- впервые осуществлено теоретико-методологическое исследование истории морского транспорта Европейского Севера как в контексте общей истории, так и истории региона с его отличительными чертами и особенностями;
- рассмотрено значение морского транспорта Северного морского бассейна в освоении Северного морского пути, в изучении Арктики и Антарктики, в становлении впервые в мире атомного ледокольного флота;
- проведен сравнительный анализ материально технической базы морского транспорта на уровне региона и на уровне страны в разные периоды их развития, что позволило выявить их закономерные черты и отличительные особенности;
- на примере морского транспорта показан процесс осуществления догоняющей модернизации и ускорения догоняющей модернизации - его коренной технической реконструкции, проведенной в 1959-1980 гг., позволившей решить важнейшие экономические проблемы: обеспечение независимости внешней торговли, превращение морского флота в экспортера транспортных услуг и источник поступления иностранной валюты;
- впервые показана связь технической реконструкции с решением социальных задач (сокращение численности экипажей, улучшение условий труда и быта, повышение уровня образования);
- впервые представлена динамика изменения кадрового состава морского транспорта; проведен анализ структурно-функциональных изменений: численности, социального, профессионального, образовательного и квалификационного состава;
- выявлены масштабы политических репрессий против работников Северного морского бассейна;
- раскрыт вклад моряков Северного бассейна в победу в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. не только на Северном театре военных действий, но и посредством их участия в перевозках ленд-лизовских грузов на Дальнем Востоке;
- разработана внутренняя периодизация изучаемого периода в истории морского транспорта Севера;
- дан системный историографический анализ формирования научных знаний по истории морского транспорта 1917-1991 гг. страны в целом и Северного морского бассейна в частности, представлена авторская периодизация историографии проблемы.
1.Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985). Проблемы развития и модернизации: Монография.– Архангельск: Поморский государственный университет, 2003.- 318с.
2.Красавцев Л.Б. Торговое мореплавание на Европейском Севере России во второй половине XIX – начале ХХ в. Проблемы развития и правового регулирования: Монография.- Архангельск: Поморский государственный университет, 2006.- 206 с.
Статьи в научных журналах (в соответствии с перечнем ВАК):
3.Красавцев Л.Б. Вооружение транспортного флота на Севере в годы войны//Морской флот.- 2001.- № 3.- С.55-56.
4.Красавцев Л.Б. Роль морского транспорта в истории Европейского Севера в конце XIX-ХХ вв.//Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».- 2002. - № 2.- С.9-21.
5.Красавцев Л.Б. Переход к административно-командной системе управления морским транспортом в годы первых пятилеток, 1929-1941 гг.//История государства и права.- 2004.- № 6.- С. 20-22.
6.Красавцев Л.Б. Из истории правового регулирования государственной поддержки населения Европейского Севера (поморов) в XIX – начале ХХ вв.//История государства и права.- 2006. - № 2.- С.25-28.
7.Красавцев Л.Б. Морская политика государства на Европейском Севере в ХХ веке// Вестник Поморского университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки»: Специальный выпуск.- 2006.- С.17-28.
8.Красавцев Л.Б. Морской транспорт в истории Европейского Севера России: опыт и проблемы (1917-1990 гг.)//Вестник Поморского университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». - 2007.- № 1 (11). – С.113-118.
9.Красавцев Л.Б. Проблемы развития морского транспорта Европейского Севера в ХХ веке//Известия Российского Государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки».- 2008. - № 10(59).– С. 227-241.
10.Красавцев Л.Б. Морской транспорт в истории Европейского Севера России в 1929-1940 годах//Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки».- 2008. Выпуск 4 (60).- С. 45-51.
11.Красавцев Л.Б. Новая экономическая политика на Северном морском бассейне//Известия Самарского научного центра РАН: Т.10 - № 4 (26).- С. 1103-1107.
Статьи в научных журналах (в соответствии с перечнем ВАК) по смежным дисциплинам:
12.Красавцев Л.Б. Правовое регулирование национализации морского торгового флота на Европейском Севере в 1918-1920 годах //«Черные дыры» в Российском законодательстве.- 2007.- № 4. – С.419-421.
13.Красавцев Л.Б. Поморское судостроение и судоходство в начале ХХ века//Судостроение.- 2007.- № 4. – С.76-78.
