Научная тема: «СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1992-2004 ГГ.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна исследования определяется итоговыми результатами, которые были получены автором в ходе решения поставленных в работе задач. С современных научных позиций в диссертации переоценивается роль средств массовой информации, выступавших в качестве важного инструмента преобразования социально-экономической и политической жизни Российской Федерации в 1992-2004 гг. В отличие от большинства существующих исследований в работе уделено значительно большее внимание инструментальной роли СМИ, их использованию в конкурентной политической борьбе, удержании власти и манипулировании массовым сознанием.
  2. Автор делает вывод о том, что в начале 1990-х гг. получившие свободу слова СМИ активно использовались властными структурами в целях углубления демократических перемен в стране. На этом этапе основное влияние на российское общество оказывали центральные издания, тогда как региональная пресса шла в русле столичных изменений. На протяжении непродолжительного периода времени, когда интересы власти и масс-медиа полностью совпадали, в информационном пространстве России, наряду с критикой советского прошлого, доминировали комплиментарные оценки начавшихся социально-экономических и политических преобразований. В дальнейшем, по мере углубления кризисных явлений в ходе реформ, на фоне снижения активности демократических изданий, наметилась тенденция усиления позиций нелояльных к власти СМИ.  
  3. Обострение политического кризиса в 1993 г. и активизация оппозиции заставили демократическое руководство России переосмыслить свои первоначальные представления о возможности саморегулирования рынка информационных услуг, по аналогии с монетаристской моделью экономики. В середине 1990-х гг. СМИ исполняли роль главного инструмента, позволявшего контролировать общественное мнение и нейтрализовывать общественное недовольство на этапе стремительного передела собственности. Сосредоточение информационных ресурсов в руках узкого круга связанных с властью медиа-магнатов препятствовало законному праву общества получать полную и достоверную информацию, нарушало принципы свободы слова.
  4. В представленной диссертации впервые осуществлен комплексный анализ использования средств массовой информации в период проведения российских избирательных кампаний. Автор делает вывод о том, что отсутствие развитых демократических институтов и слабая законодательная база развития информационного пространства в России не позволили создавать равные условия участникам выборов, итоги которых в решающей степени зависели от использования административного и информационного ресурсов.
  5. Во второй половине 1990-х гг. получила развитие тенденция концентрации ведущих СМИ в руках узкой группы влиятельных лиц, которая привела к постепенной монополизации политических и идеологических взглядов, навязыванию новых догм взамен старых, к служению групповым интересам, к искажению фактов. Посредством института учреди­тельства и распределения дотаций властные и финансовые структуры часто добивались продвижения на информационном поле своих узких интересов. Помешать данному явлению не позволяла слабость гражданского общества в России переходной эпохи и отсутствие эффективного общественного контроля над свободой слова.
  6. Стабилизацию развития рынка информационных услуг к концу исследуемого периода автор связывает со снижением социально-экономических и политических противоречий в России. Ведущие российские издания утратили высокий конфликтный потенциал, свойственный эпохе 1990-х гг., и заняли свою нишу в системе новых социально-экономических и политических отношений. Данный процесс оценивается в работе как важный этап перехода страны к информационному обществу. Наибольшей стабильностью отличалась партийная пресса, которая, в отличие от коммерческих СМИ, выпускалась на партийные деньги и мало зависела от  конъюнктуры информационного рынка.
  7. Анализ комплекса источников показал, что по сравнению с периодом 1990-х гг., в начале XXI в. изменились не только масштабы информатизации Российской Федерации, но и качество транслируемой информации. На уровне законодательства были созданы серьезные барьеры распространению террористических, антигосударственных и иных деструктивных идей. Исследование показало, что информационная политика была нацелена на совершенствование информационной индустрии, внедрение новых информационных технологий, создание информационных ресурсов, формирование информационной среды и информационного рынка.
Список опубликованных работ
1.Смирнова Е.Г. Средства массовой информации в условиях смены модели общественно-политического развития России на рубеже 1980-1990-х гг. // Вестник Московского университета Серия 8. История. - 2001. - № 2. С. 57-69 (1,0 п.л.).

