- Методология структурно-функционального анализа является наиболее эффективной для решения комплекса вопросов, связанных с формированием и осуществлением правоохранительной службы. При этом первичным в структурно-функциональной характеристике данного вида государственной службы является именно динамическая, функциональная сторона. Именно спецификой системы функций определено становление структуры правоохранительной службы.
- Правоохранительная система является единством таких неотъемлемых ее элементов, как система функций правоохраны, правоохранительная деятельность, охранительные юридические нормы и правоотношения, система правоохранительных органов, сложившиеся законность и правопорядок, охранительные элементы правосознания и правовой культуры.
- Система правоохранительной службы носит открытый характер, касается ли это объема функций, объема и содержания правоохранительной деятельности или системы органов правоохраны. Именно изменением характера и числа функций правоохранительной службы определены и изменения во всех других компонентах правоохранительной системы.
- Множественность и разнородность объектов правоохранительной государственной службы, выделенных законодателем в качестве критерия определения направлений ее деятельности, не позволяет выделить единый критерий ее содержания, что, с одной стороны, значительно затрудняет формирование единых организационных и правовых основ государственной правоохранительной службы, а, с другой стороны, создает объективные предпосылки многофункциональной компетенции правоохранительного органа или включения правоохранительных должностей в органы, основным содержанием компетенции которых является иной вид государственной службы.
- Изменение значимости ряда объектов правоохраны в условиях формирования правовой государственности закономерно ведет к расширению круга субъектов правоохранительной деятельности.
- Современная отечественная государственная правоохранительная служба является следствием сложного сочетания традиций организации и осуществления государственной службы и в их положительных, и в негативных моментах со стремлением государственной власти решить современные проблемы правоохраны качественно новым способом, используя при этом опыт зарубежных стран.
- Понимание существа и содержания правоохранительной службы связано с ее характеристикой как специфической государственной деятельности, а не системы органов (служб, подразделений и т.п.).
- Государственная правоохранительная служба является предметом правового регулирования на основе комплексного, межотраслевого института российского права. Оптимизация данной службы, способность ее решать не только задачи государственного управления, но и общесоциальные задачи непосредственно зависит от разнообразия нормативного материала, отражающего все стороны правоохранительной деятельности.
- Правоохранительная функция в правовом государстве приобретает комплексный характер, поскольку осуществляется во всех сферах жизни общества. При этом первостепенной оказывается содержательная, а не формальная сторона ее реализации, а ее содержание определено не исключительно самим государством, а является прямым следствием его взаимодействия с институтами гражданского общества.
- Отличительной особенностью правоохранительной функции правового государства является то, что в оценке эффективности ее реализации преобладают общесоциальные, а не политико-юридические последствия.
- Правовые средства организации государственной правоохранительной службы являются единственно адекватными средствами поддержания общества на уровне, когда оно динамично и способно к прогрессирующему изменению. Именно по этой причине охрана права во всем объеме его институтов и отношений оказывается необходимым условием реализации всего многообразия стоящих перед современным государством задач.
- Основным способом реализации задачи совершенствования системы государственной правоохранительной службы является развитие системы гарантий как системы, которая должна быть в полной мере создана самим государством. Когда общество само передает заботу о гарантиях прав и свобода граждан государству, тогда государство становится правовым, а служба правоохраны оказывается способной действовать во всех существенных для жизни государства направлениях.
- Развитие системы функций и форм правоохранительной деятельности органов внутренних дел должно быть органично связано с совершенствованием системы их полномочий. Их сбалансированность, полная согласованность являются необходимыми условиями реализации правоохранительной функции современного государства.
- В условиях формирования правоохранительной службы, выполнение возложенных на ее сотрудников и служащих задач невозможно без четкой правовой и единой законодательной базы самой правоохранительной службы во всех федеральных органах власти, что требует скорейшего принятия единого основополагающего нормативного акта - закона «О правоохранительной службе Российской Федерации».
- Административно-правового статус государственного служащего правоохранительной службы может быть эффективен для организации правоохранительной службы в случае соответствия ему высокого социального статуса лица, замещающего правоохранительную должность.
- Сложность процессуально-регламентирующего регулирования государственной правоохранительной службы обусловлена ее комплексным межотраслевым характером.
