Научная тема: «ВЗАИМНАЯ РЕЛЕВАНТНОСТЬ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА)»
Специальность: 24.00.01.
Год: 2006
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Присущая художественной культуре России в течение всей ее истории тенденция к сохранению ценностной доминанты, связанной с восточно-христианской традицией, в культурологическом видении объясняется способом усвоения этой традиции в сложившемся и образно оформленном виде, что делает диалектику целостности образа исходным пунктом для анализа преемственности творческого опыта. Одним из способов трансляции ценностей и смыслов культуры выступала преемственность изначально связанных с диалектикой целостности образа эстетических и этических идеалов. Поэтому в истории художественной культуры России можно выделить самостоятельную линию преемственности творческого опыта, - линию, связанную с взаимной релевантностью искусства и религии.
  2. Современный этап развития культуры России определяется взаимодействием двух тенденций: проблемой сохранения традиции и освоения полистилистического культурного проекта современности. Западноевропейская версия данного проекта нацелена на решение проблемы постоянной переоценки и корректировки ценностно-идеальной сферы, что соответствует полистилистическому характеру современной культуры. Но это решение демонстрирует традиционный для западной культуры путь разработки способов опосредствования в разнообразных формах художественно-эстетической деятельности. В случае русской культуры, исторически связанной с восточным христианством, доминирует ориентация на творческое осуществление целостности образа, сохраняющего интуицию трансцендентного в художественном опыте. В этом последнем варианте полистилистичность может быть удержана, если диалектика образа выступает основанием художественной саморефлексии.
  3. Исходя из сказанного, вклад русской культуры в историю мировой культуры в диалогическом взаимодействии различных традиций мог бы определяться утверждением образа как основы формирования рефлектирующей (опосредствующей) мысли. Существенным является и ценностное доминирование образной сферы в ситуации встречи с принципиально иным (иным культурным, цивилизационным, духовным и т.д. опытом), которое выступает причиной рефлексии и проблематизации смысла самой культуры (познающего сознания). Русская культура, основанием преемственности духовного опыта которой выступали формы художественного освоения мира, в условиях современности является культурной традицией, сохраняющей тип мышления, нацеленный на создание целостной концепции бытия, что может быть прослежено в современном литературном, живописном, музыкальном произведении.
  4. Творчество по-прежнему выступает как доминирующая установка самосознания человека, ориентированного художественной культурой России, как порождающая модель существования человека в культуре, имеющая смысл спасения (в рамках религиозного мировоззрения) и оправдания творчеством (для секулярного мировоззрения). На уровне художественного самосознания эта установка приобретает значение эстетического идеала, который становится основанием самооценки и трансцендентным идеалом творчества как такового. В этом смысле художественное творчество в истории русской культуры предстает как трансцензус личности, связанный с преодолением, как границ культуры, так и своей экзистенции.
Список опубликованных работ
Книги, монографии

1. Актуальность традиции: Художественное творчество в истории русской культуры. Монография. М., Издательский сектор ОРОиК РПЦ, 2005. 9 п. л.

2. Русская культура: онтология Слова и Образа. Монография (сдана в печать). М., Издательский сектор ОРОиК РПЦ, 2006. 9 п. л.

3. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов (коллективный труд) / Науч. ред. Л.А. Серебрякова. Челябинск, Урал ЛТД, 2001(коллективный труд). Авторских 11 п . л.

Учебные пособия

4. История русской культуры (X – XVI вв.): Курс лекций. Челябинск: ЧВМУ(В), 2000 (в соавторстве с Безгиновой И.В.). 8 п. л.

Статьи

5. Воспитание традицией: формирование ценностных установок российской молодежи // Материалы I всероссийской молодежной конференции по природному (экологическому туризму). М., 2005. 0,2 п. л.

6. Гуманитарное знание в анализе проблем современности // Феномен культуры: Проблемы теории и истории. Челябинск: ЧИМ, 2004. Вып. 2. 0,4 п. л.

7. Исторический опыт русской культуры и современность // Вопросы истории. 2006. № 8. 0,8 п. л.

8. К пониманию феномена русского авангарда: проблема взаимодействия искусств // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Международной научно-практической конференции (август 1997). Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 1997. 0,4 п. л.

9. Культура как текст: о герменевтическом подходе в музыкальном образовании // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международного научного конгресса (6-8 апр., 2000 г., Волгоград: В 2 т. Т.1. Волгоград, ВолГУ, 2000. 0,2 п. л.

