- Доминирование инструментальной музыки адыгов во многом определен социокультурной ситуацией этнической дисперсности. Инструментальная музыка адыгов является мощным этноинтегрирующим фактором, вокруг и благодаря которому сохраняются адыгство (в мировоззренческом понимании термина), традиции, обряды, костюмы, танцевальная культура, этикетные поведенческие нормы.
- Локализация западно-адыгской музыкально-инструментальной традиции имеет внешние (географические, социокультурные, этнографические) и скрытые, внутренние (имманентно-музыкальные) основания, связанные с наследуемыми песенными и инструментальными традициями.
- В западной традиции сложилась особая конфигурация культурных элементов, определившая ее отличительные характеристики, позволившая сохранить генетическое родство, не потерять самобытность и одновременно приспособиться к новым условиям жизни, наладить культурный диалог с окружающими этническими группами. Эту конфигурацию составили диатоническая гармоника (пщынэ), пхачич (трещотки), особая система жанров с лидирующим зафаком, характерные ритмические, звуковысотные, тембровые, фактурные и другие особенности.
1. Соколова А. Н. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. – 224 с.
2. Соколова А. Н. Адыгская гармоника в контексте этнической музыкальной культуры. – Майкоп: Качество, 2004. – 272 с.
Справочные и учебные пособия
3. Соколова А. Н. Дискография адыгской народной музыки. Справочное научное пособие. – Майкоп: РИО ИПК, АГУ, 1998. –76 с.
4. Соколова А. Н. Пхачич – адыгские трещотки. – Майкоп: Качество, 2002. – 80 с.
5. Соколова А. Н. Ким Тлецерук: Творческий портрет. – Майкоп, 1996. – 64 с.
6. Соколова А. Н. Музыкальные доски адыгов. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – 24 с.
Работы, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ
7. Соколова А. Н. Все мелодии России в гости к нам. Заметки о 1V Северо-Кавказской музыкальной весне //Музыкальная академия, 1997. № 1. – С. 67-69.
8. Соколова А. Н. Надежда на будущее – в нашей неустанной деятельности //Музыкальная академия, 2000. – С. 34-37.
9. Соколова А. Н. Морфология адыгской музыкальной культуры //Научная мысль Кавказа. Приложение № 14. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 200-211.
Статьи
10. Соколова А. Н. Из истории изучения инструментальной музыки адыгов //Музыкальный фольклор адыгов. – Майкоп, 1988. – С. 109–130.
11. Соколова А. Н. Об одной особенности инструментальной музыки адыгов //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 8. – Майкоп, 1991. – С. 247–259.
12. Соколова А. Н. Гармоника адыгской диаспоры. Россия и Черкесия. Вторая половина XVIII – XIX вв. – Майкоп, 1995. – С. 284–294.
13. Соколова А. Н. Эволюция адыгской гармоники //Итоги фольклорно-этнических исследований этнических культур Кубани за 1995 г. Материалы научно–практической конференции. – Джубга, 1996. – С. 26–31.
14. Соколова А. Н. Мифологизмы адыгской традиционной инструментальной культуры //Вопросы инструментоведения. Вып. 3. – СПб., 1997. – С. 55–58.
15. Соколова А Н. Типология традиционного музыканта в контексте адыгагъэ //Памяти А. М. Листопадова. Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 96–108.
16. Соколова А. Н. Переинтонирование в адыгской традиционной музыке //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 г. – Краснодар, 1997. – С. 49–53.
17. Соколова А. Н. Сандрак //Зыкъошныгъ, 1997. № 3. – С. 152-153.
18. Соколова А. Н. "Нарты" в контексте инструментальной культуры адыгов //Материалы II-го международного конгресса "Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа". – Краснодар, 1997. – С. 111-117.
19. Соколова А. Н. Гармоника как идеологическое орудие //Неделя науки МГТИ. – Материалы научно-практической конференции. Вып.2. – Майкоп, 1997. – С. 79-84.
20. Соколова А. Н. Трансмиссия адыгской инструментальной традиции //Актуальные проблемы адыгейской фольклористики. Тезисы научно-практической конференции. – Майкоп, 1998. – С. 68-69.