1. Артемьев А.М., Соколова Е.Н. Педагогические аспекты формирования морально психологической подготовленности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2004. №4. С. 137-140 (0,4/0,2 п.л.);
2. Артемьев А.М. Правоохранительная служба в Российской Федерации. Понятие и экономическая основа // Закон и право. 2006. №4. С. 28-30 (0,4 п.л.);
3. Артемьев А.М. Задачи и функции правоохранительной службы // Вестник Московского университета МВД России. 2007. №5. С. 26-27 (0,3 п.л.);
4. Артемьев А.М. Проблемы развития и совершенствования правоохранительной службы в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2007. №4. С. 22-26 (0,4 п.л.);
5. Артемьев А.М. Принципы правового регулирования правоохранительной службы в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2007. №6. С. 12-14 (0,3 п.л.);
6. Артемьев А.М. Контрольная функция правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2007. №7. С. 30-33 (0,3 п.л.);
7. Артемьев А.М. К вопросу об определении сущности правоохранительной службы и ее структуры // Российский следователь. 2008. №2. С. 29-32 (0,4 п.л.);
8. Артемьев А.М. О статусе сотрудника правоохранительной службы // Юрист-правовед. 2008. №2. С. 17-20 (0,6 п.л.);
9. Артемьев А.М. Правоохранительная служба как межотраслевой институт // Философия права. 2008. №1. С. 80-82 (0,5 п.л.);
10. Артемьев А.М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. 2008 № 1. С. 33-35 (0,4 п.л.).
Иные научные издания:
11. Артемьев А.М. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров. Организационно правовой аспект. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 143 с. (9,0 п.л.);
12. Артемьев А.М. Развитие государственной службы в Российской Федерации. Монография. М.: ПАЛЕОТИП, 2006. 238 с. (15 п.л.);
13. Артемьев А.М. Институт правоохранительной службы Российской Федерации. Монография. М.: ПАЛЕОТИП, 2007. 175 с. (11 п.л.);
14. Артемьев А.М. Предметы исключительного ведения Российской Федерации. Социологический порядок и толерантность // Материалы третьей Всероссийской научной конференции, 30-31 мая 2002 г. Краснодарский юридический институт МВД России, 2002. С. 15-21 (0,25 п.л.);
15. Артемьев А.М. Реализация кадровой политики в сфере подготовки кадров // Сборник материалов научно-практической конференции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 22-26 (0,4 п.л.);
16. Артемьев А.М. Анализ задач и функций правоохранительной службы // Право: теория и практика. 2007. №11. С. 18-22 (0,4 п.л.);
17. Артемьев А.М. Отечественный и зарубежный опыт государственной службы и проблемы его адаптации в современных условиях // Федерация. 2007. №10. С. 7-12, (0,3 п.л.);
18. Артемьев А.М. О социальном предназначении правоохранительной службы // Федерация. 2007. №11. С. 13-18 (0,3 п.л.);
19. Артемьев А.М. Оффшорный бизнес в России и проблемы контроля за ним, со стороны государства и правоохранительных органов // Материалы международной научно-практической конференции, 22-23 октября 2007 г. Часть 2. Ставрополь: Ставропольский филиал Краснодарского юридического университета МВД России, 2007. С. 46-53 (0,25 п.л.);
20. Артемьев А.М. К вопросу о политической и правовой культуре сотрудников правоохранительной службы // Вопросы гуманитарных наук. 2008. №1. С. 151-156 (0,3 п.л.);
21. Артемьев А.М. О проблеме контроля над деятельностью правоохранительных органов // Современные гуманитарные исследования. 2008. №1. С. 250-254 (0,3 п.л.);
22. Артемьев А.М. О признаках правоохранительной службы // Актуальные проблемы современной науки. 2008. №2. С. 117-121 (0,4 п.л.);
23. Артемьев А.М. О значении координации деятельности структур правоохранительной службы // Вопросы гуманитарных наук. 2008. №1. С. 156-160 (0,3 п.л.);
24. Артемьев А.М. Об организационной культуре правоохранительной службы // Юридические науки. 2008. №1. С. 114-119 (0,33 п.л.);
25. Артемьев А.М. О проблеме понятий должностей правоохранительной службы // Юридические науки. 2008. №1. С. 119-124 (0,3 п.л.).
Учебники и учебные пособия:
26. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие для вузов (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 384-451 (13,0/4,2 п.л.);
27. Руководство сотрудниками фирмы. Учебное пособие для вузов (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 73-115 (14,2/4,8 п.л.);
28. Административная деятельность ОВД. Учебное пособие для вузов (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 17-52 (14,0/2,2 п.л.);
29. Российское гражданство. Учебное пособие для вузов (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 160-198 (15,0/2,0 п.л.);
30. Введение в специальность «юриспруденция». Учебное пособие для вузов (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 103-117, 154-175, 189-199 (10,0/2,1 п.л.);
31. Правоохранительные органы. Учебное пособие для вузов (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 106-108, 116-118, 120-123, 132-143 (11,25/1,6 п.л.);
32. Инструментарий менеджера персонала. Учебное пособие (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 1-12 (5,5/0,7 п.л.);
33. Трудовое право. Учебник (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 1-32 (23,0/1,6 п.л.);
34. Управление персоналом. Учебное пособие для вузов (в соавторстве). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 1-42 (17,5/2,3 п.л.);
35. Криминализация экономической деятельности. Учебное пособие для слушателей юридических и экономических вузов (в соавторстве). М.: «Щит-М», 2006. С. 93-99, 280-289, 293-299 (21,8/2,0 п.л.).