- Научная новизна диссертации определяется тем, что она является по существу первым комплексным исследованием разработки и реализации проектов реформирования системы образования в 1984-2004 гг. в масштабах Российской Федерации.
- Концептуальный замысел автора заключается в сравнительном анализе советской и российской стратегии развития народного образования. Советская модель образования была ориентирована на формирование кадров индустриального общества, полноценное обеспечение общественного производства квалифицированными сотрудниками. При этом главная ставка была сделана на массовость обучения, достижение общих высоких показателей подготовки специалистов. Новое руководство Российской Федерации, ориентируясь на логику проводимых в стране реформ, стремилось диверсифицировать систему обучения, создать предпосылки для формирования вариативных моделей образования, ставящих в центр учебного процесса свободную личность, соответствующую запросам постиндустриальной эпохи.
- Исследование показало, что на завершающем этапе индустриальной модернизации был достигнут беспрецедентно высокий уровень народного образования, ставший результатом долгосрочной и целенаправленной политики государства в данной сфере. Дальнейшему раскрытию высоких потенциальных возможностей советского образования помешало углубление кризисных явлений в экономической и социально-политической жизни страны на рубеже 1980-1990-х гг.
- Автор показывает противоречивый характер образовательной политики постсоветской России, выявляет несоответствие между правильными декларативными установками, провозглашавшими задачи по дальнейшему совершенствованию качества образования, и реальными финансовыми, материальными и организационными возможностями государства, переживавшего острый системный кризис.
- Новизна исследования заключается в оценке адекватности системы образования новым общественно-экономическим и социокультурным реалиям постсоветской эпохи. Требованиям информационного общества противоречила ставка на элитарное образование и коммерциализацию образовательных услуг, создавшая серьезные барьеры для повышения образовательного уровня малообеспеченных слоев общества.
- Автор выявляет и показывает негативные последствия частой смены стратегии развития образования в исследуемый период. В данной связи в диссертации сделан особый акцент на позитивном значении стабилизации политического развития современной Российской Федерации для успешного преодоления кризисных явлений, свойственных народному образованию переходной эпохи.
1.Тарасова С.В. Основные тенденции развития отечественной системы образования в 1980-1990-е гг. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2002. - № 2. С. 185-199 (1,0 п.л.).
2.Тарасова С.В. Школьное строительство в условиях перестройки (1985-1991 гг.) // Вестник Российского университета друж¬бы народов. Серия: История России. М.: РУДН, 2004. № 2. С. 146-154. (0,8 п.л.).
3.Тарасова С.В. Формирование патриотизма и гражданственности советской молодежи в 1980-е гг. // Вестник Российского университета друж¬бы народов. Серия: История России. М.: РУДН, 2005. № 2. С. 148-153. (0,6 п.л.).
4.Тарасова С.В. Историографические оценки образовательных реформ второй половины 1980-х гг. // Вестник Красноярского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Красноярск, 2005. № 3/2. С. 23-28. (0,4 п.л.).
5.Тарасова С.В. Формирование педагогических и научных кадров в высшей школе СССР и Российской Федерации: сравнительный анализ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 5. 2006. С. 124-138. (0,7 п.л.).
6.Тарасова С.В. Разработка и реализация проектов реформирования среднего образования Российской Федерации в 1990-е гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1. С.312-318. (0,4 п.л.).
7.Тарасова С.В. Исторический опыт государственной политики Российской Федерации в сфере народного образования в 1990-е гг. // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. 2007. № 5. С. 131-152. (1,5 п.л.).
Монографии:
8.Тарасова С.В. Исторический опыт разработки и реализации проектов реформирования системы образования Российской Федерации в 1984-2004 гг. М.: «Сокол», 2003. 377 с. (25 п.л.).
9.Тарасова С.В. Партийно-государственное руководство школьным строительством в СССР в условиях перестройки 1985-1991 гг. М.: «Прометей», 2005. 349 с. (223 п.л.).
Статьи:
10.Тарасова С.В. Российская школа в условиях системных перемен рубежа 1980-1990-х гг. // Материалы научной конференции «Высшая школа в преддверии ХХI в.». Екатеринбург. Изд-во Екатеринбургского государственного университета, 1995. С. 21-27. (0,4 п.л.).
11.Тарасова С.В. Поиск новых подходов к развитию высшей школы Российской Федерации // Общест¬венно-политические преобразования в России: страницы истории. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. С. 93-106. (0,5 п.л.).