10. Культурно-образовательная ситуация в современной России: проблема подготовки религиоведа // Религиозное образование в высшей школе: Материалы XIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2006. 0,7 п. л.

11. Музыкальное образование как культурная традиция // Проблемы и перспективы развития начального художественного образования: Сб. тезисов и материалов научно-практической конференции. Магнитогорск – Челябинск, 2001. 0,2 п. л.

12. Музыкальное творчество как актуальное бытие культуры // Материалы научно-практической конференции «Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия» 24-26 апр. 2001 г. Астрахань, 2001. 0,3 п. л.

13. Науки о культуре и опыт современности: прорыв в будущее // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Культура на пороге третьего тысячелетия в свете культурологического знания», 28 ноября 2000 г. Челябинск, ЧГАКИ, 2001. 0,2 п. л.

14. Опыт жизни в культуре: о творческом потенциале серебряного века // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции, 16-18 апр., 2001 г., г. Челябинск. ЧВМУ(В). Челябинск, 2001. Ч.1. 0,2 п. л. (в соавторстве с Гедько К.А.).

15. Православие как предмет культурологического исследования // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы II Российского философского конгресса. В 4 т. Т.4: Философия духовности, образования, религии. Ч.2. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 0,2 п.л.

16. Православная традиция русской культуры: учение об образе // Музыкальный Миллениум: искусство истории – история искусства: Сб. научных статей. Петрозаводск, Петрозаводская консерватория, 2000. 0,8 п. л.

17. Пушкинские темы в судьбах русской поэзии: Пушкин и Хлебников // «Благослови, поэт!..»: размышления о Пушкине. Челябинск: ЧВМУ(В), 1998. 0, 7 п. л.

18. Россия: путь Культуры (заметки культуролога на полях истории) // Православная Церковь и культура: Материалы XIII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2005. 0,8 п. л.

19. Русская культура: вехи исторического пути // Феномен культуры: проблемы теории и истории: Сб. научных трудов. Отв. ред. О.А. Жукова. Челябинск: ЧВМУ(В), 2000. 0,8 п. л.

20. Семь нот у каждого свои: композитор Анатолий Кривошей // Челябинск, №2 (51). 2001. 0,3 п. л.

21. Современность на пороге будущего: от цивилизации к культуре // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Культура и цивилизация» 17-18 апр. 2001 г., г. Екатеринбург: В 2 ч. Ч.1. Екатеринбург, 2001. 0,3 п. л.

22. Творческая парадигма современной культуры // Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства, образования: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции, 16-18 апр., 2001 г., г. Челябинск. ЧВМУ(В). Челябинск, 2001. Ч.1. 0,3 п. л.

23. Творческий феномен В. Хлебникова как культурологическая проблема // Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. VII Международные Хлебниковские чтения. 7-9 сент. 2000 г.: Научные доклады. Статьи. Тезисы. Астрахань, Астраханский госпедвуз, 2000. 0,4 п. л.

24. Творческое мышление музыканта как педагогическая проблема (об актуальности курса «Теория музыкального содержания») // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 дек. 2002 г. Астрахань, 2002. 0,3 п. л.

25. Творчество композитора и художественный опыт современной культуры // Региональное композиторское творчество в контексте современного музыкознания: Материалы Пятого Пленума Челябинского отделения СК России. Челябинск, ЧГАКИ, 2005. 0,4 п. л.

26. Теория творчества и современное образование // Искусство и образование. 2006. № 3. 0,9 п. л.

27. Учитель – ученик: культурный статус и педагогические возможности музыкального образования ребенка // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. статей. Челябинск: ЧИМ, 2002. 0,4 п. л.

28. Философское осмысление проблемы культуры // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международного научного конгресса (6-8 апр., 2000 г., Волгоград): В 2 т. Т.1. Волгоград, ВолГУ, 2000. 0,2 п. л.

29. Художественный опыт как цельное знание: к вопросу об универсалиях искусства // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвузовский сб. научных трудов. Челябинск, ЧВМУ(В), 2000. 0,7 п. л.

30. Ценностные ориентиры современной цивилизации и проблема будущего // Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий: Труды международной научной конференции (3-5 окт. 2000 г., Волгоград): В 2 т., Т.2. Волгоград, ВолГУ, 2000. 0,2 п.л.