Научная тема: «УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИМУ-ЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»
Специальность: 12.00.03
Год: 2008
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Российская Федерация (а также субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) является самостоятельной разновидностью субъектов гражданских правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами. История развития законодательства об участии публично-правовых образований в гражданском обороте свидетельствует о том, что государство было исторически первым коллективным субъектом, наделенным свойством юридической личности в гражданском обороте, и не являлось при этом разновидностью юридического лица, как утверждается в некоторых современных исследованиях. На основе детального анализа существующих взглядов и с учетом дополнительных аргументов в работе сформулирована авторская концепция участия Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях, основанная на признании самостоятельного характера гражданской правосубъектности государства как специального субъекта гражданского права, в отличие от существующих в современной правовой доктрине взглядов, характеризующих государство при его выступлении в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, как разновидность юридического лица или как «квазисубъектное» образование, либо отрицающих его самостоятельную гражданской правосубъектности или предполагающих «раздвоение» правосубъектности государства.
  2. Правоспособность Российской Федерации при ее участии в гражданском обороте представляет собой особый вид гражданской правоспособности - «функциональную правоспособность», которая не совпадает с правоспособностью юридических лиц. Вывод об особом характере правоспособности Российской Федерации обусловлен тезисом об ограничении случаев ее выступления в гражданском обороте исключительно необходимостью осуществления публичных функций, в рамках реализации которых полномочия государственных органов на участие в гражданских правоотношениях исчерпывающе определены нормами законодательства, имеющими публично-правовую принадлежность.
  3. Обеспечение равенства Российской Федерации в отношениях с прочими участниками гражданского оборота должно осуществляться через систему соответствующих гарантий, выстроенную с учетом конституционного установления о правовом характере Российского государства и обеспечении верховенства закона, с учетом необходимости реализации Российской Федерацией публичных функций. Основу системы, имеющей многоотраслевой характер, должны составлять конституционные гарантии, состоящие из гарантий-принципов, охранительных гарантий, гарантий защиты нарушенных прав либо прав, в отношении которых имеется угроза нарушения, что должно дополняться системой правовых гарантий, содержащихся в нормах других отраслей российского законодательства (в частности, об ответственности Российской Федерации за противоправные властные действия, об особенностях принудительного исполнения решений по искам к Российской Федерации).
  4. Необходимо уточнение терминологии, принятой при анализе модели участия Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Гражданско-правовая природа Российской Федерации всегда будет монистической - в том смысле, что она признается единым самостоятельным субъектом, а модель участия в обороте всегда будет плюралистической - в том смысле, что действовать от ее имени всегда будет совокупность органов, которые не обладают самостоятельной правосубъектностью.
  5. Применительно к случаям непосредственного участия Российской Федерации в гражданском обороте в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной правосубъектностью. В данном случае они действуют в рамках реализации функциональной правоспособности Российской Федерации в качестве элемента государственного аппарата на основе норм публичного права, а их гражданско-правовая природа (с точки зрения уяснения правовой природы отношений, возникающих между Российской Федерацией и государственным органом в этом случае) аналогична природе органа юридического лица и не предполагает самостоятельной правосубъектности. Основным и единственным признаком государственного органа, определяющим его способность приобретать гражданские права и обязанности непосредственно для Российской Федерации в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции. В целях исключения ошибочного системного толкования п. 1 ст. 125 ГК и п. 3 ст. 125 ГК предлагается изменить формулировку п. 3 ст. 125 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «3. В случае и в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать юридические лица и граждане».
  6. Государственные органы при участии в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей могут иметь статус юридического лица. Статус государственных органов как юридических лиц в данной ситуации не сводим к статусу учреждений как некоммерческих организаций и обладает рядом особенностей, из чего вытекает необходимость выделения их в самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица - некоммерческую организацию, именуемую «публичное учреждение». Основные особенности их гражданско-правового статуса (цели создания и деятельности; права учредителя; ответственность учредителя; право на осуществление самостоятельной деятельности; особенности правового режима имущества) следует закрепить в тексте Гражданского кодекса РФ, указав, что государственные органы должны действовать на основании унифицированного положения об организациях данного вида, которое надлежит разработать в развитие нововведений в кодифицированный гражданский закон. Необходимо внести также изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части установления особенностей процедуры регистрации таких юридических лиц (освобождение от уплаты государственной пошлины; корректировка перечня документов, представляемых для регистрации; установление особых требований к наименованию и пр.).
