- Полицейская система государства - это совокупность функционирующих в системе органов исполнительной власти и взаимно дополняющих друг друга в процессе реализации поставленных задач государственных правоохранительных институтов, вся деятельность которых направлена на эффективную защиту личности, общества и государства от внутренних угроз.
- Существующие в настоящее время организационные структуры полицейской системы конкретного государства являются результатом его длительного исторического развития. Все элементы полицейской системы возникали, развивались и перестраивались по мере того, как государство расширяло сферу своей деятельности - они эволюционировали вместе с ним. Для комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры полицейской системы современного демократического государства, характерна поэтапность в реорганизации, позволяющая сохранить преемственность в деятельности всех правоохранительных институтов и совершенствовать их методы в установлении контроля за преступностью. Процесс поиска оптимальной модели полицейской системы идёт непрерывно во всех странах мира вне зависимости от выбранной ими формы государственного устройства, правления и политического режима.
- Все правоохранительные органы, входящие в полицейскую систему современного демократического государства, обладают специфическими, в совокупности только им присущими отличительными чертами: а) они являются структурными элементами системы органов исполнительной ветви власти государства; б) они являются самыми многочисленными в системе правоохранительных органов государства и имеют право принудительными методами заставить любое юридическое или физическое лицо выполнять принятые в установленном законом порядке решения органов государственной власти и местного самоуправления; в) они являются силовыми гарантами существующей государственности и законности, так как только им законодательством страны предоставлено право применения оружия, специальных средств и техники при выполнении поставленных задач; г) только они в соответствии с законодательством конкретной страны обладают правом осуществления оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности на территории государства с использованием установленных на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; д) для сотрудников, проходящих службу в этих правоохранительных органах (а абсолютное их большинство имеет воинские или специальные звания, в отличие от всех остальных категорий государственных служащих), устанавливается особый порядок прохождения службы и служебных отношений, специально регламентированный законодательством и отличный от службы в иных органах государства.
- Существующие полицейские системы государства на основании различий в административно-правовом статусе их элементов (по целям и задачам деятельности; по правовым основам деятельности; по организационным основам деятельности) - можно чётко и определённо классифицировать на три основные модели: централизованную, фрагментарную (децентрализованную) и интегрированную (смешанную). Централизованная модель полицейской системы характеризуется жестким подчинением всех сил обеспечения внутренней безопасности страны под прямым контролем национального руководства. Поэтому используется она исключительно в унитарных демократических государствах. Децентрализованная (фрагментарная) модель полицейской системы характерна для федеративных государств, где боязнь нации потенциально возможных злоупотреблений со стороны федеральных полицейских структур приводит к созданию многочисленных самостоятельных, независимых полицейских агентств на региональном и местном уровне, лишь координирующих свою деятельность с федеральными полицейскими органами. Смешанная (интегрированная) модель полицейской системы государства характеризуется сочетанием элементов, как от централизованной, так и от фрагментарной модели. В ней предпринята попытка найти золотую середину - совместить принципы централизации и децентрализации в управлении различными элементами полицейской системы страны.
- Политический режим государства оказывает определяющее значение на особенности деятельности всех элементов его полицейской системы. При этом структура и содержание деятельности объекта управления (полицейской системы государства в целом, и всех его элементов, в частности) целиком и полностью определяются субъектом управления - высшими органами государственной власти конкретной страны и проводимой ими политикой. В любом правовом государстве устойчивой, стабильной и эффективной может быть только та социальная система, которая построена на демократических процедурах.
- Государство в третьем тысячелетии продолжает расширять сферу своей деятельности, причём оно становится более агрессивным в значительной степени вынужденно - в ответ на новые угрозы, которые возникли от международного терроризма и теснейшим образом с ним связанных организованной преступности и сепаратистских группировок. Это непосредственным образом сказывается на полицейской системе современного правового государства - для неё в последние десятилетия характерен плавный процесс конвергенции. В настоящее время в чистом виде децентрализованных моделей, характерных для 18-19 в.в., практически не осталось - на федеральном уровне все полицейские структуры жёстко централизованы: даже в благополучной Австралии, с её высоким уровнем жизни и низким уровнем преступности, в 1976 году созданы национальные полицейские органы с общефедеральной юрисдикцией.
