- Советское государство периода нэпа оставалось по своей природе классовым государством, проводящим политику диктатуры пролетариата. Форма республики Советов в целом не предполагала широкого использования принципа децентрализации в управлении. Однако новая экономическая политика, вызванная потребностями быстрого восстановления хозяйства, разрушенного в период войн и революций, повлекла за собой известные отступления от основополагающего принципа. В итоге местные Советы стали действовать в двух ипостасях: как органы государственной власти и, в ограниченных пределах, как органы местного самоуправления. В нарушение политического критерия подбора советских кадров, в местный аппарат широко привлекались специалисты земского и городского самоуправления Российской империи.
- Двойственный характер местных Советов, сложившийся на практике, повлек за собой появление двух тенденций в научном осмыслении соответствующего опыта. Первая формировалась в рамках научных институтов юридического профиля, где, впрочем, не выделялось обособленное муниципальное направление в науке о местном советском управлении, и местные Советы принято было рассматривать только как низовой уровень государственного управления. Противоположное направление разрабатывалось в Главном управлении коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР и теми представителями коммунальной общественности, которые были вовлечены в образовательную и просветительную работу.
- Отечественный муниципализм складывался на стыке ряда социальных наук - юриспруденции, социологии, экономики, культурологии, истории. Предметом изучения выступала коммуна, община, то есть организованное территориальное сообщество жителей, которое ведало широким кругом коммунальных дел. Подлинным очагом муниципализма стало ГУКХ, демонстрирующее в своей структуре и компетенции значительную преемственность с ранее действовавшим, а затем упраздненным наркоматом местного самоуправления. Само НКВД РСФСР несмотря на смену режима сохранило круг полномочий, характерных для МВД Российской империи.
- Общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования местной власти, представляли в данный период достаточно обособленный объект нормативного регулирования. Это позволяет отграничить совокупность норм права, относящихся непосредственно к местному управлению, систематизировать их по разным основаниям. Степень оформления и автономности правовых институтов, выделяемых в сфере местного управления, была различной. Так, нормы, регламентирующие порядок выборов, кадровое обеспечение, внутреннюю структуру местных Советов, были интегрированы в единые государственно-правовые установления, касающиеся и центрального, и местного управления. В то же время в качестве относительно самостоятельных и обособленных институтов выделялись местное имущество и финансы.
- 5. В 1920-е гг. шел активный поиск модели территориального устройства государства в соответствии с принципом экономического районирования. При этом преследовались во многом взаимоисключающие цели - повышение управляемости территорией государства из центра, достижение единообразия структур местного управления, упрощение механизма администрирования на центральном и местном уровнях, создание самодостаточных в хозяйственном отношении регионов, сохранение особого статуса национальных автономных образований. В процессе экономического и административного районирования выстраивалась новая модель сочетания и разграничения государственного управления и местного самоуправления. Полномочия местных органов государственной власти закреплялись за советскими учреждениями крупных административно-территориальных единиц, а органы городской власти (городские Советы и коммунальные отделы), районной (съезды Советов и исполкомы), сельской (сельские Советы, взаимодействующие с традиционными структурами крестьянского самоуправления), приобретали черты органов местного самоуправления. Намеченная тенденция проявилась в корректировке и уточнении функций местных органов различного уровня: краевые, областные, губернские, окружные и уездные органы сосредоточивались на исполнении общих административных полномочий, а городским и районным учреждениям передавалась широкая имущественная, хозяйственная и финансовая компетенция. Наиболее последовательно, системно и на основательной законодательной базе велось укрепление районного уровня управления.
- Значительной спецификой отличалась организация городского управления, где властные полномочия были рассредоточены между городским Советом (представительным, выборным органом, обладавшим нормотворческими правами), и отделом коммунального (местного) хозяйства - подразделением исполкома административно-территориальной единицы. Коммунальные отделы, являясь по сути реорганизованными городскими управами, сохранившими их материальную базу и кадровый состав, отождествлялись в государственно-правовой доктрине 1920-х гг. с учреждениями местного самоуправления. Такому пониманию способствовали их значительные права по инвентаризации местного имущества, совершению и регистрации гражданско-правовых сделок, получению доходов с объектов муниципализированной собственности и финансированию городской инфраструктуры. Задача законодателя заключалась в преодолении двойственности городского управления, создании единого центра городской власти, а именно в подчинении отдела коммунального (местного) хозяйства городскому Совету.
