- По результатам исследования сущности и содержания понятия «социальная защита» диссертантом сделан вывод о том, что социальная защита осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). С учетом этого сформулированы определения понятий «социальная защита» и «система социальной защиты»: «Социальная защита - это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия». «Система социальной защиты - это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия».
- В работе исследована проблема социальных прав в контексте выявления общего и особенного и даны следующие определения: «Социальные права - это права, которые реализуются в социальной сфере жизнедеятельности общества». «Нормированные социальные права - это права индивида на получение установленного объема материальных благ, предоставляемых ему в целях предупреждения или смягчения негативных последствий для него и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также для сохранения приемлемого уровня их материального и социального благополучия». Уровень обеспеченности социальных прав, которые реализуются через систему социальной защиты (нормированных социальных прав), служит критерием социальной защищенности человека в социальном государстве.
- На основе анализа научных идей, мнений, позиций ученых и специалистов по вопросу о формировании отрасли социального права (как отрасли, регулирующей отношения в сфере социальной защиты) диссертантом сформулировано несколько принципиальных выводов: а) ни одна комплексная отрасль права не в состоянии вобрать в себя и удерживать в более или менее структурированном виде близкие по содержанию, субъектному составу, иным параметрам нормы практически из всех отраслей отечественного права, регулирующие многогранные отношения в сфере социальной защиты. Безусловно, останутся нормы, не входящие в комплексную отрасль социального права.. Следовательно, задача объединения правовых норм не будет выполнена в полном объеме; б) регулирование отношений в сфере социальной защиты (включая социальное обеспечение) нормами разных отраслей права не является недостатком и не свидетельствует об ущербности отрасли права социального обеспечения. Одна и та же сфера жизнедеятельности общества (в том числе социальная защита) в различных своих плоскостях может требовать разной специфики правового регулирования. Но это не значит, что все нормы нужно объединять в рамках одной (комплексной) отрасли. Такой подход принижает значение самостоятельной отрасли права социального обеспечения, смещает акценты в понимании особой значимости юридической составляющей в понятии отрасли права - отраслевого метода правового регулирования; в) в случае, если право социального обеспечения будет рассматриваться как составная часть комплексной отрасли социального права, самостоятельная отрасль (т.е. право социального обеспечения) растворится в огромном массиве правовых норм разноотраслевого характера, что не будет способствовать повышению качества и эффективности правового регулирования; г) на современном этапе развития российской правовой науки нет достаточных оснований для кардинального изменения системы отраслей права в части, касающейся правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением социальной защиты.
- На основе вывода о том, что в вопросе о социальном праве (в его понимании как комплексной отрасли) на первое место фактически выходит проблема систематизации и кодификации законодательства, которое охватывает нормы, регулирующие многогранные отношения в сфере социальной защиты, диссертант констатирует: Проблема упорядочения правовых норм, регулирующих отношения в сфере социальной защиты, объективно существует. Весьма актуальной является необходимость совершенствования законодательства на основе единообразного определения субъектного состава, понятийного аппарата, терминологии, устойчивых юридических конструкций и т.п. во избежание несоответствия, несогласованности, противоречивости норм, регулирующих отношения по обеспечению социальной защищенности человека. Но решение этой задачи не может являться основой формирования новой отрасли отечественного права. По вопросу о подготовке Социального кодекса диссертантом высказаны следующие предложения: необходимо определиться с объемом норм, которые должны быть включены в кодекс; провести отраслевую идентификацию норм, включенных в нормативные правовые акты межотраслевового характера; осуществлять кодификацию поэтапно; проводить «мини-кодификации», которые будут способствовать согласованию близких по содержанию норм, включенных в разные законы; в качестве первого этапа подготовки Социального кодекса начать проведение систематизации и кодификации законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании.
- Сформулированы определения понятий «предмет права социального обеспечения» и «право социального обеспечения» во взаимосвязи с понятиями «социальная защита» и «социальные права»: «Предмет права социального обеспечения составляет комплекс общественных отношений материального и процедурного характера, связанных с реализацией гражданами социальных прав и предоставлением им материальных благ (на основе социального страхования и нестраховых форм обеспечения) в целях предупреждения или смягчения негативных последствий при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также для сохранения приемлемого уровня их материального и социального благополучия». «Право социального обеспечения - самостоятельная отрасль права, нормы которой регулируют отношения, связанные с реализацией гражданами социальных прав и предоставлением им материальных благ (на основе социального страхования и нестраховых форм обеспечения) в целях предупреждения или смягчения негативных последствий при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также для сохранения приемлемого уровня их материального и социального благополучия». При рассмотрении теоретических проблем, касающихся предмета права социального обеспечения, диссертантом высказаны следующие суждения: а) на современном этапе при определении предмета правового регулирования чрезвычайно важно характеристику отношений, входящих в предмет отрасли, связывать с понятием «социальные права», а не с концепцией алиментарности; б) понятие «нормированные социальные права» может быть использовано в качестве дополнительного критерия при разрешении вопроса об определении видов общественных отношений, бесспорно входящих в отраслевой предмет; в) необходимо ввести в научный оборот термин, обозначающий совокупность организационно-правовых форм, в рамках которых осуществляется социальное обеспечение в части, не включающей социальное страхование. В диссертации в качестве такового применяется термин «нестраховые формы социального обеспечения» (или «нестраховые формы обеспечения»).
