-
Бюджет как источник информации социально-экономического развития государства и его индикатор в системе прямых и обратных связей сигнализирует о поступлении финансовых ресурсов в распоряжение государства и муниципальных образований и их достаточности для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований. Это дает возможность государству управлять финансовыми потоками всей финансовой системы Российской Федерации, используя императивный метод правового регулирования.
- Закрепить в БК РФ определение бюджета как основного финансового плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемого соответствующими представительными (законодательными) органами государственной власти или муниципального образования в форме закона (или в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципального образования) для осуществления задач и функций государства и муниципального образования.
- Разработана Концепция дальнейшего развития института бюджетного процесса в Российской Федерации. Обосновывается, что бюджетный процесс является институтом бюджетного права Российской Федерации и объединяет бюджетно-процессуальные нормы, регулирующие однородные и образующие отдельную группу бюджетно-процессуальные общественные отношения по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса. Иные особенности процессуальных норм заключаются в том, что они носят служебный характер и выступают формой, в которой реализуются материальные нормы бюджетного права. В целом процессуальные нормы бюджетного права по своему характеру являются публичными, обеспечивающими выполнение задач и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.
- На основе анализа бюджетно-процессуальных норм определено понятие бюджетно-процессуальных правоотношений, как урегулированных бюджетно-процессуальными нормами публичных, имущественных общественных отношений, носящих властный характер, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Бюджетно-процессуальные правоотношения являются видом специальных финансовых правоотношений, имеющих ряд особенностей.
- Обосновано отличие процесса и процедуры в бюджетной сфере. Бюджетный процесс можно рассматривать как урегулированную нормами права деятельность по реализации материальных норм бюджетного права, обеспечивающую принятие закона о бюджете на финансовый год и плановый период, его последующее исполнение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Процедура - это внутреннее содержание бюджетного процесса, поскольку она предусматривает порядок применения процессуальных норм на каждой из стадий бюджетного процесса, то есть процедура регламентирует состав участников бюджетного процесса, их полномочия, права и обязанности, объекты бюджетного процесса, сроки прохождения бюджета на каждой стадии.
- В бюджетном процессе Российской Федерации теснейшим образом переплетаются экономические, правовые и политические аспекты. Бюджетный процесс также является составной частью бюджетной политики Российской Федерации, эффективность которой определяется степенью правовой регламентации бюджетного процесса в Российской Федерации. Законодательное определение понятия бюджетного процесса нуждается в уточнении и совершенствовании. Автором разработано новое понятие бюджетного процесса: бюджетный процесс - это регламентированная нормами бюджетно-процессуального права деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
- Для бюджетного процесса характерны признаки, присущие юридическому процессу, а именно: стадийность юридического процесса, обязательное наличие государственно-властного субъекта, динамичный характер процесса, юридическая, правовая природа процесса, последовательность, правовая регламентированность, целенаправленность юридического процесса и ряд других. К специальным признакам стадии бюджетного процесса относятся: единая задача каждой стадии, определенный круг субъектов, ограниченные сроки стадии, результативность. На основании этого можно предложить следующее определение стадии бюджетного процесса в Российской Федерации: стадия бюджетного процесса - это регулируемый нормами бюджетного права самостоятельный и завершенный этап деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, иных участников бюджетного процесса, связанный с образованием, распределением и использованием бюджета, как финансово-правового акта и финансово-планового акта.
- По результатам исследования понятий и терминов, применяемых в БК РФ и непосредственно структуры БК РФ, обосновывается позиция о необходимости четкого разграничения стадий бюджетного процесса в редакции статьи 6 БК РФ и приведение ее в соответствие со структурой БК РФ. Выделяются следующие стадии бюджетного процесса в Российской Федерации, которые включают в себя ряд последовательных процедур.
2.Болтинова О. В. Становление и развитие бюджета и бюджетного процесса в Российской Федерации: финансово-правовые аспекты: Монография. М. ООО Элит, 2008. 7 п.л.
3.Болтинова О. В. Бюджетный процесс – институт бюджетного права // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 2. 0,5 п.л.
4.Болтинова О. В. Финансовый контроль в бюджетном процессе Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2008. № 3 (39). 0,5 п. л.
5.Болтинова О. В. К вопросу о понятии «финансовые обязательства государства» // LEX RUSSICA. Научные труды МГЮА. 2008. № 1. 0,8 п. л.
6.Болтинова О. В. К вопросу о проекте федерального закона № 3905549-4 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законопроектов Российской Федерации» // LEX RUSSICA. Научные труды МГЮА. 2007. № 4. 0,3 п. л.
7.Болтинова О. В. Бюджет: этапы становления и развития понятия «бюджета» // LEX RUSSICA. Научные труды МГЮА . 2007. № 3. 1 п. л.
8.Болтинова О. В. Совершенствование правового регулирования стадии составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета // ARCUMENTUM AD JUDICIUM ВЮЗИ - МЮИ- МГЮА. Труды. том.1. 2006. 0,5 п. л.
9.Болтинова О. В. К вопросу о понятии бюджетного процесса // LEX RUSSICA. Научные труды МГЮА. 2006. № 3. 0,5 п. л.