- Дуализм в организации городской власти отразил две тенденции в развитии местного управления. С одной стороны, местные советские учреждения, включенные в иерархически выстроенную государственную систему республики Советов, исполняли делегированные им общегосударственные полномочия (сбор налогов, охрана общественного порядка и т.д.). С другой стороны, местные органы обладали самостоятельной компетенцией, которая проистекала из объективной необходимости поддерживать среду жизнеобитания местного сообщества. В ведении коммунальных отделов находилась муниципализированная собственность и коммунальные финансовые средства, правовой режим которых лишь отчасти регулировался республиканским законодательством, и в гораздо большей степени устанавливался местными нормативными актами. Конкуренция между коммунальными отделами и исполнительными комитетами соответствующих административно-территориальных единиц (особенно в финансовой сфере), создавало иллюзию о перспективах сохранения и углубления местного самоуправления.
- Наиболее полно самостоятельность местных Советов проявлялась в имущественных отношениях, что выражалось в постепенном предоставлении местным Советам всех уровней гражданской правоспособности, закреплении за ними статуса юридических лиц, законодательной регламентации порядка приобретения и реализации гражданских прав, расширении видов местного имущества. Показателем развитости гражданских правоотношений, в которых участвовали местные органы, служит формирование судебного и арбитражного способов защиты их имущественных прав.
- Самостоятельность местной власти доказывает создание необходимой для ее деятельности финансовой основы. Это подтверждается формированием и развитием системы местных бюджетов, наличием законодательной росписи их доходов и расходов, допущением местных налогов и сборов, учреждением коммунальных банков. Однако подобные полномочия местных Советов, как и нэп в целом, рассматривались в официальной идеологии как временное отступление и подвергались серьезным ограничениям. За государством оставались значительные средства воздействия на местные финансы, что проявлялось в более общем плане - в достаточно жесткой нормативной регламентации финансовой деятельности местных Советов, а в более частном - в доминировании в местных бюджетах регулирующих, а не собственных доходов. Особенности городского управления вызвали своеобразный порядок структурирования городских финансов. Первоначальное отсутствие обособленных городских бюджетов, а затем включение их в состав бюджетов административно-территориальных единиц, невозможность осуществлять все необходимые для поддержания городского социума расходы из средств, собираемых коммунальными отделами, обусловили создание целевых внебюджетных фондов, ресурсы которых предназначались для финансирования городского хозяйства.
- Местные Советы (городские, волостные, сельские) в период нэпа, вопреки заложенной в Конституциях РСФСР 1918 и 1925 гг. иерархической структуре советской власти, на практике приобрели некоторую самостоятельность. Отсутствие экономических и финансовых ресурсов для планомерной централизации и даже централизованного планирования коммунальной сферы, широкое привлечение в советский аппарат буржуазных специалистов привели к существенной корректировке конституционной модели в действующем законодательстве. Допускалось ограниченное усмотрение (дискреционная власть) местных органов в решении ряда вопросов. В итоге практика местных Советов стала во многом воспроизводить дореволюционные модели земского и особенно городского самоуправления, также жестко вписанных в общую бюрократическую систему государственного управления самодержавной России. Местные Советы действовали в условиях законодательного ограничения даже в сферах самостоятельной компетенции и испытывали бремя партийно-государственного контроля. Двойственность их позиции проявлялась в необходимости трансляции на местный уровень решений центральных органов власти и одновременно изыскания собственных ресурсов для обеспечения потребностей местных сообществ.
