Научная тема: «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе представляет собой новую область теории и методики профессионального образования, сущностным признаком которой является взаимодействие субъектов образовательного процесса в гуманитарном вузе, обусловленное научно-исследовательской деятельностью, где в образовательном пространстве вуза субъект образовательного процесса (студент, преподаватель, аспирант, сотрудник) осуществляет выбор оптимальных путей своего профессионального становления и развития в условиях современной социально-экономической ситуации. Научно-педагогическое сопровождение является фактором развития и совершенствования профессионального образования в гуманитарном вузе, обеспечивающим качество подготовки специалистов в контексте профессиональных компетенций, отвечающих мировым стандартам.
  2. Принципами научно-педагогического сопровождения профессионального образования в гуманитарном вузе, определяющими его содержание и направленность являются следующие: приоритета научных интересов субъектов профессионального становления; системности и систематичности преподавательской и студенческой научно-исследовательской деятельности; оказания поддержки в научно-исследовательской деятельности преподавателю, студенту, аспиранту, сотруднику; культурно-ценностного обновления и развития научно-исследовательской деятельности в гуманитарном вузе; гуманитаризации профессионального образования, способствующей ценностно-смысловому вхождению преподавателя и студента в образовательное пространство; личностной ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса вуза на расширение связей с научно-исследовательской деятельностью; разнообразия исследовательских технологий и форм сопровождения преподавателей и студентов в научно-исследовательской деятельности; последовательного расширения состава участников научных школ и участников научно-исследовательской деятельности.
  3. Концепция научно-педагогического сопровождения профессионального образования в гуманитарном вузе, включает в себя:- характеристику основных тенденций его развития: усиление научно-исследовательской деятельности в вузах, обеспечивающих развитие гуманитарных вузов как научно-учебно-образовательных диверсификационных центров; повышение требований к исследовательской компетентности выпускников, обусловливающих повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста-гуманитария; рост разнообразия форм взаимосвязи научной и образовательной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса, расширяющим возможности для развития конкурентоспособного специалиста; - обоснование научно-педагогического сопровождения как фактора развития и совершенствования профессионального образования в гуманитарном вузе с учетом его основных функций: воспроизводства и ретрансляции, которая состоит в организованном воспроизводстве универсальной и национальной культуры, а также в передаче и воспроизводстве существующей социальной структуры на основе реализации профессиональной деятельности гуманитарной направленности; адаптивной, которая предполагает развитие способности будущих специалистов адаптироваться к профессиональным и социальным ролям по мере освоения профессиональной деятельности; кумулятивности знаний, накопленных другими науками (социологической, психологической, философской и др.), в развитии научных основ профессиональной гуманитарной деятельности и профессионального гуманитарного образования;- раскрытие системы взаимодействия структурных компонентов: управленческо-организационного, научно-методического; информационно-технологического; психолого-педагогического; научно-педагогического сопровождения профессиональной карьеры с позиций компетентностного, системно-интегративного, личностно-деятельностного, психолого-педагогического, культуроцентристского, информационно-технологического, научно-методологического подходов.
  4. К педагогическим условиям, обеспечивающим реализацию научно-педагогического сопровождения профессионального образования в гуманитарном вузе, относятся:- организация научно-исследовательской деятельности в гуманитарном вузе на основе концепции научно-педагогического сопровождения профессионального образования в гуманитарном вузе;- включенность субъектов вузовского образовательного процесса в различные формы научно-исследовательской деятельности на основе осознанного выбора;- рост научных и профессиональных достижений субъектов образовательного процесса в зависимости от успешности научно-исследовательской деятельности;- повышение качества профессиональной подготовки специалистов-гуманитариев, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность в различных сферах профессиональной деятельности;- система аккредитационных критериев и показателей, позволяющих оценить реалии и перспективы научно-исследовательской деятельности в профессиональном образовании в современных социально-экономических условиях на основе научно-педагогического сопровождения.
Список опубликованных работ
Научные статьи в журналах.

1.Лагусева Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на примере туристского вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – № 2. – С.116-125.

2.Лагусева Н.Н. К проблеме повышения качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе на основе НИРС// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2006. –№ 2. - С.112-116.

3.Лагусева Н.Н. Разработка и реализация модели профильного обучения с использованием дистанционных технологий на основе научно-педагогического сопровождения образовательного процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств» - 2006. . № 4. – С.108-113.

4.Лагусева Н.Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального воспитания студентов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств».- 2007. - № 4. – С.124-130.

5.Лагусева Н.Н. Обучение студентов технологии планирования карьеры в процессе профессиональной подготовки в вузе // Кадровик.- 2007. –№ 9. – С.21-27

Монографии, учебно-методические пособия.