10.Болтинова О. В. К вопросу о нулевом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год// LEX RUSSICA. Научные труды МГЮА. 2004. № 4. 0,5 п. л.
11.Болтинова О. В. Совершенствование правового регулирования стадий рассмотрения и утверждения федерального бюджета// Право и жизнь. 1998. № 13. 1 п. л.
12.Болтинова О. В. Бюджетный процесс в зарубежных странах (сравнительно-правовая таблица на примере ряда зарубежных стран)// Право и жизнь. 1998. № 14. 1 п. л.
13.Болтинова О. В., Горбунова О. Н. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и ряда зарубежных стран // Юридический мир. 1998. № 5. 1 п. л.
14.Болтинова О. В. Сравнительно-правовой анализ стадий рассмотрения и утверждения федерального бюджета России и ФРГ// Юридический мир. 1998. № 11-12. 0,5 п. л.
15.Болтинова О. В., Чернобровкина Е. Б. Международная научно-практическая конференция (бюджет-налоги-банки) // Государство и право. 1998. № 10. 1 п. л.
16.Болтинова О. В. Бюджет - налоги - банки (Материалы международной научно-практической конференции // Юридический мир. 1998. № 5. 0,1 п. л.
17.Болтинова О. В. Некоторые вопросы теории бюджетного права Российской Федерации // Труды МГЮА. 2002. № 8. 1,5 п. л.
18.Болтинова О. В. Некоторые исторические аспекты возникновения и развития бюджета в России // Научные труды МГЮА. 2000. № 6. 1 п. л.
19.Болтинова О. В. Бюджетный контроль как вид финансового контроля в Российской Федерации (исторические аспекты, современное состояние и перспективы развития) // Научные труды филиала МГЮА в г. Кирове. 2002. № 7. 1 п. л.
20.Болтинова О. В. Страхование как звено финансовой системы Российской Федерации // Научные труды филиала МГЮА в г. Кирове. 2003. № 8. 0,6 п. л.
21.Болтинова О. В. О бюджетном процессе в Российской Федерации (федеральный аспект) // Финансовое право. 2004. Юбилейный номер. 1,5 п. л.
22.Болтинова О. В. Нулевое чтение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год // Тезисы выступлений. Общероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правового обеспечения национальных приоритетных проектов (МГУ). Бюджетное право РФ. Ежегодник. Статут. 2006. 0,3 п. л.
23.Болтинова О. В. Финансовые обязательства государства // Тезисы выступлений. Международная научно-практическая конференция «Становление и перспективы развития финансового права». Научно-исследовательский институт финансового права. Украина. Ирпень. 2007. 0,3 п. л
24.Болтинова О. В. Финансовое право Российской Федерации (программа курса, учебно-методический материал) // Российская Правовая Академия Минюста РФ. 2002. 1,5 п. л
25.Болтинова О. В. Финансовое право Российской Федерации (учебно-методический комплекс) // Экономико-Правовой институт. М., 2003. 2 п. л
26.Болтинова О. В. Сборник методических материалов по курсу «Финансовое право» для студентов всех форм обучения на 2002-2005 уч г. // МГЮА. М., 2002. 4 п. л
27.Болтинова О. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Финансовое право» для студентов всех форм обучения на 2006-2009 уч. г. (темы: бюджетное право, бюджетный процесс, правовые основы государственных целевых внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных расходов) // МГЮА. М., 2006. 1 п. л.
28.Болтинова О. В. Учебно-методический комплекс для преподавателей по курсу «Финансовое право» методические рекомендации (материалы) для преподавателя на 2008-2011 уч. г. (темы: бюджетное право, бюджетный процесс, правовые основы государственных целевых внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных расходов) // МГЮА. М., 2008. 1 п. л.
29.Болтинова О. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Финансовое право» для студентов ИМЧП 2009-2011 уч. г. (темы: бюджетное право, бюджетный процесс, правовые основы государственных целевых внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных расходов) // МГЮА. М., 2008. 1 п. л.
30.Болтинова О. В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах // Учебное пособие. Москва. Профобразование. 2002. 4,5 п. л.
31.Болтинова О. В., Горбунова О. Н. Глава 12 «Бюджетный процесс» // Учебник Финансовое право под ред. О. Н. Горбуновой М., Юрист. 2005. 1 п. л.
32.Болтинова О. В. Бюджетное право // Учебное пособие. М., Полиграф ОПТ. 2005. 9 п. л.
33.Болтинова О. В. Глава 8 «Бюджетный процесс» // Учебник Финансовое право под ред. С. В. Запольского. М., Эксмо. 2007. 1 п. л.
34.Болтинова О. В. (совместно с Грачевой Е. Ю.), главы 4, 10 и глава 12 Учебного пособия «Банковское право РФ» // отв. редактор. Е. Ю. Грачева, М., Норма. 2008. 1,5 п. л.
35.Болтинова О. В. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ // под ред. Е. Ю. Грачевой. М., Проспект. 2008. 4,5 п. л. (в печати).