- Российская Федерация (а также субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) является самостоятельной разновидностью субъектов гражданских правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами. История развития законодательства об участии публично-правовых образований в гражданском обороте свидетельствует о том, что государство было исторически первым коллективным субъектом, наделенным свойством юридической личности в гражданском обороте, и не являлось при этом разновидностью юридического лица, как утверждается в некоторых современных исследованиях. На основе детального анализа существующих взглядов и с учетом дополнительных аргументов в работе сформулирована авторская концепция участия Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях, основанная на признании самостоятельного характера гражданской правосубъектности государства как специального субъекта гражданского права, в отличие от существующих в современной правовой доктрине взглядов, характеризующих государство при его выступлении в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, как разновидность юридического лица или как «квазисубъектное» образование, либо отрицающих его самостоятельную гражданской правосубъектности или предполагающих «раздвоение» правосубъектности государства.
- Правоспособность Российской Федерации при ее участии в гражданском обороте представляет собой особый вид гражданской правоспособности - «функциональную правоспособность», которая не совпадает с правоспособностью юридических лиц. Вывод об особом характере правоспособности Российской Федерации обусловлен тезисом об ограничении случаев ее выступления в гражданском обороте исключительно необходимостью осуществления публичных функций, в рамках реализации которых полномочия государственных органов на участие в гражданских правоотношениях исчерпывающе определены нормами законодательства, имеющими публично-правовую принадлежность.
- Обеспечение равенства Российской Федерации в отношениях с прочими участниками гражданского оборота должно осуществляться через систему соответствующих гарантий, выстроенную с учетом конституционного установления о правовом характере Российского государства и обеспечении верховенства закона, с учетом необходимости реализации Российской Федерацией публичных функций. Основу системы, имеющей многоотраслевой характер, должны составлять конституционные гарантии, состоящие из гарантий-принципов, охранительных гарантий, гарантий защиты нарушенных прав либо прав, в отношении которых имеется угроза нарушения, что должно дополняться системой правовых гарантий, содержащихся в нормах других отраслей российского законодательства (в частности, об ответственности Российской Федерации за противоправные властные действия, об особенностях принудительного исполнения решений по искам к Российской Федерации).
- Необходимо уточнение терминологии, принятой при анализе модели участия Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Гражданско-правовая природа Российской Федерации всегда будет монистической - в том смысле, что она признается единым самостоятельным субъектом, а модель участия в обороте всегда будет плюралистической - в том смысле, что действовать от ее имени всегда будет совокупность органов, которые не обладают самостоятельной правосубъектностью.
- Применительно к случаям непосредственного участия Российской Федерации в гражданском обороте в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной правосубъектностью. В данном случае они действуют в рамках реализации функциональной правоспособности Российской Федерации в качестве элемента государственного аппарата на основе норм публичного права, а их гражданско-правовая природа (с точки зрения уяснения правовой природы отношений, возникающих между Российской Федерацией и государственным органом в этом случае) аналогична природе органа юридического лица и не предполагает самостоятельной правосубъектности. Основным и единственным признаком государственного органа, определяющим его способность приобретать гражданские права и обязанности непосредственно для Российской Федерации в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции. В целях исключения ошибочного системного толкования п. 1 ст. 125 ГК и п. 3 ст. 125 ГК предлагается изменить формулировку п. 3 ст. 125 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «3. В случае и в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать юридические лица и граждане».
- Государственные органы при участии в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей могут иметь статус юридического лица. Статус государственных органов как юридических лиц в данной ситуации не сводим к статусу учреждений как некоммерческих организаций и обладает рядом особенностей, из чего вытекает необходимость выделения их в самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица - некоммерческую организацию, именуемую «публичное учреждение». Основные особенности их гражданско-правового статуса (цели создания и деятельности; права учредителя; ответственность учредителя; право на осуществление самостоятельной деятельности; особенности правового режима имущества) следует закрепить в тексте Гражданского кодекса РФ, указав, что государственные органы должны действовать на основании унифицированного положения об организациях данного вида, которое надлежит разработать в развитие нововведений в кодифицированный гражданский закон. Необходимо внести также изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части установления особенностей процедуры регистрации таких юридических лиц (освобождение от уплаты государственной пошлины; корректировка перечня документов, представляемых для регистрации; установление особых требований к наименованию и пр.).