6.Лагусева Н.Н., Научно-педагогическое сопровождение профессионального туристского образования. Монография - М.: Издательский дом «МГУКИ», 2006 . - 341с.

7.Лагусева Н.Н. Концепция научно-педагогического сопровождения профессионального образования в туризме. Монография. - М.: Изд-во «Творческий лицей». 2006. – 285 с.

8.Лагусева Н.Н., Морозова Г.П. Планирование карьеры специалиста в гуманитарном вузе: теория и практика. Монография. – М.: 2007 . – 169 с. (авторство не разделено).

9.Лагусева Н.Н., Диниц Г.Н., Литвинова С.Н. Научные исследования в педагогике: методология и методика. Методические рекомендации. - М.: Советский спорт, 2005. – 172 с. ( авторство не разделено).

10.Лагусева Н.Н., Психология и педагогика. Курс лекций - М.: РИБ «Турист», 2004. - 85 с.

11.Лагусева Н.Н., Рабочая тетрадь студента по основам психологии: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» - М.: РИБ «Турист», 2003. – 80 с.

12.Лагусева Н.Н., Диниц Г.Н. Дополнительное образование специалистов: Аннотированный указатель авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора наук. Вып. 7 Психолого-педагогическая поддержка - М.: Советский спорт, 2004 – 216 с. (в соавторстве Диниц Г.Н., авторство не разделено).

13.Лагусева Н.Н.Научная программа развития Российской международной академии туризма в 2005 г.. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 16 с.

14.Основы психологических знаний: Учебное пособие для студентов, изучающих курс "Основы психологии и педагогики". - М., РМАТ, 1998. - 40 с.;

15.Лагусева Н.Н., Психология менеджмента. Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики». - М.: РМАТ, 1998. – 41с.

16.Лагусева Н.Н., Основы психологии и педагогики. Программа учебной дисциплины для специальности 061100 «Менеджмент». - М.: РМАТ, 1997. – 16 с.

17.Лагусева Н.Н., Общая психология. Рабочая программа и методические разработки по курсу «Общая психология» (специальность «Социально-культурная деятельность» – 05.31.00.) – М., МГУК, 1997. – 12 с.

18.Лагусева Н.Н., Учебная программа дисциплины «Конфликтология» по специальности 061100 «менеджмент организации». - Москва, 2004. – 12 с.

Научные статьи в сборниках, тезисы докладов.

19.Лагусева Н.Н., Демократизация общения в вузе как фактор интенсификации учебного процесса // Интенсификация учебного процесса в вузе культуры. Тезисы к научной конференции. Ч.1. - Барнаул, Алтайский государственный институт культуры, 1988. – С.77-79.

20.Лагусева Н.Н., Авторитет педагога – необходимое условие перестройки учебно-воспитательного процесса в вузе // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. – М., МГИК, 1989. – С.137-145.

21.Лагусева Н.Н., Авторитет педагога как фактор индивидуализации профессиональной подготовки студентов в вузах культуры // Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы. Сборник тезисов докладов и выступлений Межвузовской научно-практической конференции - Тамбов, 1990. – С.26-31.

22.Лагусева Н.Н., О необходимости изучения педагогической психологии на специализациях «История культуры» и «этика и эстетика» // Современные проблемы подготовки кадров в вузе культуры. Сборник материалов научно-методической конференции ППС МГИК, - М.: МГИК, 1993 . – - Ч.2. - С.16-18.

23.Лагусева Н.Н., Психологические барьеры в деятельности менеджера и возможности их преодоления // Проблема обучения экономико-управленческим профессиям в вузах культуры. Сборник тезисов докладов и выступлений Межвузовской научно-практической конференции - М., МГУК, 1998. – С.64-67.

24.Лагусева Н.Н., Проектирование социально-культурных программ с учетом психологических типов отдыхающих // Актуальные проблемы туризма. - М., РМАТ., 1999г. – С.241-243.

25.Лагусева Н.Н., Курс конфликтологии в учебном плане подготовки менеджеров туризма // Перспективы развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье. Сборник докладов и тезисов Межрегиональной научно-практической конференции – М., РМАТ 1999. – С.279-281.

26.Лагусева Н.Н., Психология туристской деятельности - новая отрасль научного знания // Человек в мире духовной культуры. Сборник тезисов межвузовской научно-практической конференции молодых ученых - М.: МГУК. 1999. - С.115-118.

27.Лагусева Н.Н., К вопросу повышения педагогической образованности преподавателей // Туризм Подмосковья в канун XXΙ века - М., РМАТ, 2000. – С.237-239.

28.Лагусева Н.Н., К вопросу о психолого-педагогической подготовке студентов туристского вуза // Рекреация и туризм. Сборник докладов и тезисов сообщений Всероссийской научно-практической конференции – Сходня, РМАТ, 2001. - Ч. 2. – С.129-136.

