2. Процесс интеграции народов Северного Кавказа в политическое, экономическое и социокультурное пространство России имел свои позитивные и негативные результаты. К числу позитива можно отнести созданное единое языковое и образовательное пространство, преодоление экономической отсталости, развитие тенденции формирования у народов региона социальной структуры современного общества. Негативные итоги проявились в чрезмерном и ускоренном административно-силовом давлении центральной власти на народы региона. Благодаря тому, что русское население занимало лучшие земли, обусловливалось его доминирующее позицирование в северокавказской экономике и обеспечивалось для российской культуры множество точек соприкосновения с автохтонным населением, имея в качестве перспективы его аккультурацию, которая в конечном итоге привела к появлению просветительства в регионе.
3. Проведенный историографический обзор и критический анализ литературы по избранной тематике позволяют утверждать, что специфика северокавказского просветительства имеет существенные пробелы и недоработки. До сих пор в научной литературе по этому вопросу не устранена полярность суждений и не выработана единая концептуальная модель просветительских тенденций второй половины XVIII - начала XX вв.: во-первых, это касается этимологии самого слова «просветитель»; во-вторых, спорно утверждение о названии начального этапа просветительства; в-третьих, нет консенсуса относительно периодизации просветительского движения на Северном Кавказе (хотя следует сказать, что определены особенности и этапы движения по отдельным национальным районам). Систематизировав и обобщив имеющиеся данные и руководствуясь целесообразностью хронологии общественно-социального устройства Северного Кавказа и динамизма протекания политических процессов (а также абстрагируясь от общепринятой периодизации общественно-политической мысли), мы выделили три этапа социоисторического развития горского просветительства досоветской эпохи: 1 этап - генезис просветительства (1760-1864 гг.); 2 этап - постреформенный (1864-1890 гг.); 3 этап - революционный (1890-1917 гг.).
4. Каждый этап своеобразен и имеет свою специфику:
- дореформенный (первый) период (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) знаменателен тем, что положил начало разработке письменности кавказских народов, появлению книгопечатания на языках северокавказских народов. Именно в этот период развернули свою просветительскую деятельность первые образованные горцы, ставшие носителями национального самосознания, авторами историко-этнографических, лингвистических трудов, школьных учебников, собирателями фольклора и учредителями очагов просвещения. Северокавказское просветительство 1-го периода развивалось под воздействием двух направлений - конфессионального, представленного духовенством и феодалами (русскими и местными) и либерального, в которое входила молодая горская интеллигенция;
- второй этап развития научно-просветительской мысли (1864-1890 гг.) проходил под эгидой реформирования, давшего простор новому (капиталистическому) пути развития как российского, так и кавказского общества. Спецификой этого этапа являлись борьба за ликвидацию сословной системы воспитания и демократизацию школьного обучения и рост общественно-политической активности народной интеллигенции, а также разная социальная ориентация представителей различных этнических образований, обусловленная неодинаковым их социально-экономическим и духовным развитием. В общественно-политическом и научно-просветительском движении северокавказских народов рассматриваемого периода определились три основных направления: 1) радикально-демократическое; 2) умеренно-либеральное и 3) духовно-конфессиональное;
- третий этап просветительского движения (1890-1917 гг.) интересен тем, что совпадает с переломным моментом в истории Российского государства, выразившемся в подготовке и проведении его социально-политического переустройства посредством революционного переворота. Это выразилось в том, что наряду с образовательными задачами на первый план выдвигались задачи реформирования общества. По своей направленности научно-просветительское движение горцев конца XIX - начала XX века оппозиционировалось с 4-мя направлениями: 1) радикально-демократическим, 2) умеренно-либеральным, 3) духовно-конфессиональным, 4) марксистским.
5. При всех перипетиях исторического развития Северный Кавказ сохранил специфику, делающую его весьма интересным объектом исследования. Под влиянием русской науки и культуры он вобрал в себя черты, характерные для центра страны. В то же время регион, находясь на периферии империи, выступал в качестве своеобразной переходной зоны. В результате в регионе действовали закономерности центра и периферии. Особенно это наблюдалось в просветительской политике властных структур, которая всегда ставила на первый план государственную задачу и в соответствии с этим стремилась формировать новое поколение в духе государственной идеологии; политика в сфере образования горцев осуществлялась в общегосударственном русле и сопровождалась усиленной русификацией и чрезмерной политизацией автохтонных этносов. Однако даже такая аккультурация горских народов явилась важным фактором формирования их научной интеллигенции, ставшей инициатором создания в крае просветительства, имевшего собственную национальную почву и отражавшего как общеинтернациональные, так и национально-особенные тенденции общественного движения, которое на всех этапах своего развития выступало в качестве активного противовеса государственной школьной политике, способствуя привлечению общественного интереса к проблемам народного просвещения.