  7. Аргументировано мнение о необходимости выделения парных категорий: «модель отношений собственности» в экономическом смысле и «модель права собственности» в юридическом смысле. При характеристике особенностей отношений собственности (модель отношений собственности) и их закрепления в праве (модель права собственности) в диссертации предлагается система современных взглядов на существующие структурные модели отношений собственности и соответствующие им структурные модели права собственности, которые подразделяются на простые и сложные. К ним отнесены: 1) простая модель отношений собственности и соответствующая ей простая (классическая) модель права собственности - институт права частной собственности; 2) сложноструктурная координационная модель отношений собственности и соответствующая ей сложноструктурная координационная модель права собственности - институт права общей собственности; 3)сложноструктурная субординационная модель отношений собственности и соответствующий ей комплексный институт права государственной (публичной) собственности. При этом, в отличие от высказываемых ранее взглядов отмечается, что оснований для выделения сложноструктурной субординационной модели отношений собственности с участием частных лиц (с соответствующим закреплением в законодательстве сложноструктурной субординационной модели права собственности с разделенными правомочиями собственников и разделенными правами собственности на имущество) на современном этапе нет. Обосновывается также вывод о том, что существуют единственная сложноструктурная субординационная модель отношений собственности (отношения публичной собственности) и соответствующая ей сложноструктурная модель права собственности (право публичной собственности). Использование исключительно классических гражданско-правовых конструкций не позволяет реализовать субординационную модель отношений публичной собственности, что влечет за собой неизбежную комплексность правового регулирования отношений публичной собственности.
  8. Государственная (публичная) собственность должна расцениваться как единый имущественный комплекс государства в целом, как его материальная основа, вне зависимости от государственного устройства (унитарное либо федеративное) и конституционного закрепления системы местного самоуправления. Государство (субъект присвоения в экономическом смысле) как публичная организация, осуществляющая функции публичной власти в обществе, не совпадает с юридическим собственником имущества (субъектом права публичной собственности), каковыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Принадлежность определенной части публичного имущества Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию - правовая форма функционирования сложноструктурной субординационной модели права публичной собственности.
  9. На основе дополнительной аргументации сделан вывод о том, что отсутствуют основания для использования в гражданском законодательстве термина «общенародное достояние». Для обозначения права собственности государства и муниципальных образований следует сохранять в качестве общей категории термин «право публичной собственности (исключительной и неисключительной)». Доказывается необходимость принятия Федерального закона «О государственной собственности», с учетом авторского подхода к определению критериев отнесения объектов к исключительной государственной собственности, а также особенностей правового режима имущества, составляющего исключительную собственность Российской Федерации (в частности, в этом законе требуется дополнительное закрепление общих правил об особенностях правового режима акций акционерных обществ, признанных стратегическими).
  10. Обоснован подход к процедуре разграничения публичной собственности как к особому правовому институту, имеющему комплексный характер. В рамках реализации положений действующей Конституции РФ (п. «г» ст. 72) и положений ст. 214 ГК РФ необходимо принятие специального Федерального закона «О разграничении публичной собственности». Перечень принципов, положенных в основу законодательного подхода к процедуре разграничения государственной (публичной) собственности должен быть дополнен указанием на необходимость: 1) определения унифицированных специальных процедур, составляющих исключение из общих правил, установленных гражданским законодательством, в части оформления и передачи публичного имущества в результате процедуры разграничения; 2) выработки особого механизма реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части осуществления органами публичной власти одного уровня полномочий по предметам совместного ведения в отношении имущества, отнесенного в рамках процедуры разграничения к собственности иного уровня - с учетом сформулированного в диссертации положения о невозможности применения к указанным отношениям института общей собственности.
  11. Исходя из вывода о государственных контрактах как особой разновидности гражданско-правовых договоров, предлагается изменить законодательный подход к определению стороны государственного контракта, определив в качестве таковой непосредственно Российскую Федерацию. Обосновывается необходимость принятия Федерального закона «О государственных контрактах» - с целью закрепления соответствующего нормативного регулирования, а также обеспечения единства регулирования в отношении всех разновидностей государственных контрактов (поставка для государственных нужд; подряд для государственных нужд; государственный оборонный заказ и пр.).
  12. Особенности Российской Федерации как субъекта имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, связанные с необходимостью исполнения ею публичных функций, обусловливают возможность установления особого порядка принудительного исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, поскольку применение в этом случае исключительно общих правил может повлечь невозможность исполнения публичных функций, финансируемых за счет средств бюджетной системы РФ. При этом обосновывается, что институт иммунитета бюджетов - единственный правовой инструмент, способный обеспечить исполнение предписаний Бюджетного кодекса Российской Федерации в условиях, когда Российская Федерация, вступая в гражданские правоотношения, является должником. Полноценная реализация принципа иммунитета бюджетов возможна лишь в условиях казначейской системы исполнения бюджетов. Однако для реализации конституционных установлений об обязанности Российской Федерации исполнять решения в добровольном порядке в строго определенный срок в рамках реализации системы конституционно-правовых гарантий обеспечения равенства субъектов гражданских правоотношений необходимо закрепить в бюджетном законодательстве требование о составлении бюджета с учетом неукоснительного соблюдения норм о добровольном исполнении Российской Федерацией своих обязательств. В случае неисполнения Российской Федерацией обязательств в добровольном порядке в течение установленного срока необходимо законодательно закрепить правило о принудительном исполнении судебных актов за счет иного (нераспределенного) имущества казны.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Голубцов, В.Г. Сочетание частного и публичного в гражданско-правовом регулировании отношений государственной собственности / В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2000. – 79 с. – 3,59 п. л.

