Научная тема: «РОСПИСЬ ЦЕРКВИ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА НА РУЧЬЮ В НОВГОРОДЕ: ПРОБЛЕМЫ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ХРАМОВОЙ ДЕКОРАЦИИ ПОЗДНЕПАЛЕОЛОГОВСКОГО ВРЕМЕНИ»
Специальность: 17.00.04
Год: 2008
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная реконструкция иконографической программы  стенописи церкви Феодора Стратилата на Ручью
  2. Научная реконструкция пространственно-тематической структуры ансамбля росписей церкви Феодора Стратилата на Ручью в соответствии с ходом литургии, нововведениями в богослужебной практике (введение иерусалимского устава) и её местными традициями
  3. Результаты изучения конкретных черт иконографии, особенностей стиля и образного строя росписи, позволяющих  характеризовать её как один из типичных памятников, в которых отразилось мировоззрение исихазма в его позднем, «морализирующем» варианте, когда это учение стало достоянием широких масс.
  4. Новая датировка росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, на основе подробного анализа стиля, подтвержденная данными храмовых граффити
  5. Научно обоснованная гипотеза о создании ансамбля тремя художниками, с приоритетным влиянием искусства мастера, имевшего отношение к исполненной ранее декорации церкви Успения на Волотовом поле; характеристика исполнительской манеры и художественных истоков ведущих мастеров феодоровской росписи и определение места их творчества в искусстве Новгорода
  6. Новая концепция взаимоотношения трех фресковых ансамблей росписи «экспрессивной» группы памятников монументальной живописи Новгорода второй половины XIV в. (росписей храмов Успения на Волотовом поле, Спаса Преображения на Ильине улице и Феодора Стратилата на Ручью).
  7. Реконструкция эволюции «экспрессивного» направления позднепалеологовского искусства во второй половине XIV в., подробная характеристика одного из важных этапов этого процесса на примере росписи  церкви Феодора Стратилата на Ручью и произведений её круга
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и её место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века. М., 2007. (22 а.л., ил.)

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях Перечня, в которых рекомендуется публиковать основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:

2.Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и судьба одного из направлений позднепалеологовского искусства // Искусствознание 2008, 1. М., 2008. С. 3–39 (2,5 а.л.)

3.Роспись церкви Феодора Стратилата в Новгороде: связь с палеологовской традицией и черты новаторства// Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 10 (59). С. 320–325. (0,5 а.л.)

4.Цикл цветной триоди в росписи церкви Феодора Стратилата в Новгороде // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 19. Челябинск, 2008. С. 162–170 (0,5 а.л)

5.Идейный замысел росписи входного пространства церкви Феодора Стратилата в Новгороде //Известия ВГПУ. 3. 2008. (0,5 а.л.) (в печати)

6.Особенности ансамблевого построения и художественного пространства в росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде // Вестник УрГУ. 4. 2008 (0,5 а.л.) (в печати)

7.Темы Прославления Креста и Великой Субботы в программе росписи церкви Феодора Стратилата в Новгороде // Искусствознание 2008, 4. М., 2008. С. 146-161 (1,5 а.л.)

8.Роспись церкви Феодора Стратилата в Новгороде в контексте духовной культуры поздневизантийского времени // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. Гос. Ун–т культуры и искусств – Электрон. Журн. – М.: МГУКИ, 2008. № гос. Регистрации 0420600018. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2008/Tsarevskaya.pdf, свободный – Загл. c экрана.

Материалы международных научных конференций:

9.Росписи церкви Феодора Стратилата «на Ручью» в Новгороде и «экспрессивное» направление позднепалеологовского искусства// Тезисы докладов Международной конференции «К 2000-летию христианства. Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции». М., 2000. С. 84–86.

10.Об истоках стиля икон из церкви св. Варвары в Пскове // Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию основания города. Тезисы докладов Международной научной конференции. М., 2003. С. 57-58

11.Драматургия света и система росписей в пространстве церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде // Иеротопия: Исследование сакральных пространств. Материалы международного симпозиума. М., 2004. С. 107–108.

12.Богословие исихазма в программе росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью //Идея и образ. Принципы и методы изучения средневекового искусства стран православного мира. Тезисы докладов Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 г. М., 2005. С. 39–41

Статьи в журналах и научных сборниках:

13.Цикл Страстей Господних в алтаре церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде // Церковная археология. Вып. 4: Материалы Второй Всероссийской церковно-археологической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.В. Покровского (1884–1917). Санкт-Петербург, 1-3 ноября 1998 года. СПб., 1998. С. 315–317.

14.Церковь Феодора Стратилата на Ручью // «София», № 4. 2000. С. 13-16.

15.Образы святых Феодоров в росписи церкви Феодора Стратилата в Новгороде // «София». 2002, вып.2. С. 9–14. (0,5 а.л.)

16.Цикл Страстей Господних в алтаре церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде // ДРИ: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. К 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева. СПб., 2002. С. 300–312 (1 а.л.)

17.Росписи церкви Феодора Стратилата «на Ручью» в Новгороде и «экспрессивное» направление позднепалеологовского искусства // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 451–466 (1 а.л.)

18.Роспись церкви Феодора Стратилата в Новгороде в духовно-интеллектуальном контексте позднепалеолговской эпохи // ДРИ. М., 2008 (в печати)

19..Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. М.: «Северный паломник». 2004 (2 а.л.)

20.Тема аскезы в росписях церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде // Искусство Христианского мира. Вып. VII. М., 2003. С. 85–98 (1 а.л.)

21.Об истоках стиля икон из церкви св. Варвары в Пскове // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 615–636.(0,7 а.л.)

22.Тема святых воинов в росписи церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде / Ежегодник НГОМЗ 2003. Новгород, 2004. С.47–62. (1 а.л.)

23.Богородичная тематика в росписи церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде // Искусство христианского мира. 2004. Вып.VIII. С. 77–93 (1 а.л.)

24.Программа росписи купола церкви Феодора Стратилата на Ручью // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 1. Великий Новгород, 2005. С. 199–226 (1 а.л.).

25.Спас на престоле. София Премудрость Божия. Статьи каталога: Кат. № 11, 29 //Иконы Новгорода XI – начала XVI в. М., 2008. (1 а.л.).

26.Новооткрытая икона «Спас на престоле» из Софийского собора// Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника 2005. Новгород, 2006. С. 119–127.

27.Икона «Спас на престоле» 1362 года как духовное завещание новгородского архиепископа // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 471–490 (0,7 а.л.)

28.Особенности системы и идейного содержания росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью. Связь с палеологовской традицией и черты новаторства //Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника 2006. Новгород, 2007. С. 58–63 (0,6 а.л.)

29.Тема Великой Субботы в программе росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Булкина. СПб., 2007. С. 235–240.