- Доктринальной установкой политического руководства ведущих демократических стран мира является не только допустимость, но и необходимость прямого использования вооружённых сил в обеспечении внутренней безопасности государства при отсутствии других ресурсов в случае резкого обострения ситуации в стране. В каждой из них разработан подробнейший правовой инструментарий такого вмешательства: в ФРГ и Австрии он детально закреплён в конституциях, в остальных государствах - в национальном законодательстве.
- Изучение и анализ зарубежного опыта правового и организационного обеспечения деятельности различных элементов полицейской системы ведущих демократических стран мира в установлении контроля над преступностью и конкретных мер, обеспечивших их успешную реализацию (в том числе с учётом недавних реформ организационной структуры в США, Великобритании, ФРГ и Австрии) позволили автору разработать соответствующие предложения по совершенствованию российского законодательства и практики его применения при осуществлении правовых, структурных и функциональных преобразований в системе органов внутренних дел, иных элементов отечественной полицейской системы по следующим направлениям: а) Профилактика правонарушений. Для обеспечения единой Государственной системы профилактики надлежащим правовым инструментарием в самое ближайшее время следует принять законы: «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», «Об основах участия населения в обеспечении правопорядка», «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», «О принудительном лечении алкоголизма и наркомании». При этом в законе «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» необходимо чётко зафиксировать следующую правовую норму: «финансирование правоохранительных органов в стране должно быть в прямой связи с совершённым количеством преступлений». Это самый простой и надёжный способ ликвидировать искусственную латентную преступность. б) Повышение правовой защищённости сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, в том числе действующих в особых условиях, а также граждан, ставших жертвами преступлений. В федеральных конституционных законах, регламентирующих режим военного и чрезвычайного положения в стране, должны быть более подробно отражены все вопросы, связанные с уголовным преследованием преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в особых условиях. Соответствующие изменения должны быть внесены в действующие уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. При этом необходимо ужесточить ответственность (сроки лишения свободы должны быть увеличены, как минимум, вдвое) за совершение таких преступлений, как: терроризм; бандитизм; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём; массовые беспорядки; применение насилия в отношении представителя власти. При вынесении приговоров должны широко применяться в виде дополнительных наказаний денежные штрафы и конфискация имущества. Полученные деньги должны использоваться государством в первую очередь на улучшение материально-технического оснащения сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, в УК и УПК Российской Федерации должны быть внесены изменения, учитывающие интересы потерпевших - должен работать простой и понятный принцип: длительность срока лишения свободы и размеры штрафов, налагаемых на преступника, напрямую зависят от степени возмещённого потерпевшей стороне ущерба. С целью обеспечения реальной процессуальной самостоятельности следователей в самое ближайшее время необходимо передать все следственные подразделения при МВД, ФСБ, ФСКН России в состав Следственного комитета, оставив в их структуре дознание. Принцип разделения труда следователей и дознавателей должен быть чёткий и ясный - все преступления небольшой и средней тяжести расследуют дознаватели, а тяжкие и особо тяжкие преступления - следователи. Оперативные работники МВД (подразделений уголовного розыска, службы по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, БЭП), ФСБ и ФСКН России должны получить статус офицера судебной полиции со всеми вытекающими отсюда повышенными гарантиями социальной и правовой защиты, но после успешной сдачи экзаменов по знанию положений УК и УПК России сотрудникам прокуратуры и суда. За образец в этом вопросе необходимо использовать детально разработанное законодательство Франции, более чем успешно применяемое в Испании, Италии, Португалии, ФРГ и Австрии. в) Борьба с коррупцией, в том числе в судебной системе. Принятие закона «О противодействии коррупции» недопустимо затягивается парламентом. В нём должен быть учтён богатый опыт западных демократий по борьбе с этим злом и обеспечена реальная неотвратимость наказания для власть имущих. Наше общество прекрасно помнит примеры из 1990-х годов, когда ловить богатых, обладающих властью преступников, всерьёз никто и не собирался. Одна из необходимых профилактирующих мер - ежегодная декларация имущества всех сотрудников правоохранительных органов страны. Серьёзно снизить коррупцию в правоохранительной системе России позволит давно и весьма успешно применяющаяся норма в США: 10% от стоимости реализованного конфисканта выплачивается сотрудникам правоохранительных органов, осуществивших конкретную операцию. У нас остальную сумму, на наш взгляд, необходимо тратить на нужды территориальных правоохранительных органов (под жёстким контролем центра за правильностью их использования). При этом должен быть введён в действие новый механизм оценки и реализации имущества, конфискованного у преступников - ныне действующий не эффективен, так как он не прозрачен и удобен для махинаций. Общеизвестно, что без быстрого и справедливого судебного приговора вся деятельность правоохранительных органов по установлению контроля над преступностью неэффективна. Поэтому чистоту рядов судей в России должен обеспечивать специальный орган - Высший совет магистратуры. В нём председателем должен быть Президент страны, первым заместителем председателя - Генеральный прокурор, заместителем председателя - председатель Счётной палаты, а законодательная, исполнительная и судебные ветви власти должны делегировать на 4 года в этот орган своих представителей - по 6 человек от каждой. По 3 человека от Государственной Думы и Совета Федерации; по 1 представителю от МВД, ФСБ, ФСКН, министерства юстиции, министерства обороны и МЧС; по 2 представителя от Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда. На свои заседания Высший совет магистратуры должен собираться ежемесячно. Это позволит радикально изменить положение дел в судебной системе, но для этого необходимо изменить законодательство. г) Борьба с организованной преступностью и наркомафией. Необходимо разработать и принять закон «О борьбе с организованной преступностью», одной из стержневых идей которого (по образцу Закона РИКО в США) должна быть возможность изъятия в доход государства активов организованных преступных групп и сообществ, что позволит развить успех, достигнутый на этом участке в 2006 и 2007годах. Для этого необходимо внести коррективы в концепцию борьбы с организованной преступностью, при этом акцент должен быть сделан на три главные составляющие (первые два элемента уже имеются в нынешней редакции концепции): на полностью ликвидированных преступных сообществах; на количестве привлечённых к ответственности их участников; на изъятых в пользу государства активах (или их денежного эквивалента). Чтобы законно изъять имущество мафии, зарегистрированное, как правило, на третьих лиц, необходим соответствующий правовой инструментарий, его и должен дать новый закон. И здесь самое главное - выявление каналов отмывания грязных денег и вложения их в легальный бизнес. Именно на это должны быть направлены основные усилия оперативных аппаратов МВД, ФСБ, ФСКН с привлечением лучших аналитиков и ведущих экономистов. Это самая трудоёмкая и высокоинтеллектуальная часть работы, но именно она гарантирует успех, так как самое уязвимое место организованной преступности - процесс легализации. Выявление и ликвидация легальных финансовых структур, отмывающих деньги мафии, арест и осуждение её руководителей, конфискация их имущества и денежных средств повлечёт разрушение всей организационной структуры и, соответственно, прекращение преступной деятельности организации; д) Совершенствование ведомственных нормативно-правовых актов. В целях исключения возможности манипулирования со стороны отдельных политических сил аппаратом МВД в собственных интересах, противоречащих интересам общества, российский законодатель должен продолжить детальную регламентацию правовой базы деятельности милиции, а также порядок и формы её взаимодействия, основания и пределы зависимости от администрации субъектов федерации и муниципалитетов. Это позволит исключить случаи, подобные событиям 2007г. в Бутово, когда никто из представителей власти не смог ответить на вопрос: «Кто дал команду на привлечение ОМОНа?», а милиция стала заложником конфликта интересов населения и администрации города. Для этого необходимо разработать и ввести в действие Указом Президента России Устав внутренней службы органов внутренних дел, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Устав патрульно-постовой службы милиции. В них должны быть систематизированы с учётом современных требований все ведомственные нормативно-правовые акты (сейчас их более 100), регламентирующие права, обязанности, а также повседневную деятельность всех должностных лиц горрайорганов внутренних дел - от рядового милиционера до начальника отдела. Качественная разработка указанных документов и принятие их Президентом России будут способствовать повышению организованности, дисциплины и порядка среди личного состава, а в конечном итоге - повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в целом. С той же целью следует пересмотреть ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность различных служб милиции. Во вновь разрабатываемых документах должно быть учтено мнение практических работников - это позволит избежать ошибок при их составлении. Резервы повышения эффективности деятельности МВД России следует искать не в коренной ломке устоявшейся и дающей положительный эффект организационной структуры, а за счёт оптимизации работы управленческого аппарата, сокращения его численности и усиления подразделений, непосредственно борющихся с преступностью, внедрения в их практику работы новейших технических средств - здесь мы по прежнему отстаём от западных стран. Там давно поняли, что дешёвая полиция слишком дорого стоит. Поэтому профессия полицейского хорошо оплачиваема, а потому и весьма престижна. До тех пор, пока у нас не будет конкурса в 10 - 15 человек на должность рядового милиции (средняя цифра кандидатов в полицейские в западных странах, а в отдельных городах США она доходит до 400 человек) самые революционные реформы организационной структуры не дадут положительных результатов
2.И.А.Смородинскова, А.В.Быков. Национальная гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. Монография. М., ВНИИ МВД России, 2004. – 6,7п.л./2,5 п.л.