2. Голубцов, В.Г. Публичные и частные начала в регулировании имущественных отношений: цивилистический аспект / В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2000. – 79 с. – 3,59 п. л.

3. Голубцов, В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства / В.Г. Голубцов; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. – 186 с. – 8,45 п. л.

4. Голубцов, В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства / В.Г. Голубцов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2005. – 246 с. – 11,18 п. л.

5. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус государства и муници-пальных образований в Российской Федерации / В.Г. Голубцов. – М.: Изд-во «Палеотип», 2006. – 271 с. – 12,31 п. л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:

1. Голубцов, В.Г. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации / В.Г. Голубцов // Законодательство и эконо-мика. – 2005. – № 3. – С. 11–17. – 0,27 п. л.

2. Голубцов, В.Г. Государство как частноправовой субъект: особенности статуса / В.Г. Голубцов // Lex Russica. Научные труды МГЮА. – 2005. – № 4. – С. 639–653. – 0,64 п. л.

3. Голубцов, В.Г. Исполнение решений по гражданским искам к публичным субъектам: коллизии публичного и частноправового регулирования в свете практики Конституционного суда РФ / В.Г. Голубцов // Lex Russica. Научные труды МГЮА. – 2006. – № 2. – С. 296–309. – 0,59 п. л.

4. Голубцов, В.Г. Публичные элементы в частноправовом регулировании / В.Г. Голубцов // Lex Russica. Научные труды МГЮА. – 2006. – № 3. – С. 496–503. – 0,32 п. л.

5. Голубцов, В.Г. О сочетании публичных и частных начал при определении гражданско-правового статуса государства / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2006. – № 4. – С. 22–26. – 0,18 п. л.

6. Голубцов, В.Г. Публично-правовые элементы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством: теория вопроса / В.Г. Голубцов // Правоведение. – 2006. – № 5. – С. 79–85. – 0,27 п. л.

7. Голубцов, В.Г. Правовой статус государства как участника имуще-ственного оборота: проблема гармонизации публичного и частноправового регулирования / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2006. – № 6. – С. 61–65. – 0,18 п. л.

8. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных органов / В.Г. Голубцов // Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 58–68. – 0,45 п. л.

9. Голубцов, В.Г. Новое в законодательстве об исполнении судебных решений по искам к казне / В.Г. Голубцов // Хозяйство и право. – 2006. – № 10. – С. 84–89. – 0,23 п. л.

10. Голубцов, В.Г. Иммунитет бюджетов как особый правовой режим публичных финансов / В.Г. Голубцов // Финансы и кредит. – 2006. – № 27. – С. 27–32. – 0,23 п. л.

