- Установлены основные направления эволюции гуманистических начал уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей, среди которых: формальное закрепление и постепенное повышение возраста начала уголовной ответственности; ограничение перечня преступлений, ответственность за совершение которых могут нести несовершеннолетние; сокращение видов и размеров наказаний для несовершеннолетних; внедрение в законодательство и судебную практику альтернативных наказанию форм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних; привлечение общественности к пенитенциарному и постпенитенциарному воздействию на несовершеннолетних правонарушителей.
- Утверждается тезис о неполном соответствии национальной уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей основным международно-правовым требованиям; установлены широкие возможности для полноценной реализации таких требований, как широкое участие институтов гражданского общества в исправлении несовершеннолетних правонарушителей; создание системы специальных юрисдикционных органов для несовершеннолетних; исключительность уголовного преследования подростков; сокращение объема уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних правонарушителей; совершенствование системы постпенитенциарного воздействия на них; полноценное обеспечение прав ребенка.
- Отстаивается авторская позиция относительно специфики объекта и целей уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей; эта политика направлена на отклоняющееся поведение несовершеннолетних (включающее допреступные формы поведения подростков, преступность несовершеннолетних и иные формы их девиантного поведения), а ее целью выступает, с одной стороны, защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны, - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних.
- Выдвигается система принципов уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей, среди которых: приоритет интересов несовершеннолетнего при разрешении любых вопросов, связанных с предупреждением преступности; отказ от доминирования контрольно-предупредительной практики и смещение акцентов в пользу охранно-защитной функции всей системы профилактики преступности несовершеннолетних; комплексность, предполагающая проведение профилактики преступного и иного антиобщественного поведения несовершеннолетних совместно с профилактикой преступлений против них; приоритет профилактических и воспитательных мер перед репрессивными; поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации; последовательность и преемственность воспитательно-профилактического процесса: социализации, социальной интеграции, исправления, социальной ребилитации и реинтеграции; полнота региональной инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Аргументируются положения, определяющие перспективные направления уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе: дальнейшая гуманизация уголовного законодательства по борьбе с преступлениями несовершеннолетних; максимальное использование мер воспитательного характера и наказаний, не связанных с изоляцией от общества; повышение роли и ответственности семьи (родителей), школы и трудовых коллективов в обеспечении надлежащих условий жизни и воспитания несовершеннолетних; полное выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершающих преступления против несовершеннолетних; обеспечение уголовно-правовыми средствами всех гарантированных Конвенцией ООН 1989 года прав ребенка.
- Определяются влияющие на содержание уголовно-правовой политики основные статистико-криминологические характеристики современной преступности несовершеннолетних: сокращение ее абсолютных и относительных показателей; отрицательные темпы прироста; изменение структуры в сторону увеличения удельного веса насильственных преступлений; повышение уровня общественной опасности преступности несовершеннолетних за счет увеличения в ее структуре удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений; возрастание удельного веса несовершеннолетних в общем числе осужденных лиц; увеличение доли 14 - 15-летних лиц в общей массе осужденных несовершеннолетних; рост показателей негативной социальной активности несовершеннолетних, совершающих криминальные поступки до достижения возраста уголовной ответственности.
- Аргументируется тезис о том, что практика реализации уголовной ответственности несовершеннолетних не в полной мере адекватна криминальной ситуации и достижению целей уголовно-правовой политики; доказано, что судебная практика находится на той стадии, когда уголовное наказание, связанное с изоляцией от общества, и условное осуждение являются практически единственно возможными мерами воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Для исправления ситуации требуется: более широкое применение на практике некарательного, предупредительного потенциала уголовного законодательства; внедрение в практику концепции восстановительного правосудия; скорейшее создание системы семейных судов; формирование в каждом субъекте Федерации полной инфраструктуры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и исполнения наказания в отношении них; нормативное финансирование системы профилактики и исполнения наказания; привлечение институтов гражданского общества и благотворителей к решению проблем исправления несовершеннолетних правонарушителей; активизация ресоциализирующей составляющей уголовной политики.
