Научная тема: «ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ РЕФОРМ (1984 – 1999 ГГ.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые комплексно исследуется проблема эволюции государственной политики в сфере высшего образования российской молодежи в контексте общеисторических процессов 1984-1999 гг.
  2. Основное внимание в работе уделено анализу эволюции концептуальных основ развития высшей школы под влиянием непрерывных реформ в стране в период кризиса советской системы и перехода к строительству новой российской государственности. Автор выявляет и показывает преемственность в развитии высшего образования на протяжении всего исследуемого периода, связанную со стремлением отдельных руководителей отрасли сохранить лучшие традиции советской высшей школы на фоне негативных явлений и новых веяний эпохи радикальных реформ.
  3. Исследование показало, что высшая школа в СССР являлась одной из самых прочных структур в каркасе советского государства, была укомплектована самыми высокообразованными кадрами и составляла важнейшую часть промышленного потенциала страны, элиту советского общества. Высшее образование позволяло сформировать квалифицированные кадры руководителей промышленности, сельского хозяйства, культуры, идеологии. Не случайно в переходный период 1990-х гг. именно высшая школа быстрее других сфер общества стала выходить из кризиса, сумела создать определённую структуру социально-экономической и общественной защиты от субъективных решений отдельных представителей руководства. Этот объективный процесс восстановления системы высшего образования выразился в сохранении в целом к концу 1990-х гг. профессорско-преподавательского состава, значительным увеличением количества вузов и численности студентов, т.е. сохранении высшего образования как социально значимого алгоритма для молодёжи постсоветской России. Высшая школа смогла создать свой общественный орган защиты и координации действий в лице Российского Союза Ректоров, с которым были вынуждены считаться высшие руководители государства.
  4. В диссертации выявлены и показаны негативные последствия дистанцирования власти от решения насущных проблем отечественной высшей школы в 1990-е гг., выпадения высшего образования из приоритетных направлений социальной политики государства. Отсутствие полноценного и своевременного финансирования в условиях экономических реформ привело к снижению научного и педагогического потенциала ведущих вузов страны. Одновременно изменился социальный заказ высшей школе, поскольку начавшийся спад производства резко сократил потребность промышленности, транспорта, сельского хозяйства в высококвалифицированных кадрах. Выпускники дневных отделений высших учебных заведений столкнулись с реальной проблемой трудоустройства. Таким образом, кризис в образовании рассматривается в диссертации как частное проявление общегосударственного кризиса в Российской Федерации в 1990-е гг.
  5. Анализ полемики между официальными кругами и ведущими деятелями образования показал, что центральные вузы страны стремились противостоять разрушительным тенденциям в сфере высшего образования, сопротивлялись форсированию перехода на новые принципы построения учебного процесса. В диссертации отражена острая борьба вузовской общественности за сохранение отечественных традиций высшей школы в конце 1990-х гг. Эта борьба сопровождалась не только острыми полемическими выступлениями, но выходом студентов на демонстрации, забастовками преподавателей. Именно эта совместная борьба руководителей вузов, преподавателей и студентов обеспечила сохранение высшей школы России как одной из основ российской государственности, помогла преодолеть кризис и выйти на путь настоящего реформирования в интересах страны.
  6. В диссертации впервые проведен научный анализ результатов перехода высшей школы России на коммерческую основу, показаны позитивные и негативные аспекты данного процесса. К позитивным аспектам автор относит расширение спектра образовательных услуг, углубление специализации, которая определялась уже не государственным заказом, как в советский период, а личными интересами и реальной возможностью самореализации выпускника вуза в новых условиях. Негативные явления проявились в утрате значительной частью малообеспеченных россиян возможности получения полноценного высшего образования, снижении уровня подготовки специалистов в условиях коммерциализации образовательных услуг.
  7. Новизна диссертации определяется оригинальностью авторского подхода к анализу развития территориальной структуры и региональной политики в сфере высшего образования России в постсоветский период. Автор подчеркивает, что реализации законного права граждан на получение образования, провозглашенного в Основном законе Российской Федерации, препятствовали особенности территориальной организации высшей школы. Значительная часть молодежи была лишена возможности получения высшего образования по причине его территориальной недоступности и регионального протекционизма. Проблема территориального неравенства была особенно актуальна для жителей малых городов и сельской местности.
  8. В заключительной части работы автором впервые проанализированы различные точки зрения на участие высшей школы Российской Федерации в Болонском процессе. Исследование показало, что отказ ведущих российских вузов от интеграции в международное образовательное пространство может оставить Россию в стороне от прогрессивных инноваций в сфере образования. Однако углубление международного сотрудничества вузов должно учитывать специфику отечественной высшей школы и соответствовать национальным интересам Российской Федерации
Список опубликованных работ
1. Борисов В.М. Стратегия развития высшей школы Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв. // Педагогическое образование и наука. 2000. № 2. С. 193-205. (0,8 п.л.).