1. Блейх Н.О. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова: Монография. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 168 с.
2. Блейх Н.О. Социокультурная парадигма становления просветительства на Северном Кавказе: Монография. /Под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э.Кесаевой, Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. 324 с.
3. Блейх Н.О. Специфика становления просветительской мысли у северокавказских народов в первой половине XIX в.: Монография: В 2 т. Т.2. /Под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э.Кесаевой, Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. 251 с.
Публикации в журналах, рекомендуемых ВАК:
1. Блейх Н.О. Научно-просветительская деятельность видного осетинского педагога М. Гарданова // Ананьевские чтения /Под общ. ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. С. 45-48.
2. Блейх Н.О. Дидактические положения Г. Дзасохова: Ананьевские чтения /Под общ. ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. С.48-52.
3. Блейх Н.О. Роль российской науки в культурном освоении Северокавказского региона (XVIII век) (историографический аспект) //Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова, 2008. № 2. С.155-159.
4. Блейх Н.О. Вклад российской науки в социокультурное строительство северокавказского региона //Преподавание истории в школе, 2008. № 4. С. 11-15.
5. Блейх Н.О. Горское просветительство в контексте мирового люмьеризма //Преподавание истории в школе, 2008. № 4. С.73-77.
6. Блейх Н.О. Истоки становления люмьеризма у северокавказских народов (первая половина XIX столетия) //Преподавание истории в школе, 2008. № 5. С. 12-17.
7. Блейх Н.О. Развитие школьного образования на Северном Кавказе в пореформенный период и его роль в становлении просветительства в регионе //Преподавание истории в школе. 2008. № 5. С. 80-84.
8. Блейх Н.О. Ретроспективный анализ русско-кавказских отношений (V – XVIII вв.) //Вопросы истории. 2008. № 12.
9. Блейх Н.О. Начальный этап становления люмьеризма у северокавказских народов (первая половина XIX столетия) //Вопросы истории. 2008. № 12.
10. Блейх Н.О. Становление просветительства на Северном Кавказе и его роль в культурном просвещении горцев //Родина. 2009. № 1.
Методические и учебные пособия:
1. Блейх Н.О. Основные научно-педагогические воззрения Г.И.Дзасохова: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 16 с.
2. Блейх Н.О. Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 12 с.
3. Блейх Н.О. Г.И.Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 15 с.
4. Блейх Н.О. Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских народов в педагогических трудах Г.И.Дзасохова: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 14 с.
5. Блейх Н.О. Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 18 с.
6. Блейх Н.О. Пионеры горского просветительства в борьбе за построение северокавказской народной школы: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. 93 с.
7. Блейх Н.О. Видные ученые-кавказоведы и горские педагоги-просветители о проблемах рациональной постановки воспитания, образования и обучения в северокавказском регионе: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. 116 с.
8. Блейх Н.О. Просвещение и просветительство на Северном Кавказе (вторая половина XIX в.): Методическое пособие /Под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э.Кесаевой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. 157 с.
9. Блейх Н.О. Истоки зарождения просветительства в северокавказском регионе (XVIII век) в контексте его социополитического и культурного устройства: Методическое пособие /Под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э.Кесаевой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. 245 с.
10. Блейх Н.О., Комисарова Е.В. Умственное воспитание как элемент народной педагогической системы (на фольклорно-этнографическом материале Северного Кавказа): Учебное пособие /Под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э.Кесаевой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. 165 с.
11. Блейх Н.О., Зангиева М.Ж. Методическое пособие по учебно-развивающего курсу «Развитие национального характера на народном идеале воспитания (поурочное планирование)»/Под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э.Кесаевой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. 145 с.
Статьи и тезисы докладов:
1. Блейх Н.О. Гиго Дзасохов – видный педагог-просветитель кавказских народов //Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире: Материалы V Республиканской научно-теоретической конференции. 21-22 октября 1999 г. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. С. 45-49.
2. Блейх Н.О. Прогрессивное значение присоединения Северного Кавказа к России для зарождения в крае передовой горской интеллигенции //Основные тенденции воспитания в республиках и округах Южного Федерального округа: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Владикавказ: СОГУ, 2001. С. 22-28.
3. Блейх Н.О. Вклад Г.И. Дзасохова в кавказскую педагогику //Основные тенденции воспитания в республиках и округах Южного Федерального округа: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Владикавказ: СОГУ, 2001. С. 56-67.
4. Блейх Н.О. Состояние школьного образования в Осетии во второй половине XIX столетия //Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. Тезисы III Международного конгресса по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2001. С. 56-62.
5. Блейх Н.О. Проблемы женского образования в педагогической публицистике Г.И. Дзасохова //Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. Тезисы III Международного конгресса по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2001. С. 63-68.
