Научная тема: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования обусловлено современными тенденциями развития российского образования, социальным заказом к системе школьного образования со стороны государства и общества, социально-экономическим и социально-культурным развитием государства, а также анализом развития систем школьного образования зарубежных стран.
  2. Уровнями проектирования моделей профильного обучения являются: концептуальный (определяется назначение и сущность профильного обучения), организационный (определяются организационно-методические условия и организационные механизмы), дидактический (определяются технологии построения содержания образования и технологии обучения в условиях введения профильного обучения), методический (определяется специфика обучения отдельным предметам в условиях профильного обучения).
  3. Условиями социальной и педагогической эффективности введения профильного обучения являются: учет готовности регионов и школ к введению профильного обучения; опора на опыт федерального эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования; многоцелевое использование информационных и коммуникационных технологий; введение профильного обучения в контексте комплексной модернизации общего образования и во взаимосвязи с такими изменениями в системе школьного образования, как совершенствование системы оплаты труда, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, введение новых форм оценки качества общего образования и др.
  4. Требованиями к Базисному учебному плану (БУП) с учетом реализации обеспечения преемственности школьного (профильного) и профессионального образования являются: гибкость и вариативность, обеспечивающие возможность адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям профессионального образования; переход к многокомпонентной структуре БУП и выделение курсов, имеющих разные функции в образовательном процессе, что приближает структуру школьного учебного плана к учебным планам учреждений профессионального образования; выделение компонента содержания образования (профильные курсы), непосредственно направленного на подготовку учащихся к поступлению и обучению в учреждениях профессионального образования; ориентация профилей обучения на направления подготовки специалистов в системе профессионального образования; введение в школьное образование новых компонентов, суть которых определяет необходимость использования новых для школы организационных форм и способов учебной деятельности, характерных для системы профессионального образования; сокращение объемов базовых (непрофильных) учебных предметов, что позволяет учащимся сосредоточить внимание на изучении предметов, составляющих основу выбранного ими направления последующего профессионального образования.
  5. Совокупностью условий эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ОУ), реализующих профильное обучение являются: совместная заинтересованность ОУ, входящих в сеть, в достижении конечных результатов сотрудничества; равноправный и долговременный характер отношений между ОУ - партнерами; совместное использование ресурсов партнерами; возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей ОУ, входящих в сеть; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся старших классов; экономическая эффективность сетевого взаимодействия; возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных обучающимися в ОУ, входящих в сеть.
  6. Типология основных моделей профильного обучения может быть представлена в виде двухмерной матрицы. Одно измерение матрицы соответствует масштабу организации образовательного пространства профильного обучения («автономная школа» - «сеть образовательных учреждений» - «дистанционная форма обучения»), второе - модели организации содержания профильного обучения («универсальный профиль» - «набор примерных профилей» - «индивидуальный учебный план»). Таким образом, теоретически возможны девять моделей профильного обучения, а также множество комбинированных и переходных форм.
  7. Эффективными моделями управления введением и распространением предпрофильной подготовки и профильного обучения на региональном, муниципальном и школьном уровнях являются программно-целевая и проектная модели.
  8. Основными принципами кадровой политики, обеспечивающие введение профильного обучения являются: комплексность; многоуровневость; специализация подготовки кадров профильной школы (с выделением новых специализаций: администратор ресурсного центра профильного обучения, сетевой методист, тьютор); преимущественная ориентация на сетевые источники и механизмы кадровой политики; приоритетность корпоративных форм повышения квалификации.
  9. Основными направлениями для перспективных научных исследований в сфере профильного обучения являются: разработка методологии для типологизации профилей с учетом учебных, профориентационных и социальных задач профильного обучения; организация сетевого сотрудничества в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения (модели, условия эффективности); взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего образования в системе профильного обучения (модели, условия эффективности); тьюторское сопровождение в системе профильного обучения (принципы, технологии, условия эффективности); новые формы оценивания учебных достижений и итоговой аттестации в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения (критерии оценивания, формы, соотношение внешнего оценивания и самооценивания); формы и технологии самостоятельной работы учащихся в системе профильного обучения; управление образовательной системой в условиях введения профильного обучения; подготовка учителя к работе в системе профильного обучения.
  10. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования необходимо тесно связывать с введением независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов, объективные результаты которой должны использоваться при выборе профиля обучения и в управлении качеством образования на школьном уровне.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Профильное обучение в современной России. – М.: Готика, 2007. – 12,5 п.л.

