Научная тема: «СОВЕТСКАЯ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДО НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Российская авиапромышленность зародилась приблизительно одновременно с авиапромышленностью других европейских стран. В ходе Первой мировой войны она начала развертываться, но существенно отставала по масштабам производства от ведущих индустриальных стран Запада. Возможно было ускорение развития авиаиндустрии, если бы не революционные события 1917 г. и последовавшая затем экономическая разруха в стране.
  2. Непосредственно сразу после революции у новой власти, оказавшейся в потоке острейших проблем, до проблем развитии авиапромышленности «не доходили руки». Только на исходе Гражданской войны, в связи с возраставшей ролью авиации в военных действиях, было обращено внимание на эту отрасль. В духе времени была составлена первая масштабная программа авиастроения, реализация которой сразу же уперлась в нехватку средств и ресурсов.
  3. Годы нэпа не смогли дать толчка для развития самолетостроения. Авиазаводы, объединенные в Авиатрест, были скованы в своей хозяйственной самостоятельности. Смена руководящего состава Авиатреста, проведенная в середине 1920-х гг., внесла определенный вклад в нормализацию производства, позволила увеличить выпуск самолетов и моторов, но успехи отрасли оказались незначительными. К тому же на повестку дня вставал вопрос о радикальной перестройке авиастроения в связи с достижениями мировой авиации. Реально на поддержание самолетостроения в должном состоянии у государства постоянно не хватало средств. Специфика авиапроизводства, повышенная чувствительность предприятий к качеству комплектующих и полуфабрикатов, непродуманность системы финансовых санкций за срыв поставок ставили авиапромышленность в крайне затруднительное положение - недостатки новой экономической политики не компенсировали ее достоинства. Устойчивый рост авиавыпуска начался лишь после свертывания нэпа и перехода к политике форсированной индустриализации. Государство наконец получило необходимые ресурсы для инвестирования в стратегически важную отрасль промышленности, и результаты не заставили себя ждать.
  4. С 1929 г. начались серьезные сдвиги в авиапромышленности, произведена реорганизация управления отраслью, закончившейся созданием Глававиапрома, непосредственно подчиненного Наркомату тяжелой промышленности. С этого времени советское руководство начинает уделять особое внимание нуждам авиастроения. Первая половина 1930-х годов ознаменовалась значительным ростом числа современных авиазаводов и полной реконструкцией старых. Итогом стало превращение авиаиндустрии в ведущую отрасль оборонной промышленности.
  5. Накануне Великой Отечественной войны Авиапром был выделен в профильное ведомство - Наркомат авиационной промышленности. Руководство нового наркомата предполагало начать масштабные работы по расширению отрасли, но вследствие особенностей советской экономики, необходимых средств по-прежнему не  хватало и планы реконструкции были урезаны. В этой обстановке с учетом наращивания Германией своей авиаиндустрии, советское руководство пошло по пути расширения Авиапрома не столько за счет строительства и реконструкции предприятий, сколько за счет передачи в ведение наркомата «сторонних» заводов и загрузки авиавыпуском ремонтных и вспомогательных предприятий. Таким образом, программа авиастроения накануне войны приобретала «авральный режим».
  6. Со второй половины 1930-х годов, прошедшей под знаком постоянного увеличения производства авиатехники, обнаружилась ограниченность экстенсивного наращивания отрасли: требовался переход на новые технологические методы производства - поточную и конвейерную сборку, массовую механизацию клепальных и сварочных работ, плазово-шаблонный метод и т.д. Затяжка с их освоением вызвала некоторую стагнацию отрасли. Лишь накануне Великой Отечественной войны началось эффективное  внедрение новых методов, которые, вкупе с авральными методами работы авиапромышленности, применёнными в 1939-1941 гг., обеспечили грандиозный скачок в производстве самолетов и моторов накануне войны.
  7. Одной из «узких» проблем Авиапрома был вопрос о кадрах. Персонал советской авиапромышленности поначалу представлял собой довольно точный слепок всего слоя советских индустриальных рабочих и ИТР. В годы Гражданской войны, наряду с тружениками других отраслей промышленности, авиастроители страдали от резкого снижения уровня жизни и подвергались деклассированию, в период НЭПа - боролись за свои права с руководством треста, участвовали в идеологических кампаниях. Материальное положение работников было тяжелым. Существенно повысить среднюю производительность труда удалось лишь к середине 1930-х годов. Многочисленные огрехи, неизбежные при проведении ускоренной индустриализации, списывались на якобы "вредящих" инженеров из числа старых специалистов. Это инициировало волну "спецеедства". Тем не менее, уже тогда проявилась важная черта характера авиаспециалистов старой закалки - влюблённость в своё дело. Эти люди были согласны жить материально стеснённо, но не отрекались от дела своей жизни - строить крылатые машины.
  8. На протяжении 1930-х годов персонал авиапромышленности прошёл определённую трансформацию. В число инженерно-технических работников Авиапрома влилось достаточно много специалистов "нового поколения". Для этих инженеров было характерно более прагматичное отношение к профессии. Руководство нередко «подстёгивало» творческий порыв репрессивными мерами, но и без них общий «интеллектуальный уровень» отрасли заметно повысился. Поднялся уровень зарплаты авиастроителей. Сказывалась и особая забота сталинского руководства об авиации. Тем не менее, удельный вес малоквалифицированного труда оставался высоким, и что, особенно характерно, - не было опыта и стажа, необходимых для современного производства. Только к концу 1930-х гг. стал складываться костяк опытных и квалифицированных кадров. На протяжении практически всего периода Авиапром боролся с такими проблемами, как низкий уровень технической культуры, текучесть и «штурмовщина» на производстве. Преодолеть их к началу войны так и не удалось.
  9. Зародившись синхронно с российской, авиаиндустрия Германии в силу более развитого промышленного сектора сумела в 1930-е гг. достичь значительных результатов. С приходом к власти нацистов Германия встала на путь ускоренного развития военной авиации. Авиапромышленность не только получала государственную поддержку, но и оказалась под плотным контролем правительства. Была проведена крупномасштабная перестройка структуры авиастроительной индустрии в духе так называемой «рационализации». Самолётостроительная отрасль рейха превосходила советскую авиапромышленность как по количеству предприятий, так и по числу занятых на производстве; превосходство в выпуске алюминия давало существенный задел для достижения качественного превосходства над советской авиатехникой. В будущей войне обе страны возлагали большие надежды на свою авиацию, а значит - и на своё авиастроение.
  10. В то же время гитлеровское руководство допустило роковую ошибку. В то время как в Советском Союзе осознали угрозу, и начали форсированное наращивание производства в 1939-1941 гг., в "ведомстве Геринга" сочли задачу выполненной, а превосходство над противником - обеспеченным. Нежелание слышать осторожные сомнения профессионалов в низких качествах советской авиаиндустрии привело к тому, что германская авиация в конечном счете проиграла состязание с советской в годы войны. Напротив, советское руководство верно оценило вызовы времени, создав достаточно крепкую основу для современного авиапроизводства и возможности для его расширения на случай военной опасности. 
Список опубликованных работ
1. Монография