2. Борисов В.М. Государственные приоритеты в развитии высшей школы Российской Федерации в 1990-е гг. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2002. - № 2. С. 95-108 (0,6 п.л.).

3. Борисов В.М. Программа реформирования высшего образования РСФСР в условиях перестройки 1985-1991 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2002. № 2. С. 52-67. (0,9 п.л.).

4. Борисов В.М. Законодательная база становления и развития негосударственного образования в Российской Федерации // Вестник Красноярского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Красноярск, 2006. № 3. С. 31-42. (0,6 п.л.).

5. Борисов В.М. Формирование концепции развития высшей школы в постсоветской России (1992-2003 гг.) // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2004. № 2. С. 133-138. (0,5 п.л.).

6. Борисов В.М. Патриотическое воспитание современной российской молодежи // Вестник Самарского государственного университета. 2003. № 1. С.13-22. (0,7 п.л.).

7. Борисов В.М. Российские вузы в условиях непрерывных образовательных реформ 1990-х гг. // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. 2007. № 2. С. 211-227. (1,1 п.л.).

Монография:

8. Борисов В.М. Высшая школа Российской Федерации в условиях системных реформ (1984 – 1999 гг.). М.: Прометей, 2007. 422 с. (27 п.л.).

Статьи:

9. Борисов В.М. Подготовка специалистов высшей квалификации в СССР в контексте задач социалистического строительства // Сборник научных трудов Московского педагогического института им. В.И. Ленина. М., 1988. С. 36-39. (0,4 п.л.).

10. Борисов В.М. Политическая работа в советской высшей школе (1985-1989 гг.) // Политическая информация: Журнал отдела пропаганды и агитации Волгоградского обкома КПСС. Волгоград, 1989. № 12. С.92-102. (0,6 п.л.).

11. Борисов В.М. Московские вузы в борьбе за повышение качества учебной работы (1987-1989 гг.) // Кардинальная реформа политической системы в СССР. Знания-народу. 1990. № 3. С. 13-24. (0,7 п.л.)

12. Борисов В.М. Разработка новых подходов к подготовке специалистов высшей квалификации в условиях общественно-политических реформ конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. // Сборник научных трудов. М.: МПГУ. 1992. С. 26-28. (0,2 п.л.).

13. Борисов В.М. Факультативный курс краеведения в высшей школе // Краеведение в ВУЗе и школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Русское географическое общество. Московский центр, 1993. - С. 37-42. (0,5 п.л.).

14. Борисов В.М. Педагогическое образование в СССР и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа // Проблемы формирования нового человека. М., МГСА. 1993. С.34-49. (0,5 п.л.).

15. Борисов В.М. Международные связи высшей школы Российской Федерации на рубеже 1980-1990-х гг. // Материалы региональной конференции по проблемам обеспечения национальной безопасности России. 1995 г. Пермь, 1995. С. 54-58. (0,7 п.л.).

16. Борисов В.М. Общественные дискуссии о концепции образовательных реформ 1990-х гг. // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник научных трудов. М.: ТФК «Школа будущего», 1996. С.156-167. (0,7 п.л.).

