Научная тема: «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»
Специальность: 12.00.02
Год: 2008
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Исследование характера взаимодействия международного и национального права РФ возможно и необходимо с учетом признаков современной научной парадигмы правовой науки, которая характеризуется признанием необходимости господства права в современном российском обществе и построения правового государства; необходимостью учета концепции правовой жизни, активной научной разработкой категории «конституционализм», тенденцией к конституционализации международного права и интернационализацией национального права РФ.
  2. Доказывается, что современное сосуществование международного права и права Российской Федерации следует характеризовать термином «взаимодействие», которое основано на  согласованном действии двух правовых систем и их взаимном влиянии.
  3. У взаимодействия международного права и внутригосударственного права РФ имеется общая цель, которая заключается в установлении такого соотношения двух правовых систем, при котором возможна реализация их общих приоритетов, а также свои функции координации деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для обеспечения взаимодействия, а также согласованного развития обеих систем права.
  4. Принципами взаимодействия являются: 1) равноценность правовых систем, 2) единство целеполагания, 3) согласованное (скоординированное) действие правовых систем, 4) соблюдение предписаний обеих систем, установленных для регламентации процесса их взаимодействия, 5) соблюдение государствами своих обязательств по обеспечению эффективного взаимодействия международного и внутригосударственного права, 6) ответственность государств за нарушение обязательств по обеспечению взаимодействия.  Данные общие принципы находят воплощение и в более частных принципах внешней политики РФ, которые определяют направления деятельности государства в международных отношениях и то, на появление каких именно норм в международном праве будет направлена его деятельность. Принципы внешней политики РФ во многом предопределяют содержание существующих норм и правил поведения на международной арене. Процесс реализации внешней политики государства регулируется нормами как международного, так и национального права, в первую очередь, нормами такой отрасли, как конституционное право.
  5. К конституционным принципам внешней политики России относятся принципы добросовестного выполнения обязательств по международному праву, всеобщего уважения прав человека и основных свобод, территориальной целости государства, неприкосновенности государственных границ, их суверенного равенства, невмешательства в дела другого государства, мирного сотрудничества, неприменения силы и угрозы силой, разрешения международных споров мирным путем, а также право народа и нации на самоопределение.
  6. Наиболее приемлемым как для России, так и для других государств, является такое соотношение между национальным и международным правом, при котором у государства есть возможность отказаться от инкорпорации в свое право или правовую систему нежелательных для него норм и при этом активно участвовать в интеграционных процессах, происходящих в международном сообществе. В этом случае государство обладает возможностью регулировать степень открытости своей правовой системы. Эта позиция государства отражена в дуалистической концепции соотношения внутригосударственного и международного права, поэтому именно она и является основой современного процесса взаимодействия международного права и внутригосударственного права России.
  7. Дореволюционное право, начиная с права Древней Руси, часто соотносилось с международным правом соответствующей эпохи как равное последнему. В России никогда не признавался примат международного права, но она часто следовала принципу добросовестного соблюдения международных договоров.
  8. Особенность соотношения российского и международного права в отличие от соотношения советского права с международным состоит в том, что такое соотношение характеризуется возможностью их реального взаимодействия, т.е. совместного регулирования одних отношений. Тот факт, что Конституция Российской Федерации достаточно конкретно определяет место норм международных договоров в правовой системе РФ, указывает на большую предрасположенность российского права по сравнению с советским к восприятию международного права. И, тем не менее, существующее соотношение российского и международного права нельзя охарактеризовать как примат последнего перед внутригосударственным, поскольку в самой Конституции РФ установлены механизмы, препятствующие проникновению в российскую правовую систему норм, противоречащих ее устоям.