- Аргументировано мнение о необходимости выделения парных категорий: «модель отношений собственности» в экономическом смысле и «модель права собственности» в юридическом смысле. При характеристике особенностей отношений собственности (модель отношений собственности) и их закрепления в праве (модель права собственности) в диссертации предлагается система современных взглядов на существующие структурные модели отношений собственности и соответствующие им структурные модели права собственности, которые подразделяются на простые и сложные. К ним отнесены: 1) простая модель отношений собственности и соответствующая ей простая (классическая) модель права собственности - институт права частной собственности; 2) сложноструктурная координационная модель отношений собственности и соответствующая ей сложноструктурная координационная модель права собственности - институт права общей собственности; 3)сложноструктурная субординационная модель отношений собственности и соответствующий ей комплексный институт права государственной (публичной) собственности. При этом, в отличие от высказываемых ранее взглядов отмечается, что оснований для выделения сложноструктурной субординационной модели отношений собственности с участием частных лиц (с соответствующим закреплением в законодательстве сложноструктурной субординационной модели права собственности с разделенными правомочиями собственников и разделенными правами собственности на имущество) на современном этапе нет. Обосновывается также вывод о том, что существуют единственная сложноструктурная субординационная модель отношений собственности (отношения публичной собственности) и соответствующая ей сложноструктурная модель права собственности (право публичной собственности). Использование исключительно классических гражданско-правовых конструкций не позволяет реализовать субординационную модель отношений публичной собственности, что влечет за собой неизбежную комплексность правового регулирования отношений публичной собственности.
- Государственная (публичная) собственность должна расцениваться как единый имущественный комплекс государства в целом, как его материальная основа, вне зависимости от государственного устройства (унитарное либо федеративное) и конституционного закрепления системы местного самоуправления. Государство (субъект присвоения в экономическом смысле) как публичная организация, осуществляющая функции публичной власти в обществе, не совпадает с юридическим собственником имущества (субъектом права публичной собственности), каковыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Принадлежность определенной части публичного имущества Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию - правовая форма функционирования сложноструктурной субординационной модели права публичной собственности.
- На основе дополнительной аргументации сделан вывод о том, что отсутствуют основания для использования в гражданском законодательстве термина «общенародное достояние». Для обозначения права собственности государства и муниципальных образований следует сохранять в качестве общей категории термин «право публичной собственности (исключительной и неисключительной)». Доказывается необходимость принятия Федерального закона «О государственной собственности», с учетом авторского подхода к определению критериев отнесения объектов к исключительной государственной собственности, а также особенностей правового режима имущества, составляющего исключительную собственность Российской Федерации (в частности, в этом законе требуется дополнительное закрепление общих правил об особенностях правового режима акций акционерных обществ, признанных стратегическими).
- Обоснован подход к процедуре разграничения публичной собственности как к особому правовому институту, имеющему комплексный характер. В рамках реализации положений действующей Конституции РФ (п. «г» ст. 72) и положений ст. 214 ГК РФ необходимо принятие специального Федерального закона «О разграничении публичной собственности». Перечень принципов, положенных в основу законодательного подхода к процедуре разграничения государственной (публичной) собственности должен быть дополнен указанием на необходимость: 1) определения унифицированных специальных процедур, составляющих исключение из общих правил, установленных гражданским законодательством, в части оформления и передачи публичного имущества в результате процедуры разграничения; 2) выработки особого механизма реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части осуществления органами публичной власти одного уровня полномочий по предметам совместного ведения в отношении имущества, отнесенного в рамках процедуры разграничения к собственности иного уровня - с учетом сформулированного в диссертации положения о невозможности применения к указанным отношениям института общей собственности.
- Исходя из вывода о государственных контрактах как особой разновидности гражданско-правовых договоров, предлагается изменить законодательный подход к определению стороны государственного контракта, определив в качестве таковой непосредственно Российскую Федерацию. Обосновывается необходимость принятия Федерального закона «О государственных контрактах» - с целью закрепления соответствующего нормативного регулирования, а также обеспечения единства регулирования в отношении всех разновидностей государственных контрактов (поставка для государственных нужд; подряд для государственных нужд; государственный оборонный заказ и пр.).