2. Управление введением профильного обучения. – М.: Образование и Информатика, 2007. – 7 п.л.

Статьи в журналах, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук

1. Эволюция представлений о профильном обучении в отечественной педагогической науке конца XX – начала ХХI вв. // Профильная школа – №3 - 2007 – 0,2 п.л. (в соавторстве).

2. Введение профильного обучения: «по команде» или по готовности? // Профильная школа. - №6. – 2007. – 0,2 п.л. (в соавторстве).

3. Основные модели введения профильного обучения в регионах России // Наука и школа. - №5 – 2007. – 0,25 п.л.

4. О типологии моделей профильного обучения в старшей школе // Профессиональное образование. Столица. - №11 – 2007. – 0,3 п.л.

5. Государственная аттестация выпускников основной школы в условиях единой оценки качества образования // Математика в школе. - №6. - 2007. – 0,25 п.л. (в соавторстве).

Статьи

1. К вопросу об управлении введением профильного обучения на региональном уровне // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки – №3. - 2007. – 0,2 п.л.

2. Управление введением профильного обучения: муниципальный уровень / Модернизация современной школы. (Сборник научных трудов). – Пермь: ПРПИТ. - 2007. – 0,4 п.л.

3. Модели введения профильного обучения // Образовательная политика. – №9. - 2007. – 0,2 п.л. (в соавторстве).

4. Анализ социального заказа на подготовку кадров для профильного обучения / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,25 п.л.

5. Практика социального партнерства с учреждениями и организациями внеобразовательной сферы в системе профильного обучения (анализ регионального опыта) / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,5 п.л.

6. Ресурсный центр профильного обучения: разнообразие моделей / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,25 п.л.

7. Стратегии решения кадровых проблем профильного обучения: анализ региональной практики (по материалам мониторинга кадрового обеспечения профильного обучения) / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,3 п.л. (в соавторстве).

8. Профильное обучение в системе вертикальной интеграции образования / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,4 п.л. (в соавторстве).

9. Социально-педагогические проблемы профильного обучения / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,3 п.л.

10. Целеполагание предпрофильной подготовки и профильного обучения с позиции компетентностного подхода / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,4 п.л. (в соавторстве).

11. Подготовка кадров профильного обучения: проблемы и решения / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,3 п.л. (в соавторстве).

12. Об использовании результатов независимого оценивания учащихся в управлении качеством // Качество. Инновации. Образование. - № 9. - 2007. – 0,25 п.л.

Книги, сборники

1. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. (Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке 2003-2004 уч.г.) / Авт. колл.: Пинский А.А., Кравцов С.С. и др. В кн.: Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. / Ред. А.А. Пинский. – М.: Альянс Пресс, 2004. – 14 п.л.

2. Проблемы взаимосвязи рынков труда и школьного образования в условиях введения профильного обучения: материалы семинара / Ред. А.А. Пинский, Н.Ф. Родичев, С.С. Кравцов. – М.: Альянс-пресс, 2004. – 6,5 п.л.

3. Определение готовности к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа. – М.: Готика, 2005.– 11 п.л. (в соавторстве).

4. Кадровые ресурсы профильного обучения. / Авт. колл.: В.И. Блинов, С.С. Кравцов, И.С. Сергеев. Под ред. А.А. Пинского – М.: ИОО МО РФ, 2005. – 5,5 п.л.

5. Основные модели введения и распространения на региональном и муниципальном уровнях различных форм организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. / Авт. колл.: И.В. Абанкина, В.И. Блинов, С.С. Кравцов и др. Под ред. А.А. Пинского. – М.: ИОО МО РФ, 2005. – 6,2 п.л.

6. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся основной и старшей школы. / Авт.-сост.: И.Д. Чечель, С.С. Кравцов, Н.Ф. Родичев и др. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 10,5 п.л.

7. Профильное обучение / Сост. Г.Е. Бацюн, Л.С. Стацура, К.А. Клепикова. Под ред. А.А. Пинского, С.С. Кравцова. – М.: Межрегиональный центр поддержки и развития образования «Образовательная инициатива», 2006. – 6 п.л.

8. Управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях на основе результатов независимого оценивания учащихся девятых и одиннадцатых классов / Авт. колл. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Боченков С.А., Кравцов С.С. и др. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 11 п.л.

9. Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению / Авторы-составители: В.В. Абатурова, С.С. Кравцов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 10,5 п.л.