- Система «общество - власть - образование» является одной из базовых в поступательном развитии общества и ключевых в модернизационных процессах, которые своеобразны, неповторимы и зависят от геополитического положения региона, его исторического наследия, уровня социально-экономического, политического и культурного развития, национального менталитета и т.д. Это особенно значимо для России, которая всегда характеризовалась существенной вариацией исторической динамики составляющих ее регионов и социокультурных ниш. Неравномерность регионального развития воплощает один из фундаментальных пространственных эффектов, связанных с осуществлением модернизации.
- Проведенный историографический обзор и критический анализ литературы по избранной теме позволяют утверждать, что изучение системы «общество - власть - образование» находится на начальном этапе. Не исследованы потребности общества в образовании и его реакция на политику власти, слабо изучены взаимоотношения власти и системы образования, место последней в региональном социуме. Недостаточно освещены история системы управления образованием, а также правительственная политика в данном вопросе. Комплексное изучение позиции власти, в том числе на региональном уровне, не осуществлялось.
- При всех перипетиях исторического развития Мордовия сохраняла специфику, делающую ее весьма интересным объектом исследования. Находясь в центре России, она вобрала в себя черты, характерные для центра страны. В то же время республика находилась на периферии центральной области, выступая в качестве своеобразной переходной зоны. В результате в регионе действовали закономерности центра и периферии.
- Школа в России всегда ставила на первый план государственную задачу и в соответствии с этим стремилась формировать новое поколение в духе государственной идеологии; политика в сфере образования мордвы осуществлялась в общегосударственном русле. В конце XIX - начале XX в. политика правительства сводилась к реализации идей Н.И. Ильминского о создании мордовской культуры, национальной по форме, православной по содержанию. После 1917 г. образовательная политика преследовала цель превращения мордовского населения в союзника большевиков, а в 1930-е гг. - активного участника процессов модернизации. При этом она выступала составной частью национальной политики советского государства.
- Спецификой государственной политики в сфере народного образования являлось преимущественное внимание к развитию сети церковных школ, что особенно отчетливо прослеживается во второй половине 1890-х гг., когда резко возрастают правительственные ассигнования «на устройство и содержание церковно-приходских школ и школ грамоты». Вместе с тем правительство всячески стремилось подорвать авторитет и популярность земской школы в народе, а также принизить ее образовательное значение. Однако ему не удалось обеспечить преобладание церковной школы в общей системе народного образования, хотя ЦПШ начинают составлять серьезную конкуренцию земским школам. Общественно-педагогическое движение в начале XX в. выступало в качестве активного противовеса государственной школьной политике, вместе с тем способствовало привлечению общественного интереса к проблемам народного образования. После 1905 г. церковная школа начала резко сдавать позиции. Однако в Среднем Поволжье, в частности мордовском крае, она продолжала играть заметную роль в просвещении народных масс и пыталась приспособиться к новым условиям. В начале XX в. ситуация с развитием среднего образования на территории Мордовии стала постепенно улучшаться. В городах Мордовии приоритет отдавался главным образом женским прогимназиям, так как развитие женского образования в регионе значительно отставало от мужского. К 1914 г. на территории Мордовии сформировалась устойчивая сеть женских средних учебных заведений - гимназий.
- Формирование основных элементов советской системы школьного образования в Мордовии имело свои особенности. Они были обусловлены более поздним установлением на ее территории советской власти, заметной экономической и культурной отсталостью края по сравнению с промышленными регионами страны, национальной неоднородностью населения, совпадением в конце 1920-х - начале 1930-х гг. нескольких процессов - перехода к ускоренной индустриализации, начала массовой коллективизации сельского хозяйства, создания национальной автономии. Особенно сложно происходил процесс становления мордовской национальной школы, что было обусловлено отсутствием подготовленных кадров коренной национальности, недостатком финансовых ресурсов. Вплоть до 1929 г. не было единого центра руководства строительством мордовской школы, проблемы школьного образования решались разрозненно, в зависимости от возможностей губерний и уездов, где проживала мордва. Сочетание объективных трудностей с субъективными факторами не позволило даже к началу 1940-х гг. воплотить в жизнь главное требование советской власти - осуществить в национальной школе обучение на родном языке.
