- В конце XIX - начале XX века основной культуросозидающей силой в России стала профессиональная интеллигенция во главе с интеллектуальной элитой - узким слоем «интеллигенции над интеллигенцией», существенно (по уровню образованности, по общей эрудиции, мировоззрению, системе базовых ценностей, религиозным взглядам, правовым и политическим представлениям, художественным вкусам) отличавшимся от общей массы населения страны и державшим в своих руках два важных рычага управления: власть знаний и власть идей, которые позволяли ему формировать образ эпохи, оказывая значительное влияние на общественное мнение, на экономические, государственные, политические процессы в стране, и в конечном итоге определять ход и характер ее развития.
- Изучение истории интеллектуальной элиты России последней трети XIX - первой трети XX века показало, что возникновение этого уникального социокультурного слоя было обусловлено существенными изменениями, происходившими в рамках социально-психологических, политических, религиозных, нравственных, эстетических представлений, определявших содержание сознания и особенности мышления ведущих представителей отечественной интеллигенции, система ценностей которых предполагала безусловное признание необходимости всестороннего образования, наличия богатой эрудиции, приоритета творческой деятельности над политической активностью. Трансформация мировоззренческих установок нового слоя интеллигенции, сформировавшего интеллектуальную элиту страны, обусловила изменения культурного облика эпохи рубежа XIX-XX веков, отличительной чертой которой стало стремление к обновлению всех сторон жизни через духовный поиск, опиравшийся на переосмысленные подходы к пониманию религиозных представлений и философских проблем бытия, идей эстетизма и художественного универсализма, к изучению феномена нового человека - мифопоэтического «будетлянина», устремленного в будущее и способного совершить «революцию Духа».
- Поиск «нового пути» интеллектуальной элитой России, представляя собой сложное и многоаспектное по своему содержанию явление, включал сменявшие друг друга этапы «блуждания духа», переосмысления отношений к Русской православной церкви, к государству и власти, к народу, обществу и семье, к проблемам культуры и морали, к «эстетической революции» с ее новыми художественными формами. В центре этого поиска находились русский вопрос и русская идея, осмысление которых подводили к соответствующим решениям целого ряда проблем науки и религии, веры и культуры, христианства и гуманизма, рассматривавшихся прежде всего с позиций культурно-исторических, а не политических, что было характерно для основной массы отечественной интеллигенции того времени.
- Обсуждение и осмысление ключевой для России проблемы народа привели к возникновению и распространению в интеллектуальной среде самых разных концепций, в соответствии с которыми русский народ признавался то носителем базовых духовных ценностей страны, то этнографическим материалом для цивилизационных экспериментов, то обладателем некоего взрывного потенциала, способным совершить социальную революцию. При этом первые же революционные бои 1905-1907 годов обнаружили пропасть, существовавшую между народом и элитой, что заставило последнюю активно заняться культурно-просветительной деятельностью и заговорить об искусстве, изменяющем чувства и душу человека, как о главном средстве переустройства мира. Интеллектуальная элита превратила проблему народа в «народную тему» в культуре, сделав ее основой стилеобразования в российском искусстве, чем во многом способствовала возникновению идеи «народного искусства», которое при большевиках было отождествлено с искусством партийным, принявшим на вооружение «единственно верный метод соцреализма» и положившим конец любым творческим поискам «нового пути» с его предполагавшимся многообразием художественных течений и форм.
- Культурная революция являлась стержнем революции социальной, поскольку именно от ее итогов, от того, сможет ли она изменить культурный код населения, зависели развитие общества в целом, возможность прорыва в индустриальное и постиндустриальное будущее. В результате сталинский тезис об обострении классовой борьбы в период построения социализма был последовательно и самым непосредственным образом применен к сфере культуры, по отношению к творческому сообществу страны: сначала под авангардными лозунгами были уничтожены представители старой классической культуры, а потом, благодаря использованию метода социалистического реализма, была учинена расправа над самими авангардистами. Создание новых культурных смыслов всякий раз сопровождалось разрушением прежней системы ценностей, а вместе с этим и - уничтожением носителей этих ценностей, в результате чего страна потеряла огромный культурный пласт, который в настоящее время вряд ли подлежит восстановлению.
