- Научная новизна проведенного исследования заключается в самой постановке научной проблемы и определяется тем, что это одно из немногих в отечественной историографии исследований, в котором комплексно изучается государственная политика в сфере высшего образования 1920-е - 1930-е гг.. На наш взгляд, новизна заключается в самой постановке научной проблемы, в попытке углубленного комплексного анализа этапов реформирования системы высшего образования как составной части социальных институтов общества, в контексте масштабных социально-экономических и культурных преобразований в стране. Выявлено, что специфические, характерные черты советской высшей сформировались в результате практической реализации концепции культурной и индустриальной модернизации общества. Определена социальная база политических решений большевиков по реорганизации системы высшего образования.
- Обозначенные в диссертации цели и задачи ранее другими авторами не ставились. Предпринята попытка целостного исследования формирования и функционирования советской системы высшего образования в общероссийском и региональном политическом пространстве в обозначенных хронологических рамках с учетом как общих, так и специфических региональных особенностей в совокупности.
- В историографическом отношении новизна исследования нашла свое отражение в отказе от имеющихся в исторической литературе однозначных оценок процесса преобразований в области высшего образования в 1920-1930-е гг., в попытке дать независимое, объективное и многофакторное объяснение эволюции высшей школы сквозь призму процесса форсированного строительства социализма. С новых позиций в диссертационной работе трактуются многие идеи и взгляды деятелей коммунистической партии и государства, представителей вузовской интеллигенции и студенчества, их вклад в решение проблемы создания советской системы высшего образования.
- В источниковедческом плане новизна исследования заключается в том, что впервые вводятся в научное исследование ранее не использованные архивные документы и материалов из фондов ГАРФ, РГАСПИ, РГАЭ, ГАНИСО, СГАСПИ, ГАСамО, НАРК, ЦГАРМ. На основе комплексного анализа разнообразных видов источников, диссертант выдвигает собственное понимание по многим проблемам затрагиваемой темы, формулирует свою научную концепцию. В процессе познания исторического материала были разработаны концептуальные положения, раскрывающие цели политики государства по отношению к высшей школе, принципы формирования содержания всего образовательного и воспитательного процесса в вузах, определяющие признаки советской системы высшего образования.
- Научная новизна исследования определяется современными процессами, происходящими в сфере высшего образования. Фундаментальная перестройка базовых основ высшей школы объективно заставляет пересматривать ранее существовавшие положения, менять некогда устоявшиеся представления по тем или иным вопросам. Появилась необходимость по-новому взглянуть на прошлую политику и практику развития высшей школы, на сложившийся опыт в данной сфере. Помимо сказанного, новизна диссертационного сочинения заключаются в доказательстве того положения, что на всех этапах советской истории высшей школы, вопрос качества образования, его фундаментальности оставался центральным, а в периоды проведения реформ приобретал особую остроту, что по характеру его решения можно судить о содержании государственной стратегии в развитии всей высшей школы. С привлечением широкого круга источников обосновывается противоречивый характер государственной политики в области высшего образования, когда решения сводились к радикальным переменам, затрагивающим его базовые основы, что такая политика слабо стимулировала прогрессивный характер преобразований.
- В диссертации автор выдвигает свое понимание сущности высшей школы как сложной многоуровневой системы, ее целевых установок.. Она представляется не простым элементом социально-политического устройства, а многогранным механизмом, построенным на сложном переплетении структурно-организационных и интеллектуальных факторов. В работе делается вывод, что на современном этапе, когда возможности для самореализации молодежи через систему высшего образования значительно возросли, государством и всеми политическими институтами страны, к сожалению, во многом был утрачен позитивный опыт советского периода отечественной истории. Под воздействием новых общественно-политических и экономических условий высшая школа становится активным субъектом политики и общественной жизни.
1. Демидова Е.И. Исторический опыт и проблемы реформирования советской высшей школы. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006. (8,4 п.л.).