- Среди учительства преобладали выходцы из деревни, что во многом объясняет их политическую ориентацию на партию социалистов-революционеров. Отдельные учителя не просто сочувствовали эсерам, а вели активную пропаганду их взглядов. Особую позицию занимали учителя - выходцы из мордвы, принадлежавшие преимущественно к религиозной интеллигенции, которая использовала поддержку государства, преимущества образования и знание русского языка для реализации этнических интересов мордвы и развития этнического сознания. Деятельность учительства мордовского края в целом являлась важнейшим фактором социально-культурной и экономической жизни региона.
- В условиях советской модернизации региона происходило становление высшей школы Мордовии, которая была призвана обеспечить происходившие преобразования квалифицированными кадрами, в том числе национальными.
- Период 1917-1941 гг. характеризуется коренной перестройкой всей системы народного образования, существовавшей в дореволюционной России. Реформа школьного дела основывалась на принципах общедоступности и демократизации, связи школы с жизнью, с задачами социалистической революции, с политикой Коммунистической партии и проводилась под непосредственным контролем ВКП (б). Наряду с объективными социально-экономическими задачами, своей целью она имела внесение в функционирование системы школьного обучения, в повседневную жизнь школы новых идейных ценностей, подчинение образования задачам воспитания «нового человека», активного строителя социалистического общества, что обусловило как несомненные достижения советской школы, так и последующие беды.
1. Куршева Г.А. Общество, власть и образование в условиях модернизации в СССР: конец 1920-х – 1930-е гг. / Г.А. Куршева. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2007. – 368 с. (19,32 п.л.).
2. Куршева Г.А. Образование и власть в Мордовии (1917 – 1941 гг.) / Г.А. Куршева. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2007. – 136 с. (8, 0 п.л.).
Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ
3. Куршева Г.А. Рецензия / Г.А. Куршева, Е.В. Моисеев // Регионология. – 2005. – № 4. – С. 282–284 (0,2 п.л. / 0,1 п.л). – [Рец. на кн.: Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. : в 2 т. / под общ. ред. В.А. Юрченкова ; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2005. – Т. 1. – 382 с.; Т. 2. – 424 с.]
4. Куршева Г.А. Семейное воспитание и школа в мордовском крае в первой трети XX века / Г.А. Куршева // Семья в России. – 2006. – № 1. – С. 109–116 (0,7 п.л.).
5. Куршева Г.А. Развитие региональной системы среднего образования как условие модернизации в 1930-х годах (на примере Мордовии) / Г.А. Куршева // Вестн. Чуваш. ун-та. – 2006. – № 3. – С. 308–315 (1,0 п.л.).
6. Куршева Г.А. Международная научная конференция, посвященная жизни и деятельности Ф.Ф. Ушакова / Г.А. Куршева, Н.Н. Поздняков // Интеграция образования. – 2006. – № 3. – С. 183–184 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
7. Куршева Г.А. Ликвидация неграмотности в регионе в контексте модернизационных процессов / Г.А. Куршева // Регионология. – 2006. – № 4. – С. 205–210 (0,5 п.л.).
8. Куршева Г.А. Политическая ориентированность провинциального учительства начала XX века (на примере мордовского края) / Г.А. Куршева, Е.Н. Бикейкин // Изв. Самар. науч. центра РАН. – 2007. – № 5. – С. 127-133–0,6 п.л. / 0,3 п.л.).
Научные статьи
9. Куршева Г.А. Традиционное и национальное в игре / Г.А. Куршева // Игра и развитие в дошкольном возрасте : материалы междунар. науч.-практ. конф. МПГУ им. В.И. Ленина. – М. : Прометей, 1995. – С. 85 – 86 (0,1 п.л.).
10. Куршева Г.А. Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде / Г.А. Куршева // Современные проблемы психолого-педагогических наук : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского ; Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева. – Саранск, 1996. – Вып. 6. – С. 64–66 (0,3 п.л.).