21. Соколова А. Н., Сиюхова А. А. Концепция музыки в традиционной культуре адыгов //Неделя науки МГТИ. Вып. 3. – Майкоп, 1998. – С. 115-117.
22. Соколова А. Н. Адыгская гармоника в обрядах //Неделя науки МГТИ. Вып. 3. – Майкоп, 1998. – С. 79-80.
23. Соколова А. Н. Классификация музыкального инструментария адыгов //Материалы к энциклопедии музыкальных инструментов народов мира. Вып. 1. – СПб., 1998. – С. 134–149.
24. Соколова А. Н. К истории изучения «музыкальных» фамилий //Проблемы региональной ономастики. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Майкоп, 1998. – С. 113-115.
25. Соколова А. Н. Феномен адыгской музыки //Этюды по истории и культуре адыгов. – Майкоп: Меоты, 1998. – С. 74–84.
26. Соколова А. Н. Танец Шамиля //Литературная Адыгея, 1998. № 3. – С. 129–134.
27. Соколова А. Н. Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани //Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. – Майкоп, 1998. – С. 55-64.
28. Соколова А. Н. Мифологические аспекты традиционной инструментальной культуры адыгов //История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 175–183.
29. Соколова А. Н. «Хакуляш» и «Коробейники»: оппозиция и типология //История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 256–263.
30. Соколова А. Н. Музыкальные хронотопы в адыгской инструментальной культуре //Итоги фольклорно-этнических исследований этнических культур Кубани за 1999 г. Материалы региональной научно-практической конференции. – Краснодар, 1999. – С. 105–111.
31. Соколова А. Н. Шычепщын в контексте адыгской и мировой культур //Этюды по истории и культуре адыгов. Вып. 2. – Майкоп, 1999. – С. 132–143.
32. Соколова А. Н., Гишев Н. Словарь адыгских музыкально-хореографических терминов //Эльбрус. Литературно-художественный, общественно-политический независимый журнал. – Нальчик, 1999. – С. 207-222.
33. Соколова А. Н. Любимец публики и народа //Черкесский мир, 1999. №1. – С. 53.
34. Соколова А. Н. Единичное и общее в традиционной музыкальной культуре адыгов //Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе. Материалы международной научно-теоретической конференции. 28-31 октября 1997 г. Черкесск-Архыз. – Черкесск, 1999. – С. 283-284.
35. Соколова А. Н. Рассказывают пластинки //Литературная Адыгея, 1999. №4. – С. 150-157.
36. Соколова А. Н. Истоки и этапы формирования адыгской гармоники //Гармоника: история, теория, практика. – Майкоп, 2000. – С. 144–157.
37. Соколова А. Н., Тхагапсова Г. Г. Музыка как лекарство (на примере адыгской и абхазской традиционных культур) //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 г. – Краснодар, 2000. – С. 95-101.
38. Соколова А. Н. Из истории звукозаписи адыгской народной музыки 1911–1913 гг. //Историко-археологический альманах Армавирского краеведческого музея. Выпуск 6. – Армавир, Москва, 2000. – С. 66–71.
39. Соколова А. Н. Формы и методы обучения в традиционном адыгском инструментальном исполнительстве //Образование города на пути к ХХ1 веку. Проблемы. Исследования, опыт, перспективы. – Майкоп, 2000. – С. 80-92.
40. Соколова А. Н Региональный компонент в системе академического музыкального образования в Адыгее //Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. – Нальчик, 2001. – С. 224-227.
41. Соколова А. Н. К проблеме субэтнических стилей в инструментальной традиции западных адыгов //1V конгресс этнографов и антропологов России. – Нальчик, 20–23 сентября 2001 г. – С. 128–129.
42. Соколова А. Н. Структурно-семиотический анализ традиционной инструментальной культуры адыгов (к постановке проблемы) //Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. – Майкоп, 2001. – С. 173-177.
43. Соколова А. Н. Особенности инструментального фольклоризма адыгов //Культура и быт адыгов. – Майкоп, 2001. – С. 166-180.