2. Демидова Е.И. Формирование советской системы высшего образования. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2007. (10 п.л.).
Статьи в журналах из перечня ВАК
3. Демидова Е.И. Проблема формирования концепции развития высшего образования в середине 1920-х гг. в СССР // Вестник СГСЭУ. 2005. №11. (0,4 п.л.).
4. Демидова Е.И. Из истории формирования концепции высшего образования в СССР // Вестник СГАУ. 2006. № 3 (0,5 п.л.).
5.Демидова Е.И. Высшая школа России в предвоенный период // Власть. 2006. № 12. (0,5 п.л.).
6.Демидова Е.И. Теоретические основы изучения истории российской высшей школы // Вестник СГСЭУ. 2007. №1. (0,7 п.л.).
Статьи в сборниках и периодических изданиях
7.Демидова Е.И. Воспитание молодежи как важнейшая часть молодежной политики. М.: Институт Молодежи, 1993. (1,2 п.л.).
8.Демидова Е.И. Молодежная политика в Нижнем Поволжье: опыт реализации // Молодежь в условиях кризиса. Сборник статей. Москва - Санкт-Петербург: Институт молодежи, 1994. (0,5 п.л.).
9. Демидова Е.И. Из истории формирования молодежной политики в СССР. // Постигая прошлое и настоящее: Межвуз. сб. научных трудов. Выпуск 6. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1997. (0, 2 п.л.).
10. Демидова Е.И. Некоторые вопросы истории молодежной политики Советского государства в 1930-е годы. // История России глазами молодых ученых: Сб. научных трудов. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2003. (0,5 п.л.).
11. Демидова Е.И. Проблема формирования концепции развития высшего образования: середина 1920-х гг. // Актуальные проблемы политической и социально-экономической жизни Поволжья: Сб. научных трудов. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2004. (0,9 п.л.).
12. Демидова Е.И. Из истории советской высшей школы в середине 1920-х гг. // Общество и политика в исторической ретроспективе: Сб. научных трудов. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2005. (0,5 п.л.).
13. Демидова Е.И. Научно-педагогический потенциал высшего образования в 1920-е гг. // Актуальные проблемы политической и социально-экономической жизни Поволжья: Сб. научных трудов. Выпуск 2. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2005. (1,0 п.л.).
14.. Демидова Е.И. Государственная политика в сфере высшего образования на этапе форсированного строительства социализма // Актуальные проблемы политической и социально-экономической жизни Поволжья: Сб. научных трудов. Выпуск 3. Саратов: Изд-во СГСЭУ. (1,0 п.л.).
15. Демидова Е.И. Из истории реформирования высшей школы в СССР в конце 1920-х гг. // Судьба реформ и реформаторства в России. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Коломна: Изд-во КГПИ, 2006. (0,5 п.л.).
16. Демидова Е.И. Некоторые итоги и уроки развития высшей школы в 1920-1930 гг. // Культура и власть: Сб. статей 4-й Всерос. науч.-практич. конф. Пенза, 2006. (0,2 п.л.).
17. Демидова Е.И. Из истории формирования концепции развития высшей школы в 1926-1928 гг. // Актуальные проблемы политической и социально-экономической жизни Поволжья: Сб. научных трудов. Выпуск 4. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2007. (0,7 п.л.).
18. Демидова Е.И. Из истории высшего образования Татарстана. // Наши мысли о России… Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Саратов: изд-во СГСЭУ, 2007. (0,3 п.л.).
19. Демидова Е.И. Советская власть и высшая школа: поиск концепции. // Россия и мир: история, политика, культура: Сб. научных трудов. Ульяновск, 2007. (0,5 п.л.).
20. Демидова Е.И. Высшая школа Саратова в середине 1920-х гг.: Из истории экономического образования. // Человек в экономике: исторический дискурс. Материалы Всерос. науч.- практич. конф. Самара: Изд-во СГЭУ, 2007. (1,0 п.л.).