- Сложившаяся модель распределения властных полномочий между отдельными уровнями советского управления, с одной стороны, обеспечивала социальную стабильность и устойчивость государства диктатуры пролетариата, поскольку деятельность местных органов удовлетворяла необходимые нужды населения, а с другой стороны, освобождая центральную власть от разрешения «мелких» вопросов, способствовала ее организационному укреплению и создавала предпосылки дальнейшей централизации управления. Поэтому на протяжении исследуемого периода в организации местного управления присутствовали условия как для его полного включения в систему единого государственного управления на принципах централизации, так и для развития и углубления децентрализации с перспективой укрепления самоуправленческих начал. Однако диктатура пролетариата и республика Советов изначально противоречили идеологии самоуправления и децентрализации, носителем которых выступали отдельные органы местной власти рассматриваемого периода
1.Ящук Т.Ф. О работе по кодификации советского законодательства о местном управлении в 1920-е гг.//История государства и права.- 2006.-№7.-
2.Ящук Т.Ф. Формирование отечественного муниципализма 1920-х гг. // Юристъ-правоведъ. - 2007.- №2.- 72-76.- 0,5 п.л.
3.Ящук Т.Ф. Из опыта управления муниципальным жилым фондом в период нэпа //Семейное и жилищное право. - 2007.- №3.- С. 28-33.- 0, 6 п.л.
4.Ящук Т.Ф. Дуализм местного управления в советской деревне 1920-х гг. // История государства и права.- 2007.- №11. - С.30-33.- 0,4 п.л.
5.Ящук Т.Ф. Организация образования в сфере местного управления в период нэпа // Право и образование. - 2007.- №6.- С. 138-149.- 0,7 п. л.
6.Ящук Т.Ф. Теория местного налогообложения в отечественной финансово-правовой науке 1920-х годов // Юристъ-правоведъ.- 2007.- №6.- С.60-63.- 0,4 п.л.
7.Ящук Т.Ф. Какой быть квартирной плате? Из опыта правового регулирования в период нэпа // Семейное и жилищное право. – 2008 - №2. – С.27-29 . – 0, 5 п.л.
8.Ящук Т.Ф. Законодательное регулирование налоговых доходов местных бюджетов в период нэпа // Налоги. – 2008. - №4. – 0, 4 п.л.
9.Ящук Т.Ф. Национальный фактор в административно- территориальных реформах 1920-х гг. // Вестник университета (Государственный университет управления).- 2006.- №1.- С.194-201.- 0,5 п.л.
10.Ящук Т.Ф. Принципы административно- территориального устройства РСФСР в 1920-е гг.// Вестник университета (Государственный университет управления).- 2006.- №2.- С.172-178. - 0,5 п.л.
11.Ящук Т.Ф. Коммунальные банки РСФСР// Банковское право. - 2006.- №3.- С.55-59. - 0, 5 п.л.
12.Ящук Т.Ф. Организация коммунального кредита в 1920- е гг.// Банковское право. - 2006.- №4.- С.60-64.- 0, 5 п.л.
13.Ящук Т.Ф. Организация местных налогов и сборов (на примере отечественного опыта 1920-х годов) //Омский научный вестник. - 2006.- №6.- С.172-175.- О, 6 п.л.
14.Ящук Т.Ф. Правовая политика в сфере местного управления в период нэпа//Правовая политика и правовая жизнь.- 2007.- №3.- С. 112-118.- 0,5 п.л.
15.Ящук Т.Ф. Система местных бюджетов РСФСР //Финансы и кредит.- 2007.- №3.- С.59-65.- 0,5 п.л.
Монография, учебное пособие
16.История государства и права России. Учебное пособие / Коновалов И.А., Маручек А.А., Ящук Т.Ф. Омск: ОмЮА МВД, 1998. 192 с. - 12/4 п.л.
17.Ящук Т.Ф. Организация местной власти в РСФСР. 1921-1929 гг.: монография. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2007.- 592 с. - 36,9 п.л.
Иные публикации
18.Ящук Т.Ф. Привлечение старых специалистов в государственный аппарат Сибири 1921-1925гг. //Вопросы историографии и общественно- политической жизни Сибири / Под ред. В.М. Самосудова.- Омск: ОмГПИ, 1990.- С.141-144. - 0,3 п.л.
