Научная тема: «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Специальность: 12.00.10
Год: 2008
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В число методологических основ исследования современного международного права неизбежно включается анализ состояния, содержания и характера реализации концепции устойчивого развития. При этом сущностное содержание феномена устойчивого развития следует считать устоявшимся: устойчивое развитие - это такое социально-экономическое и экологическое развитие, которое направлено на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды, на развитие экономики таким образом, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением природной среды. Концепция устойчивого развития должна рассматриваться во многих аспектах: политико-правовом, экономическом, социальном, международном и информационном. Если принцип устойчивого развития будет сформирован в международном праве, то это будет общепризнанный принцип международного права, который войдет в систему основных принципов международного права.
  2. Связь современного международного права и концепции устойчивого развития проявляется, прежде всего, в следующем. Во-первых, одной из основных задач международного права является обеспечение безопасности государств, а в современном мире обеспечение безопасности невозможно без соблюдения принципов устойчивого развития. Во-вторых, концепция устойчивого развития раскрывает суть проблем, в том числе международно - правовых, стоящих перед государствами в современных условиях. В-третьих, принимая во внимание изложенные выше положения, концепцию устойчивого развития можно в настоящее время квалифицировать в качестве новой мировоззренческой основы прав человека.
  3. К настоящему времени целесообразно выделить два направления в международном праве, дальнейшее развитие которых может привести к определенному балансу экологических и экономических факторов при международно-правовом регулировании экономической деятельности. Первое - это включение экологических положений в международные инвестиционные соглашения. В работе выявляются и исследуются соответствующие проблемы и недостатки, предлагаются рекомендации, которые будут способствовать достижению государствами экологических целей при регулировании инвестиционной деятельности. Второе - это экологизация процедур и механизмов, применяемых международными финансовыми институтами. Наиболее предметные выводы и рекомендации в данной сфере сформулированы на основе исследования деятельности Всемирного Банка. Интересам международного сообщества отвечала бы более совершенная деятельность Всемирного Банка по уточнению своих процедур и механизмов в области защиты окружающей среды; на основе анализа практики деятельности Инспекционного Совета Всемирного Банка предлагается расширить мандат этого Совета, включив в компетенцию Инспекционного Совета превентивные функции, а после проведенного, согласно предусмотренным процедурам, расследования еще и право осуществлять мониторинг за реализацией проекта и давать соответствующие рекомендации.
  4. Современный международный правопорядок включает в себя международный экологический правопорядок, который можно определить как систему правоотношений, складывающихся в соответствии с общим международным правом, призванную обеспечить благоприятную окружающую среду для жизни настоящего и будущих поколений.
  5. Механизм обеспечения международного экологического правопорядка - это система правовых средств, с помощью которых осуществляются международно-правовые нормы о рациональном использовании природных ресурсов и о защите окружающей среды. В числе важнейших элементов этого механизма можно выделить экономико-правовой, организационно-контрольный, международно-правовой и национально-правовой. При этом, на первое место следует выдвинуть экономико-правовой механизм, который является основой оздоровления окружающей среды. На международном уровне это, прежде всего, механизм экономической, технической помощи, оказываемой развивающимся государствам, и в первую очередь, экономически слабым государствам, которые не в состоянии обеспечить должный уровень состояния окружающей среды в районах, находящихся под их юрисдикцией. Такие государства в настоящее время опасно оставлять наедине с их экологическими проблемами, в силу взаимосвязанности мира, невозможности обеспечить благоприятную для жизни человека окружающую среду в определенном, отдельно взятом регионе. Поэтому эти государства, в общих интересах международного сообщества целесообразно активнее вовлекать в международное сотрудничество в данной сфере. При этом следует учитывать, что на современном этапе, в выполнение соответствующих норм международного природоохранного права, существующих стандартов, механизмов международные организации используют различные инструменты для поощрения участия государств в международных соглашениях в области защиты окружающей среды (помощь, дифференцированные обязательства, создание клубов и др.), а также для наказания за нарушение таких соглашений (экономические санкции, угроза их применения и др.).