11. Голубцов, В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования / В.Г. Голубцов // Законодательство и экономика. – 2006. – № 9. – С. 11–16. – 0,23 п. л.

12. Голубцов, В.Г. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2006. – № 11. – С. 66–67. – 0,09 п. л.

13. Голубцов, В.Г. Казначейская система исполнения бюджета как про-цессуальная форма функционирования публичных финансов / В.Г. Голубцов // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. «Экономика». – 2006. – Вып. 6, № 12. – С. 110–115. – 0,27 п. л.

14. Голубцов, В.Г. Казначейская система исполнения бюджета как про-цессуальная форма функционирования публичных финансов / В.Г. Голубцов // Право и государство: теория и практика. – 2007. – № 8. – С. 104–108. – 0,18 п. л.

15. Голубцов, В.Г. Правотворчество в сфере национализации: практический и теоретический аспект / В.Г. Голубцов // Право и государство: теория и практика. – 2007. – № 10. – С. 72–75. – 0,14 п. л.

16. Голубцов, В.Г. Практика применения законодательства об исполне-нии судебных решений по искам к казне / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2007. – № 10. – С. 33–36. – 0,14 п. л.

17. Голубцов, В.Г. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права в Древнем Риме / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2007. – № 11. – С. 110–113. – 0,14 п. л.

18. Голубцов, В.Г. Разграничение публичной собственности и государ-ственная регистрация прав: коллизии законодательного регулирования и проблемы правоприменения / В.Г. Голубцов // Закон. – 2007. – № 10. – С. 167–172. – 0,23 п. л.

Иные научные работы:

19. Голубцов, В.Г. Некоторые особенности ответственности государства при его непосредственном и опосредованном участии в граж-данском обороте / В.Г. Голубцов // Состояние и перспективы развития российского общества, государства и права: тез. докл. науч. конф. – Пермь, 1998. – С. 127–130. – 0,18 п. л.

20. Голубцов, В.Г. Некоторые особенности ответственности государства за внедоговорной вред / В.Г. Голубцов // Фундаментальные и прикладные проблемы развития юридической науки: тез. докл. науч.-практ. конф. – Пермь, 1998. – С. 76–79. – 0,14 п. л.

21. Голубцов, В.Г. Дореволюционная цивилистика о праве публичном и частном / В.Г. Голубцов // Юридическая наука в современном мире: фундаментальные и прикладные проблемы: сб. науч. тр. юрид. фак. – Пермь, 2000. – Ч. I. – C. 55–73. – 0,82 п. л.

22. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус государства: сочетание публичных и частных элементов / В.Г. Голубцов // Российское законодательство и развитие юридической науки: сб. ст. молодых учен. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2001. – С. 34–48. – 0,64 п. л.

23. Голубцов, В.Г. Право государственной собственности: особенности субъекта / В.Г. Голубцов // Современные проблемы управления: экономика и права: сб. науч. тр. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2001. – Вып. 2. – С. 93–101. – 0,36 п. л.

24. Голубцов, В.Г. О дуализме в праве и определении частного права / В.Г. Голубцов // Проблемы развития российского законодательства: cб. ст. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2002. – С. 122–138. – 0,68 п. л.

25. Голубцов, В.Г. Приватизация и национализация: проблемы законодательного регулирования / В.Г. Голубцов // Обеспечение прав и законных интересов участников гражданского оборота: материалы юбил. на-уч.-практ. конф., посвящ. 200-летию Минюста РФ и 80-летию принятия Положения о гос. нотариате. – Пермь, 2002. – С. 94–98. – 0,18 п. л.

26. Голубцов, В.Г. К вопросу о государственном и общественном интересе в частном праве / В.Г. Голубцов, А.А. Клячин // Обеспечение прав и законных интересов участников гражданского оборота: материалы юбил. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию Минюста РФ и 80-летию принятия положения о гос. нотариате. – Пермь, 2002. – С. 138–147. – 0,4 п. л.

27. Голубцов, В.Г. Государство: публичная сущность частноправового субъекта / В.Г. Голубцов // Клуб юристов. – 2002. – № 8 (9). – С. 6. – 0,09 п. л.

Голубцов, В.Г. Совершенствование гражданского законодательства на современном этапе / В.Г. Голубцов, А.В. Москалев // ВУЗ XXI век: науч.-информ. вестн. – Пермь, 2003. – Вып. 6. – С. 4–43. – 1,77 п. л.