19.Ящук Т.Ф. Социально-психологические аспекты действия механизма торможения (на примере осуществления "нового курса" в деревне в 1924-1925 гг.) //Социально-философские и гуманитарные проблемы качества деятельности: материалы Всесоюзной научной конференции). - Омск: ОмГУ, 1990. - С.171-173. - 0,2 п.л.
20.Ящук Т.Ф. Государственное управление в Сибири в первые годы нэпа// Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории: тезисы докладов научной конференции. - Омск: ОмГУ, 1993.- С.49-52. - 0,2 п.л.
21.Ящук Т.Ф. Городское управление и самоуправление Сибири в 1921-1925 гг. // Таре - 400 лет. Проблемы социально-экономического освоения Сибири: материалы региональной конференции. - Омск: ОмГУ, 1994.- С.158-164. - 0,2 п.л.
22.Ящук Т.Ф. Организация государственного управления в Сибири в начале нэпа// Проблемы социально- экономического развития и общественной жизни России/ Под ред. А.П.Толочко. - Омск: ОмГУ, 1994. - С.156-169. - 0,5 п.л.
23.Ящук Т.Ф. Ускоренные способы подготовки кадров управления в 20-е гг. ХХ в. //Русский вопрос: история и современность: материалы Всероссийской конференции.- Омск: ОмГУ, 1994. - С.44-48. – 0, 2 п.л.
24.Ящук Т.Ф. Старые специалисты в земельных органах Сибири в 1921-1925 гг.// История российской интеллигенции: материалы Всероссийской конференции. - М., 1995. - С.55-57. - 0,2 п.л.
25.Ящук Т.Ф. Массовые источники по истории кадрового состава государственного аппарата Сибири// Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения: тезисы докладов научно-методической конференции. - Омск: ОмГУ , 1995. - С.102-105. 0,2 п.л.
26.Ящук Т.Ф. Было ли в России самоуправление// Развитие российской государственности и права в период перехода к рыночной экономике: тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию юридического факультета Тюменского государственного университета. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 1995. – С.25-28. – 0, 1 п.л.
27.Ящук Т.Ф. Опыт российского федерализма// Научный вестник Омской высшей школы милиции МВД России. - 1995. - №2. - С.9-12.- 0,3 п.л.
28.Ящук Т.Ф. Организация и начало деятельности Омского коалиционного комитета // 280 лет Омску: История и современность: тезисы докладов научной конференции.- Омск: ОмГУ, 1996.- С.87-89. - 0,2 п.л.
29.Ящук Т.Ф. Политика в отношении к старым специалистам в первой половине 1920-х гг. //Исторический ежегодник. - Омск: ОмГУ, 1997.- С.54-60.- 0,5 п.л.
30.Ящук Т.Ф. Административно-территориальное размежевание Омской губернии и Казахстана в 1920-е годы //Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов: материалы международной научной конференции. - Омск: ОмГУ, 1998.- С.104-106. - 0,2 п.л.
31.Ящук Т.Ф. Гражданская война и социальная структура советского общества // Гражданские войны. Политические кризисы. Внутренние конфликты: История и современность: материалы Всероссийской научной конференции. - Омск: ОмГПУ, 1998.- С.44-47.- 0, 2 п.л.
32.Ящук Т.Ф. Участие университетской общественности Сибири в научной организации управленческого труда в 1920-е гг. //Интеллигенция России: динамика, образы, потенциал местных культурных гнезд: материалы Всероссийской научной конференции. - Омск, ОмГУ, 1998.- С. 93-96.- 0,2 п.л.
33.Ящук Т.Ф. Юридические журналы 1920-х годов как источник по истории советского правоведения //Вестник Омского университета.- Омск, 1999. - №1. - С.111-114.- 0,5 п.л.
34.Гражданско-правовая ответственность в юриспруденции 1920-х гг. // Юридическая ответственность в правовом регулировании общественных отношений: материалы межвузовской научно практической КОНференции. - Омск: ОмГУ, 1999.- С.49-52.- 0,3 п.л.