Мухин М.Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 гг. М.: "Наука", 2006. 20 п.л.

2. Публикации в списке ВАК

1. Мухин М.Ю. РГАЭ. – Комплексы документов по истории военной промышленности 1921-1941 гг. // Отечественная история. 1996. № 4. – 3,3 п.л.

2. Мухин М.Ю. Эволюция системы управления советской оборонной промышленностью в 1921-1941 годах и смена приоритетов "оборонки" // Отечественная история. 2000. №3 – 1 п.л.

3. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность накануне Великой Отечественной войны. // Отечественная история №3. 2003. – 0,5 п.л.

4. Мухин М.Ю. Советский авиазавод в Синцзяне. 1930-1940-е годы. // Новая и новейшая история. 2004. № 5. – 0,5 п.л.

5. Мухин М.Ю. Люди "большого скачка". Персонал авиапромышленности в 1920-30-х годах. // Исторические записки № 7 (125) М., 2004. – 1,7 п.л.

6. Рец.: Мухин М.Ю. Л. Самуэльсон. Красный колосс. Становление советского военно-промышленного комплекса. 1921-1941 гг. // Отечественная история №3. 2002. – 0,2 п.л.

7. Рец.: Мухин М.Ю. О.Н. Кен. Мобилизационное планирование и политические решения (конец 1920 – середина 1930-х годов) // Отечественная история. 2004. № 3 – 0,5 п.л.

3. Прочие публикации

1. Мухин М.Ю. Кнут без пряника. Трудовые стимулы в советской оборонной промышленности 30-х годов. // Экономическая история. Обозрение. Вып. 3. М., 1999. – 0,1 п.л.

2. Мухин М.Ю. "Амторг". Нелегальное торгпредство. // Полигон. №2. 2000. – 0,5 п.л.

3. Мухин М.Ю. "Амторг". Первым делом – самолёты // Полигон. №3. 2000. – 0,8 п.л.

4. Мухин М.Ю. "А девушки – потом" (За что девушки любили лётчиков) // История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. М.,2001 – 0,2 п.л.

5. Мухин М.Ю. Почему люди работали в авиапромышленности? Опыт рассмотрения ситуации в 1921-1941 гг. // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002 – 0,6 п.л.

6. Мухин М.Ю. Советское руководство 1920-30-х годов и авиастроительные инженерные кадры. От ненависти к любви // Россия в XX в. Люди, идеи, власть. М., 2002. – 1 п.л.

7. Мухин М.Ю. Реформы управления военной промышленностью СССР и темпы роста производства в 1936-1941 гг. // Экономическая история. Ежегодник. 2004. М., 2004. – 1 п.л.

8. Мухин М.Ю. "Крылатый металл" для "Сталинских соколов" // The Soviet and Post-Soviet Review, №3 (2004) – 0,5 п.л.

9. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность в 1921-1941 гг. // The Soviet and Post-Soviet Review, №2 (2004) – 2 п.л.

10. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность накануне Великой Отечественной войны // История авиации № 26 (2005) – 1 п.л.

11. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность в годы НЭПа: "гадкий утёнок" "оборонки" // НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты. М., 2006. – 1 п.л.

12. Labor and Employment: the Aircraft Industry in the 1930s // Guns and Rubles: The Defense Industry in the Stalinist State (The Yale-Hoover Series on Stalin, Stalinism, and the Cold War). London. 2008. (в печати).