2.Смирнова Е.Г. Становление и развитие частных изданий в постсоветской России (1991-1996 гг.) // Вестник Российского университета друж¬бы народов. Серия: История России. М.: РУДН, 2002. № 3. С. 64-78. (0,7 п.л.).

3.Смирнова Е.Г. Образ власти в российских СМИ эпохи рыночных реформ 1990-х гг. // Вестник Российского университета друж¬бы народов. Серия: История России. М.: РУДН, 2004. № 1. С. 218-223. (0,3 п.л.).

4.Смирнова Е.Г. Законодательная база становления и развития информационного пространства в России (1990-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 6. 2005. С. 219-235. (0,4 п.л.).

5.Смирнова Е.Г. Опыт и уроки проведения журналистских расследований в постсоветской России (1990-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 5. 2006. С. 124-138. (0,7 п.л.).

6.Смирнова Е.Г. СМИ в социально-экономической и политической жизни Российской Федерации в 1990-е гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2005. № 4. С.112-118. (0,5 п.л.).

7.Смирнова Е.Г. Исторический опыт государственной информационной политики Российской Федерации в 1990-е гг. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 3. С. 61-72. (1,0 п.л.).

Монографии:

8.Смирнова Е.Г. Исторический опыт формирования независимой прессы в Российской Федерации (1991-1993 гг.). М.: «Империя», 2005. 328 с. (21 п.л.).

9.Смирнова Е.Г. Средства массовой информации в социально-экономической и политической жизни Российской Федерации (1992-2004 гг.). М.: «Прометей», 2007. 459 с. (28 п.л.).

10. Смирнова Е.Г. Массовые коммуникации в информационном обществе (социальные и экономические аспекты). М.: МГОУ, 2008. 191с. (12 п.л.).

Статьи:

11. Смирнов Е.Г. Объективность и компетентность журналиста // Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. Сб. трудов. М., 1989. С. 43-52. (0,5 п.л.).

12. Смирнова Е.Г. Актуальные проблемы развития отраслевой многотиражной печати // Журналистика и перестройка. М., 1990. С. 26-41. (1,0 п.л.).

13. Смирнова Е.Г. Политическая позиция отраслевой газеты в условиях многопартийности // Партийность и плюрализм мнений в средствах массовой информации. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1991. С. 45-52. (0,3 п.л.).

14. Смирнова Е.Г. Многотиражная печать: выход из тупика // Пресса и общество: проблема ответственности. М., 1991. С. 39-45. (0,4 п.л.).

15. Смирнова Е.Г. Миссия социальной защиты в деятельности СМИ // Личность-семья-общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1994. С. 129-136. (0,3 п.л.).

16.Смирнова Е.Г. Тенденции и противоречия борьбы за свободу слова в Российской Федерации (1992-1996 гг.) // Средства массовой информации демократической России: Сб. статей. М., 1997. С. 121-129. (0,7 п.л.).

17. Смирнова Е.Г. Бизнес и пресса как предмет научного осмысления // Ученые записки МГСУ. № 3. М., 1997. С. 55-59. (0,4 п.л.).

18.Смирнова Е.Г. Роль СМИ в обновлении политической жизни Российской Федерации на рубеже 1980-1990-х гг. // Материалы научной конференции «Концептуальные проблемы развития России в ХХ веке». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. С. 34-46. (0,5 п.л.).

19. Смирнова Е.Г. Социальные последствия рекламной практики в России // Сборник материалов V годичных научных чтений МГСУ “Социальное развитие общества: современное состояние и перспективы». М., 1998. С. 119-128. (0,7 п.л.).

20. Смирнова Е.Г. Политические дискуссии в российской прессе как отражение эволюции государственной системы постсоветской России в 1990-е гг. // Материалы научной конференции «Социальная история России: содержание, перспективы изучения». Ярославль, 1998. С. 124-129. (0,5.п.л.).