35.Ящук Т.Ф. “Спецееедство” и “комчванство” как элементы политической культуры России 1920-х годов //Русский вопрос: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции.- Омск, ОмГУ, 1999. - С.93-96.- 0,2 п.л.
36.Ящук Т.Ф. Местные бюджеты Сибири в 1921- 1926 гг. // Исторический ежегодник.- Омск, 1999. - С.85-94.- 1 п.л.
37.Ящук Т.Ф. Правовое регулирование местных Советов в 1924-1925 году// Реализация норм права: межвузовский сб. научн. трудов. - Омск, ОмГУ, 1999.- С.31-38.- 0,5 п.л.
38.Ящук Т.Ф. Организация деятельности налоговых органов в первые годы нэпа // Современные проблемы менеджмента: сб. научн. трудов.- Омск: ОмГТУ, 1999.- С. 193-197. – 0, 3 п.л.
39.Ящук Т.Ф. Журнал “Право и жизнь” - “очаг” гражданского общества 1920-х годов // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России: тезисы докладов Всероссийской научной конференции.- Екатеринбург: УрГУ, 2000. - С.227-229.- 0, 2 п.л.
40.Ящук Т.Ф. Подготовка служащих советского аппарата на курсах волостных секретарей в Сибири в начале 20-х гг. // Политические партии, организации, в условиях кризисов, конфликтов и трансформации: опыт уходящего столетия: сборник материалов международной научно- практической конференции. - Омск: ОмГУ, 2000. - С. 337-340.- 0,2 п.л.
41.Ящук Т.Ф. О некоторых особенностях русской политической культуры// Первые кузбасские философские чтения. - Кемерово: КГУ, 2000.- 0,1 п.л.
42.Ящук Т.Ф. Административно-территориальное размежевание Омского уезда в 1921 г. //Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVIII-XX вв.): материалы II международной научной конференции.- Омск –Кокшетау, 2001.- С. 91-94. - 0, 2 п.л.
43.Ящук Т.Ф. Изучение проблем местного управления в юридических научно-исследовательских учреждениях (1920-е гг.) // Юридическое образование и наука: исторический срез: Уральские историко -юридические чтения. Сессия вторая. - Екатеринбург, УрАГС, 2002.- С.65-74. - 0,7 п.л.
44.Ящук Т.Ф. Проблемы периодизации отечественной государственности в учебниках о истории государства и права России// Теория, методология и методика изучения и преподавания историко-юридических наук: Уральские историко -юридические чтения. Сессия третья. - Екатеринбург, УрАГС, 2003. - С.25-28.- 0,2 п.л.
45.Ящук Т.Ф. Советские конституции: опыт и итоги изучения // Конституция Российской Федерации 1993 года и развитие отечественного государства и права: международная научная конференция. Часть 1.- Омск: ОмГУ, 2003.- С.9-15.- 0,4 п.л.
46.Ящук Т.Ф. Местная власть в первых советских конституциях // Конституционное развитие России: история и современность: Российская научно-практическая конференция. – Екатеринбург: УрАГС, 2003.- С.197-200.- 0,2 п.л.
47.Ящук Т.Ф. Становление советского законодательства о местных бюджетах // Научный вестник Омской Академии МВД России. - 2003.- №2. - С.11-12.- 0,2 п.л.
48.Ящук Т.Ф. Реформирование административно- территориального устройства // Юридическая география: состояние и перспективы исследования. Уральские историко-юридические чтения. Сессия четвертая. - Екатеринбург: УрАГС, 2004.- С.38-40. - 0,3 п.л.
49.Ящук Т.Ф. Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР// Проблемы истории государственного управления: государственный аппарат и реформы в России: материалы международной научно-практической конференции. Ч.1. - Спб., 2004.- С. 229-232. - 0,3 п.л.
50.Ящук Т.Ф. Советское законодательство о местных бюджетах (1918-1920-е годы) // Вестник Омского университета. Сер. «Право».- 2005.- №3.- С.46-56.- 0, 4 п.л.