  9. Конституционно-правовой механизм взаимодействия национального права РФ и международного права - это процесс, выражающийся во влиянии норм международного права на изменение национального права, во влиянии норм национального права на изменения международного права и во взаимном регулировании общественных отношений нормами обеих правовых систем. Та его часть, которая происходит на внутригосударственном уровне, регулируется конституционно-правовыми нормами, та, которая проистекает на международном уровне, - нормами международного права, и в некоторых случаях опосредованное влияние на процесс регулирования оказывают нормы отечественного конституционного права (внешние отношения). В реализации механизма взаимодействия участвуют все субъекты внутригосударственного права. Органы государственной власти по роду своей деятельности должны соблюдать и выполнять международные обязательства государства. Физические и юридические лица участвуют в этом процессе постольку, поскольку определенные нормы международных договоров РФ могут быть непосредственно адресованы им. Поскольку этот механизм осуществляется на внутригосударственном уровне, он регулируется нормами национального права и, прежде всего, конституционными нормами. Механизм взаимодействия также можно разделить на нормативно-правовой и организационно-правовой. В реализации этого процесса участвуют как государственные, так и зарубежные органы государства, а также международные органы.
  10. Источники международного права, в которых содержатся обязательные для России нормы международного права, образуют особый блок источников российского права. В правовой системе РФ есть два блока норм и источников: внутригосударственные нормы права и нормы международного права; источники внутригосударственного характера и источники, имеющие международный характер. Эти блоки существуют параллельно и могут взаимодействовать в правотворческом и правоприменительном процессах. Во внутригосударственном праве создаются нормы, максимально приближенные по своей сути к нормам международного права. Такой подход позволяет решить уже давно существующую проблему, которая заключается в том, что нормы международного права изначально не создавались для урегулирования внутригосударственных отношений, но содержали прогрессивные идеи, включение которых в национальное законодательство могло бы повысить эффективность урегулирования таких отношений. Благодаря согласованию норм международного и внутригосударственного права в обеих системах создаются блоки соответствующих по своей сущности норм, что ведет к сближению этих систем и делает возможным реализацию их общих приоритетов, то есть их взаимодействие.
  11. Механизм взаимодействия национального права России и международного права в правоприменительном процессе характеризуется возможностью: а) совместного применения для урегулирования внутригосударственных отношений норм международного и национального права; б)  приоритетного применения норм международного права для урегулирования отношений, возникающих в сферах, традиционно регулируемых нормами национального права; в) самостоятельного применения норм международного права; г) участия в нем различных субъектов, начиная от государственных органов и кончая частными лицами, при ведущей роли органов государственной власти. В правотворческом процессе взаимодействие выражается в согласовании норм национального права с предписаниями международного права и во влиянии норм национального права через политику и дипломатию государства на возникновение новых норм в международном праве.
  12. Следуя указанным выше конституционным принципам, Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, считает необходимым укрепление международной безопасности, заявляет о своей готовности к диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, разноуровневой интеграции и разрешению региональных проблем; считает необходимым дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью; намеревается добиваться сведéния к минимуму рисков при дальнейшей интеграции в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны, а также способствовать формированию справедливой международной системы торгово-экономических отношений; выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности; намерена расширять участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека;  ориентирована на дальнейшее активное сотрудничество с региональными организациями.