11. Куршева Г.А. К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников / Г.А. Куршева // Материалы XXXI науч. конф. преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева. – Саранск, 1996. – Вып. 6. – С. 26–27 (0,2 п.л.).
12. Куршева Г.А. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора / Г.А. Куршева // Современные проблемы психолого-педагогических наук : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского ; Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева. – Саранск, 1997. – Вып. 9. – С. 78–80 (0,3 п.л.).
13. Куршева Г.А. Российскому гуманитарному научному фонду – 10 лет / Г.А. Куршева // Мордовия: наука, инновации, новые технологии. – 2004. – № 1. – С. 32–43 (0,2 п.л.).
14. Куршева Г.А. Реформы в области образования во второй половине 1950-х – середине 1960-х годов (на материалах Мордовии) / Г.А. Куршева // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: материалы III междунар. конгресса финно-угроведов. – Йошкар-Ола, 2004. – С. 345–351 (1,0 п.л.).
15. Куршева Г.А. Попытки реформирования образовательной сферы на рубеже 1950 – 1960-х гг. и последствия / Г.А. Куршева // Наука и инновации в Республике Мордовия : материалы III респ. науч.-практ. конф. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – С. 89–92 (0,4 п.л.).
16. Куршева Г.А. Реформы образования во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг. (на примере Мордовии) / Г.А. Куршева // Крестьянство и власть Среднего Поволжья : материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. историков-аграрников Среднего Поволжья. – Саранск, 2004. – С. 443–450 (0,7 п.л.).
17. Куршева Г.А. Система образования в Мордовии в годы гражданской войны и «военного коммунизма» / Г.А. Куршева // Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении : материалы VIII межрегион. науч.-практ. конф. историков-аграрников Среднего Поволжья. – М.: ИНИОН РАН РФ, 2005. – С. 262–266 (0,5 п.л.).
18. Куршева Г.А. Социально-демографических облик / Г.А. Куршева, Л.Г. Филатов, И.Б. Стрижова // Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. : в 2 т. / под общ. ред. В.А. Юрченкова; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2005. – Т. 1. – С. 79–94 (1,5 п.л. / 0,5 п.л.).
19. Куршева Г.А. Социокультурное развитие / Г.А. Куршева, Л.Г. Филатов // Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. : в 2 т. / под общ. ред. В.А. Юрченкова; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2005. – Т. 1. – С. 153–167 (2,0 п.л. / 1,0 п.л.).
20. Куршева Г.А. М.Е. Евсевьев – педагог, просветитель, ученый / Г.А. Куршева // Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре : тр. НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2005. – Т. 4 (121). – С. 221–225 (0,6 п.л.).
21. Куршева Г.А. Учительская интеллигенция и революция 1905–1907 гг.: революционный аспект / Г.А. Куршева // Первая русская революция 1905–1907 гг.: исторический опыт разрешения внутриобщественного кризиса и современность : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Первой русской революции. – Ульяновск : «Симбирская книга», 2005. – С. 111–117 (0,6 п.л.).
22. Куршева Г.А. Проблемы культуры речи в условиях становления педагогического образования в Мордовии / Г.А. Куршева // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы III междунар. науч. конф. – М. : МАНПО, 2005. – С. 374–378 (1,0 п.л.).
23. Куршева Г.А. Академический труд по истории Великой Отечественной войны. Рецензия / Г.А. Куршева, Е.В. Моисеев // Мордовия: наука, инновации, новые технологии. – 2005. – № 4. – С. 48–49 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
24. Куршева Г.А. Российское образование в 1990-е гг.: постановка проблемы / Г.А. Куршева // Вторые Саранские философские чтения: Памяти М.М. Бахтина / под ред. д-ра филос. наук Е.В. Мочалова. – Саранск, 2005. – С. 231–232 (0,1 п.л.).
