Научная тема: «ДИЗАЙН СРЕДЫ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА КОНЦА ХХ-НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ»
Специальность: 17.00.06
Год: 2008
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выявление многоаспектным анализом позитивных установок современного (второго, по классификации автора) этапа постмодернизма, обозначенного как конец XX-начало XXI века, и представленного в его европейском варианте.
  2. Исследование становления средовой парадигмы дизайна в контексте мировоззренческих ценностей постмодернизма. Средовая проблематика в культуре постмодернизма рассмотрена в целом с позиции выявления универсальных методологических принципов. Показано, что понимание среды как целостности является ключевым концептуальным положением постмодернизма. При этом применён принципиально иной подход к средовой проблеме - в работе рассматриваются не дифференцированные и разрозненные среды, не изолированные друг от друга средовые системы, комплексы и структуры, а даётся понимание среды как проектно-эстетической категории постмодернизма, изначально задающей целое. Среда исследуется как пространство эстетической коммуникации, как возможность проявления целостной эмоционально-интеллектуальной реакции человека на формы быта и бытия.
  3. Определение места средового дизайна в структуре сложившихся направлений дизайна и выявление специфики теоретического обеспечения данного направления.
  4. Определение перспективных направлений исследований в рамках теории и методологии средового дизайна (диагностика проблемного поля).
  5. Разработка системы концептуальных представлений о среде как проектно-эстетической категории, теоретическое обоснование и анализ структуры среды методом анализа теории нелинейных динамик.
  6. Выявление содержательности категорий: художественно-проектный парадокс, полистилистика, рационально-игровая конструктивность. Показано их значение как проектных методов постмодернистского дизайна, как специфических средств формообразования, основанных на проектном моделировании среды как эстетического объекта и выражении образа жизни в стилевом воплощении.
  7. Разработка модели средовой стратегии. Смоделированы те явления и процессы, которые имеют отражение в средовых концепциях.
  8. Разработка проектных рекомендаций на примере благоустройства городской среды г. Сочи.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма. М.: ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К. А.Тимирязева, 2007, 242 с. текст, 48 с. илл. 14,5 п. л.

2.Архитектурно-дизайнерские формы в системе современной культуры. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007, 163 с. текст, 10 с. илл. 9, 4 п. л.

3.Средовая парадигма постмодернистской проектной культуры. М.: ВНИИТЭ. Рукопись, 220 с. деп. № 99-ТЭ от 23.11.2007. 13,5 п. л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

4.Психофизиологические основы эстетического воспитания дизайнеров в вузе. //Стандарты и мониторинг в образовании, № 6, 2004. М.: Русский журнал, с. 32-38 (1,1 п. л.).

5.Игровая эстетика постмодернизма в городской среде. //Архитектура, строительство, дизайн, вып. 3, 2006. М.: МАСА, с. 58-62 (0, 6 п. л.).

6.Среда в культуре постмодернизма.// Вестник ОГУ, Дизайн, № 11, ноябрь, 2006. Оренбург: РИО ОГУ, с. 61-67 (1 п. л.).

7.Дом-музей керамиста Юрия Новикова. К вопросу о художественной среде как микрокосме и форме бытия художника. //Архитектура, строительство, дизайн, № 2, 2007, М.: МАСА, с. 84-86 (0, 5 п. л.).

8.Производственная технология как фактор организации творческо-деловой среды (совм. с Ю. Новиковым). //Вестник ОГУ № 76 /октябрь 2007, Архитектура и дизайн. Теория и практика, Оренбург: ОГУ, 2007, с. 140-145 (0, 8 п. л.). Вклад автора составляет 70%.

9.Полистилистические приёмы постмодернизма в проектной культуре. //Вестник ОГУ, № 76 /октябрь 2007, Архитектура и дизайн. Теория и практика, Оренбург: ОГУ, 2007, с. 88-97 (1 п. л.)

10.Онтологические основы инновационного средового проектирования.//Вестник Московского Государственного Университета культуры и искусств, №3 (май-июнь), М.: РИО МГУКИ, 2008, с.140-145 (0, 6 п. л.)

Научные статьи в сборниках и тезисы докладов

11.Парадокс как основа творческого метода современного художника. //Музыкальная культура: история и современность. Сб. статей. Донецк: ДГК, 1997, с. 37-41 (0, 5 п. л).

12.Жизнь как творчество или личность художника как культурно-эстетический феномен. //Синопсис, № 3-4, 2002. Ростов-на-Дону: Молот, с.98-99 (0, 4 п. л.)