  6. В качестве меры по совершенствованию правового регулирования ответственности за нарушение международно-правовых норм об охране окружающей среды, предлагается включить в состав преступлений, подсудных Международному уголовному суду (создан на основе Римского Статута, вступившего в силу 1 июля 2002 г.), экоцид в период вооруженного конфликта. Это позволит со временем решить вопрос об использовании юрисдикции Международного уголовного суда и в отношении экоцида в мирное время. Экоцид определяется в работе как умышленные действия, направленные на причинение невосполнимого ущерба природе или приводящие к нарушению экологических взаимосвязей в природе, либо иное воздействие на окружающую среду, которое имеет широкие, долгосрочные или серьезные последствия и представляет опасность для жизни человека.
  7. Отношения государств в области защиты экологических прав человека находятся, прежде всего, в сфере действия двух отраслей международного права: защиты окружающей среды и прав человека; совокупность правовых норм, регулирующих данные отношения, составляет межотраслевой институт международного права окружающей среды и прав человека. При этом под экологическими правами понимаются права индивида, связанные с обеспечением благоприятной окружающей среды и природопользованием, закрепленные в международно-правовых источниках, которые применимы в отношении каждого человека. Если в отношении универсальности других прав человека (не экологических) могут возникнуть сомнения, то именно экологические права человека, prima facie, претендуют на универсальность. Это подтверждают результаты сравнительного анализа договорной практики и законодательств ряда государств в области защиты окружающей среды и экологических прав человека (России, Индии, Пакистана, США, Японии, Кении). При этом, оценивая тенденции в развитии прав человека, следует взвешенно подходить к соотношению, с одной стороны, европейских стандартов, положенных в основу большинства универсальных договоров, и, с другой стороны, культуры, религий иных цивилизаций - индийской, исламской, африканской и т.д.)
  8. Для обеспечения выполнения государствами международных обязательств в области охраны окружающей среды и прав человека, национальное право государств должно содержать положения об обеспечении и защите экологических прав человека. При этом, экологические права человека - это неотчуждаемые, принадлежащие каждому человеку права, связанные с обеспечением благоприятной окружающей среды; они относятся к личным правам; их обеспечение не должно зависеть от экономического развития того или иного государства. Основой обеспечения экологических прав является принятие государствами определенных обязательств с целью поддержания пригодности биосферы для всего живого, для обеспечения существования современного общества и будущих поколений.
  9. Предлагается следующий подход к классификации экологических прав человека: фундаментальное экологическое право, иные экологические права граждан (права-гарантии), права граждан, смежные с экологическими. Однако, по мнению диссертанта, фундаментальным экологическим правом, наряду с правом на благоприятную окружающую среду, является право на общее природопользование. Право на общее природопользование включает право человека пользоваться всеми благами окружающей его природы, необходимыми для его жизни. В работе исследованы права, которые являются составляющими права на природопользование.
  10. В дополнение к двум пактам о правах человека 1966 г. целесообразно разработать и принять Международный Пакт об экологических правах человека. В этом документе можно было бы отразить комплексный подход к регулированию международных отношений, связанных с обеспечением прав каждого человека на благоприятную окружающую среду. Начальным шагом в этом направлении может стать принятие разработанного Комиссией ООН по правам человека и Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защиты меньшинств Декларации принципов по правам человека и окружающей среде. С учетом данного документа впоследствии может быть разработан и принят Международный Пакт об экологических правах человека.
  11. Результаты анализа деятельности универсальных международных органов в области защиты экологических прав человека, практики приема и рассмотрения индивидуальных жалоб показывают, что необходимо совершенствовать институциональные основы их деятельности, создавать, в том числе и специальные контрольные механизмы. Соответственно, в предлагаемом Международном Пакте об экологических правах человека целесообразно предусмотреть учреждение контрольного органа - Комитета ООН по экологическим правам человека, определив его задачи, функции и полномочия.
  12. В рамках мер совершенствования европейского механизма по защите экологических прав человека, целесообразно развить международно-правовые основы защиты этих прав в рамках Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. Речь идет о разработке Дополнительного протокола к ней, в котором можно определить комплексный подход к обеспечению экологических прав человека в рамках Совета Европы.
Список опубликованных работ
1.Правовое регулирование обращения с отходами: Монография. - Оренбург: ОГУ, 1999. - 8 п.л.