44. Соколова А. Н. Органологическая школа на Кавказе //Музыкант в традиционной и современной культуре. Материалы Международного инструментоведческого симпозиума. Санкт-Петербург, 17-20 декабря 2001 г. – СПб., 2001. – С 56.
45. Соколова А. Н. Адыгский пхачич //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северо-Западного Кавказа за 2000 год. Дикаревские чтения (7). – Краснодар, 2001. – С. 175-185.
46. Соколова А. Н. Шамиль и музыка //Информационно-аналитический вестник. Вып. 5. – Майкоп, 2002. – С. 307-312.
47. Соколова А. Н. Семантика адыгской традиционной музыки (к постановке проблемы) //Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002. – Астрахань, 2002. – С. 83–84.
48. Соколова А. Н. Структурно-семантический план музыкального языка адыгов //Развитие социокультурной сферы Северо-Кавказского региона. Сб. статей. – Краснодар, 2002. – С. 163-170.
49. Соколова А. Н. Музыкальные инструменты адыгов как национальные символы //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002 г. Материалы региональной научной конференции. – Краснодар, 2003. – С. 160–164.
50. Sokolova A. Traditional instrumental music as the audio-visual syncretism //XIXth European seminar in ethnomusicology. – Vienna-Gablitz. September 17–21, 2003. – P.40–41.
51. Sokolova A. Music as medicine at the Adyghes culture //Abstracts of the 5th Triennial Conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM). Hanover University of Music and Drama. September 8–13. – Hanover, 2003. – P. 104.
52. Соколова А. Н. Адыгский шычепщын в контексте мировой культуры //Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира». Вып. 2. – СПб., 2003. – С. 100–114.
53. Соколова А. Н. Играет Ким Тлецерук //Играет Ким Тлецерук. Обработки адыгейских танцевальных мелодий /Сост. А. Н. Соколова. – Майкоп, 2004. – С. 5-6.
54. Соколова А. Н. Адыгейские инструментальные наигрыши //Играет Ким Тлецерук. Обработки адыгейских танцевальных мелодий /Сост. А. Н. Соколова. – Майкоп, 2004. – С. 7-8.
55. Соколова А. Н. Истоки и этапы формирования адыгской гармоники. Терминологический экскурс //Инструментализм в становлении и эволюции. Сб. статей. – СПб.: РИИИ, 2004. – С. 29-41.
56. Соколова А. Н. Адыгский пхачич //Фольклор: Современность и традиция. Материалы третьей Международной конференции памяти А. В. Рудневой. – М., 2004. – С. 121–129.
57. Соколова А. Н. Возгласы и крики на адыгских праздниках //Вопросы инструментоведения. Статьи и материалы Пятой Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». Ч. 1. – СПб., 2004. –С. 126–130.
58. Соколова А. Н. Танцующий пхачич //Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Майкоп, 2004. – С. 55-64.
59. Соколова А. Н. Формы музицирования в современной культуре адыгов //Любительство в художественной культуре. Ученые записки института управления, бизнеса и права. Серия искусствоведение. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 59-61.
60. Соколова А. Н. Символика музыкальных инструментов адыгов //Культура и быт адыгов. Вып. 10. – Майкоп, 2005. – С. 117-125.
61. Соколова А. Н. Жанровая динамика в инструментальной музыке западных адыгов //Итоги полевых фольклорно-этнографических исследований на Кубани: прошлое и современность. – Краснодар, 2005. – С. 32-48.
62. Соколова А. Н. Инструментоведческие термины в адыгских языках: проблемы содержания и перевода на русский язык //Проблемы инструментоведческой терминологии. – СПб.: РИИИ, 2005. – 32-33.
63. Sokolova A. Music as mеdicine: The Adyghs’ case //Music and Altered States. Consciousuess, Transcrndence, Therapy and Addicrion. – London, 2006. – P. 74-81.
64. Соколова А. Н. Гармоника как культурологический текст //Социальные науки и социальная работа в России. Вып. 1. Сб. научных статей. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2006. – С. 52-56.
65. Sokolova A. The Caucasian-Scottish Relations throught the Prism of the Fiddle and Dance Music //North Atlantic Fiddle Convention Connecting Cultures. Aberdeen 26-30 July,2006. – P. 46.