- Масштабный социокультурный кризис начала XX века, вызванный столкновением вертикального и горизонтального векторов культурного развития, иерархичности культуры с процессами ее демократизации, привел к расколу единого русского культурного пространства на две части - внутреннюю и внешнюю,- каждая из которых начала собственный поиск новых ценностей. Интеллектуальная элита, отправленная революцией в изгнанье, создала на чужбине особую культуру - культуру русского зарубежья, ставшую уникальным феноменом в истории XX века. Поэтому при изучении жизни русской эмиграции ключевую роль играет анализ ее качественных интеллектуально-творческих характеристик. Богатый историко-культурный опыт русского зарубежья позволяет сегодня добиться серьезных позитивных сдвигов в деле исследования и защиты культуры русских диаспор; он говорит о важности и необходимости духовной консолидации всех людей, воспитанных на русской культуре, сохранения связей с отечественной культурой, поддержания на чужбине русских культурных традиций.
1.Пархоменко Т.А. Русский интеллектуал на рубеже эпох. Вторая половина XIX – первая половина XX века. СПб.: Век искусства; Нива, 2007. 208 с. – 10 п.л.
2.Пархоменко Т.А. Культура России и просвещение народа во второй половине ХIХ – начале ХХ века. М.: М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2001. 258 с. – 8, 125 п.л.
3.Пархоменко Т.А. Художник И.К. Пархоменко в лабиринте русской культуры. 1870-1940 годы. М.: Издательство Главархива Москвы; ОАО «Московские учебники», 2006. 147 с. – 24 п.л.
4.Основы музееведения: Учебное пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. (Авторский вклад – 2 п.л.: Пархоменко Т.А. Просветительная работа музеев. Глава 4. С. 324–348).
II. Научные статьи, материалы выступлений и докладов
5.Пархоменко Т.А. Вопросы веры и брака в кругах российской интеллигенции начала ХХ в. // Философские науки. М.: Академия гуманитарных исследований. 2005. № 4. С. 134-145 – 0,7 п.л.
6.Пархоменко Т.А. Художник и культурная революция: проблема самоопределения // Вопросы культурологии. М.: Российское культурологическое общество. 2007. № 11. С. 30–32 – 0,5 п.л.
7.Пархоменко Т.А. Национально–культурные организации России начала XX века: путь к интеграции или разобщению? // Этносоциум и межнациональная культура. М.: Фонд поддержки международной культуры и общественных международных отношений. 2008. № 3. С. 125–134 – 0,5 п.л.
8.Пархоменко Т.А. Полюса русской истории: советская и зарубежная России в 1917–1940 годы // Преподавание истории в школе. Специальный выпуск. М.: М-во образования и науки РФ. 2008.
№ 3. С. 21–25. – 0,4 п.л.
9. Пархоменко Т.А. 1905 год с точки зрения либерала (из дневника В.М. Голицына) // Отечественные архивы. М.: Федеральная архивная служба России. 1987. № 1. С. 62-65; – 0,4 п.л.
10. Пархоменко Т.А. Изучение истории культуры русской эмиграции в Российском институте культурологии // Россия и современный мир. М.: Ин-т научной информации по общественным наукам. 2001. № 2 (31). С. 209-212. – 0,4 п.л.
11. Пархоменко Т.А. Московское общество народных университетов. // Педагогика. М.: Российская академия образования. 1996. № 5. С. 96-99 – 0,4 п.л. (Журнал входил в перечень ВАК, опубликованный в Бюллетене ВАК 2005, № 4. Публикация в разделе «История школы и педагогики» журнала «Педагогика» может считаться как публикация, отражающая содержание диссертации).
12. Пархоменко Т.А. Российские художники после 1917 года: парадоксы культурной революции // Национальные интересы. М.: Ин-т национальной стратегии реформ. 2007. № 5 (52). С. 33-35 – 0,3 п.л.
13. Пархоменко Т.А. Культурно-просветительные организации в России и борьба политических партий за массы. Деп. в ИНИОН РАН 23.04.1987 г. № 29214. 60 с. – 3 п.л. // Библиографический указатель ИНИОН РАН. Депонированные научные работы. История. Археология. Этнология. 1987. № 11. С. 131.
14. Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) // Музей и власть. Ч. 2. Из жизни музеев. Сборник научных трудов. М.: НИИ культуры, 1991. С. 27-43. – 1,2 п.л.
15. Пархоменко Т.А. Исход русской культуры. Первые шаги эмиграции // Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы. М.: РАН, Конгресс соотечественников, 1993. С. 46. – 0,1 п.л.
16. Пархоменко Т.А. Вклад русской эмиграции в мировую культуру // Кентавр. 1994. № 5. С. 40-42. – 0,2 п.л.
