального развития; сбор-ник научных трудов. - В 2-х частях. Ч. 1 - Москва: Илекса, 2002. -С. 501-505.
25.Дворникова, Е. И. Роль эмоций в процессе развития личности / Е. И. Дворникова // Психологический ресурс в экономике и пред-принимательстве материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: СКСИ ; Ставропольсервисшкола,
2002.- С. 320-323.
26.Дворникова, Е. И. Роль эмоциональности в литературном образова-нии / Е. И. Дворникова // Педагогическая наука и практика - реги-ону : материалы IV научно-практической конференции. - Ставро¬поль : СГПИ, 2002. - С. 24-27.
27.Дворникова, Е. И. Проблемы воспитания духовности и формиро¬вания культурной идентичности через средства литературного об-разования. Теоретический аспект / Е. И. Дворникова // Пробле¬мы эволюции русской литературы: материалы межвузовской на¬учной конференции. - Москва : Изд-во МПГУ, 2002. - Выпуск 7. -С. 294-301.
28.Дворникова, Е. И. Некоторые аспекты культурологического подхода в исследовании проблемы педагогической культуры / Е. И. Дворни-кова // Развивающаяся личность в системе высшего образования России: материалы Всероссийской научно-практической конферен-ции. - Ростов н/Д : Институт управления, бизнеса и права, 2002. -Ч. 2. - С. 43-48.
29.Дворникова, Е. И. Культурологические основы литературного обра-зования / Е. И. Дворникова // Развитие личности как стратегия гу-манизации образования: материалы межрегиональной научно-прак-тической конференции. - СтавропольСевКавГТУ, 2002. - С. 177-181.
30.Дворникова, Е. И. Культурологические подходы к проблеме литера-турного образования / Е. И. Дворникова // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. - Москва: Академия наук о земле, 2002. - Том II. - С. 60-61 (формат А4).
31.Дворникова, Е. И. Литературное воспитание и образование как веду-щий фактор развития культурной толерантности и идентичности. К по¬становке проблемы / Е. И. Дворникова // Человек в контексте культу-ры : сборник научных и учебно-методических статей кафедры русского языка и литературы Московского психолого-социального института/ МПГУ. - Москва : Прометей, 2002. - Выпуск 5(2). - С. 189-196.
32.Дворникова, Е. И. Проблемы воспитания толерантной личности че¬рез формирование культурной идентичности / Е. И. Дворникова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений : сборник научно-методических статей (Теория и практика). - Моск-ва ; Воронеж, 2002. - С. 50-74.
33.Дворникова, Е. И. Особенности технологии литературного образо-вания / Е. И. Дворникова // Формирование учебных умений в про¬цессе реализации стандартов образования : материалы докладов Все-российской научно-практической конференции. - Ульяновск: Уль-яновский государственный педагогический университет, 2003. -С. 162-164.
34.Дворникова, Е. И. Семиотическая проблематика культурной идентич-ности / Е. И. Дворникова // Филология и культура : материалы IV Международной научной конференции. - Тамбов : ТГУ имени Г. Р. Державина, 2003. - С. 241-243.
35.Дворникова, Е. И. Диалог культур и диалог в культуре на уроках ли-тературы / Е. И. Дворникова // Эвристическое образование VI: ма-териалы Региональной научно-практической конференции / СГУ. -Ставрополь, 2003. - С. 36-42.
36.Дворникова, Е. И. Формирование толерантности в образовательном процессе / Е. И. Дворникова // Философские и психолого-педагоги-ческие проблемы нравственной жизни личности: материалы Меж-дународной научно-практической конференции. - Воронеж, 2003. -С. 436-446.
37.Дворникова, Е. И. Проблемы развития гуманистического мировоз-зрения средствами русской классической литературы / Е. И. Двор-никова, Л. В. Лисенкина // Философские и психолого-педагогичес-кие проблемы нравственной жизни личности: материалы Междуна-родной научно-практической конференции. - Воронеж, 2003. -С. 386-392.
38.Дворникова, Е. И. «Я» и «Другой» в динамической системе культу-ры / Е. И. Дворникова // Личность: культура и образование : матери-алы 48-й научно-методической конференции преподавателей и сту-дентов / СГУ. - Ставрополь, 2003. - С. 37-41.