3.А.В.Быков. Жандармерия западноевропейских государств. Монография. М., ВНИИ МВД России, 1999. – 8,75 п.л.
4.И.Н.Попов, А.В.Быков, А.В.Губанов, А.В.Капкин. Внутренние войска (структуры им подобные) в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств (1945-1997г.г.). Монография. М., 1998. -15 п.л. / 5п.л.
5.А.В.Губанов, А.В.Быков. Силы обеспечения внутренней безопасности // Войсковой вестник. М., 1995, №1- 0,2 п.л./0,1 п.л.
6.А.В.Губанов, А.В.Быков. Участие сил обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств в борьбе с незаконными вооружёнными формированиями // Войсковой вестник. М., 1995, №6- 0,3 п.л./0,15 п.л.
7.А.В.Быков. Институт жандармерии Франции. // Войсковой вестник. М., 1996, №2 – 0,5 п.л.
8.А.В.Губанов, А.В.Быков, Е.П.Приходько, А.В.Капкин. Участие внутренних войск в ликвидации незаконных вооружённых формирований и пресечении массовых беспорядков. Учебно-методическое пособие. М., 1996 – 8,5 п.л./1,5 п.л.
9.А.В.Губанов, А.В.Быков. Силы обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств, опыт участия правоохранительных структур зарубежных стран в борьбе с массовыми беспорядками и незаконными вооружёнными формированиями // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1995. № 14. – 0,5/ 0,25.
10. А.В.Быков, А.В.Губанов. Жандармерия Франции: организационно-правовые основы деятельности. // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. М.,1996. № 18. – 0,5/ 0,25.
11. А.В.Быков, Ю.Т.Васильев, Н.П.Мышляев. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Чеченской Республике.// Сборник трудов адъюнктов и соискателей ВНИИ МВД России. М., 1996. – 1,2 п.л./ 0,4 п.л.
12. А.В.Быков. Институт жандармерии в западноевропейских государствах // Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. М., ВНИИ МВД России. 1997. – 0,5 п.л.
13. И.А.Смородинскова, А.В.Быков. Система обеспечения внутренней безопасности: общие вопросы и некоторые особенности в США. // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. М.,1997. № 18. – 0,6 / 0,3.
14. А.В.Быков, Е.П.Приходько. Опыт ликвидации НВФ в Чеченской Республике в феврале-марте 1995г. // Проблемы деятельности ОВД и ВВ МВД России в экстремальных условиях: Сборник научных трудов. М., ВНИИ МВД России. 1996. № 166. – 0,45п.л./ 0,35 п.л.
15. А.В.Быков. О некоторых актуальных проблемах борьбы с проявлениями коррупции в сфере грузовых перевозок. //Материалы международной научно-практической конференции: «Правоохранительная деятельность на транспорте: итоги и перспективы». Орёл, 1999. – 0,2 п.л.
16. Ю.В.Степаненко, А.В.Быков. Организационная структура и правовой статус железнодорожной полиции ФРГ. //Материалы международной научно-практической конференции: «Правоохранительная деятельность на транспорте: итоги и перспективы». Орёл, 1999. – 0,2 п.л. / 0,1 п.л.
17. Ю.В.Степаненко, А.В.Быков. Реформы железнодорожной полиции ФРГ. // Транспортное право. 1999. №2. – 0,2 5 п. л./ 0,12 п.л.
18. Ю.В.Степаненко, А.В.Быков. Реформа в транспортной полиции Германии. //Материалы научно-практической конференции: «80 лет транспортной милиции: история и современность.» Московский юридический институт МВД России. 1999. – 0,3 п.л. /0,2 п.л.
19. А.В.Быков, Л.В.Вавилова. Эффективный контроль и надзор за деятельностью ВВ МВД России в особых условиях – важная гарантия обеспечения прав человека. // Материалы международной научно-практической конференции: «Контроль и надзор за деятельностью ОВД –важная гарантия обеспечения прав человека.» Московский юридический институт МВД России. 1999. – 0,3 п.л. /0,2 п.л.
20. С.И.Гирько, А.В.Быков, И.А.Смородинскова. Организация подготовки учебных кадров во ВНИИ МВД России. Учебно-методическое пособие. М., ВНИИ МВД России. 2004. – 16 п.л./4 п.л.