  13. Механизм реализации внешней политики государства и механизм взаимодействия международного и национального права на международном уровне обладают общими точками соприкосновения. Для того чтобы внешняя политика государства была эффективной, необходимо ее единство, т.е. единообразная реализация всеми органами государства.
  14. Важную роль во взаимодействии национального права России и международного права играют национальные и интернациональные интересы, так как они влияют на формирование норм как национального, так и международного права, определяют направления внутренней и внешней политики государства. Национальные и интернациональные интересы можно считать необходимой предпосылкой формирования норм, которые являются  элементом механизма взаимодействия национального и международного права.
  15. В настоящее время можно говорить о таких правовых явлениях, как механизм формирования национальных интересов и механизм формирования интернациональных интересов. Механизм формирования национальных интересов выражается в деятельности таких органов, как Президент РФ, Правительство, Совет Федерации, Федеральное Собрание, Конституционный Суд Российской Федерации и иных судебных органов. В механизме формирования интернациональных интересов участвуют те же государственные органы, которые участвуют в механизме осуществления внешней политики.
  16. В настоящее время наблюдаются следующие наиболее общие тенденции развития взаимодействия национального и международного права: 1) интеграция и унификация; 2) расширение сферы отношений, которые могут быть урегулированы совместно нормами национального и международного права; 3) на деятельность государства  и его органов оказывает воздействие не только национальное, но и международное право. К конкретным тенденциям развития механизма взаимодействия национального и международного права на внутригосударственном уровне относятся: а) развитие нормативного механизма взаимодействия национального и  международного права; б) создание новых органов или отнесение к компетенции уже существующих органов новых функций, связанных с выполнением международных обязательств государства; в) разработка новых и модификация прежних внутригосударственных механизмов, позволяющих развивать процесс взаимодействия международного и внутригосударственного права. На международном уровне проявляются такие тенденции: а) разработка международных документов, позволяющих развивать взаимодействие международного и национального права по наиболее актуальным направлениям;  б) модификация системы принципов международного права или их содержания; в) создание новых органов и организаций или изменение функций уже существующих таким образом, чтобы они могли наиболее эффективно осуществлять  координацию деятельности государств по решению  общих для них проблем.
  17. На защиту также выносятся рекомендации по совершенствованию российского законодательства, предложения по внесению дополнений в Федеральный закон Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.  Историки науки российского конституционного права уже отмечали, что среди весьма обширной тематики исследований по конституционному праву в XIX-начале XX вв. отсутствовала проблема соотношения или взаимодействия международного и российского права (О.А. Кудинов). Авторский анализ существующих работ по конституционному праву свидетельствует о том, что интерес к этой проблеме в современной науке конституционного права активизировался лишь в ХХ-начале ХХI вв., но при довольно широком спектре вопросов, рассматриваемых учеными-конституционалистами (см. выше) в настоящее время не существует комплексного исследования, затрагивающего все уровни и аспекты взаимодействия национального права России и международного права. Существующие в настоящее время работы ученых-международников, посвященные рассматриваемой проблеме, прежде всего,  касаются теоретических аспектов доктринального характера или отдельных аспектов этой проблемы (например, при рассмотрении вопроса о защите прав человека). Имеются и фундаментальные исследования данной проблемы учеными-международниками (И.И. Лукашук), однако в них она рассматривается в большей степени с позиций международного права.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы / Под ред. Проф. В.Т. Кабышева. -2-е изд. испр. и доп. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. 278 c. (20,2 п.л.) Комкова Г.Н. Рецензия // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 6 (58). С. 256-257.

2. Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 170 с. (13,2 п.л.).

3. Хижняк В.С. Закономерности, особенности и тенденции развития процесса взаимодействия национального права России и международного права. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. 80 с. (5 п.л.).

4. Хижняк В.С. Право человека на информацию: Механизм реализации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. 68 с. (4,25 п.л.)

Публикации в отечественных научных журналах, указанных в перечне ВАК, с изложением основных научных результатов диссертации

5. Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права // Современное право. М., 2002. № 7. С. 33-36. (0,5 п.л.).

6. Хижняк В.С. Конституционные принципы взаимодействия национального права России и международного права // Конституционное и муниципальное право. М., 2003. № 3. С. 12-15. (0.5 п.л.).

7. Хижняк В.С. Специфика механизма взаимодействия национального и международного права // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Саратов, 2003. № 5. С. 164-169. (0,5 п.л.).

8. Хижняк В.С. Роль органов судебной власти в процессе взаимодействия национального права России и международного права // Правоведение. СПб., 2003. № 4. С. 31-38. (0,5 п.л.).

9. Хижняк В.С. Тенденции и перспективы развития механизма взаимодействия внутригосударственного права России и международного права // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. Саратов, 2004. № 7. С. 134-150. (1 п.л.).

10. Хижняк В.С. Конституционный механизм взаимодействия национального и международного права // Конституционное и муниципальное право. М., 2004. № 4. С. 35-37. (0,5 п.л.).

11. Хижняк В.С. Реализация международных обязательств России в области прав человека в свете проблемы соотношения международного и внутригосударственного права РФ // Государство и право. М., 2007. № 8. С. 31-38. (1 п.л.).

12. Хижняк В.С. Национальные и интернациональные интересы современной России и механизмы их формирования // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 2007. № 6 (58). С. 172-179. (0,8 п.л.)

13. Хижняк В.С. Основные национальные интересы Российской Федерации в политической сфере (к проблеме взаимодействия международного права и национального права государства) // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 2008. № 1 (59). С. 185-189. (0,6 п.л.).

14. Хижняк В.С. Конституционные принципы внешней политики Российской Федерации в механизме взаимодействия национального права России и международного права // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 2008. № 2 (60) С. 42-51. (0,6 п.л.).

15. Хижняк В.С. Классификация национальных интересов современной России // Конституционное и муниципальное право. Саратов, 2008. № 5. С. 10-11 (0,25 п.л.)

Другие статьи, материалы, тезисы конференций

16. Кабышев В.Т., Хижняк В.С. Российский конституционализм и международное право // Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в практике конституционного правосудия. - М.: Междунар. отношения, 2004. – С. 135 –141. (0,8/0,4 п.л.).

17. Хижняк В.С. Актуальные проблемы внешней политики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов - Москва, 2006. № 3. С. 124-131.

18. Хижняк В.С. Внутренняя политика Российской Федерации в сфере соотношения национального и международного права // Конституционное развитие России. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2005. Вып. 6. С. 73-80. (0,5 п.л.).

19. Хижняк В.С. Влияние дуалистической концепции соотношения международного и внутригосударственного права на реализацию международных обязательств России в области прав человека // Международно-правовые способы защиты прав человека. Сер. Права человека: сферы реализации. - Вып. 3. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - С. 12-30. (1 п.л.).

20. Хижняк В.С. Влияние европейских стандартов на развитие законодательства современных государств о праве человека на информацию // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни: Мат-лы междунар. конф. 26-27 мая, 1998 г. - Н.Новгород: Нижегород. юрид. ин-т МВД РФ, 1999. - Ч. 1. - С. 116-121. (0,3 п.л.)

21. Хижняк В.С. Всеобщая декларация прав человека и развитие права на информацию // Права человека: Пути их реализации: Мат-лы междунар. конф. 8-10 октября 1998. – Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 1999. - Ч. 1. - С. 148. (0.2 п.л.).

22. Хижняк В.С. Дуалистическая концепция взаимодействия национального и международного права: история и современность // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Тезисы Междунар. Науч.-практич. конф., посвященной 75-летию СЮИ-СГАП. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. - С. 78-80. (0,2 п.л.).

23. Хижняк В.С. Европейские стандарты по правам человека и нормы российского законодательства // Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство. Мат-лы междунар. науч. конф. 7-8 декабря. - Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 2000. - С. 23-24. (0,3 п.л.).

24. Хижняк В.С. Законодательство Российской Федерации о языках народов Российской Федерации и международные стандарты // Язык, познание, культура на современном этапе развития общества: Мат-лы Всероссийской научн. конф., посвященной Европейскому Году Языков и 70-летию Саратовской государственной академии права. 6 марта 2001 г. - Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 2001. - С. 124-128. (0,3 п.л.).

25. Хижняк В.С. История взаимодействия российского и международного права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Тольятти: ВуиТ, 2001. - Вып. 18. - С. 223-336. (0,9 п.л.).

26. Хижняк В.С. Конституционное право человека на информацию в зарубежных странах // Конституционное развитие России. - Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 2000. - Вып. 3. - С. 80-88. (0,7 п.л.).