6. Блейх Н.О. Влияние русско-кавказских взаимоотношений на зарождение просвещения северокавказских народов (тезисы). Актуальные проблемы современной педагогики: Тезисы докладов /Под ред. канд. пед. наук А.Ю.Белогурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. С. 112-114.
7. Блейх Н.О. Основные направления развития просветительской и педагогической мысли на Северном Кавказе //Актуальные проблемы современной педагогики: Тезисы докладов /Под ред. канд. пед. наук А.Ю.Белогурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. С.114-116.
8. Блейх Н.О. Г.И.Дзасохов о судьбе женщины-горянки //Отчизна. Владикавказ. 2002. 23 сентября.
9. Блейх Н.О. Он сохранил для нас наследие Коста (к дате рождения Г.И.Дзасохова) //Отчизна. Владикавказ. 2002. 23 сентября.
10. Блейх Н.О. Начало изучения российской наукой Северокавказского региона //Социология и социальная работа. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. С. 209-211.
11. Блейх Н.О. Вклад декабристов в культурное строительство Кавказского края //Вопросы педагогики и психологии /Под ред. Е.Е.Хатаева. Владикавказ, 2004. С. 88-92.
12. Блейх Н.О. История возникновения и развития просветительского движения на Северном Кавказе //Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. Симпозиум VIII. Материалы IV Международного конгресса 21-24 сентября 2004 года «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск: ПГЛУ, 2004. С. 23-27.
13. Блейх Н.О. К вопросу о развитии просветительской и педагогической мысли северокавказских народов в конце XVIII – 60-х гг. XIX в. //Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. Симпозиум VIII. Материалы IV Международного конгресса 21-24 сентября 2004 года «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск: ПГЛУ, 2004. С. 28-32.
14. Блейх Н.О. Вклад деятелей российской культуры в зарождении на Северном Кавказе местной интеллигенции //Вопросы социологии, психологии и социальной работы. Вып. V. /Под ред. проф. К.С.Дзагкоева. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. С. 33-38.
15. Блейх Н.О. История женского военно-рыцарского воспитания горских народов //Теория и практика обучения и воспитания. Вып. V. /Под ред. проф. Б.А.Тахохова Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. С.267-272.
16. Дзугаева М.З., Блейх Н.О. Содержание и система военно-физической подготовки юношества у северокавказских народов //Вопросы педагогики и психологии /Под ред. проф. Е.Е.Хатаева. Владикавказ: СОГУ, 2006. С. 132-138.
17. Блейх Н.О. Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 23-24 мая 2008. Славанск-на-Кубани: СГПИ, 2008. С. 173-176.
18. Блейх Н.О. Влияние российской культуры на развитие северокавказского просветительства //Исторические науки. 2008. № 4. С. 35-37.
19. Блейх Н.О. Культура как форма проявления кавказского этноса //Академический журнал Западной Сибири. 2008. № 2. С.66-67.
20. Блейх Н.О. Периодическая печать Северного Кавказа в борьбе за просветительство горских народов //Академический журнал Западной Сибири. 2008. № 2. С. 67-68.
21. Блейх Н.О., Кесаева Р.Э. Роль русской православной церкви в приобщении горцев к мировой цивилизации конца XIX – начала XX вв. //Вопросы социологии и психологии: Сборник научных трудов /Под ред. проф. Е.Е.Хатаева. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. С. 19-25.
22. Блейх Н.О., Кесаева Р.Э. Влияние периодической печати Северного Кавказа на просветительство горских народов //Вопросы социологии и психологии. Вып. VI. /Под ред. проф. Е.Е.Хатаева. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. С. 25-27.
23. Блейх Н.О. Просветительские тенденции российской политики на Северном Кавказе и их эволюция (конец XVIII – начало XX вв.) //Социокультурные трансформации в России: исторический опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции 2-3 октября 2008. Армавир. Изд-во АГПУ. 2008. С. 123-125.
24. Блейх Н.О. Специфика развития образования и просвещения на Северном Кавказе в первой половине XIX века //Академический журнал Западной Сибири. 2008. № 5. С. 3-4.
25. Блейх Н.О. Государственная российская политика по формированию единого социокультурного пространства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII века) //Академический журнал Западной Сибири. 2008. № 5. С. 4-5.
26. Блейх Н.О., Кесаева Р.Э. Феномен кавказской культуры //Интеллигенция и проблемы национальных отношений: Материалы VII Международной научной конференции «Байкальская встреча». 16-18 сентября 2008 г. /Отв. ред. И.И.Осинский. М.-Улан-Удэ: Изд-во Бурятинского госуниверситета, 2008. С. 202-205.