Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ (1992-1999 ГГ.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна исследования определяется тем, что автор в новом ракурсе рассматривает процесс формирования политического имиджа России на международной арене, анализирует особенности международного восприятия нашей страны в переломный период 1992-2004 гг.
  2. Формирование политического имиджа РФ за рубежом показано в тесной связи со сложным процессом ее внутриполитической трансформации в переходную эпоху. Распад СССР и реформирование России, проводив­шееся под лозунгом демократических перемен, привели к снижению междуна­родного авторитета страны и большинства положительных имиджевых ха­рактеристик бывшего СССР, к утрате статуса сверхдержавы, который формировался в мировом общественном мнении на протяжении всей многовековой отечественной истории.
  3. В диссертации показана противоречивость политического имиджа России в связи с незавершенностью процессов демократизации и централизации власти в стране, обострением комплекса экономических проблем, эскалации этнополитических конфликтов в отдельных регионах. При формировании международного образа России автор отмечает существенное влияние негативных стереотипов о СССР и русском человеке времен «холодной войны», а также политического мифа о «имперских амбициях» России. Положительные элементы в структуре имиджа России проявлялись преимущественно при оценке ее научных, культурных и спортивных достижений.
  4. Осуществив в начале 1990-х гг. кардинальный поворот во внешней политике (доктрина «стратегического партнерства»), российские политические лидеры рассчитывали в кратчайшие сроки изменить в лучшую сторону общественное мнение ведущих стран мира о России. Однако на практике отказ от отстаивания своих национальных интересов привел к падению престижа страны, вытеснению ее на периферию международных отношений. Дальнейшее снижение международного авторитета России автор связывает с провалом первой чеченской кампании, завершившейся в 1996 г. унизительными для России Хасавюртовскими соглашениями. С этого времени характеристика слабости российской политической системы становится центральной во внешнеполитическом имидже страны. В политических кругах и общественном мнении ведущих мировых держав сложился образ государства, неспособного отстоять свою территориальную целостность и национальные интересы на международной арене.
  5. К середине 1990-х гг. падение престижа страны стало серьезным препятствием на пути завершения начатых в стране социально-экономических и политических преобразований. В частности, низкий экономический рейтинг не позволил России привлечь в развитие народного хозяйства необходимый объем иностранных инвестиций. В данной связи, исходя из прагматических целей, российское руководство впервые провозгласило необходимость улучшения имиджа страны в мире. Однако под влиянием устоявшихся с начала 1990-х гг. стереотипов о демократических ценностях, власть по-прежнему стремилась позиционировать РФ на международной арене не как мощный центр силы в мировой геополитике, а как демократическое государство с перспективной рыночной экономикой и эффективной системой защиты собственности.
  6. Очередное обновление международного имиджа России на рубеже 1990-х - 2000-х гг. автор связывает с утверждением во внутри- и внешнеполитическом курсе страны системы национальных приоритетов и интересов, исходивших не из абстрактных схем демократизации и либерализации, а из объективной реальности начала XXI в. Подобная стратегическая линия позволила относительно быстро решить главные внутренние задачи (стабилизация экономики, укрепление вертикали власти, преодоление военного конфликта в Чечне) и повысить международный рейтинг страны.
  7. Автор делает вывод о том, что завершение переходного периода в истории России, определенное укрепление ее международных позиций в начале 2000-х гг. стало неожиданностью для мирового сообщества, ожидавшего дальнейшего распада российской государственности. В силу сложившейся на предыдущем этапе инерции, западноевропейская общественность не оценила по достоинству усилия российских властей. За рубежом многие были озабочены усилением авторитарных тенденций во внутренней политике РФ, связанных с активной деятельностью администрации нового Президента В.В. Путина.
Список опубликованных работ
1.Соколова-Сербская Л.А. Международный имидж политических партий Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 8. История. М., 2001. № 4. С. 121-127 (0,4 п.л.).

2.Соколова-Сербская Л.А. Формирование имиджа властных структур Российской Федерации (1990-е гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2002. № 2. С. 221-226. (0,3 п.л.).

3.Соколова-Сербская Л.А. Образ Б.Н. Ельцина в отечественной и зарубежной историографии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Серия: История. 2004. № 2. С. 172-187. (1,0 п.л.).

4.Соколова-Сербская Л.А. Деятельность российской дипломатии по формированию политического имиджа РФ на международной арене // Вестник Красноярского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Красноярск, 2005. № 4/5. С. 132-139. (0,6 п.л.).

5.Соколова-Сербская Л.А. Роль средств массовой информации в формировании политического имиджа России на международной арене (1999-2004 гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2006. № 2. С. 32-56. (1,8 п.л.).

6.Соколова-Сербская Л.А. Имидж государственной власти в постсоветской России: опыт исторического исследования // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). М., 2006. № 3. С. 233-243. (0,9 п.л.).

7.Соколова-Сербская Л.А. Образ власти в общественном сознании россиян (1990-е гг.) // Вестник Дальневосточного отделения РАН. Серия: История. Владивосток, 2007. № 2. С. 29-38 (0,8 п.л.).

8.Соколова-Сербская Л.А. Харизматические лидеры в истории постсоветской России: опыт историко-политологического исследования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Новосибирск, 2007. С. 319-128. (0,9 п.л.).

Монография:

9.Соколова-Сербская Л.А. Формирование политического имиджа Российской Федерации на международной арене (1992-2004 гг.). М.: «Прометей», 2007. 435 с. (25,5 п.л.).