51.Ящук Т.Ф. Научные центры по изучению проблем местного управления РСФСР в 1920-е гг. // Вестник Омского университета. Сер. «Право».- 2005.- №4.- С.39-47. - 0,8 п.л.
52.Ящук Т.Ф. Система местных бюджетов РСФСР //Дайджест финансы. - 2006.- №9. С.59-65.- 0,5 п.л.
53.Ящук Т.Ф. Полномочия НКВД РСФСР по организации местного управления и хозяйства //Вестник Омского университета. - 2006.- №1.- С.111-114 - 0,4 п.л.
54.Ящук Т.Ф. Эволюция советского избирательного законодательства (1917-1920-е гг.) // Вестник Омского университета. Сер. «Право».- 2006.- №1.- С.5-15.- 0,8 п.л.
55.Ящук Т.Ф. Организация и деятельность Главного управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР // Вестник Омского университета. Сер. «Право». - 2006.- №2.- С.43-49.- 0,6 п.л.
56.Ящук Т.Ф. Понятие города по советскому законодательству 1920-х гг.// Вестник Омского университета. Сер. «Право». - 2006. - №3. - С.101-104.- 0,4 п.л.
57.Ящук Т.Ф. К вопросу о доступности правовой информации в советском государстве 1920-х гг.//Правовая культура и правовой нигилизм: материалы конференции. Омск, ОмГУ, 2006.- С.71-75.- 0, 4 п.л.
58.Ящук Т.Ф. К вопросу о форме государственного устройства РСФСР // Право и политика: история и современность: материалы международной научной конференции. - Омск, Омская Академия МВД, 2006.- С.189-190.- 0,2 п.л.
59.Ящук Т.Ф. Основные направления исследования советского местного управления в 1920-е годы // История парламентаризма. К 100 –летию Государственной Думы в России: материалы II Международной конференции 19-20 мая 2006 г. Под ред. Т.Е. Новицкой. - Самара, 2006. - С.172-174.- 0.2 п.л.
60.Ящук Т.Ф. Формирование советского законодательства о категориях поселений // Право и политика: история и современность. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции / Отв. за выпуск М.А. Бучакова.- Омск: Омская Академия МВД, 2007. - С. 179-182. - 0,2 п.л.
61.Ящук Т.Ф. Определение города по отечественному законодательству 1920-х гг. // Государство и право: теория и практика: межвуз. Сб. научн. тр. Вып. 5. Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2007. - Отв. ред. В.П. Прокопьев. - С.43-55. - 0,5 п.л.
62.Ящук Т.Ф. Законодательное регулирование аренды муниципального жилья в период нэпа // Международные юридические чтения: материалы научно-практической конференции. Ч. II. - Омск: Омский юридический институт, 2007. - C.54-57.- 0,2 п.л.
63.Ящук Т.Ф. О подготовке первой «Истории государства и права Казахстана» //Степной край Евразии: историко-культурные взаимодействия и современность: тезисы докладов и сообщений V Международной научной конференции/ Под ред. Р.М. Жумашева, А.П. Толочко. – Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2007. - С. 185-187. - 0,2 п.л.
64.Ящук Т.Ф. Земельные отношения в советском городе в период нэпа// Научные труды РАЮН. - Вып.7.- В 2 т.- Т.1. - М.: Юрист, 2007.- С.344-348.- 0,4 п.л.
65.Ящук Т.Ф. Самообложение населения: из опыта организации местных финансов в период нэпа // Вестник ОмГУ. Сер. Право.- 2007. - №2.- 0, 5 п.л.
66.Ящук Т.Ф. Из опыта управления муниципальным жилым фондом в период нэпа //Человек и закон. - 2007.- №10.- С. 47-62.- 0, 6 п.л.
67.Ящук Т.Ф. Особенности применения норм ГК РСФСР 1922 г. о юридических лицах в период нэпа //Проблемы правоприменения в современной России: Сб материалов научн.-практ. конф. - Омск: ОмГУ, 2007. - C.92- 96. - 0,3 п.л.