- Уточнены отдельные аспекты понятия отраслевого метода правового регулирования на основе сочетания традиционного подхода и авторского подхода, который связан с понятием «нормированные социальные права»: Методом права социального обеспечения является императивно-диспозитивный метод при подавляющей роли черт, характерных для императивного метода. Особенностью метода права социального обеспечения является сохранение жесткой императивности при наличии множества управомочивающих норм. Предложено именовать его также «методом удовлетворения притязаний, нормированных законом». Сделан вывод, что на основе норм права социального обеспечения должно осуществляться определение обязательных параметров исполнения социальных обязательств государством (в части установления видов и объемов обеспечения). Это предопределяет взаимосвязь и взаимозависимость права социального обеспечения и финансового права. Поэтому спецификой права социального обеспечения является «согласованное» правовое регулирование, когда осуществляется одновременное и взаимосвязанное регулирование, обеспечивающее системный подход во избежание пробелов и противоречий, а также в целях достижения обеспеченности норм одной отрасли соответствующими нормами другой при сохранении самостоятельности предметов и методов этих отраслей.
- Анализ развития законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании позволил диссертанту предположить, что в перспективе это развитие будет включать ряд направлений, в том числе: законодательное закрепление конкретных критериев и нормативов федерального уровня, которые позволят более четко определить виды и объемы гарантированного социального обеспечения; дальнейшее развитие на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации новых дополнительных форм социального обеспечения.
2. Социальная защита в России (Правовые вопросы) М., 2004. (17,2 п.л.)
3. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы // Государство и право, 1995, № 2. C. 42 - 46 (0,5 п.л.)
4. Профессиональное пенсионное страхование // Дело и право, 1996, № 4. C. 54 - 57 (0,5 п.л.)
5. Пенсионное законодательство: рост законов в ущерб их качеству // Российская юстиция, 1996, № 10. C. 24 - 26 (0,4 п.л.)
6. Каким быть закону об обязательном пенсионном страховании // Социальная защита, 1998, № 1. С.11 - 15. (0,5 п.л.)
7. Пенсионное страхование в конвенциях МОТ // Социальная защита, 1998, № 2. С. 43 - 47. (0,5 п.л.)
8. Фундаментальная основа социальных прав // Гражданин и право, 2003, № 4. C. 123 - 129. (0,6 п.л.)
9. Пенсионное обеспечение госслужащих: право и социальная справедливость // Человек и труд, 2003, № 9. С. 48 - 50. (0,5 п.л.)
10. Перспективы становления отрасли социального права // Журнал российского права, 2003, № 10. C. 67 - 74. (0,5 п.л.)
11. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я.Хабриевой и др. М., 2004. C. 579 - 607 (в соавторстве с Е.Г.Азаровой). (1,2 п.л.)
12. Основные подходы к пониманию социального права и его взаимосвязь с правом социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Э.Г.Тучковой. М., 2004. С. 356 - 363. (0,4 п.л.)
13. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Закон, 2004, № 10. C. 119 - 122. (0,5 п.л.)
14. Основные права человека в Конституции и международно-правовых нормах // Гражданин и право, 2006, № 4. C. 3 - 9. (0,5 п.л.)
15. Гражданин и законодательная власть. Проблемы реализации предложений по вопросам социального обеспечения // Гражданин и право, 2006, № 7. C. 3 - 9. (0,5 п.л.)
16. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право, 2006, № 12. C. 81 - 85. (0,5 п.л.)
17. К вопросу о предмете права социального обеспечения // Право: теория и практика, 2007, № 1. С. 30 - 35. (0,5 п.л.)
18. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» в конвенциях и рекомендациях МОТ // Право: теория и практика, 2007, № 7 С. 37 - 42. (0,5 п.л.)
19. О некоторых проблемах законотворчества в области социального законодательства // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 7. В 2 томах. Том 2. Материалы Общероссийской конференции РАЮН. М., 2007. С. 206 - 208. (0,3 п.л.)
20. Реализация решений Конституционного Суда по вопросам обязательного пенсионного страхования // Российская юстиция, 2008, № 1. С. 8 – 12. (0,5 п.л.)
21. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // Трудовое право, 2008, № 3. С. 7 – 11. (0,5 п.л.)