17. Пархоменко Т.А. Русская эмиграция и культурная жизнь во Франции между двумя мировыми войнами // Русская эмиграция во Франции (вторая половина ХIХ – середина ХХ в.). СПб.: «Минерва», 1995. С. 71- 73. – 0,2 п.л.
18. Пархоменко Т.А. Культурная жизнь русской эмиграции в первые послереволюционные годы (1917-1925) // Культура Российского Зарубежья. Сборник статей. М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 1995.С. 29-45. – 1,3 п.л.
19. Пархоменко Т.А. Демократизация культуры и образования в капиталистической России // Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ. Материалы Второй всероссийской научной конференции. Омск: ОмГУ, 1995. С. 25-28. – 0,2 п.л.
20. Пархоменко Т.А. От царской России к РСФСР через 1917 год и Гражданскую войну (по записям дневника князя В.М. Голицына) // Гражданская война и культура. Материалы Международной научной конференции. М.:МПГУ,1996.С.122-123.–0,1 п.л.
21. Пархоменко Т.А. География размещения учреждений культуры в дореволюционной России // Культура и наука в жизни российской провинции. Материалы научной конференции. Ч. 1. Рязань: Рязанский областной институт развития образования, 1996. С. 9-11. – 0,2 п.л.
22. Пархоменко Т.А. Документы государственных архивов о культурно- просветительной деятельности российской интеллигенции конца ХIХ – начала ХХ в. // Российская интеллигенция на историческом переломе: первая треть ХХ века. СПб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 1996. С. 32-33. – 0,1 п.л.
23. Пархоменко Т.А. Культурное пространство России и революционное время в дневниках князя В.М. Голицына // Исторический источник: человек и пространство. М.: РГГУ, 1997. С. 119-121. – 0,2 п.л.
24. Пархоменко Т.А. Культура Российского Зарубежья в исторической культурологии России // Российское Зарубежье: итоги и перспективы изучения. М.: РГГУ, 1997. С. 67-68. – 0,1 п.л.
25. Пархоменко Т.А. Историческая культурология как одна из областей познания человека и культуры // Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М.: РГГУ, 1998. С. 176-177. – 0,1 п.л.
26. Пархоменко Т.А. Народные дома: возрождаются традиции // Московское строительство. 1998. № 46. С. 3. – 0,1 п.л.
27. «Первый любовник Фемиды» отлит в бронзе в Москве // Московское строительство. 1998. № 49. С. 4. – 0,1 п.л.
28. Пархоменко Т.А. Русская эмиграция: истоки, проблемы и перспективы // Российское зарубежье: история и современность. Коллективная монография. М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 1998. С. 14-20. – 0,4 п.л.
29. Пархоменко Т.А. Предисловие к сборнику статей «Культурная миссия Российского Зарубежья: прошлое и современность». М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 1999. С. 3-6. – 0,3 п.л.
30. Пархоменко Т.А. Русская эмиграция: истоки, проблемы, перспективы // Культурная миссия Российского Зарубежья: прошлое и современность. Сборник статей. М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 1999. С. 14-20. – 0,4 п.л.
31. Пархоменко Т.А. Русская акция в Болгарии // Социально- экономическая адаптация российских эмигрантов (конец ХIХ – ХХ вв.). Сборник статей. М.: Ин-т Рос. Истории РАН, 1999. С. 202-211. – 0,6 п.л.
32. Пархоменко Т.А. Музеи и культурно-просветительные общества в дореволюционной России // Типология и типы культур: разнообразие подходов. М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 2000. С. 61- 62. – 0,2 п.л.
33. Пархоменко Т.А. Истпарт: Комиссия для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП (б) // Российская музейная энциклопедия. Т. 1. М.: Прогресс, 2001. С. 242. – 0,2 п.л.
34. Пархоменко Т.А. Просветительные общества в России // Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М.: Прогресс, 2001. С. 119-120. – 0,3 п.л.
35. Пархоменко Т.А. Русское географическое общество // Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М.: Прогресс, 2001. С. 158. – 0,2 п.л.
36. Пархоменко Т.А. Труда музеи // // Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М.: Прогресс, 2001. С.260. – 0,1 п.л.
37. Пархоменко Т.А. Институциональные формы культурной деятельности: от прошлого к настоящему // Культурные миры. Материалы научной конференции «Типология и типы культур: разнообразие подходов». М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 2001. С. 225-227. – 0,2 п.л.