27. Хижняк В.С. Конституционные гарантии реализации права человека и гражданина на информацию // Роль суда в защите прав человека и обеспечение прямого действия Конституции Российской Федерации. Сб. матер. Всероссийск. науч.-практ. конф. - Пенза: Общество «Знание» России, 2000. - С. 6-8. (0,2 п.л.).

28. Хижняк В.С. Конституционные основы запрета на распространение идей фашистских и иных экстремистских организаций в Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Тольятти: Волжский гос. ун-т, 1998. - Вып. 5. - С. 110-115. (0,4 п.л.)

29. Хижняк В.С. Конституционные принципы внешней политики РФ // Право и жизнь. М., 2002. - № 46. - С. 241-258. (1 п.л.).

30. Хижняк В.С. Конституция Российской Федерации и международное право // Правовая наука в современном мире. Саратов: Изд-во Сарат. академии права, 2002. - С. 30-31. (0,2 п.л.).

31. Хижняк В.С. Конституция Российской Федерации и проблемы взаимодействия национального и международного права // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (К 10-летию Конституции России): Междунар. науч.-практ. конф. (1-3 октября 2003 г.: В 3 ч. / Под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2003. – Ч. 1. - С. 80-82. (0,3 п.л.).

32. Хижняк В.С. Международное право и российский конституционализм // Московский журнал международного права. М., 2004. № 2 (54). С. 208-218. (0,9 п.л.).

33. Хижняк В.С. Международно-правовая жизнь современной России // Известия Саратовского государственного университета. Т. 5. Сер. История. Право. Международные отношения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 1. С. 172-176. (0,4 п.л.).

34. Хижняк В.С. Национальные интересы: проблема определения понятия и классификации // Конституционное развитие России. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. Вып. 8. С. 34-42. (0,8 п.л.)

35. Хижняк В.С. Право на информацию в России и международные стандарты прав человека // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 1998. № 3 (14). С 53-62. (0,8 п.л.)

36. Хижняк В.С. Право человека и гражданина на информацию в системе основных прав и свобод // Россия и ее субъекты: Право и политика. – Москва - Саратов, 2000. - № 1. - С. 105-113. (0,9 п.л.).

37. Хижняк В.С. Право человека и гражданина на информацию: история, современность и перспективы развития // Человек и право на рубеже веков. - Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 2000. - № 1 (2). - С. 18-23. (0.7 п.л.).

38. Хижняк В.С. Правовая политика государства и информационные отношения // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы. Мат-лы науч. конф. 22-23 июня 2000 г. - Саратов-Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2001. - С. 129-132. (0,3)

39. Хижняк В.С. Правовая политика зарубежных государств в сфере взаимодействия национального и международного права // Правовая политика: от концепции к реальности. М.: «Юрист», 2004. С.257-262. (0,4 п.л.).

40. Хижняк В.С. Принцип равноправия и соотношение внутригосударственного и международного механизмов защиты прав человека // Конституционные чтения. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2003. - Вып. 4. - Ч. 1. - С. 79-83. (0,3 п.л.).

41. Хижняк В.С. Принципы территориальной целостности, неприкосновенности государственных границ, права нации на самоопределение во внешней политике // Конституционное развитие России. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2004. Вып. 5. С. 129 -135. (0,5 п.л.).

42. Хижняк В.С. Применение интерактивных методов обучения в курсе преподавания международного права // Юридическое образование и наука. 2002. № 3. С. 21-24. (0,5 п.л.).

43. Хижняк В.С. Проблема соотношения внутригосударственного права России и международного права: исторический аспект // Московский журнал международного права. М., 2002. - № 1 (45). - С. 148-161. (0.8 п.л.).

44. Хижняк В.С. Проблема определения понятия «беженец» в международном и внутригосударственном праве // Организация работы юридической клиники по вопросам гражданства, защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. - Саратов: СЮИ МВД РФ, 2001. - С. 58-67.