2.Полномочия универсальных и региональных органов в области прав человека: Учебное пособие.- Оренбург: ОГУ, 2000. - 7 п.л.

3.Международное право: Учебное пособие.- Оренбург: ОГУ, 2000. - 8 п.л.

4.Международный экологический правопорядок и права человека: Монография. - Оренбург: Печатный Дом «Ди Мур», 2001. - 7 п.л.

5.Международный экологический правопорядок и экологические права человека: Монография. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 14 п.л.

6.Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы: коллективная монография. – М.: МГИМО – Университет, 2008. - 10 п.л. / 0,4 п.л.

7.Правовое обеспечение захоронения отходов: статья сб. научных статей "Гражданское общество: теория, законодательство, практика." - Оренбург: ОГУ, 1996. - 0,6 п.л.

8.Некоторые вопросы правового регулирования обращения с отходами: статья в сб. научных трудов "Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного законодательства в субъектах Российской Федерации." - Оренбург: ОГУ, 1997. - 0,3 п.л.

9.Правовое регулирование обращения с отходами в Оренбургской области: статья // Государство и право. - 1997.- № 7. - 0,1 п.л.

10.Роль прав человека в формировании международного правопорядка: статья в сб. "Актуальные проблемы правопорядка." - М.: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщений, 2000. - 0,5 п.л.

11.Экологические права народов: понятие, сущность, виды: статья // Московский журнал международного права. - 2001.- № 3. - 1 п.л.

12.Понятие и принципы международного экологического правопорядка: статья // Право и политика.- 2002.- № 4. - 0,6 п.л.

13.Международный правопорядок и права человека: статья в сб. трудов преподавателей Оренбургского института МГЮА. - Оренбург: МГЮА Оренбургский институт, 2002. - 0,6 п.л.

14.Устойчивое развитие и этика: статья в материалах международной научно-практической конференции "Тенденции и противоречия развития Российского права на современном этапе." – Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2002. - 0,25 п.л.

15.Проблемы экологического расизма в США: статья в сб. материалов международной научно-практической конференции "Экология и безопасность жизнедеятельности." - Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2002. - 0,2 п.л.

16.Экологические права человека и проблема экологической интервенции: статья в сб. научных статей "Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Труды 5-й Международной научно-практической конференции."– Т. 3.- Санкт-Петербург: Инкор, 2003. - 0,25 п.л.

17.Некоторые проблемы глобализации в рамках концепции устойчивого развития: статья в материалах Международного научного симпозиума "Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, менеджмент, право." - Ч.1.- Самара: Самар. гос. экон. акад, 2003. - 0,4 п.л.

18.Механизм обеспечения международного экологического правопорядка: статья // Актуальные проблемы правоведения. - 2003.- № 3. - 1,25 п.л.

19.Проблемы обеспечения и защиты экологических прав в Индии и Пакистане: статья // Право и политика.- 2003.- № 8. - 0,6 п.л.

20.Экологические права народов: проблемы реализации: статья в сб. трудов преподавателей Оренбургского института МГЮА. - Оренбург: МГЮА Оренбургский институт, 2003. - 1,5 п.л.

21.Права человека и культуры мира: возможен ли диалог?: статья // Евразийское ожерелье. – Оренбург, 2003. - № 4. - 0.6 п.л.

22.Способы воздействия на государства с целью вовлечения их в договоры в области охраны окружающей среды: статья // Государство и право. - 2004. - № 8. - 1,5 п.л.

23.Состояние правового регулирования экологических прав человека в международном праве: статья // Азербайджано-российский журнал международного и сравнительного права.- 2004.- № 1(1) - 1,25 п.л.

24.Экономический механизм обеспечения международного экологического правопорядка: статья // Вестник ОГУ. - 2004. - № 3. - 0,7 п.л.

25.Международный экологический правопорядок как фактор устойчивого развития: статья в сб. труд. преподавателей Оренбургского института МГЮА. - Оренбург: МГЮА Оренбургский институт, 2004. - 0,4 п.л.

26.Дифференциация обязательств в международных договорах в области охраны окружающей среды: статья // Вестник Самарской государственной экономической академии. - 2004.- №1(13). - 0,4 п.л.

27.Либерализм и устойчивое развитие в современном международном праве окружающей среды: (статья) // Актуальные проблемы правоведения. - 2004.- № 1. – 0,7 п.л.

28.Индивидуальные жалобы по защите экологических прав в конвенционных органах: практика принятия решений: статья // Вестник ОГУ. - 2004. - № 7. - 0,6 п.л.

29.Several Problems Concerning the Efficiency of the World Bank Inspection Panel activity: статья на английском языке // Max Planck Yearbook of United Nations Law. – Leiden/Boston Publishing, 2006. - Volume 10. - 1, 5 п.л.

30.Инспекционная Комиссия Всемирного Банка: вклад в устойчивое развитие: статья // Московский журнал международного права. - 2006. - № 4 - 1 п.л.

31.К учету международно-правового опыта при совершенствовании российского законодательства о защите морской среды: раздел в соавторстве в материалах выездного совещания Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике 21 сентября 2007 г. - М., 2007. - 0,4 п.л. / 0,1 п.л.