- Особенности Российской Федерации как субъекта имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, связанные с необходимостью исполнения ею публичных функций, обусловливают возможность установления особого порядка принудительного исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, поскольку применение в этом случае исключительно общих правил может повлечь невозможность исполнения публичных функций, финансируемых за счет средств бюджетной системы РФ. При этом обосновывается, что институт иммунитета бюджетов - единственный правовой инструмент, способный обеспечить исполнение предписаний Бюджетного кодекса Российской Федерации в условиях, когда Российская Федерация, вступая в гражданские правоотношения, является должником. Полноценная реализация принципа иммунитета бюджетов возможна лишь в условиях казначейской системы исполнения бюджетов. Однако для реализации конституционных установлений об обязанности Российской Федерации исполнять решения в добровольном порядке в строго определенный срок в рамках реализации системы конституционно-правовых гарантий обеспечения равенства субъектов гражданских правоотношений необходимо закрепить в бюджетном законодательстве требование о составлении бюджета с учетом неукоснительного соблюдения норм о добровольном исполнении Российской Федерацией своих обязательств. В случае неисполнения Российской Федерацией обязательств в добровольном порядке в течение установленного срока необходимо законодательно закрепить правило о принудительном исполнении судебных актов за счет иного (нераспределенного) имущества казны.
1. Голубцов, В.Г. Сочетание частного и публичного в гражданско-правовом регулировании отношений государственной собственности / В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2000. – 79 с. – 3,59 п. л.
2. Голубцов, В.Г. Публичные и частные начала в регулировании имущественных отношений: цивилистический аспект / В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2000. – 79 с. – 3,59 п. л.
3. Голубцов, В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства / В.Г. Голубцов; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. – 186 с. – 8,45 п. л.
4. Голубцов, В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства / В.Г. Голубцов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2005. – 246 с. – 11,18 п. л.
5. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус государства и муници-пальных образований в Российской Федерации / В.Г. Голубцов. – М.: Изд-во «Палеотип», 2006. – 271 с. – 12,31 п. л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:
1. Голубцов, В.Г. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации / В.Г. Голубцов // Законодательство и эконо-мика. – 2005. – № 3. – С. 11–17. – 0,27 п. л.
2. Голубцов, В.Г. Государство как частноправовой субъект: особенности статуса / В.Г. Голубцов // Lex Russica. Научные труды МГЮА. – 2005. – № 4. – С. 639–653. – 0,64 п. л.
3. Голубцов, В.Г. Исполнение решений по гражданским искам к публичным субъектам: коллизии публичного и частноправового регулирования в свете практики Конституционного суда РФ / В.Г. Голубцов // Lex Russica. Научные труды МГЮА. – 2006. – № 2. – С. 296–309. – 0,59 п. л.
4. Голубцов, В.Г. Публичные элементы в частноправовом регулировании / В.Г. Голубцов // Lex Russica. Научные труды МГЮА. – 2006. – № 3. – С. 496–503. – 0,32 п. л.
5. Голубцов, В.Г. О сочетании публичных и частных начал при определении гражданско-правового статуса государства / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2006. – № 4. – С. 22–26. – 0,18 п. л.
6. Голубцов, В.Г. Публично-правовые элементы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством: теория вопроса / В.Г. Голубцов // Правоведение. – 2006. – № 5. – С. 79–85. – 0,27 п. л.
7. Голубцов, В.Г. Правовой статус государства как участника имуще-ственного оборота: проблема гармонизации публичного и частноправового регулирования / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2006. – № 6. – С. 61–65. – 0,18 п. л.
8. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных органов / В.Г. Голубцов // Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 58–68. – 0,45 п. л.
9. Голубцов, В.Г. Новое в законодательстве об исполнении судебных решений по искам к казне / В.Г. Голубцов // Хозяйство и право. – 2006. – № 10. – С. 84–89. – 0,23 п. л.
10. Голубцов, В.Г. Иммунитет бюджетов как особый правовой режим публичных финансов / В.Г. Голубцов // Финансы и кредит. – 2006. – № 27. – С. 27–32. – 0,23 п. л.
11. Голубцов, В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования / В.Г. Голубцов // Законодательство и экономика. – 2006. – № 9. – С. 11–16. – 0,23 п. л.
12. Голубцов, В.Г. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2006. – № 11. – С. 66–67. – 0,09 п. л.