Статьи в научных сборниках и материалы научных конференций:
14.Красавцев Л.Б. Роль Архангельского порта в войнах России//Поморье в Баренц-регионе на рубеже веков: экология, экономика, культура: материалы международной конференции.- Архангельск: Институт экологических проблем Севера УрОРАН., 2000.- С. 127-128.
15.Красавцев Л.Б. Северный морской торговый флот в начале нэпа (1920-1924 годы)//XII Ломоносовские чтения: сб. научных трудов.- Архангельск: ПГУ, 2000.- С. 61-65.
16.Красавцев Л.Б. Севтехфлот – Архморпуть в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.//Война в Арктике (1939-1945).- Архангельск: ПГУ, 2001.- С. 352-360.
17.Красавцев Л.Б. К истории достижения экономической независимости на перевозках экспортных лесоматериалов из морских портов Севера//XIII Ломоносовские чтения: сб. научных трудов.- Архангельск: ПГУ, 2001.- С.105-108.
18.Красавцев Л.Б. Ледокольно-транспортные суда для Севморпути: история, современное состояние//Экология северных территорий России. Проблемы, прогноз ситуации, пути развития, решения: материалы международной конференции: Т.1.- Архангельск: Институт экологических проблем Севера УрОРАН.- С. 267-270.
19.Красавцев Л.Б. Подвиг архангельских портовиков в годы Великой Отечественной войн//Защитники отечества: материалы XI областных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике.- Архангельск, 2002. - С. 59-76.
20.Красавцев Л.Б. Правовое регулирование торгового мореплавания в 1921-1929 годах//Вопросы права и социологии (Волгоград).- 2002.- Вып. 5.- С. 76-80.
21.Красавцев Л.Б. Роль морского транспорта в освоении природных ресурсов северных территорий//Природные ресурсы северных территорий: проблемы оценки исследования и воспроизведения: материалы Всероссийской научной конференции.-Архангельск: Архангельский филиал института экономики УрОРАН, 2002.- С. 24-27.
22.Красавцев Л.Б. Морской торговый флот Европейского Севера в освоении Северного морского пути//Вестник Международного института управления.- 2002 - № 3.-С.74-79.
23.Красавцев Л.Б. 65 лет Мурманскому морскому арктическому пароходству//Наука и образование: материалы Всероссийской научно-технической конференции: ч.II.- Мурманск.- 2003.- С. 57-59.
24.Красавцев Л.Б. Морской торговый флот Севера накануне Великой Отечественной войны//XV Международные Ломоносовские чтения: сб. научных трудов.- Архангельск: ПГУ.- 2003.- С. 52-55.
25.Красавцев Л.Б. Из истории охраны морской среды на Северном морском бассейне// Правовые аспекты экологической безопасности Севера: материалы международной научно-практической конференции.- Архангельск.- 2004.- С. 165-170.
26.Красавцев Л.Б. Вклад северного торгового флота в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов//Флот и победа: общественно-научные чтения.- Архангельск.- 2004.- С. 83-91.
27.Красавцев Л.Б. Роль морского торгового флота в развитии производительных сил Европейского Севера России//Наука и образование: материалы международной научно-практической конференции: Ч.2. – Мурманск.- 2004.- С.203-206.
28.Красавцев Л.Б. Участие торгового флота Северного морского бассейна в советско-финской войне 1939-1940 годов//Двинская земля: материалы третьих межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих чтений: вып. 3.-Вельск.- 2004.- С. 107-110.
29.Красавцев Л.Б. Научно-технический прогресс и образование на морском транспорте: опыт 60-х годов ХХ века на Северном морском бассейне//Успехи современного естествознания.- 2004.- № 11.- С. 51-53.
30.Красавцев Л.Б. К истории перевода судов торгового флота с Северного бассейна на Дальний Восток в 1942-1943 гг.//Защитники отечества: материалы XV региональных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике.- Архангельск.-2004.- С. 26-31.
31.Красавцев Л.Б. Роль морского дноуглубительного флота в развитии Архангельского транспортного узла//Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера: материалы межрегиональной научно-практической конференции: Вып.2.- Котлас.- 2005.- С.99-106.
32.Красавцев Л.Б. Из истории ответственности за хищение государственной собственности на морском транспорте в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Архангельского и Мурманского морских портов)//Право и Общество: сб. научных трудов.- Архангельск, 2004.- С. 321-327.
