Научная тема: «АДРИАН ПЕТИ КОКЛИКО И ЕГО ТРАКТАТ О МУЗЫКЕ»
Специальность: 17.00.02
Год: 2007
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Новизна диссертации связана уже с подходом к объекту исследования: задачей стало не только перевод и комментирование текста, но и изучение самой книги, представленной в виде отпечатанного кодекса.
  2. В научный обиход вводится новый источник по теории и практике XVI века. Впервые в отечественной литературе полностью представлены латинский текст оригинала и его перевод, включая транскрипцию мензуральных примеров с теоретическим обоснованием принципов дешифровки.
  3. Новым для музыкознания является книговедческий аспект: трактат исследуется в  контексте первопечатной музыкально-теоретической литературы. Решение ряда вопросов, непосредственно соотнесенных с книжной спецификой издания, потребовало детального изучения материальной стороны книги. Специально предпринятые в этом направлении изыскания способны оказать помощь при изучении других источников, учитывая особенности полиграфии первопечатной продукции.
  4. Существенно расширяет теоретическое и историческое осмысление проблемы  лингвистический ракурс. Изучение языка и стилистики латиноязычного памятника потребовало углубления в филологическую проблематику. С этой же целью предпринят обширный экскурс в историю средневековой латыни.
  5. Акцентируются лексикографические аспекты музыкальной терминологии, что способствует обогащению знаний  о старинной музыке в рамках аутентичной системы понятий. Новым является и привлекаемый к исследованию материал - многочисленные трактаты, многие из которых анализируются с интересующей точки зрения впервые.
Список опубликованных работ
1.Адриан Пети Коклико. Compendium musices (1552) / Публ., пер., исслед. и коммент. Н. И. Тарасевича. – М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. – 500 с. – 31, 5 п. л.

2.Программа «История искусствознания» (Музыка) // Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («История науки»). «Культура и искусство» / Сост. Н. И. Тарасевич. – М.: Гардарики, 2004. – С. 41–108. – 2 п. л.

3. Программа дисциплины «Полифония» федерального компонента цикла специальных дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионально-го образования второго поколения / Сост. Н. И. Тарасевич. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2004. – 3, 75 п. л.

4.Полифоническая терминология в старинных трактатах // Программа-конспект дисциплины «Полифония». Специальность 051400. Музыковедение / Сост. Т. Н. Дуб-равская. – М.: УМО, 2003. – C. 15–17. – 0, 1 п. л.

5.О понятиях «музыка», «музыкант» и «композитор»: история и современность // Музыко-ведение (приложение к журналу «Музыка и время»). – 2007. - № 5. – С. 2–8. – 0, 75 п. л.

6.Понятие «musica reservata» в трактате А. Коклико «Compendium musices» // Музыка и время. – 2007. – № 4 (принято к печати 19. 07. 2006). – С. 9–13. – 0, 6 п. л.

7.О понятиях «контрапункт» и «композиция» в трактате А. Коклико «Compendium musices» // Музыковедение (приложение к журналу «Музыка и время»). – 2006. – № 5. – С. 17–23. – 0, 75 п. л.

8.А. П. Коклико. Краткое руководство по музыке. Фрагменты / Пер. и коммент. Н. И. Тарасевича // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. ст. по материалам науч. конф. Приложение. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова; НПФ «ТС–ПРИМА», 2006. – С. 372–384. – 1, 2 п. л.

9.Понятие «musica» и «musicus» в трактате А. П. Коклико «Compendium musices» // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. ст. по материалам науч. конф. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова; НПФ «ТС–ПРИМА», 2006. – С. 71–86. – 1, 3 п. л.

10. Musica Reservata // Старинная музыка. – 2006. – № 3–4. – С. 42. – 0, 1 п. л.

11. Коклико (Coclico) Адриан Пети // Старинная музыка. – 2005. – №. 3–4. – С. 37–38. – 0, 1 п. л.

12. О дефинициях «musicus» и «compositor» (на материале трактатов средневековья и Ренессанса) // Московская школа: взгляд из XXI века (вопросы композиторского и исполнительского творчества): Науч. чтения памяти М. М. Ипполитова-Иванова. – М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2004. – С. 72–78. – 0, 2 п. л.

13. Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке // Старинная музыка. – 2003. – № 1. – С. 9–13. – 0, 8 п. л.

14. Из истории учения о сложном контрапункте (Дж. Царлино, Т. Морли) // Проблемы изучения и исполнения полифонической музыки: Сб. науч. тр. – Тверь: Тверской пед. колледж, 1997. – С. 124–132. – 0, 4 п. л.

15. Сложный контрапункт: теория и творческая практика // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 140, № 2. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. – С. 66–78. – 0, 5 п. л.

16. «Repleatur os meum laude»: мотет Жаке – месса Палестрины // Русская книга о Палестрине: Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 33. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. – С. 154–167. – 0, 6 п. л.