Статьи:

10.Соколова-Сербская Л.А. Некоторые аспекты социального феномена моды при социализме // Социологические проблемы идеологических процессов. К IV социологическим чтениям молодых ученых «Совершенствование социальных и общественных отношений». Вып. № 1. М.: ИСИ, 1985. (0,3 п.л.).

11.Соколова-Сербская Л.А. Молодежь и мода в СССР: опыт научного анализа // В сборнике «Вопросы идеологического обеспечения процесса социально-экономического развития советского общества». К IV Московским философским чтениям молодых ученых. М: ВИНИТИ, 1986. С 37-43 (0,3 п.л.).

12.Соколова-Сербская Л.А. Мода и эстетическое воспитание советской молодежи // В сборнике «Идеологическое и эстетическое воспитание молодежи» К V социологическим чтениям молодых ученых. – М.: ИСИ. 1986. С.35-44. (0,4 п.л.).

13.Соколова-Сербская Л.А. Демократическая оппозиция: связь с общественностью (конец 1980-х гг.) // Партийность и плюрализм мнений в средствах массовой информации. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1991. С. 210-219. (0,7 п.л.).

14.Соколова-Сербская Л.А. Формирования имиджа политического лидера в России в начале 1990-х гг. // Средства массовой информации демократической России: Сб. статей. М., 1997. С. 129-137. (0,7 п.л.).

15.Соколова-Сербская Л.А. Российские рыночные реформы в зеркале зарубежных СМИ (1990-е гг.) // Социально-экономические и культурологические проблемы современности. Сборник научных трудов МПГУ. М.: Гном-Пресс, 1998. С. 201-213. (0,8 п.л.).

16.Соколова-Сербская Л.А. Программы, цели и методы политической агитации в России (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) // Социально-гуманитарные науки на современном этапе. Сб. научных трудов. МГСА, 2001. С. 21-33. (0,5 п.л.).

17.Соколова-Сербская Л.А. Имиджелогия в информационном обществе // Становление информационного общества в России: философские, политические и социокультурные проблемы. Международная научная конференция. М.: МГИРЭЛ, 2003. С.84 – 91. (0,5 п.л.).

18.Соколова-Сербская Л.А., Сороковикова В.И. Управленческая имиджелогия: гендерный аспект // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы второго Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А.Петровой М., 2004. С. 32-38. (0,3 п.л., авт. вклад – 50%).

19.Соколова-Сербская Л.А., Сороковикова В.И. Национальная идея и имидж России // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы второго Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой – М., 2004. С. 44-56. (0, 4 п.л., авт. вклад – 50%).

20.Соколова-Сербская Л.А. Имидж российской власти в мире в середине 1990-х гг. // Материалы научной сессии факультета социологии, экономики и права МПГУ по итогам научно-исследовательской работы за 2003 г. Сб. научных трудов факультета социологии, экономики и права МПГУ. М.: Гном-Пресс. 2004. С. 91 – 97. (0,5 п.л.).

21.Соколова-Сербская Л.А. Государственная власть и российское общество в годы реформ: опыт и уроки взаимодействия (1991-1999 гг.) // Культура и менталитет населения России. Международная научно-практическая конференция. СПб, 2003. С. 234-240. (0,4 п.л.)

22.Соколова-Сербская Л.А. Имидж России и проблемы устойчивого развития страны // Реальность этноса. Образование и национальная идея. VI Международная научно-практическая конференция. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С. 134-149. (1,1 п.л.).

23.Соколова-Сербская Л.А. Национальная идея и имидж России // Имиджелогия-2004: состояние, направление, проблемы. Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии. М.: РГСУ и АИМ, 2004. С. 23-29. (0,5 п.л.).

24.Соколова-Сербская Л.А. Имидж государственного служащего в постсоветской России // Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития: материалы научно-практической конференции. М.: МГУУ ПМ, 2004. С. 89-94. (0,5 п.л.).

25.Соколова-Сербская Л.А. Формирования имиджа государственного служащего в российских СМИ // Известия Академии Имиджелогии. Том 1. М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 53-58. (0,4 п.л.).

26.Соколова-Сербская Л.А. Образ России в США и странах западной Европы (конец 1990-х – начало 2000-х гг.) // Общественно-политические преобразования в России: страницы истории. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. С. 75-79. (0,3 п.л.).

27.Соколова-Сербская Л.А. Информационные аспекты военно-политического противостояния СССР и стран НАТО // Материалы региональной конференции по проблемам обеспечения национальной безопасно¬сти России. 17-18 февраля 2005 года. Пермь, 2006. С. 13-19. (0,3 п.л.).

28.Соколова-Сербская Л.А. Имидж и духовность // Научные труды МГУУ ПМ, М., 2006. С. 87-94. (0,5 п.л.).

29.Соколова-Сербская Л.А. Политический имидж России в странах Восточной Европы // Гуманитарий. История и общественные науки. Сборник научных трудов. Выпуск V. М.: МПГУ, 2006. С. 78-85. (0,6 п.л.).

30.Соколова-Сербская Л.А. Молодежные субкультуры: имидж и этические ценности // Академия имиджелогии. М., 2006. С. 30-37. (0,5 п.л.).

31.Соколова-Сербская Л.А. Образ русского человека в зеркале западных СМИ // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник научных трудов МПГУ. М., 2007. С. 158-166. (0,7 п.л.).