- Научная новизна исследования состоит в том, что автор диссертации предлагает избрать новую глубину резкости в рассмотрении проблемы перевоплощения: войти в план причин рождения того или иного сценического феномена, результативного воздействия того или иного приема образотворчества и под поверхностью вымышленной жизни персонажа определить процессы, которые ее создают. Это позволит певцу-актеру осо-знанно, последовательно и целенаправленно использовать свой профессиональный инструментарий в работе над оперной ролью.
- До настоящего времени оперный персонаж не был объектом целенаправленного изучения как виртуальная, запечатленная композитором, но во всем подобная реальной, личность. Такой подход позволяет исполнителю применить в процессе создания персонажного содержания все возможные, в том числе новейшие знания в области психологии человека с тем, чтобы досконально понять своего героя во всей его неповторимой сложности и выразить средствами искусства наиболее полно и ярко его духовную жизнь, живой характер.
- Впервые в контексте искусства вокально-сценического исполнительства исследуются и доказываются сопричастные главной проблеме: влияние музыкального фактора на процесс перевоплощения певца-актера; экзистенциальная природа искусства перевоплощения на основании иллюзорности личности; психологические механизмы понимания и присвоения исполнителем текста-сознания персонажа; процессуальность переживания как деятельности оперного исполнителя и персонажа; музыкально-сценические образы и формы внутреннего и внешнего действования персонажа; факторы модальности вокальной интонации, включая предполагаемые обстоятельства роли.
1. Силантьева, И.И. Шаляпин, каким его знали книги. – М. : Сфера, 1997. – 304 c. : ил. : нот. : рис. : портр. – (19 п. л.).
2. Силантьева, И, Клименко, Ю. Актер и его Alter Ego. – М. : Издательский Дом «Грааль», 2000. – 564 с. : ил. : портр. – (35 п. л.).
3. Силантьева, И. Театральность романса : Путь к интонации : Учебно-методическое пособие для вузов. – М. : Кириллица, 2005. – Тетрадь 1. – 56 с. : нот. – (2 п. л.).
4. Силантьева, И.И. Алгоритмы преображения : Учебное пособие для музыкальных вузов. – 2-е изд., значит. дополн. – М. : Кириллица, 2007. – 360 с. : ил. : нот. – (22,5 п. л.).
Статьи:
1. Силантьева, И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве. // Вопросы вокального образования : Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2003. – С. 65-73. – (1 п. л.).
2. Силантьева, И. Оперное исполнительство в контексте экзистенциальной психологии. // Вопросы вокального образования : Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2004. – С. 43-66. – (0,8 п. л.).
3. Силантьева, И. Полиперсонализм сознания и ролевое поведение персонажа. // Монологи об оперном искусстве. К 70-летию оперного театра Московской государственной консерватории / ред.-сост. И.И. Силантьева. – М. : МГК, 2005. – C. 132-166. – (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 53). – (1,5 п. л.).
5. Силантьева, И. Факторы модальности вокальной интонации // Вопросы вокального образования : Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2006. – C 45-73. – (1,8 п. л.).
6. Силантьева, И. Смысл как внутренняя форма вокальной интонации : Опыт анализа сцены и арии Онегина в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» // Музыковедение. – М., 2007. – № 1. – С. 54-58. – (0,5 п. л.).
7. Силантьева, И. Параллельные миры Елены Образцовой // Музыкальная жизнь. – М., 2007. – № 4. – С. 8-10. – (0,5 п. л.).
8. Силантьева, И. Прием мелодекламации в развитии образно-смыслового интонирования // Вопросы вокального образования : Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2007. – C. 94-98. – (0,5 п. л.).
9. Силантьева, И. Виртуальный человек в пространстве-времени театра // Философские науки / Мин-во образования и науки РФ : Акад. гуманитарных исследований ; ред. совет: Х.Э. Мариносян [и др.]. – М. : Гуманитарий, 2007. – № 8. – С. 98-106. – (0,5 п. л.).
10. Силантьева, И. Вокальное искусство в контексте практической психологии // Первый Международный междисциплинарный конгресс «ГОЛОС» : Сб. трудов / ред. коллегия: В.П. Морозов [и др.] ; отв. ред. Л.Б. Рудин. – М. : ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2007. – 146-150. – (0,5 п. л.).
11. Силантьева, И. Петр Скусниченко: Талант – это труд, помноженный на труд // Музыкальная жизнь. – М., 2008. – № 2. – С. 13-15. – (0,4 п. л.).