12.Тарасова С.В. Реформирование системы образования Российской Федерации: тенденции и противоречия // Гуманитарий. История и общественные науки. (Сборник научных трудов). М.: МПГУ. 1999. С. 54-72. (1,3. п.л.).
13.Тарасова С.В. Власть и педагогическая интеллигенция СССР в 1985-1991 гг. // Власть и общество. Сборник научных статей. Вып. 2. М., Изд-во «МАКС Пресс», 2001. С. 3-16. (0,7 п.л.).
14.Тарасова С.В. Традиционные и новые задачи органов государственной власти в сфере нравственного и патриотического воспитания молодежи // Сборник статей региональной научно-практической конференции «История России: экономика, культура, управление». Оренбург: «Русское слово», 2003. С. 24-31. (0,7 п.л.).
15.Тарасова С.В. Разработка проектов реформирования высшей школы Российской Федерации в 1990-е гг. // Учёные записки. Астрахань: АГПИ, 2003. С. 49–58. (0,6 п.л.).
16.Тарасова С.В. Внеучебная деятельность коммерческих вузов России (1990-е гг.) // Новые подходы к изучению отечественной истории. Материалы круглого стола. СПб, 2003. С. 199-203. (0,3 п.л.).
17.Тарасова С.В. Новые воспитательные задачи советской системы просвещения в 1985-1991 гг. // Проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник научных трудов МПГУ. М.: Гном-Пресс, 2004. С. 23-37. (0,7 п.л.).
18.Тарасова С.В. Студенческое движение в России на рубеже 1990-2000-х гг. // Материалы третьей краевой научной конференции «История общественных движений в России». Краснодар, 2004. С. 44-53. (0,6 п.л.).
19.Тарасова С.В. Современная историография государственной политики в сфере народного образования // Общественно-политические преобразования в России: страницы истории. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. С. 235-240. (0,5 п.л.).
20.Тарасова С.В. Педагогическая общественность Москвы в годы системных реформ // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани (Научные труды). Армавир, 2005. С. 148-165. (1,1 п.л.).
21.Тарасова С.В. Педагогическая интеллигенция СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.). // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. Сборник статей. М.: Прометей, 2005. С. 24-28. (0,3 п.л.).
22. Тарасова С.В. Педагогическое движение в национальных республиках СССР на рубеже 1980-1990-х гг. // Материалы научной конференции «Концептуальные проблемы государственного строительства в России». СПб.: «Школа Будущего», 2005. С. 103-117. (0,4 п.л.).
23. Тарасова С.В. Поиск путей реформирования высшего технического образования в Российской Федерации // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. Сборник статей. М.: Прометей, 2005. С.64-71. (0,6 п.л.).
24. Тарасова С.В. Участие творческой и педагогической интеллигенции СССР в общественно-политическом движении конца 1980-х гг. // Проблемы политической истории России. Сб. статей. М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2005. С. 41-53. (0,6 п.л.).
25. Тарасова С.В. Программа развития международных связей отечественной высшей школы // Социально-экономические и культурологиче¬ские проблемы современности. Сборник научных трудов МПГУ. М.: Гном-Пресс, 2005. С. 32-37. (0,4 п.л.).
26. Тарасова С.В. Система образования Российской Федерации в годы рыночных реформ 1990-х гг. // Социально-экономические и культурологические проблемы современности. Сборник научных трудов факультета социологии, экономики и права. М.: «Гном-Пресс», 2006. С. 82-97. (0,7 п.л.).
27. Тарасова С.В. Концептуальные основы развития системы образования Российской Федерации в начале XXI в. // Материалы научной сессии факультета социологии, экономики и права МПГУ по итогам научно-исследовательской работы за 2005 год. М., Издательство 000 «Гном-Пресс», 2006. С. 47-55. (0,5 п.л.).
28. Тарасова С.В. Религиозное образование в России (1990-е гг.) // Страницы социально-политической истории России. Тверь, 2007. С. 118-126. (0,5.п.л.).
29. Тарасова С.В. Гуманитарное образование в Российской Федерации: поиск путей обновления // Гуманитарий. История и общественные науки. (Сборник научных трудов) Выпуск 1. М., 2007. С. 226-229. (0,3 п.л.).
30.Тарасова С.В. Программное обеспечение средней школы Российской Федерации в 1990-е гг. // Сборник научных трудов. Смоленск: СГПУ, 2007. С. 74-85. (0,7 п.л.).
31.Тарасова С.В. Поиск путей реформирования высшей школы России в условиях глобализации // Проблемы политической истории России. Сб. статей. М.: Изд-во Университетский гуманитарный лицей, 2007. С. 31-39. (0,8 п.л.).