13.Принципы концептуального дизайна в туристической инфраструктуре. //Строительство в прибрежных курортных регионах. Мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф. Сочи, 22-25 апреля 2003 г. Сочи: РИО СГУТиКД, 2003, с. 76-78 (0, 3 п. л.)

14.Музейная коллекция как способ изучения художественной культуры (совм. с С. Киреевой).//Строительство в прибрежных курортных регионах. Матер. 2-й Межд. научн.-практ. конфер. Сочи, 22-25 апреля 2003 г. Сочи: РИО СГУТиКД, 2003, с. 78-80 (0, 2 п. л.). Вклад автора составляет 70%.

15.Проблемы цветового решения интерьера (совм. с Е. Кириенко). // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Мат. 3-й Межд. научно-практ. конф., Сочи, 21-24 апреля 2003 г. Сочи: СГУТиКД, 2003, с. 336-338 (0,2 п. л.). Вклад автора составляет 80%.

16.Эмоционально-психологическая коррекция пространства методами дизайн-проектирования. //Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. 9-17 октября, Сочи. Сочи: СИМБиП, 2004, с. 172-178 (0, 4 п. л.).

17.Художественный вкус как педагогическая проблема дизайн-образования. //Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе. Мат 3-й Всеросс. науч.-метод. конф. Сочи, 13-14 мая 2005 г. Сочи, РИО СГУТиКД: 2005, с. 235-239 (0,5 п. л.)

18.Формирование профессионального мышления дизайнеров среды в ходе музейной практики (совм. с Ю. Новиковым). //Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. 12-16 октября 2005 г., ч. 1. Сочи: РИО СИМБиП, 2005, с. 141-146 (0, 4 п. л.) Вклад автора составляет 80%.

19.Эстетика среды как учебная программа. //Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. 12-16 октября 2005 г., ч. 2. Сочи: РИО СИМБиП, 2005, с. 222-225 (0, 3 п. л.)

20.Проблемы света в общей системе гармонизации среды (совм. с Ю. Новиковым). //Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. 12-16 октября 2005 г., ч. 2. Сочи: РИО СИМБиП, 2005, с. 226-230 (0,3 п. л.) Вклад автора составляет 65 %.

21.Экскурсия как организационная форма обучения в системе профессионального образования дизайнеров. //Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Мат. 8-й Межд. науч-метод. конф. Сочи, 22-24 сент., ч.1. Сочи: РИО СГУТиКД, 2005, с. 118-121 (0, 3 п. л.).

22.Теоретические основы эстетического воспитания дизайнеров в высшей школе. //Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Мат. 8-й Межд. науч-метод. конф. Сочи, 22-24 сент., ч.1. Сочи: РИО СГУТиКД, 2005, с. 121-123 (0, 2 п. л.).

23.К вопросу трактовки категорий среда и пространство (культурологический анализ).//Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. 3-й Всерос. науч.-практ. конфер. Сочи, 7-14 октября 2006 г., ч.1. Сочи: СИМБиП, с. 124-129 (0, 6 п. л.)

24.Специфика средового подхода в дизайне.//Строительство в прибрежных курортных регионах. Матер. 4-й Межд. научн.-практ. конфер. Сочи: РИО СГУТиКД, 2006, с. 135-139 (0,3 п. л.)

25.Проблемы дизайна каминов в жилой среде (совм. с Ю. Новиковым).// Строительство в прибрежных курортных регионах. Мат.4-й Межд. науч.-практ. конф. Сочи: РИО СГУТиКД, 2006, с.168-172 (0, 3 п. л.). Вклад автора составляет 50%.

26.К вопросу разработки цветовой системы города-курорта (совм. с Е. Кириенко). //Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Мат. 6-й Межд. науч.-практ. конф. Сочи, 16-19 мая 2006 г. Сочи: РИО СГУТиКД, 2006, с.88-90 (0,3 п.л.) Вклад автора составляет 80%.

27.Средовой дизайн постмодернизма как текст культуры.//Культурология в социальном измерении. Мат. Всеросс. научн-практич. конфер. Кемерово, 16-17 февраля 2007 г. Кемерово: КемГУКИ (в печати, 0,8 п. л.)

28.Среда как эстетическая категория постмодернизма. //Дизайн. Эргономика. Сервис. Вып. 2. М.: ВНИИТЭ, 2007 (в печати, 1,5 п. л.)