21. Смирнова Е.Г. Становление и развитие рынка информационных услуг в постсоветской России // Культурное строительство в России: страницы истории. М.: МГСУ, 1998. С. 93-98. (0,4 п.л.).

22. Смирнова Е.Г. Государственная поддержка СМИ. Риски и стимулы в условиях современной политической жизни России // Сборник материалов VI годичных научных чтений МГСУ. М., 1999. С. 99-104. (0,5 п.л.).

23. Смирнова Е.Г. Проблема кадрового обеспечения развития средств массовой информации в России первой половины 1990-х гг. // Общест¬венно-политические преобразования в России: страницы истории. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. С. 19-26. (0,5 п.л.).

24. Смирнова Е.Г. Информационное обеспечение рыночных реформ начала 1990-х гг. // Гуманитарий. История и общественные науки. (Сборник научных трудов). Выпуск V. М.: МПГУ. 2001. С. 52-64. (0,6. п.л.).

25. Смирнова Е.Г. Власть и СМИ в эпоху демократических реформ 1990-х гг.: опыт и уроки истории // Власть и общество. Сборник научных статей. Вып. 3. М., Изд-во «МАКС Пресс», 2001. С. 42-53. (0,4 п.л.).

26. Смирнова Е.Г. Периодическая печать России о межнациональных отношениях в стране в 1990-е гг. // Новые подходы к изучению отечественной истории в вузе. Материалы круглого стола. СПб., 2001. С. 210-215. (0,6 п.л.).

27. Смирнова Е.Г. Историография информационной политики постсоветской России // Историография и источниковедение отечественной истории. Материалы научного семинара. М.: ГАСБУ, 2002. С. 38-56. (1,5 п.л.).

28. Смирнова Е.Г. Проблема политической цензуры в истории России ХХ в.: опыт и уроки истории // Тезисы доклада научной конференции «Молодежь и будущее России». Краснодар, 2002. С. 192-198. (0,4 п.л.).

29. Смирнова Е.Г. Информационное обеспечение социально-экономических реформ в России (1990-е гг.) // Материалы научной конференции «История журналистики в России: прошлое и современность». МГУКИ. М., 2002. С. 37-45. (0,7 п.л.).

30. Смирнова Е.Г. Проблемы внешнеполитического развития России в периодике второй половины 1990-х гг. // Материалы научной конференции «История ментальностей: проблемы методологии». Армавир, 2002. С. 114-119. (0,4 п.л.).

31. Смирнова Е.Г. Опыт и уроки применения политической рекламы в российских СМИ 1990-х гг. // Страницы социально-политической истории России. Тверь, 2003. С. 76-87. (0,5.п.л.).

32. Смирнова Е.Г. Глобализация как фактор функционирования российского бизнеса на мировом рынке // Сборник материалов 2-го Международного научного конгресса «Россия в системе глобальных социальных координат». М., 2003. С. 103-115. (0,5 п.л.).

33. Смирнова Е.Г. Дискуссии о свободе СМИ в отечественной журналистике 1990-х гг. // Проблемы власти и общества в выступлениях участников научной конференции «История России: ХХ в.». М.: МГМА, 2004. С. 8-12 (0,4 п.л.).

34.Смирнова Е.Г. Влияние СМИ на развитие межнациональных отношений в Российской Федерации // Новые подходы к изучению отечественной истории. Материалы круглого стола. СПб, 2005. С. 49-57. (0,6 п.л.).

35. Смирнова Е.Г. Проблемы и противоречия формирования положительного имиджа предпринимательской деятельности российских фирм в мировом экономическом сообществе // Вторые Афонасьевские чтения «Корпоративность, Инновационность, Социальная эффективность» 27-30 января 2004 г. Секция №5 «Социальная реклама как инструмент консолидации общества». М., 2006. С. 65-77. (0,9 п.л.).

36. Смирнова Е.Г. Подготовка кадров для российских СМИ на рубеже 1990-х – 2000-х гг. // Социально гуманитарное образование в ХХI веке: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. М., РГСУ. 2007. С. 56-71. (0,7 п.л.).