38. Пархоменко Т.А. Русская интеллигенция и эмиграция // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье: новые документы и материалы. Сборник научных статей. М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 2001. С. 21-32. – 1 п.л.
39.Пархоменко Т.А. Личность и культура: от истории культуры к исторической культурологии // Культурология – культурная политика – развитие. Материалы международной научно-практической конференции. М.: РИК, 2001.С. 282-283.– 0, 1 п.л.
41.Пархоменко Т.А.70 лет Российскому институту культурологии. 1930-е годы // Открытые культуры. Материалы Всероссийской научной конференции. Ульяновск: Ульяновский гос. Ун-т, 2002. С 62-65. – 0,3 п.л.Пархоменко Т.А. Императивность в русской культуре конца ХIХ – первой трети ХХ в. // Культура «своя» и «чужая»: Материалы международной Интернет-конференции 2002 г. на информационно-образовательном портале www. Auditorium. Ru. Москва, 2002. 144 КБ.
42.Пархоменко Т.А. Галерея русских писателей и Московский университет // Московский университет – Российское зарубежье – мировая культура. Материалы международного «круглого стола», посвященного 250-летию Московского университета. М.: МГУ, 2002. С. 29-35. – 0,4 п.л.
43.Пархоменко Т.А. История культуры и историческая культурология: знак препинания или знак вопроса?// Историческая культурология: предмет и метод. Материалы всероссийской Интернет-конференции 2002 г. на портале www Auditorium. Ru. Москва. 41 КБ.
44.Пархоменко Т.А. Русская культура конца ХIХ – первой трети ХХ столетия: от «серебряного века» к «железному занавесу» // Культура «своя» и «чужая». М.: Ин-т «Открытое общество», 2003. С. 174-191. – 1,2 п.л.
45. Пархоменко Т.А. Вольная академия художеств в советской России // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец ХIХ в. – начало ХХI в.). Материалы V Всероссийской научной конференции. Омск: ОмГУ, 2003. С. 129-130. – 0,1 п.л.
45.Пархоменко Т.А. Просвещение в культурной жизни России конца ХIХ – начала ХХ вв. // Образование в пространстве культуры. Сборник научных статей. Вып. 1. М.: М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2004. С. 41-54. – 1 п.л.
47. Пархоменко Т.А. Россия и мир: между культурной интеграцией и духовным изоляционизмом (исторический очерк на современную тему) // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира. Материалы III Международной научной конференции. М.: Издательство «Независимый институт гражданского общества», 2004. С. 265-275. – 0,8 п.л.
48. Пархоменко Т.А. Истпарт: Комиссия для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП (б) // Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, 2005. С. 242. – 0,2 п.л.
49. Пархоменко Т.А. Просветительные общества в России // Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, 2005. С. 530-531. – 0,3 п.л.
50. Пархоменко Т.А. Русское географическое общество // Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, 2005. С. 569. – 0,2 п.л.
51. Пархоменко Т.А. Труда музеи // Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, 2005. С. 671.- 0,1 п.л.
52. Пархоменко Т.А. Иран в русском фольклоре. // Россия–Иран: диалог культур. Международная научная конференция. М.: Ленанд, 2006. С. 111–114.
53. Пархоменко Т.А. Бенуа А.Н. // Культурология: люди и идеи. Культурологическая энциклопедия. Т. 2. М.: Академпроект, РИК. 2006. С. 45-46. – 0,2 п.л.
54. Пархоменко Т.А. Иванова Л.В. // Культурология: люди и идеи. Культурологическая энциклопедия. Т. 2. М.: Академпроект, РИК. 2006. С. 188-189. – 0,2 п.л.
55. Ключевский В.О. // Культурология: люди и идеи. Культурологическая энциклопедия. Т. 2. М.: Академпроект, РИК. 2006. С. 213. – 0,2 п.л.
56. Пархоменко Т.А. Милюков П.Н. // Культурология: люди и идеи. Культурологическая энциклопедия. Т. 2. М.: Академпроект, РИК. 2006. С. 308-309.– 0,2 п.л.
57. Пархоменко Т.А. Первый народный университет в Москве (К 100- летию со дня основания) // Из истории отечественного просвещения. Сб. статей. М.: Моск. Ин-т открытого образования, 2007. С. 43-54 – 0,9 п.л.
58. Пархоменко Т.А. Русская идея в историко-культурном контексте России // Русский вопрос: история и современность. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Омск: Изд. Дом «Наука», 2007. С. 171-173 – 0,5 п.л.