29.Лагусева Н.Н., Психологическая культура спортивного туризма // Образовательные проекты ЮНЕСКО в области культуры, спорта и туризма. Сборник докладов и тезисов-сообщений Международной научной конференции. – М.: Красноярск, 2001. – С.157-163.

30.Лагусева Н.Н., Проблемы и перспективы нравственного воспитания студентов в высшем учебном заведении // Программа развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье. Сборник докладов и тезисов сообщений Межрегиональной научно-практической конференции. - М., РМАТ, 2001. – С.167-173.

31.Лагусева Н.Н., Моделирование психолого-педагогической подготовки студентов туристского вуза // Актуальные проблемы туризма. – М., Советский спорт, - 2002. - Вып. 5. – С.204-209.

32.Лагусева Н.Н., Модель психолого-педагогической подготовки студентов туристского вуза //Москва и формирование единого туристского пространства России. Сборник тезисов выступлений и докладов круглого стола Московской международной туристской ярмарки – MITF – 2003. – М., РМАТ, 2003. – С.283-288.

33.Лагусева Н.Н., Мониторинг профессионально-личностного развития студентов туристского вуза // Развитие спорта, туризма, активных форм досуга молодёжи – основа формирования здорового общества. Сборник докладов и тезисов Международной научно-практической конференции – М., Совет Федерации Федерального Собрания, 2003. – Ч.2. – С.135-141;

34.Лагусева Н.Н., Гуманитаризация образовательного пространства туристского вуза // Развитие спорта, туризма, активных форм досуга молодёжи – основа формирования здорового общества. Сборник докладов и тезисов Международной научно-практической конференции. – М., Совет Федерации Федерального Собрания, 2003. - Ч. 2. – С.94-97.

35.Лагусева Н.Н., Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в туризме // Российская Академия образования. План важнейших исследований на 2003 г. – М.: РАО, 2003 . – С.128-129.

36.Лагусева Н.Н., Педагогический аспект профессиональной подготовки студентов в туристском вузе // Социально-педагогические условия и культурно-исторические предпосылки развития туризма в регионах Центральной России. Сборник тезисов международной научно-практической конференции – Калуга, 2003 – С.115-118.

37.Лагусева Н.Н., Педагогические аспекты научного сопровождения образовательного процесса в туристском вузе // Сборник статей «Совершенствование подготовки кадров в вузах культуры и искусств». – Ч.1.- М.:, 2005. – С.156-165.

38.Лагусева Н.Н., Научное сопровождение образовательного процесса в туристском вузе // Туризм. Образование. Культура. Сборник докладов и тезисов межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. - Москва, РИБ «Турист», 2005. – С.77-83.

39.Лагусева Н.Н. Экономическая составляющая научно-педагогического сопровождения профессионального образования // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Сборник материалов 10-й Международной научно-методической конференции – Санкт-Петербург, СПбГУП. – 2005. -С.41-42.

40. Лагусева Н.Н. Гуманизация образовательного процесса как основа обновления научно-исследовательской деятельности // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Сборник материалов 11-й Международной научно-методической конференции – Санкт-Петербург, СПбГУП. 2006. –С.83-84.

41.Лагусева Н.Н. Научно-педагогическое сопровождение как необходимое условие становления и развития единого образовательного пространства профессионального гуманитарного образования // Актуальные проблемы гуманитарного образования. Сб. статей круглого стола преподавателей - М.: ГУК «Творческий лицей», 2006 – С.36-47.

42.Лагусева Н.Н. Функции вуза по обеспечению научно-педагогической поддержки процесса социализации личности студента // Актуальные проблемы качества гуманитарного образования. Сб. докладов международной научно-практической конференции - Алма-Ата, 2007. – С.125-129.

43.Учебно-исследовательская деятельность студентов сегодня – фактор успеха в профессиональной деятельности завтра. Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции и круглого стола преподавателей «Актуальные проблемы гуманитарного образования // Под ред .Лагусевой Н.Н., Диниц Г.Н. - М.: ГУК «Творческий лицей», 2006. – 183 с.

44.Культура, Искусство, Информационные технологии: развитие через интеграцию. Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции и круглого стола преподавателей «Актуальные проблемы гуманитарного образования // Под ред .Лагусевой Н.Н., Диниц Г.Н. - М.: 2007. – 210 с.

45.Лагусева Н.Н. Теоретико-методологические основы исследования проблемы научно-педагогического сопровождения в профессиональном туристском образовании./ Сборник материалов 12-й Международной научно-методической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе». – Санкт-Петербург, СПбГУП. 2007. –