45. Хижняк В.С. Проблемы реализации права человека и гражданина на информацию // Конституционно-правовая защита прав и свобод личности в РФ. Мат-лы Всероссийск. научно-практич. конф. - Пенза: Пензенск. гос. пед. ин-т, 1998. - С.16-18. (0,2 п.л.)

46. Хижняк В.С. Проблемы реализации норм международного права на территории Российской Федерации // Философская и правовая мысль: альманах. Материалы Всероссийской конф. «Реализация права: общетеоретические и отраслевые проблемы». Астрахань, 2003. – Саратов-Спб.: Изд-во «Научная книга», 2003. Вып. 6. С. 227-229. (0,3 п.л.).

47. Хижняк В.С. Понятие и сущность взаимодействия международного и внутригосударственного права // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов. – Москва. 2002. № 2 (7). - С. 58-66. (0,5 п.л.).

48. Хижняк В.С. Правовое регулирование соотношения национального и международного права в зарубежных странах // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – С. 118-123. (0,4 п.л.).

49. Хижняк В.С. Роль внешней политики Российской Федерации во взаимодействии российского национального и международного права // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов - Москва. 2003. № 4. С. 107-113. (0,9 п.л.).

50. Хижняк В.С. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в механизме реализации норм международных соглашений в Российской Федерации // Правосудие как институт обеспечения прав и свобод человека и гражданина: Сб. Статей и тезисов Междунар. научн.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых, 7-8 апреля 2006 г. / Отв. ред. А.В. Гусев; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород: НовГУ, 2006. - С. 108-110. (0,2 п.л.).

51. Хижняк, В. С. Роль органов исполнительной власти во взаимодействии национального права РФ и международного права // Юридическая мысль. 2003. - № 5 (18). С. 78- 84. (0.5 п.л.).

52. Хижняк В.С.Современная парадигма российской правовой науки и роль международно-правового компонента в системе науки конституционного права // Конституционное развитие России. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2006. Вып. 7. С. 44-60. (1 п.л.).

53. Хижняк В.С. Сравнительный анализ условий формирования права человека на информацию в законодательстве различных государств // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Тольятти: Волжский гос. ун-т, 1998. - Вып. 2. - С. 3-11. (0,6 п.л.)

54. Хижняк В.С. Судебные органы Российской Федерации и взаимодействие конституционного права России и международного права // Вестник Саратовской государственной академии права. 2004. № 1 (38). С. 51. (0,1 п.л.).

55. Хижняк В.С. Эволюция теорий соотношения международного и внутригосударственного права // Международно-правовые способы защиты прав человека. Саратов, 2002. С. 5–8. (0,2 п.л.).

56. Хижняк В.С. Элементы механизма взаимодействия международного и национального права // Взаимодействие международного и российского гуманитарного права в сфере конституционной защиты личности/ Мат-лы Междунар. научно-практич. Конф. Отв. Ред. В.Г. Игнатов, Д.Ю. Шапсугов, Л.В. Акопов. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2006. С. 90-92. (0.2 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия

57. Пряхина Т.М., Хижняк В.С. Защита прав человека во время вооруженных конфликтов. - Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 2000. - 48 с. (3,12/ 1 п.л.).

58. Взаимодействие конституционного права Российской Федерации и международного права / Сост. Т.В. Заметина, В.С. Хижняк. - Саратов: Изд-во Сарат. акад. права, 2000. - 80 с. (5,3/ 2,8 п.л.).

59. Хижняк В.С. Проблема определения понятия «беженец» в международном и внутригосударственном праве // Юридическая клиника по проблемам миграции: Учебно-методическое пособие. - Саратов: СЮИ МВД РФ, 2002. - С. 131-140. (0,8 п.л.).

60. Пряхина Т.М., Хижняк В.С. Актуальные проблемы взаимодействия международного и национального права: Учебно-методическое пособие. - Саратов: «Исток», 2003. - 52 с. (3,25/1,7 п.л.)