25. Куршева Г.А. Религиозная составляющая образования в российской провинции в конце XIX – начале XX в. / Г.А. Куршева // Социально-экономические и правовые проблемы региона : материалы Макаркин. VI научных чтений. – Саранск : Тип. «Рузаевский печатник», 2006. – С. 256–259 (0,2 п.л.).
26. Куршева Г.А. Педагогическая наука в Мордовии: проблема генезиса (1930-е гг.) / Г.А. Куршева // Общество и власть. XX век: / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2006. – Т. 5 (122). – С. 198–201 (0,5 п.л.).
27. Куршева Г.А. Модернизационные процессы 1930-х гг. и региональная система образования / Г.А. Куршева // И.Д. Кузнецов – ученый, педагог, человек, переживший репрессии 30–40-х годов XX века : сб. ст. всерос. науч. конф. историков. – М. : ИНИОН РАН, 2006. – С. 519–531 (1,0 п.л.).
28. Куршева Г.А. Особенности семейного воспитания в мордовском крае в первой трети XX века / Г.А. Куршева // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы IV междунар. науч. конф. – М. : МАНПО, 2006. – С. 598–603 (0,7 п.л.).
29. Куршева Г.А. Поволжье и Мордовия: проблемы соотношения социокультурных пространств / Г.А. Куршева, В.А. Юрченков // Самоорганизация социокультрного пространства Поволжских регионов: векторы, факторы, механизмы изменения : материалы всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Ульяновск : Ид-во УлГУ, 2006. – Ч. 1. – С. 198–203 (0,4 п.л. / 0,2 п.л.).
30. Куршева Г.А. Первый мордовский областной съезд учителей-ударников / Г.А. Куршева // Проблемы развития регионального социума : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / НИИ регионологии. – Саранск, 2006. – Ч. 2. – С. 496–497 (0,2 п.л.).
31. Куршева Г.А. Семейное воспитание и школа в мордовском крае в первой трети XX века / Г.А. Куршева // Духовно-нравственное просвещение и воспитание молодежи: история и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – С. 213–218 (0,4 п.л.).
32. Куршева Г.А. Крестьянство Мордовии и государственная политика в сфере образования в условиях «военного коммунизма» / Г.А. Куршева // Мир крестьянства Среднего Поволжья: итоги и стратегии исследований: материалы I Всерос. (IX межрегион.) конф. историков-аграрников Среднего Поволжья. – Самара : «Самарский университет», 2007. – С. 302–305 (0,5 п.л.).
33. Куршева Г.А. Модернизация: сущность, основные критерии, характеристики / Г.А. Куршева // Од вий : сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2007. – Вып. 1. – С. 75–78 (0,5 п.л.).
34. Куршева Г.А. Политика модернизации в Советском Союзе в 1930-е гг. / Г.А. Куршева // Од вий : сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2007. – Вып. 1. – С. 69–75 (0,5 п.л.).
35. Куршева Г.А. Особенности национальной политики Мордовии в сфере образования в 1930-х гг. / Г.А. Куршева // VII Международный конгресс этнографов и антропологов России «Многоэтничные общества и государства» / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2007. – С. 397–398 (0,1 п.л.).
36. Куршева Г.А. Модернизация как характерная черта российского общества 30-х гг. / Г.А. Куршева // VII Международный конгресс этнографов и антропологов России «Многоэтничные общества и государства» / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2007. – С. 297 (0,1 п.л.).
37. Куршева Г.А. Становление мордовской национальной государственности как составляющая модернизационных процессов / Г.А. Куршева // Од вий : сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2007. – Вып. 2. – С. 82–87 (0,5 п.л.).
38. Куршева Г.А. Особенности социально-демографического развития Мордовии / Г.А. Куршева // Од вий : сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2007. – Вып. 2. – С. 77–80 (0,5 п.л.).
39. Куршева Г.А. Педагогическая наука в Мордовии: проблема генезиса / Г. А. Куршева // Гуманитарные науки в истории и современном развитии общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Чуваш. гос. ин-та гуманитар. наук. – Чебоксары : ЧГИГН, 2006. – С. 245 – 249. (0,4 п.л.).