21. А.В.Быков, В.В.Князев. К вопросу о статусе незаконных вооружённых формирований в свете общепризнанных принципов и норм международного права. Полиция и борьба с преступностью за рубежом. Выпуск 4. ВНИИ МВД России. М., 2005. – 0,3 п.л./ 0,15 п.л.
22. А.В.Быков, И.А.Смородинскова, Д.П.Чалов. Система правоохранительных органов Италии. Сборник научных трудов института гуманитарного образования. М., 2005.- 0,7 п.л. / 0,5 п.л.
23. А.В.Быков. Правовые основы деятельности Национальной Жандармерии по обеспечению общественной безопасности во Франции, её основные задачи и функции. Полиция и борьба с преступностью за рубежом. Выпуск 5. ВНИИ МВД России. М., 2006. – 0,7 п.л.
24. А.В. Быков. Судебная и административная деятельность Национальной полиции и Национальной жандармерии Франции. //Материалы межведомственной научно-практической конференции: «Современные проблемы применения органами внутренних дел административного и оперативно-розыскного законодательства России: перспективы и пути развития.» г.Липецк, 2006. – 0,25 п.л.
25. А.В.Быков. Модели обеспечения внутренней безопасности государства (зарубежный опыт). // Материалы межрегиональной научно-практической конференции: «Проблемы раскрытия и расследования преступлений в современных условиях», г.Липецк, 2006. – 0,5 п.л.
26. А.В.Быков. Некоторые вопросы совершенствования деятельности патрульно-постовой службы МОБ МВД России. М., ВНИИ МВД России. 2006. - 0,4 п.л.
27. А.В.Быков. История возникновения, становления и развития ППС МВД России. Лекция. М., ВНИИ МВД России. 2006.- 2,1 п.л.
28. А.В.Быков. Национальная гвардия в системе обеспечения безопасности США. М., Вестник Московского Университета МВД России, №8. 2006. – 0,3 п.л.
29. А.В.Быков. Основы кадровой политики в полиции и жандармерии отдельных западноевропейских стран. М., Российский следователь, №2. 2007. – 0,1 п.л.
30. А.В.Быков. Континентальная модель обеспечения внутренней безопасности государства. М., Российский следователь, №8. 2007. – 0,2 п.л.
31. А.В.Быков. Отличительные характеристики английской модели полицейской системы. М., Российский следователь, №22. 2007. – 0,1 п.л.
32. А.В.Быков. Особенности кадровой политики в полиции и жандармерии стран Западной Европы. М., Вестник Московского Университета МВД России, № 1. 2008. – 0,15 п.л.
33. А.В.Быков. Основы организации и деятельности системы обеспечения внутренней безопасности США. Омск, Полицейское право. № 1. 2008. – 1 п. л.
34. А.В.Быков. Организационные основы деятельности Национальной гвардии по обеспечению национальной безопасности США. Омск, Полицейское право. № 2. 2008. – 0,7 п.л.
35. А.В.Быков. Основы организации современной полицейской системы США. Омск, Полицейское право. № 3. 2008.- 0,4 п.л.
36. А.В.Быков. Особенности функционирования полицейской системы ФРГ. Омск, Полицейское право. № 4. 2008. – 0,2 п.л.
37. В.В.Ракитин, А.В.Быков. Организационные основы деятельности полицейской системы ФРГ и Австрии // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора И.И.Веремеенко. – М.: ВНИИ МВД России, ЮУрГУ, 2008. – 0,25 п.л. / 0, 15 п.л.
38. А.В.Быков. Британская модель обеспечения внутренней безопасности государства. // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора И.И.Веремеенко. – М.: ВНИИ МВД России, ЮУрГУ, 2008. – 0, 1 п.л.
39. А.В.Быков. Особенности британской модели полицейской системы государства. Омск, Полицейское право. № 3. 2007. – 0,25 п.л.
40. А.В.Быков. Особенности британской модели обеспечения внутренней безопасности государства. М., Вестник Московского Университета МВД России, № 2. 2008. – 0,15 п.л.
41. А.В.Быков. Принципы участия вооружённых сил США во внутригосударственных конфликтах. М., Вестник Московского Университета МВД России, № 4. 2008. – 0, 25 п.л.
42.А.В. Быков. Основы организации деятельности современной системы обеспечения внутренней безопасности США. М., Российский следователь, №12. 2008. – 0,3 п.л.