Научная тема: «ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»
Специальность: 13.00.05
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Конструктивно-созидающий феномен гуманистического потенциала культуры, интегрирующего: а) эколого-биологические ценности, обеспечивающие оптимизацию отношений человека и природы, поддержание жизни, здоровья, безопасности, комфортности бытия; б) социальные ценности, характеризующие место и статус личности в обществе, профессионально-трудовой, социально-культурной и семейно-бытовой сфере; в) политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина, гарантирующие ему возможности участия в управлении обществом и государством; г) моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести и ориентирующиеся на безусловное выполнение нравственных норм во всех сферах жизнедеятельности; д) эстетические ценности, утверждающие идеалы прекрасного, и обуславливающие потребность и способность жить по законам красоты и гармонии; е) научные ценности, находящие своё выражение в последовательном и разностороннем постижении истины, в объективности и достоверности знания, в способности успешно реализовать объективные возможности извлечения, усвоения и использования информации; ж) религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего, на непреходящих принципах добра, толерантности и любви к Человеку.
  2. Интегративная концепция реализации гуманистического потенциала культуры, основанная на создании условий, максимально благоприятствующих гармонизации отношений человека с природой, обществом и государством. Эти условия включают: а) формирование глобальной экономической, политической, правовой, нравственно-психологической, социально-культурной, этнотолерантной и экологически здоровой социальной среды, способствующей комфортной и успешной жизнедеятельности человека, поддержанию его здоровья и стимулированию реализации творческих потенций. б) обеспечение социально-правовых норм, способствующих всемерному развитию и всеобщей доступности культуры и социально-культурной деятельности, насыщению её личностно и социально значимым содержанием, которое несёт в себе высокие нравственные идеалы и во всей её полноте отражает достижения мировой цивилизации. в) развитие инфраструктуры социально-культурной деятельности и соответствующей её потребностям сети организационно-методических коммуникаций, способствующих формированию эффективных механизмов рыночного взаимодействия учреждений культуры, образования и досуга, квалифицированной экспертизы качества отечественной и зарубежной культурной продукции, обеспечению культурных услуг, гарантирующих удовлетворение всего спектра и творческого разнообразия интересов и запросов населения. г) формирование высокогуманного и педагогически эффективного информационного фона социума, пропагандирующего лучшие общечеловеческие традиции, демонстрирующего образцы поведения, языка, культуры, содержащие высокий воспитательный потенциал, в деятельности средств массовой информации и сети образовательно-просветительных учреждений, во всех звеньях общественной структуры. д) насыщение всех направлений социально-культурной деятельности высокогуманным содержанием, пропагандирующим идеи гражданского согласия и основополагающие общечеловеческие ценности Мира и Дружбы, Любви и Семьи, Справедливости и Милосердия, Труда и Взаимопомощи, Добра и Сострадания. е) эстетизацию всего многообразия содержания и форм социально-культурной деятельности, направленных на всемерное развитие творческих потенций людей, социально-интегрирующим фоном чего должен стать мировой опыт подлинного классического искусства и народного творчества, продуктивного взаимодействия традиций и новаций.
  3. Педагогический механизм реализации гуманистического потенциала культуры в сфере досуга, который предполагает: а) систему организационных и просветительных акций, направленных на раскрытие роли досуга в физическом и духовном воспроизводстве социума и донесении до широких слоёв населения сущности рекреативно-развивающей функции досуга, реализация которой обеспечивает успешное преодоление усталости человека и его вовлечение в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелищно-игровой отдых, спорт и неформальное личностно значимое общение; б) разработку законодательных актов и директивных документов, гарантирующих реализацию конституционных прав на общедоступность ценностей культуры, свободу творчества, функционирования общественных объединений гуманистической направленности и регламентирующих обязанности государственных и общественных институтов в создании оптимальных условий организации культурно-досуговой деятельности разных групп населения; в) внедрение национальных, региональных, муниципальных и ведомственных программ, предусматривающих насыщение деятельности учреждений, связанных с организацией культурно-досуговой деятельности, культуросозидающим, воспитывающим содержанием, которое отражает общечеловеческие ценности в их органичном сочетании с национально-культурными традициями и интегрирует классическое искусство, народное творчество, спорт, туризм, празднично-обрядовую культуру, активный отдых и удовлетворяющие высоким эстетическим критериям развлечения; г) использование общественно-государственных инициатив и социального контроля для приведения деятельности средств массовой информации, учреждений искусств и центров отдыха клубного типа в соответствие с гуманистическими, нравственно-эстетическими требованиями, несовместимыми с пропагандой насилия, национализма, попранием моральных ценностей и иных факторов разрушения личности, общества и государства.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия

1. Козлов Ф.М Кинематограф в системе идеологического обеспечения территориально-межотраслевой программы Ленинграда и области, Интенсификация-90 /Ф.М.Козлов.--Л. 1986.-28 с.

