- Впервые исследуется тема соединения античности с ранним христианством в культурном пространстве Франции (Ренан, Франс) и во французской опере 1890-1900-х годов.
Отражение христианского гуманизма Ренана в романе Франса «Таис» («Противоречие Олимпа и Голгофы»), а также в одноименной опере Массне («Примирение Эроса и Христа»). - Сквозь призму символизма и импрессионизма впервые рассматривается особая интерпретация античности - в опере Дюка «Ариана и Синяя Борода» (1907) и в мистерии «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси (1911).
- На новом этапе - в канун Первой мировой войны - исследовано возвращение к гомеровской античности («Одиссея»), к «Золотому веку» во французском искусстве на примере оперы Форе «Пенелопа».
- По-новому освещается в работе изменение трактовки античной темы, мифа, которое проявилось как на уровне идейно-эстетического содержания, так и на уровне музыкально-драматургических концепций опер 1890-1900-х гг.
Рассмотрение функционирования античной темы в пространстве французской культуры 1890-1900-х годов позволяет проследить, каким образом элементы эволюции мировоззренческих и философско-эстетических взглядов сказались на духовном содержании наиболее выдающихся музыкально-театральных сочинений.
В диссертации выявлены различные подходы к античности во французской опере 1890-1900-х годов. Новые примеры воплощения античности, созвучные современности, имели важное идейно-эстетическое значение в силу интеграции актуальных духовных феноменов переходной, переломной эпохи. Процесс выстраивания новых музыкально-театральных форм в произведениях, избранных в качестве наиболее показательных для своего времени образцов претворения античности, обусловил и детерминировал достижения французского музыкального театра ХХ века.
Среди античных опер Массне ("Таис", 1894; "Ариадна", 1906; "Вакх", 1909; "Рим", 1912) особой художественной значимостью обладает "Таис", в которой суть музыкально-драматургической концепции составляет идея христианского гуманизма.
Определенные мотивы и символы античного мифа, обретающие актуальный смысл в одноименной символистской пьесе М. Метерлинка и в опере П. Дюка, являются определяющими ориентирами музыкально-драматургической концепции оперы.
Вечно новый, притягательный для многих композиторов, начиная с первых опер, образ античности - Орфей был в центре неосуществленного оперного замысла Дебюсси: «Орфей-царь» (В. Сегален).Научная новизна присутствует, на наш взгляд, в том, как показан процесс формирования «антиномически единого» (С. Аверинцев) пространства поздней античности и христианства, в котором разворачивается действие мистерии "Мученичество Святого Себастьяна" Д´Аннунцио - Дебюсси. Не только существенное различие философско-эстетических и художественных позиций авторов, но и сама атмосфера "смутного времени" (Э.Р. Доддс) содержала импульсы, оказавшиеся решающими для появления одного из самых уникальных опытов мистерии в истории музыкально-театрального искусства ХХ века.
На закате символизма, отразившего черты трансформации некоторых принципов романтической эстетики, античность по-новому осмыслялась во французской опере - подобно "Золотому веку", утраченному человечеством и оживающему в искусстве.
Именно в таком аспекте рассматривается опера Форе «Пенелопа».
Научная новизна диссертации обусловлена, таким образом, новым ракурсом исследования и самим художественным материалом опер, которые не получали подробного освещения в музыкознании.
2.Азарова, В.В. Античная тема как одна из ведущих тем музыкального неоклассицизма: Методическая разработка для студентов музыкально-педагогического факультета / В.В. Азарова / отв. за выпуск В.М. Ощепков; Куйбышевский государственный педагогический институт имени В.В. Куйбышева. – Куйбышев, 1988. – 0,8 п.л.
3.Азарова, В.В. Тема христианского гуманизма в оперном творчестве французских композиторов XIX-XX веков / В.В. Азарова // Культура и образование на рубеже тысячелетий: материалы Международной науч.-практ. конф. (21-22 декабря 2000 года) / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина / отв. ред.: В.Н. Окатов. – Тамбов: 2000. – 0,5 п.л.
4.Азарова, В.В. Тема христианского гуманизма в лирических операх Ж. Массне: "Таис", "Са-фо", "Жонглер Богоматери". Очерки / В.В. Азарова. – Воронеж: Истоки, 2000. – 13 п.л: ил., нот.
5.Азарова, В.В. Символы античного христианства в художественной модели мира П. Дюка: «Ариана и Синяя Борода» / В.В. Азарова // Деп. в НИО Информкультура Российской Гос. б-ки от 10.12.2001 г. №3329. Инф. Указ «Музыка». – М., 2002. – №3. – 4,5 п.л.
6.Азарова, В.В. Античная тема в опере Г. Форе «Пенелопа» / В.В. Азарова // Деп. в НИО Ин-формкультура Российской Гос. б-ки от 06.02.03 г. №3352. Инф. Указ «Музыка». – М., 2003. – №2. – 8,4 п.л.
7.Азарова, В.В. История зарубежной музыки 2 половины XIX–XX вв.: Программа для исполнительских факультетов музыкальных вузов / В.В. Азарова; Воронежский государственный университет. – Воронеж, 2003. – 2,75 п.л.
8.Азарова, В.В. История отечественной музыки XX века: Программа для исполнительских факультетов музыкальных вузов / В.В. Азарова; Воронежский государственный университет. – Воронеж, 2003. – 3 п.л.
9.Азарова, В.В. Современная музыка: Программа для исполнительских факультетов музыкальных вузов / В.В. Азарова; Воронежский государственный университет. – Воронеж, 2003. – 1,5 п.л.
10.Азарова, В.В. Античная тема во французской опере 1880–1900-х годов / В.В. Азарова // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики / Тезисы Межвузовской научно-практической конференции (30 января 2004 г.) / Ред. И.Н. Вановская. – Тамбовский государственый музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2004. – 0,2 п.л.
11.Азарова, В.В. Лирическая трагедия «Прометей» Г. Форе и мистерия «Мученичество Святого Себастьяна» К. Дебюсси: античный театр в зеркале ХХ века / В.В. Азарова // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики / Тезисы межвузовской научно-практической конференции (30 января 2004 г.) / Ред. И.Н. Вановская. – Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2004. – 0,3 п.л.
12.Азарова, В.В. Античная тема во французском музыкальном театре в первой половине ХХ в. // Проектирование профессиональной подготовки учетелей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования: материалы Межвузовской научно-практической конференции (15-16 апреля 2004 г.) / Научн. ред. О.И. Спорыхина. – Воронежский госпедуниверситет. – Воронеж:, 2004. – 0,3 п.л.
13.Азарова, В.В. Античная тема во французской опере 1880–1900-х годов / В.В. Азарова // Тео-рия и практика профессиональной подготовки учителя музыки. Сб. науч. трудов / Научные редакторы А.С. Петелин, О.И. Спорыхина; Воронежский госпедуниверситет. – Воронеж, 2004. – Вып. 19. – 0,5 п.л.
14.Азарова, В.В. Из истории создания мистерии К. Дебюсси «Мученичество Святого Себастья-на» / В.В. Азарова // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. Сб. науч. трудов / Научные редакторы А.С. Петелин, О.И. Спорыхина; Воронежский госпедуниверситет. – Воронеж., 2005. – Вып. 21. – 0,5 п.л.
15.Азарова, В.В. Античность во французской опере / Азарова В.В. // Музыка и время. – 2006. – №7. – 0,5 п.л.
16.Азарова, В.В. Античность во французской опере 1890–1900-х годов / В.В. Азарова. – СПб.: Шатон, 2006. – 28 п.л: ил., нот.