39.Дворникова, Е. И. Культурная идентичность / Е. И. Дворникова // Пе-дагогическая наука и практика — региону: материалы Всероссийс-кой научно-практической конференции. - Ставрополь: СГПИ, 2003. - С. 284-286.
40.Дворникова, Е. И. Культурная детерминация формирования и разви-тия личности / Е. И. Дворникова // Развитие личности в образова-тельных системах Южно-Российского региона: X годичное собра-ние Южного отделения РАО и XXII региональные психолого-педа-гогические чтения Юга России. - Ростов н/Д : РГПУ, 2003. - Ч. 1. -С. 32-36.
41.Дворникова, Е. И. Модель культурной и личностной идентичности в русской религиозной философии / Е. И. Дворникова // Теоретические и прикладные проблемы детской антропологии: материалы Между-народной научно-практической конференции. - Ч. 1. - Ставрополь: «Юркид», 2003. - С. 73-77.
42.Дворникова, Е. И. Феномен культуры в историческом и современном контекстах образования / Е. И. Дворникова // Вестник СГПИ. - 2003. -Выпуск 1. - С. 7-22 (формат А4).
43.Дворникова, Е. И. Проблемы формирования культурной идентичнос-ти личности / Е. И. Дворникова // Вестник СГПИ. - 2003. - Выпуск 2. -С. 22-40 (формат А4).
44.Дворникова, Е. И. Этноцентризм как социально-психологический фе-номен / Е. И. Дворникова // Международный сборник научных тру-дов. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический уни-верситет, 2003. - Выпуск 22. - С. 58-62.
45.Дворникова, Е. И. Диалогическая природа символа в системе культу-ры / Е. И. Дворникова // Символ в системе культуры: символичес-кие миры и знаковые системы: сборник статей и материалов Меж-дународной научной конференции. - Сыктывкар: Коми пединсти-тут, 2004. - С. 19-25.
46.Дворникова, Е. И. Культура и язык как семиотическая система / Е. И. Дворникова // VII Царскосельские чтения : материалы Между-народной научно-практической конференции ЛГУ им. А. С. Пушки-на. - СПб., 2004. - С. 116-118.
47.Дворникова, Е. И. Семиотическая природа культуры / Е. И. Дворни-кова // Вестник СГПИ. - 2004. - № 3. - С. 5-14.
48.Дворникова, Е. И. Роль границы в формировании культуры и лично¬сти / Е. И. Дворникова // Развитие личности в образовательных сис-темах Южно-Российского региона: тезисы докладов XI годичного собрания Южного отделения РАО и XIII психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д ; ГПУ, 2004. - Ч. 1. - С. 238-243.
49.Дворникова, Е. И. Механизмы освоения культуры личностью / Е. И. Дворникова // Философия в XXI веке : Международный сбор¬ник научных трудов. - Воронеж: Воронежский гос. пед. университет, 2004. - Выпуск 1. - С. 30-37.
50.Дворникова, Е. И. Литературное образование как условие формиро-вания культурной толерантности личности / Е. И. Дворникова // Че-ловек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сбор¬ник научных трудов. - Воронеж: Воронежский гос. пед. университет, 2004. - Выпуск 24. - С. 215-221.
51.Дворникова, Е. И. Феномен толерантности / Е. И. Дворникова // Про-блемы становления гражданского общества на Юге России : мате¬риалы Всероссийской научно-практической конференции (17-18 ап-реля 2004 г.) / Армавирский институт социального образования (фи-лиала) МГСУ. - С. 112-119.
52.Дворникова, Е. И. Литературное образование и воспитание как веду-щий фактор образования культурной идентичности и толерантнос¬ти личности / Е. И. Дворникова // Филология в XXI веке: Проблемы и методы исследования: материалы Международной конференции «Пушкинские чтения» (6июня 2004г.)/ ЛГУ им. А.С.Пушкина. -С. 258-268.
53.Дворникова, Е. И. «Я» и «Другой» в контексте культуры / Е. И. Двор-никова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии : материалы Всероссийской научно-прак-тической конференции (3-4 ноября 2004г.) / Ставрополь: СГПИ. - С. 59-62.