17. Борисов В.М. Исторический опыт государственной политики Российской Федерации в сфере высшего образования в начале 1990-х гг. // Социально-гуманитарные науки на рубеже XXI в. Сборник научных трудов. Вып.3. М.: ТФК «Школа будущего», 1999. С.73-86. (0,6 п.л.).

18. Борисов В.М. Власть и научная интеллигенция в России: опыт и уроки взаимодействия в 1990-е гг. // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. Сб. научных статей. М.: Прометей, 1999. С.35-37. (0,4 п.л.).

19. Борисов В.М. Поиск путей реформирования высшей школы России на рубеже 1980-1990-х гг. // Гуманитарий. История и общественные науки. Сборник научных трудов. Вып. 3. М.: МПГУ, 2001. С.82-89. (0,4 п.л.).

20. Борисов В.М. Преподавание гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации в начале 1990-х гг. // Социально-экономические и культурологические проблемы современности. Сборник научных трудов МПГУ. М.: Гном-Пресс, 2001. С. 135-139. (0,4 п.л.).

21. Борисов В.М. Концептуальные основы государственной политики в сфере высшего образования (1990-е гг.) // География в школе будущего: Тезисы международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2002. С. 72-80. (0,4 п.л.).

22. Борисов В.М. Разработка государственной программы патриотического воспитания студенчества в 1990-е гг. // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник научных трудов. М.: ТФК «Школа будущего». 2002. С. 22-29. (1 п.л.)

23. Борисов В.М. Сравнительный анализ государственной политики в области высшего образования в СССР и Российской Федерации // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования / Под. ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, М.В. Корепановой и др. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003. Вып. 14. С. 34–59. (1,3 п.л.).

24. Борисов В.М. Разработка новой концепции воспитания учащейся молодежи Российской Федерации в начале 1990-х гг. // Новые подходы к изучению отечественной истории в вузе. Материалы круглого стола. М.: МГСУ, 2003. С. 64-72. (0,4 п.л.).

25. Борисов В.М. Педагогические кадры высшей школы в условиях системных реформ 1990-х гг. // Учитель 21 века: Краеведческая подготовка студентов педагогических Вузов. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГПУ, 2003. С. 14-19. (0,7 п.л.).

26. Борисов В.М. Региональный компонент вузовского гуманитарного образования российской молодежи // Научные труды. - МПГУ. Серия: Естественные науки. Сб. научных статей. М.: Прометей, 2003. С. 84-89. (0,4 п.л.).

27. Борисов В.М. Приоритетные направления и стратегия естественнонаучного образования в Российской Федерации в 1992-2003 гг. // Материалы по итогам научно-исследовательской деятельности конкурса «Актуальные проблемы образования». Конкурс грантов в области педагогики 2003 г. - М.: Прометей, 2004. С. 41-55. (0,5 п.л.).

28. Борисов В.М. Государственная власть и общественно-политическое движение студенческой молодежи в 1984-1995 гг. // Народное образование. 2004. № 2. С.16-24. (0,6 п.л.).

29. Борисов В.М. Особенности государственного планирования и организации учебного процесса в высшей школе СССР (1980-е гг.) // Власть и общество. Сборник научных статей. Вып. 3. М., Изд-во «МАКС Пресс», 2004. С. 122-128. (0,8 п.л.).

30. Борисов В.М. Государственное финансирование высшего образования в России (1990-е гг.) // История и развитие идей П.П. Семенова - Тян-Шанского в современной науке и практике школьного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.1 - Липецк: ЛГПУ, 2005. С. 35-39. (0,5 п.л.).

31. Борисов В.М. Кадровый потенциал высшей школы Российской Федерации в 1990-е гг. // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Сб. рефератов, избранных научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: Уральский университет, 2005. С. 17-20. (0,3 п.л.).

32. Борисов В.М. Формирование личности современной российской молодежи // Научные труды МПГУ. Серия: социально-исторические науки. М.: Прометей, 2007. С. 172-183. (0,8 п.л.).