- Определено место уголовной ответственности в системе средств реализации уголовно-правовой политики, выявлена специфика ее целей в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Уголовная ответственность выступает одним из средств реализации уголовно-правовой политики наряду с иными мерами уголовно-правового характера; она представляет собой правовое последствие совершения преступления, состоящее в определяемом обвинительным приговором суда ухудшении правового статуса лица, его совершившего. В спектре целей уголовной ответственности несовершеннолетних наибольшей спецификой отличаются цели ее реализации, предполагающей решение более широкого спектра общевоспитательных задач, обладая при этом значительно меньшим общепредупредительным воздействием; кроме того, воспитание несовершеннолетних в процессе реализации их ответственности восполняет дефекты их социализации и тем самым восстанавливает существовавшую на момент совершения преступления социальную несправедливость.
- Отстаивается авторское понимание предпосылок и форм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Предпосылкой уголовной ответственности несовершеннолетних выступает достижение ими определенного возраста и соответствие календарного возраста фактическому уровню психосоциального развития подростка. Уголовная ответственность несовершеннолетних должна иметь две формы реализации: с назначением уголовного наказания и без назначения такового. В последнем случае возможно выделение двух разновидностей: с применением принудительных мер воспитательного воздействия или с помещением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
- Определены возможные перспективы развития системы уголовных наказаний несовершеннолетних, его дифференциации и индивидуализации, в том числе: обеспечение подлинной бесплатности обязательных работ и погашение судимости сразу же после их отбытия; сокращение объема удержаний из заработной платы несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам; назначение исправительных работ как по месту работы осужденного, так и в иных местах; дальнейшая гуманизация правил назначения несовершеннолетним лишения свободы (в том числе по совокупности преступлений и приговоров); включение в систему уголовных наказаний возложения обязанности загладить причиненный вред; расширение круга мер уголовно-правового воздействия за счет создания системы мер безопасности и установление особенностей их применения к несовершеннолетним правонарушителям; внедрение в российскую практику института пробации (отсроченного постановления приговора); разработка самостоятельной системы общих начал назначения наказания несовершеннолетним.
- Обоснован тезис о возможности внедрения в правоприменительную практику принципа целесообразности уголовного преследования несовершеннолетних, в соответствии с которым согласие компетентному органу на возбуждение уголовного дела в отношении лица, не достигшего совершеннолетия, будет давать комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании изучении соответствующих материалов и данных о личности подростка.
- Разработаны рекомендации по совершенствованию законодательной регламентации принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе: применение принудительных мер воспитательного воздействия в порядке ст. 92 УК РФ допускать лишь при осуждении несовершеннолетнего за преступления небольшой или средней тяжести; помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа распространить на несовершеннолетних, освобожденных от наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений; не допускать помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не подлежащих уголовной ответственности; усовершенствовать содержание принудительных мер воспитательного воздействия.
1. Волошин В.М. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Ставрополь, 2002. – 4.5 п.л.
2. Волошин В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей: исторический опыт и современные проблемы. Издательство Ставропольского государственного Университета. 2005. – 6 п.л.
3. Волошин В.М. Актуальные проблемы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 13 п.л.
4. Волошин В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации. Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 19 п.л.
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК России
5. Волошин В.М. Международно-правовые основы уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей//Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск (Право). Ростов-на-Дону. 2006. – 0.5 п.л.
6. Волошин В.М. Ответственность как средство реализации уголовно-правовой политики//Российская юстиция. 2007. № 1. – 0.36 п.л.
7. Волошин В.М. Индивидуализация уголовного наказания несовершеннолетних//Российская юстиция. 2007. № 1. – 0.4 п.л.
8. Волошин В.М. Основы уголовно-правовой политики России в отношении несовершеннолетних правонарушителей//Российская юстиция. 2007. № 2. – 0.4 п.л.
9. Волошин В.М. Неотвратимость и целесообразность уголовной ответственности несовершеннолетних//Российская юстиция. 2007. № 3. – 0.35 п.л.
10. Волошин В.М. Проблемы назначения несовершеннолетним осужденным исправительных работ и лишения свободы//Уголовное право. 2008. № 1. – 0.3 п.л.
11. Волошин В.М. Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних//Российский судья. 2008. № 2. – 0.45 п.л.
Научные статьи в иных изданиях
12. Волошин В.М. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. – В сб.: Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Вып. 1. Ставрополь, 2002. – 0.4 п.л.