- Шаманская музыка самодийских народов зародилась, развивалась и существует в синкретическом единстве шаманского обряда. Она должна изучаться в неразрывной связи с этническим мировоззрением и ритуальной практикой народа, на основе масштабного привлечения фольклорного и этнографического материала, при опоре на полевые исследования.
- Основой диссертационного исследования являются полевые материалы музыкально-этнографических экспедиций автора, записанные в полевых условиях обряды и песнопения самодийских шаманов, нотированные автором образцы шаманской музыки.
- Рассмотрение понятия «музыкального/звучащего» в культуре самодийских народов расширяет сложившееся в музыкознании представление о музыке. Автор вводит триединое понятие «звук - звучание - музыка» как философско-эстетическую категорию, которая не исчерпывается эстетическим пониманием музыки и связана с религиозно-мифологическими аспектами ментальности (в ракурсе диссертационного исследования особо значимым является ее соотношение с пластом «сакрального» в культуре самодийских народов). Музыка в данном исследовании понимается как культурно осмысленное звучание, что характерно для ранних стадий развития культуры.
- Комплексное изучение ритуальной музыки самодийских народов с применением компаративных методов позволило выявить основные характеристики музыкального языка, специфические для шаманского обряда самодийцев. Существующий у самодийских народов особый музыкальный язык шаманского обряда применяется исключительно в ритуальных ситуациях и маркирует музыкально-обрядовые жанры. Он является универсальным языком коммуникации со сверхъестественным миром в шаманском ритуале.
- Шаманский обряд является крупной музыкально-драматургической формой, в которой ритуальная функция музыки детерминирует значимые средства музыкальной выразительности и принципы музыкальной драматургии. На основе имеющихся данных возможно построение моделирующей музыкальной грамматики шаманских обрядовых текстов, что имеет большое теоретическое и практическое значение.
- Произведенная автором систематизация шаманских фоно-инструментов самодийских народов раскрывает значимую для этнической культуры оппозицию светское/сакральное.
1.Звук в тишине // Народное творчество. – 2006. №6. – С. 14-16. (0,4 п.л.)
2.Звуковой мир человека Арктики: Музыкальные инструменты нганасан // Народное творчество. – 2006. №6. – С.18-21. (0,4 п.л.)
3.Встреча Солнца: календарные обряды таймырских самодийцев // Народное творчество. – 2007. №1. – С. 6-8. (0,5 п.л.)
4.Звук и музыкальное звучание как философско-эстетическая категория в культуре самодийских народов // Музыковедение. – 2007. № 4. – С. 34-40. (0,7 п.л.)
5.Шаманский обряд как синкретическое явление: в проблеме взаимосвязи музыки и ритуала // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2007. – Вып. 9 (53). – С. 257-262. (0,5 п.л.)
6.Шаманские обряды самодийских народов: к проблеме взаимосвязи музыки и ритуала // Гуманитарные науки в Сибири. – 2007. № 4 – С. 102-105. (0,5 п.л.)
7.Корреляция понятий сакральное/музыкальное в обрядовой музыке народов Сибири // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. № 1. – С. 74-79. (0,5 п.л.)
Монографии, сборники
1.Песня Хотарэ. Шаманский обряд нганасан: опыт этномузыковедческого исследования. – Санкт-Петербург: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2002. – 224 с. с нот., илл. (15 п.л.)
2.Песни нганасан /Сост. и муз. редактор О.Э.Добжанская. – Красноярск: Кн. изд-во,1995. - 80 с. (5,2 п.л.)
Научные статьи, доклады
1.Мелодика нганасанских кэйнгэйрся // Музыкальная этнография Северной Азии. – Новосибирск, 1989. – С. 76-85. (2 п.л.)
2.Музыка в шаманском обряде нганасанов (на примере ритуалов Тубяку Костеркина) // Таймырский этнолингвистический сборник. – М., 1994. – Вып.1. – С. 147-171. (3,5 п.л.)
3.Нганасаны // Музыкальная культура Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т.1, кн.1. – С. 87-102. (1,5 п.л.)
4.Современное состояние фольклора коренных народов Таймыра // Семинар по выполнению Рекомендации ЮНЕСКО (1989) о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации: Сб. выступлений участников семинара. / Нац. ком. Респ. Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО. Якутск, 19-22 августа 2001. – Якутск, 2003. – С. 50-52. (0,3 п.л.)
5.Музыка круговых танцев народов Таймыра // Хореографическое образование на стыке веков: Сб. докл. и тез. Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 25-28 апр. 2003 г.) – М.: Московский гос. ун-т культуры и иск., 2003. – С. 118-127. (0,4 п.л.)
6.Шаманские фоноинструменты самодийских народов // Музыкальные инструменты народов Сибири: проблемы изучения, реконструкции и исполнительства. Тез. Региональной науч.-практ. конф. 1-3 декабря 2005 г., г. Якутск. – Якутск, 2005. – С. 49-55. (0,3 п.л.)
7.Система традиционных инструментов нганасан и некоторые палеоазиатские параллели // Фольклор палеоазиатских народов: (Материалы и сообщения междунар. конф.): 26-30 ноябр. 2003 г. / [Редкол.: А.П. Решетникова (отв. ред.), О.Н. Борисова]. – Якутск: Изд-во ИПМНС СО РАН, 2005. – С. 110-113. (0,2 п.л.)
8.Нганасаны. Музыка // Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты /отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. – М.: Наука, 2005. – С. 621-626. (0,6 п.л.)
9.Энцы. Музыка // Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты /отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. – М.: Наука, 2005. – С. 541-544. (0,4 п.л.)
10.О сакральной роли музыки в шаманском обряде (на примере ритуалов самодийских шаманов) // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / Под ред. Ю.В. Попкова. — Новосибирск: Сибирское Научное издательство, 2007. — Вып. 8. — С. 229-232. (0,5 п.л.)
11.Шаманский ритуал нганасан: к проблеме организации музыкального текста // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. – М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. – С. 103-152. (1,5 п.л.)
12.The music in the nganasan shaman ritual // Folk Belief Today. Ed. by M.Kõiva and K.Vassiljeva. – Tartu: Estonian Academy of Sciences, Institute of Estonian Language & Eatonian Museum of Literature, 1995. – P. 51-56. (0,5 п.л.)
13.The Musical Folklore of Nganasans: Traditions and Contemporary Condition // Mikola- konferencia 2004/ Ed. by Beata Wagner-Nagy. – SzTE Deparment of Finnougristics, Szeged, Hungary, 2005. – P. 9-13. (0,6 п.л.)