Научная тема: «ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС В ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ РАННЕГО ЛИТУРГИЧЕСКОГО ПЕНИЯ К BEL CANTO»
Специальность: 17.00.02
Год: 2007
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Впервые в научном музыковедении обоснована и доказана концепция историзма в развитии  и совершенствовании певческого европейского голоса через исполнительскую практику в литургическом соборном пении, в ренессансном салоне и придворной театральной сцене, в оперных театрах эпохи барокко.
  2. Произведена своеобразная ревизия  термина bel canto, определено его истинное наполнение в неразрывной связи  с историей западноевропейского вокального искусства IV-XVIII вв., термины которого, так же выразившие  идеал пения своей эпохи - vox perfecta, bene cantare  в литургическом пении, voce tremante, disposizione di gorga в ренессансном колоратурном, nobile maniera di cantare в тосканском раннеоперном, canto figurato  в блестящей  колорированной орнаментике барочной оперы - предстали его историческими слагаемыми.
  3. Выявлены вопросы теории и практики в раннем литургическом пении (формы псалмодирования, расклад  соборных голосов, должности певчих, вокальное обучение, первые соборные школы, противостояние певчего-исполнителя и учёного теоретика (cantor-musicus); исследован вокально-звуковой канон и сложившийся порядок церковных песнопений в литургии дополифонической эпохи.
  4. Определена равноценность визуального и слухового рядов в соборе эпохи "пламенеющей готики". Дана характеристика звучания соборных голосов - от плоскостного в раннем полифоническом мотете школы Нотр Дам до ренессансного  хорового звучания четырёхголосной структуры a capella  (a 4). Впервые в отечественном музыковедении рассмотрено искусство певчих  в папской капелле; внутрицерковный обиход, связанный с литургической практикой в богатых нидерландских соборах; состояние литургического пения в немецких церквах (по трактату Конрада фон Цаберна).
  5. Вскрыт и объяснён  церковный запрет женского пения в литургии. Объяснены далеко идущие последствия этого запрета  для профессионального развития европейского вокального искусства. 
  6. Выявлена история происхождения, звучание, диапазон, механизм образования  контртенора,   а также его терминологический разнобой  в словарях XVIII-XX вв.; объяснён механизм образования фальцета с современных научных позиций; определена специфика звучания литургических голосов во взаимосвязи с соборным резонированием.
  7. Вскрыта природа ренессансной колоратуры, и специфика постановки ренессансного колоратурного голоса  во второй половине XVI в.
  8. Исследованы новации  флорентийской или тосканской школы пения, обязанной  своим рождением первым оперным пасторалям на флорентийской сцене: новая орнаментика,  связанная с гибким интонированием поющегося слова (Le Nuove Musiche Джулио Каччини, 1602); новое  понимание личностного артистизма,  отразившееся в популярных - для  итальянских художественных кругов - терминах Бальдасаре Кастильоне ("Придворный", 1528): intera grazia ("совершенное изящество") и nobile sprezzatura ("благородная непринуждённость").
  9. Впервые представлена панорама музицирующего Парижа начала XVIIв. со множеством имён сочинителей и исполнителей популярной куртуазной пеcни (air de cour). Выделена фигура Пьера  Ниера - композитора и певца, основателя французской школы пения XVIIв.
  10. Отмечены основные положения первого французского вокального трактата, опубликованного Бенинье де Басийи (Париж,1668).
  11. Дана многогранная характеристика (с учётом мнений современных французских исследователей)  французского голоса  в речитативе оперных спектаклей Люлли.
  12. Оценены франко-итальянские вокальные антиномии в XVII-XVIII веках - неприятие французским двором пения прославленной итальянской певицы Леоноры Барони, критика Сент-Эвремоном итальянской оперы, резкие контроверзы между Рагене  и Ле Серфом,  - выявившие художественный и артистический менталитет обеих наций, равно стремившихся к  "прекрасному пению": к bel canto или beau chant.
  13. Впервые в отечественном музыковедении представлена как полная характеристика института кастратного пения, историческая причина его возникновения, развития и блестящего расцвета в барочной опере, так и аутентизм термина bel canto, относящегося  к вокальному искусству XVII-XVIII вв.   
  14. Выявлены фундаментальные законы классического итальянского  bel canto эпохи "золотого вокала" по трактатам его выдающихся теоретиков Пьера Франческо Този и Джмабаттисты Манчини.
  15. Объяснены причины упадка bel canto XVII-XVIII вв.
  16. Доказана трансформация кардинальных певческих установок  bel canto в последующих веках  и необходимость постоянного возвращения к его первоначальным  заветам и  урокам.
  17. Собраны первые научные данные о певческом голосе с античных времён до эпохи раннего романтизма, принадлежащие философам, музыкальным теоретикам, врачам, вокальным педагогам, и представлена их оценка с точки зрения современной вокальной науки.
Список опубликованных работ
1. Искусство арии в итальянском оперном барокко. От ренессансной канцонетты к арии da capo.–Уфа, 2005.–161 с.

2.Каденция в оперной арии da capo //Проблемы исполнительского стиля в современной и барочной музыке. Сборник методических рекомендаций. – Уфа, 1995. – С.49-67.

3. Музыканты галантного века. Иоганн Иоахим Кванц //"Старинная музыка". Москва, 1999,№3. –С.23-26.

4."Рождённая под знаком раздора". К истории становления оперного жанра //Историко-теоретические проблемы музыкознания. Выпуск 156. – Москва,1999. –С. 106-113.

5. Рождение школы бельканто //Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. – Москва, 1999. – С.140-146.

6. Вокально-педагогические основы школы бельканто //Музыка, живопись, театр: проблемы истории, теории и педагогики. –Уфа, 2000. – С.21-24.

7.Традиции австро-немецкой камерной вокальной музыки //Вопросы камерного ансамблевого исполнительства. Сборник статей. – Уфа, 2001. –С.32-49.

8.Статус голосового регистра в художественной системе барочного оперного спектакля //Семантика старинного уртекста. –Уфа,2002. – С.94-110.

9.Певческий голос в ранней западноевропейской литургии (I-IVвв.) //Музыкальное содержание: наука и педагогика.– Уфа, 2005. – С.509-521.

10.Ораторское искусство античности как музыкальная наука // Вестник МГУКИ, №1,2006.

11.Тосканская школа пения (Италия, XVII век) // Вестник МГУКИ, №2, 2006.

12. Франко-итальянские вокальные параллели в опере XVII в. // Вестник МГУКИ, ?3 ,2006.

13. Итальянская школа bel canto /Музыка и время, №10,2006.