29.Сущностные признаки профессионального мышления дизайнера. //Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. 3-й Всерос. науч.-практ. конфер. Сочи, 7-14 октября 2006 г., ч. 2. Сочи: СИМБиП, с. 87-96 (0,8 п. л.).

30.Среда – как информационно-энергетическая система. //Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. 3-й Всерос. науч.-практ. конфер. Сочи, 7-14 октября 2006 г., ч. 2. Сочи: СИМБиП, с.101-105 (0,3 п. л.)

31.Жанровые модификации игровой эстетики постмодернизма. //Развлечение и искусство. Мат. межд. конференции. Москва, 13-15 ноября 2006 г. М.: ГИИ (в печати, 0,8 п. л.)

32.Экологические проблемы средового дизайна (совм. с Е. Голоденко). //Тезисы докладов XXXIV научн. конфер. студентов и молодых учёных вузов южного федерального округа (январь-март 2007 г.) г. Краснодар, ч. 3. Краснодар: КГУФКСТ, 2007, с. 209-210 (0,2 п. л). Вклад автора составляет 60%.

33.Нужны ли России мастера? (К проблеме дизайна среды как эстетической категории зрелого постмодернизма) (совм. с Ю. Новиковым). //Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации. Под ред. В. В. Гагарина, А. М. Лымаря, В. П. Шишова, Н. Г. Шмельковой, 5-8 февраля 2007 г., М., ВВЦ, 2007, с. 242-243 (0, 4 п. л.). Вклад автора составляет 60%.

34.Забавы Велеса. //Ведическая культура, вып. 13, Краснодар, 2007, с. 23 (0,3 п. л.)

35.Среда обитания как экосистема. //Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Мат. 7-й межд. науч-практ. конфер., Сочи, 16-18 мая 2007 г. Сочи: СГУТиКД, 2007, с. 100-101 (0, 2 п. л.).

36.Музейная среда в системе современной культуры (совм. с Ю. Новиковым). //Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Мат. 7-й межд. науч-практ. конфер., Сочи, 16-18 мая 2007 г. Сочи: СГУТиКД, 2007, с. 197-201 (0,4 п. л.). Вклад автора составляет 75 %.

37.Современные тенденции организации городской рекреационной среды (совм. с Е. Гребневой). //Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Мат. 7-й межд. науч-практ. конфер., Сочи, 16-18 мая 2007 г. Сочи: СГУТиКД, 2007, с.103-105 (0,2 п. л.) Вклад автора составляет 60%.

38.Цветные игры постмодернизма в городской среде. //Дизайн-форум. Материалы 9-й Всероссийской конфер. гл. художников и гл. дизайнеров российских городов, Сочи, 23-24 мая 2006 г. М.: СДР, 2007, с. 31-33 (0,7 п. л.).

39.Вода – как конструктивно-игровой элемент рекреационной среды города. //Дизайн-форум. Материалы 10-й Всеросс. конфер. гл. худ-в и гл. диз-в росс. городов, Сочи, 28-29 мая 2007 г. М.: СДР, 2007, с. 7-8 (0,3 п. л.).

40.Теоретические аспекты средового дизайна. //Современные технологии в дизайн-образовании. Мат. 4-й Всерос. науч.-практ. конфер. 6-13 октября 2007 г., ч.1. Сочи, СИМБиП, с. 124-132 (0,8 п. л.).

41.Художественная образность постмодернистского дизайна. //Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Сб. науч. трудов. Вып. 6. Кемерово: КемГУКИ, 2008 (в печати, 0,9 п. л.).

42.Знаковость и символика бытовой русской керамики (совм. с Ю. Новиковым). //Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации. Под ред. Н. И. Андриянова, Б. В. Гагарина, Н. Г. Шмельковой. М., ВВЦ, 2008, с. 263-266 (0, 3 п. л.). Вклад автора составляет 60%.

43.Новиков Юрий Михайлович.//Энциклопедия «Русская художественная керамика VIII-XX века». Сост. и науч. ред., академик РАХ М.А. Некрасова. М.:Academia, 2008 (0, 4 п. л.).

44.К вопросу становления средовой парадигмы дизайна.//Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна. Матер. 1-й Всеросс. конф. 23-27 апреля 2008 г., Сочи. Сочи, СГУТиКД, 2008 (0,6 п. л.)

45.Дизайн городской среды южного курорта. //Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна (совм. с Е. Ульяничевой). Матер. 1-й Всеросс. конф. 23-27 апреля 2008 г. Сочи. Сочи, СГУТиКД, 2008. (0, 3 п. л.). Вклад автора составляет 60%