33.Красавцев Л.Б. История управления морским транспортом России от начала к концу ХХ в.//Проблемы истории государственного управления: государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию Министерской системы управления в России): материалы международной научной конференции, г.Санкт-Петербург: Ч. I.- СПб.- 2004.- С. 233-234.
34.Красавцев Л.Б. Морской транспорт как источник дохода в иностранной валюте в 1960-1980-е годы//XVI Международные Ломоносовские научные чтения: сб. научных трудов.- Архангельск.- 2004.- С.117-121.
35.Красавцев Л.Б. Из истории использования труда подростков на судах Северного морского пароходства в годы Великой Отечественной войны (Архангельская школа юнг СГМП)//Ювенальное право: История становления, проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции.- Архангельск.- 2005.- С. 26-30.
36.Красавцев Л.Б. Опыт подготовки специалистов для флота Северного морского бассейна в условиях его модернизации в 1960-1980 годы//Успехи современного естествознания.- 2005.- № 3.- С 90-91.
37.Красавцев Л.Б. Исторический опыт сотрудничества с Норвегией в области судоходства в 1920-1930-е годы//Наука и образование: материалы международной научно-технической конференции, Мурманск, 6-14 апреля 2005г.:Ч.1- Мурманск.- 2005.-С. 265-268.
38.Красавцев Л.Б. Коренная реконструкция морского транспорта Севера в 1950-1980-е годы //Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. научных трудов по материалам научно-практической конференции: Т.12.- Одесса.- 2005.- С. 34-37.
39.Красавцев Л.Б. Нарьян-Марский морской торговый порт накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.//Наука. Регион: материалы региональной научно-практической конференции, г. Котлас, 10-11 июня 2005.- Котлас.-2005.- С.207-212.
40.Красавцев Л.Б. Участие торговых судов Мурманского морского пароходства в перевозках грузов военной помощи от союзников по антифашистской коалиции в 1941-1945 гг.//II Ушаковские чтения: материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти профессора И.Ф.Ушакова.- Мурманск.- 2005. - С.7-12.
41.Красавцев Л.Б. Северяне – Черному морю: к 80-летию перехода технического флота из Архангельска в Одессу//Современные направления теоретических и прикладных исследований: сб. научных трудов по материалам научно-практической конференции: Т. 13. История. – Одесса.- 2006.- С. 41-44.
42.Красавцев Л.Б. К истории формирования морской политики России//Актуальные проблемы правой науки: сборник: вып. 4.- Архангельск: ПГУ.- 2006.- С. 30-36.
43.Красавцев Л.Б. Значение морского транспорта в социально-экономическом развитии Северных территорий: [электронный ресурс]//Академическая наука и ее роль в развитии производительных сил в северных регионах России: Всероссийская конференция с международным участием.- Архангельск: Институт экономических проблем Севера. УрОРАН. .- 2006.- CD-ROM.
44.Красавцев Л.Б. Участие северных морских торговых судов в перевозках грузов по ленд-лизу на Дальнем Востоке в 1941-1945 гг.//Защитники отечества: материалы XIX региональных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике.-Архангельск.- 2006.- С.112-115.
45.Красавцев Л.Б. Значение поставок по ленд-лизу для реконструкции Архангельского порта в годы Великой Отечественной войны//Ленд-лиз и Россия: Сборник: Материалы международной конференции.- Архангельск.- 2006.- С.184-199.
46.Красавцев Л.Б. Проблемы восстановления морского транспорта Европейского Севера (1946-1953 гг.)//III Ушаковские чтения: сб. научных статей.- Мурманск.- 2007. – С. 225-230.
47.Красавцев Л.Б. Репрессии против работников морского транспорта Северного морского бассейна в довоенные и военные годы (1936-1945)//Транспортное право.- 2007.- № 1.- С. 40-43.
48.Красавцев Л.Б. Национальная безопасность России и морской транспорт Севера//Регионализация и глобализация: общественные процессы в России и на Европейском Севере в ХХ-ХХI века: сб. научных статей.- Архангельск: ПГУ .- 2007.- С. 358-366.
49.Красавцев Л.Б. Из истории правового регулирования комплектования экипажей судов заграничного плавания морского флота в годы советской власти//Транспортное право.-2007.- № 3.- С. 44-46.