13. Голубцов, В.Г. Казначейская система исполнения бюджета как про-цессуальная форма функционирования публичных финансов / В.Г. Голубцов // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. «Экономика». – 2006. – Вып. 6, № 12. – С. 110–115. – 0,27 п. л.
14. Голубцов, В.Г. Казначейская система исполнения бюджета как про-цессуальная форма функционирования публичных финансов / В.Г. Голубцов // Право и государство: теория и практика. – 2007. – № 8. – С. 104–108. – 0,18 п. л.
15. Голубцов, В.Г. Правотворчество в сфере национализации: практический и теоретический аспект / В.Г. Голубцов // Право и государство: теория и практика. – 2007. – № 10. – С. 72–75. – 0,14 п. л.
16. Голубцов, В.Г. Практика применения законодательства об исполне-нии судебных решений по искам к казне / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2007. – № 10. – С. 33–36. – 0,14 п. л.
17. Голубцов, В.Г. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права в Древнем Риме / В.Г. Голубцов // Закон и право. – 2007. – № 11. – С. 110–113. – 0,14 п. л.
18. Голубцов, В.Г. Разграничение публичной собственности и государ-ственная регистрация прав: коллизии законодательного регулирования и проблемы правоприменения / В.Г. Голубцов // Закон. – 2007. – № 10. – С. 167–172. – 0,23 п. л.
Иные научные работы:
19. Голубцов, В.Г. Некоторые особенности ответственности государства при его непосредственном и опосредованном участии в граж-данском обороте / В.Г. Голубцов // Состояние и перспективы развития российского общества, государства и права: тез. докл. науч. конф. – Пермь, 1998. – С. 127–130. – 0,18 п. л.
20. Голубцов, В.Г. Некоторые особенности ответственности государства за внедоговорной вред / В.Г. Голубцов // Фундаментальные и прикладные проблемы развития юридической науки: тез. докл. науч.-практ. конф. – Пермь, 1998. – С. 76–79. – 0,14 п. л.
21. Голубцов, В.Г. Дореволюционная цивилистика о праве публичном и частном / В.Г. Голубцов // Юридическая наука в современном мире: фундаментальные и прикладные проблемы: сб. науч. тр. юрид. фак. – Пермь, 2000. – Ч. I. – C. 55–73. – 0,82 п. л.
22. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус государства: сочетание публичных и частных элементов / В.Г. Голубцов // Российское законодательство и развитие юридической науки: сб. ст. молодых учен. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2001. – С. 34–48. – 0,64 п. л.
23. Голубцов, В.Г. Право государственной собственности: особенности субъекта / В.Г. Голубцов // Современные проблемы управления: экономика и права: сб. науч. тр. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2001. – Вып. 2. – С. 93–101. – 0,36 п. л.
24. Голубцов, В.Г. О дуализме в праве и определении частного права / В.Г. Голубцов // Проблемы развития российского законодательства: cб. ст. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2002. – С. 122–138. – 0,68 п. л.
25. Голубцов, В.Г. Приватизация и национализация: проблемы законодательного регулирования / В.Г. Голубцов // Обеспечение прав и законных интересов участников гражданского оборота: материалы юбил. на-уч.-практ. конф., посвящ. 200-летию Минюста РФ и 80-летию принятия Положения о гос. нотариате. – Пермь, 2002. – С. 94–98. – 0,18 п. л.
26. Голубцов, В.Г. К вопросу о государственном и общественном интересе в частном праве / В.Г. Голубцов, А.А. Клячин // Обеспечение прав и законных интересов участников гражданского оборота: материалы юбил. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию Минюста РФ и 80-летию принятия положения о гос. нотариате. – Пермь, 2002. – С. 138–147. – 0,4 п. л.
27. Голубцов, В.Г. Государство: публичная сущность частноправового субъекта / В.Г. Голубцов // Клуб юристов. – 2002. – № 8 (9). – С. 6. – 0,09 п. л.
Голубцов, В.Г. Совершенствование гражданского законодательства на современном этапе / В.Г. Голубцов, А.В. Москалев // ВУЗ XXI век: науч.-информ. вестн. – Пермь, 2003. – Вып. 6. – С. 4–43. – 1,77 п. л.
28. Голубцов, В.Г. Приватизация и национализация: проблемы законодательного регулирования / В.Г. Голубцов // Теория и методика профессионального образования: сб. ст. и тез. докл. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2003. – С. 184–189. – 0,23 п. л.