28. Голубцов, В.Г. Приватизация и национализация: проблемы законодательного регулирования / В.Г. Голубцов // Теория и методика профессионального образования: сб. ст. и тез. докл. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2003. – С. 184–189. – 0,23 п. л.

29. Голубцов, В.Г. Публично-правовое вмешательство в рыночную экономику / В.Г. Голубцов // Современные проблемы управления экономики и права: сб. науч. тр. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2003. – Вып. 3. – С. 197–210. – 0,59 п. л.

30. Голубцов, В.Г. Публичные элементы в частном праве / В.Г. Голубцов // Юридическая наука и практика: пути развития и совершенствования: сб. ст. – Пермь, 2003. – С. 98–105. – 0,32 п. л.

31. Голубцов, В.Г. К вопросу о влиянии частного интереса на предмет и метод гражданского права / В.Г. Голубцов // Вестн. Перм. ун-та. – 2003. – Вып. 3. Назв. вып.: Юрид. науки. – С. 80–86. –– 0,27 п. л.

32. Голубцов, В.Г. Проект закона о национализации: проблема сочетания публичных и частных интересов / В.Г. Голубцов // Актуальные проблемы юридической науки и практики: тез. докл. науч. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2004. – Ч. 1. – С. 76–79. – 0,14 п. л.

33. Голубцов, В.Г. Оборот объектов публичной собственности: проблемы оформления отношений / В.Г. Голубцов // Теория и методика профессионального образования: сб. ст. и тез. докл. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2004. – С. 261–264. – 0,14 п. л.

34. Голубцов, В.Г. Влияние общепринятых принципов от норм международного права на законодательные инициативы в сфере национализации / В.Г. Голубцов // Клуб юристов. – 2004. – № 9 (30). – С. 6. – 0,09 п. л.

35. Голубцов, В.Г. Право публичной собственности: законодательные и доктринальные изменения / В.Г. Голубцов // Юридическая наука и проблемы ее совершенствования: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2005. – Ч. 1 – С. 75–82. – 0,32 п. л.

36. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус публичных субъектов в римском праве / В.Г. Голубцов // Вестн. Перм. ун-та. – 2007. – Вып. 8 (13). Назв. вып.: Юрид. науки. – – С. 66–75. - 0,4 п. л.

37. Голубцов, В.Г. Советское государство как субъект гражданского права / В.Г. Голубцов // Современные проблемы управления, экономики и права: сб. науч. тр. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2007. – Вып. 5. – С. 201–235. – 1,54 п. л.

38. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус публичных субъектов / В.Г. Голубцов // Проблемы развития юридической науки и российского законодательства: тез. докл. юбил. науч. конф., посвящ. 90-летию ПГУ и юрид. фак. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 54–64. – 0,45 п. л.

Учебно-методические работы:

1. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика). Ч. 1 / сост.: Л.В. Щенникова, В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун–т. – Пермь, 2001. – 60 с. – 2,73 п. л.

2. Гражданское право: учеб.-метод. пособие (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) для студ. экон. фак. спец. «Экон. теория» / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2001. – 32 с. – 1,45 п. л.

3. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика). Ч. 1 / сост.: Л.В. Щенникова, В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2002. – 56 с. – 2,54 п. л.

4. Предпринимательское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) для студ. экон. спец. / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 36 с. – 1,64 п. л.

5. Предпринимательское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 64 с. – 2,9 п. л.

6. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) для студ. экон. спец. / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 51 с. – 2,32 п. л.

7. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика). Ч. 1 / сост. Л.В.Щенникова, В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 80 с. – 3,64 п. л.

8. Российское предпринимательское право: учеб.-метод. материал (про-грамма, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2005. – 72 с. – 3,27 п. л.

9. Российское предпринимательское право: учебно-методический ком-плекс / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – 87 с. – 3,59 п. л.

10. Гражданское право Часть 1: учебно-методический комплекс / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – 63 с. – 2,86 п. л.

11. Гражданское право: программа для подготовки к государственному экзамену студентов специальности «Юриспруденция» / сост. В.Г. Голубцов, Г.А. Микрюкова, Н.В. Зернин; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – 11 с. – 0,5 п. л.