54.Дворникова, Е. И. Культура как производная знаковая система язы-ка/ Е. И.Дворникова // Язык. Текст. Дискурс : межвузовский науч-ный альманах. - Ставрополь. - ПГЛУ, 2004. - Выпуск 2. - С. 59–67.
55.Дворникова, Е. И. Психолого-педагогические подходы к изучению и формированию культурной толерантности / Е. И. Дворникова // Пе-дагогическая наука и практика — региону: материалы VII региональ-ной научно-практической конференции (8-9 апреля). - Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. - С. 78-85.
56.Дворникова, Е. И. Формирование культурной толерантности лично-сти в процессе литературного образования / Е. И. Дворникова // Раз¬витие личности в образовательных системах Южно-Российского ре¬гиона : XII годичное собрание Южного отделения РАО и XXIV пси-холого-педагогические чтения Юга России. - Ростов н/Д : РГПУ, 2005. - Ч. 1. - С. 44-51.
57.Дворникова, Е. И. Педагогические условия формирования культур¬ной идентичности и толерантности в процессе изучения литературы будущими учителями / Е. И. Дворникова // Пушкинские чтения : материалы X Международной научной конференции. - СПб., 2005. -С. 354-361.
58.Дворникова, Е. И. Полицентричность человеческой культуры. Субъекты диалога / Е. И. Дворникова // Сборник научных статей и материалов Международной научной конференции. - Сыктывкар: Коми госпе-дуниверситет, 2005. - С. 36-42.
59.Дворникова, Е. И. Семиотическая проблематика культурной иден-тичности / Е. И. Дворникова // Теоретические и прикладные про¬блемы педагогической и детской антропологии : материалы II Меж-дународной научно-практической конференции. - Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005 - С. 267-268 (формат А4).
60.Дворникова, Е. И. Педагогическая ценность художественного изображения детства в творчестве русских писателей XIX века /Е. И. Дворникова, Н. Г. Игнатьева // Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии : материалы II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь : ООО «Бюро новостей», 2005 - С. 305-306 (формат А4).
61.Дворникова, Е. И. Развитие и становление личности ребенка в авто-биографической прозе XIX века / Е. И. Дворникова, Н. Г. Игнатье¬ва// Образовательное пространство детства: исторический опыт, про-блемы, перспективы : сборник научных статей и материалов Все-российской научно-практической конференции (Коломна, 28-29 апреля 2006). - Коломна : КГПИ, 2006. - С. 130-135.
62.Дворникова, Е. И. Памяти Николая Рубцова / Е. И. Дворникова // Рубцовские чтения - 2006: материалы первой научно-практической конференции, отделение русского языка и литературы СГПИ. - Став-рополь : Сервисшкола, 2006. - С. 7-16.
63.Дворникова, Е. И. Тенденция тихой лирики в литературе 60-70 гг./ Е. И. Дворникова // Рубцовские чтения 2006 : материалы первой на-учно-практической конференции, отделение русского языка и лите-ратуры СГПИ. - Ставрополь : Сервисшкола, 2006. - С. 17-24.
64.Дворникова, Е. И. Особенности изучения лирики Н. Рубцова в сред-ней общеобразовательной (полной) школе / Е. И. Дворникова // Руб-цовские чтения 2006 : материалы первой научно-практической кон¬ференции, отделение русского языка и литературы СГПИ. - Став-рополь : Сервисшкола, 2006. - С. 188-222.
65.Дворникова, Е. И. Толерантное сознание: проблема становления и воспитания будущих педагогов / Е. И. Дворникова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии : материалы третьей международной научно-практической конференции (18-20 октября 2006, СГПИ).- Ставрополь: СГПИ; Сервисшкола, 2006. - С. 285-293.
66.Дворникова, Е. И. Воспитание толерантности у будущих педагогов в процессе изучения литературы / Е. И. Дворникова // Учитель. - Мос-ква, 2006. - № 6. - С. 35-38.
67.Дворникова, Е. И. Модель культурной и личностной идентичности / Гуманитарные науки и православная культура. IV Пасхальные чте-ния : материалы IV научно-методической конференции / МПГУ. -М., 2007. - С. 122-129