29. Голубцов, В.Г. Публично-правовое вмешательство в рыночную экономику / В.Г. Голубцов // Современные проблемы управления экономики и права: сб. науч. тр. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2003. – Вып. 3. – С. 197–210. – 0,59 п. л.
30. Голубцов, В.Г. Публичные элементы в частном праве / В.Г. Голубцов // Юридическая наука и практика: пути развития и совершенствования: сб. ст. – Пермь, 2003. – С. 98–105. – 0,32 п. л.
31. Голубцов, В.Г. К вопросу о влиянии частного интереса на предмет и метод гражданского права / В.Г. Голубцов // Вестн. Перм. ун-та. – 2003. – Вып. 3. Назв. вып.: Юрид. науки. – С. 80–86. –– 0,27 п. л.
32. Голубцов, В.Г. Проект закона о национализации: проблема сочетания публичных и частных интересов / В.Г. Голубцов // Актуальные проблемы юридической науки и практики: тез. докл. науч. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2004. – Ч. 1. – С. 76–79. – 0,14 п. л.
33. Голубцов, В.Г. Оборот объектов публичной собственности: проблемы оформления отношений / В.Г. Голубцов // Теория и методика профессионального образования: сб. ст. и тез. докл. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2004. – С. 261–264. – 0,14 п. л.
34. Голубцов, В.Г. Влияние общепринятых принципов от норм международного права на законодательные инициативы в сфере национализации / В.Г. Голубцов // Клуб юристов. – 2004. – № 9 (30). – С. 6. – 0,09 п. л.
35. Голубцов, В.Г. Право публичной собственности: законодательные и доктринальные изменения / В.Г. Голубцов // Юридическая наука и проблемы ее совершенствования: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2005. – Ч. 1 – С. 75–82. – 0,32 п. л.
36. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус публичных субъектов в римском праве / В.Г. Голубцов // Вестн. Перм. ун-та. – 2007. – Вып. 8 (13). Назв. вып.: Юрид. науки. – – С. 66–75. - 0,4 п. л.
37. Голубцов, В.Г. Советское государство как субъект гражданского права / В.Г. Голубцов // Современные проблемы управления, экономики и права: сб. науч. тр. / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. – Пермь, 2007. – Вып. 5. – С. 201–235. – 1,54 п. л.
38. Голубцов, В.Г. Гражданско-правовой статус публичных субъектов / В.Г. Голубцов // Проблемы развития юридической науки и российского законодательства: тез. докл. юбил. науч. конф., посвящ. 90-летию ПГУ и юрид. фак. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 54–64. – 0,45 п. л.
Учебно-методические работы:
1. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика). Ч. 1 / сост.: Л.В. Щенникова, В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун–т. – Пермь, 2001. – 60 с. – 2,73 п. л.
2. Гражданское право: учеб.-метод. пособие (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) для студ. экон. фак. спец. «Экон. теория» / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2001. – 32 с. – 1,45 п. л.
3. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика). Ч. 1 / сост.: Л.В. Щенникова, В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2002. – 56 с. – 2,54 п. л.
4. Предпринимательское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) для студ. экон. спец. / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 36 с. – 1,64 п. л.
5. Предпринимательское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 64 с. – 2,9 п. л.
6. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) для студ. экон. спец. / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 51 с. – 2,32 п. л.
7. Гражданское право: учеб.-метод. материал (программа, библиогр., нормат. акты, судеб. практика). Ч. 1 / сост. Л.В.Щенникова, В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2003. – 80 с. – 3,64 п. л.
8. Российское предпринимательское право: учеб.-метод. материал (про-грамма, библиогр., нормат. акты, судеб. практика) / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2005. – 72 с. – 3,27 п. л.
9. Российское предпринимательское право: учебно-методический ком-плекс / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – 87 с. – 3,59 п. л.
10. Гражданское право Часть 1: учебно-методический комплекс / сост. В.Г. Голубцов; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – 63 с. – 2,86 п. л.
11. Гражданское право: программа для подготовки к государственному экзамену студентов специальности «Юриспруденция» / сост. В.Г. Голубцов, Г.А. Микрюкова, Н.В. Зернин; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – 11 с. – 0,5 п. л.