2. Козлов Ф.М “Кино и профессиональная ориентация молодёжи”, Методические рекомендации. /Ф.М.Козлов-Ленинград.1986.-19 с.

3. Козлов Ф.М “Кинолетопись Великого Октября”, методические рекомендации./Ф.М.Козлов- Ленинград. 1987.-31 с.

4. Козлов Ф.М “Клубам СНГ – единый правовой статус”./Ф.М.Козлов Клуб.М.1996- с.4.

5. Козлов Ф.М “Концепция применения информационных технологий в туризме”. Методические рекомендации./Ф.М.Козлов- Спб.1998. 26 с.

6. Козлов Ф.М “Проблемы трудовой миграции в СНГ и защита прав трудящихся-мигрантов”. Мат.Конференции 2 ноября/Ф.М.Козлов М.2001 Профиздат. с.16-18.,

7. Козлов Ф.М “Опыт и практика работы профсоюзных комитетов в современных условиях”. Методические рекомендации./Ф.М.Козлов М. 2002 г. 95 с.

8. Козлов Ф.М “Непреходящие традиции гуманизма” /Ф.М.Козлов СПб. "Абрис" 2003 г. 177 с.

9. Козлов Ф.М “Реализация культуросозидающего потенциала досуга”/Ф.М.Козлов. СПб. РГУП 2004 г.-90 с.

10. Козлов Ф.М “Утверждение гуманистических ценностей человечества”./Ф.М.Козлов Спб.Принт-Р 2005 г.-96 с.

11. Козлов Ф.М “Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации”./Ф.М.Козлов СПб. ИПЦ СП ГУТД 2006г.-348 с. (монография)

12. Козлов Ф.М “Культура как фактор гуманизации общества”./Ф.М.Козлов СПб. ИПЦ СП ГУТД 2006 г.-463 с. (монография)

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

13. Козлов Ф.М Гуманизация процесса становления и развития личности. Вестник молодых учёных СПб. 2004 с.86-96 №7

14. Козлов Ф.М. Реализация гуманистического потенциала системы образования. Вестник молодых учёных. №5 СПб, 2005. с.77-89

15. Козлов Ф.М Непреложные приоритеты культурной политики. Вестник молодых учёных. СПб. 2005 с.77-89, №5

16. Козлов Ф.М Личность в педагогике христианства. Известия Российского Государственного педагогического Университета им.А.И.Герцена. СПб. №8 (35) 2007 с.119-128

17. Козлов Ф.М Гуманистические идеи светского и религиозного воспитания. Военно-исторический журнал №10.М.2007 с.12-20

18. Козлов Ф.М Гуманистический потенциал культуры и пути его реализации. Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств 3.2007.с.72-77.

Статьи

19.Козлов Ф.М “Расширять и углублять”. Киномеханик. 3-1987.-с.17-26

20.Козлов Ф.М “Туризм как фактор социально-экономического и культурного развития региона”. Сборник Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды академии туризма выпуск 2.-1997.-с.18-22

21.Козлов Ф.М “Культура досуга как отражение уровня цивилизации”. Вестник профсоюзов 4 М.с.7-12. 2000

22.Козлов Ф.М Глобализация экономики и влияние этих процессов на положение трудящихся государств СНГ. Труды международной научно-практической конференции. М., Профиздат 2002. с.5-8.

23.Козлов Ф.М Международная практика работы по повышению профессионализма профсоюзных кадров. Мат. Всероссийской научно-практической конференции. Ч 1.М, 2006. с.8-10

24.Козлов Ф.М О роли культурно-гуманитарной составляющей в интеграции -Материалы круглого стола ВКП.М.2006.с.36-39.

25.Козлов Ф.М Содружество независимых государств. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве и позиция профсоюзов. М. Профиздат Роль профсоюзов в интеграционных процессах стран СНГ. 2007. с.5-12.