- Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования обусловлено современными тенденциями развития российского образования, социальным заказом к системе школьного образования со стороны государства и общества, социально-экономическим и социально-культурным развитием государства, а также анализом развития систем школьного образования зарубежных стран.
- Уровнями проектирования моделей профильного обучения являются: концептуальный (определяется назначение и сущность профильного обучения), организационный (определяются организационно-методические условия и организационные механизмы), дидактический (определяются технологии построения содержания образования и технологии обучения в условиях введения профильного обучения), методический (определяется специфика обучения отдельным предметам в условиях профильного обучения).
- Условиями социальной и педагогической эффективности введения профильного обучения являются: учет готовности регионов и школ к введению профильного обучения; опора на опыт федерального эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования; многоцелевое использование информационных и коммуникационных технологий; введение профильного обучения в контексте комплексной модернизации общего образования и во взаимосвязи с такими изменениями в системе школьного образования, как совершенствование системы оплаты труда, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, введение новых форм оценки качества общего образования и др.
- Требованиями к Базисному учебному плану (БУП) с учетом реализации обеспечения преемственности школьного (профильного) и профессионального образования являются: гибкость и вариативность, обеспечивающие возможность адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям профессионального образования; переход к многокомпонентной структуре БУП и выделение курсов, имеющих разные функции в образовательном процессе, что приближает структуру школьного учебного плана к учебным планам учреждений профессионального образования; выделение компонента содержания образования (профильные курсы), непосредственно направленного на подготовку учащихся к поступлению и обучению в учреждениях профессионального образования; ориентация профилей обучения на направления подготовки специалистов в системе профессионального образования; введение в школьное образование новых компонентов, суть которых определяет необходимость использования новых для школы организационных форм и способов учебной деятельности, характерных для системы профессионального образования; сокращение объемов базовых (непрофильных) учебных предметов, что позволяет учащимся сосредоточить внимание на изучении предметов, составляющих основу выбранного ими направления последующего профессионального образования.
- Совокупностью условий эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ОУ), реализующих профильное обучение являются: совместная заинтересованность ОУ, входящих в сеть, в достижении конечных результатов сотрудничества; равноправный и долговременный характер отношений между ОУ - партнерами; совместное использование ресурсов партнерами; возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей ОУ, входящих в сеть; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся старших классов; экономическая эффективность сетевого взаимодействия; возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных обучающимися в ОУ, входящих в сеть.
- Типология основных моделей профильного обучения может быть представлена в виде двухмерной матрицы. Одно измерение матрицы соответствует масштабу организации образовательного пространства профильного обучения («автономная школа» - «сеть образовательных учреждений» - «дистанционная форма обучения»), второе - модели организации содержания профильного обучения («универсальный профиль» - «набор примерных профилей» - «индивидуальный учебный план»). Таким образом, теоретически возможны девять моделей профильного обучения, а также множество комбинированных и переходных форм.
- Эффективными моделями управления введением и распространением предпрофильной подготовки и профильного обучения на региональном, муниципальном и школьном уровнях являются программно-целевая и проектная модели.
- Основными принципами кадровой политики, обеспечивающие введение профильного обучения являются: комплексность; многоуровневость; специализация подготовки кадров профильной школы (с выделением новых специализаций: администратор ресурсного центра профильного обучения, сетевой методист, тьютор); преимущественная ориентация на сетевые источники и механизмы кадровой политики; приоритетность корпоративных форм повышения квалификации.
- Основными направлениями для перспективных научных исследований в сфере профильного обучения являются: разработка методологии для типологизации профилей с учетом учебных, профориентационных и социальных задач профильного обучения; организация сетевого сотрудничества в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения (модели, условия эффективности); взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего образования в системе профильного обучения (модели, условия эффективности); тьюторское сопровождение в системе профильного обучения (принципы, технологии, условия эффективности); новые формы оценивания учебных достижений и итоговой аттестации в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения (критерии оценивания, формы, соотношение внешнего оценивания и самооценивания); формы и технологии самостоятельной работы учащихся в системе профильного обучения; управление образовательной системой в условиях введения профильного обучения; подготовка учителя к работе в системе профильного обучения.
- Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования необходимо тесно связывать с введением независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов, объективные результаты которой должны использоваться при выборе профиля обучения и в управлении качеством образования на школьном уровне.
1. Профильное обучение в современной России. – М.: Готика, 2007. – 12,5 п.л.
2. Управление введением профильного обучения. – М.: Образование и Информатика, 2007. – 7 п.л.
Статьи в журналах, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук
1. Эволюция представлений о профильном обучении в отечественной педагогической науке конца XX – начала ХХI вв. // Профильная школа – №3 - 2007 – 0,2 п.л. (в соавторстве).
2. Введение профильного обучения: «по команде» или по готовности? // Профильная школа. - №6. – 2007. – 0,2 п.л. (в соавторстве).
3. Основные модели введения профильного обучения в регионах России // Наука и школа. - №5 – 2007. – 0,25 п.л.
4. О типологии моделей профильного обучения в старшей школе // Профессиональное образование. Столица. - №11 – 2007. – 0,3 п.л.
5. Государственная аттестация выпускников основной школы в условиях единой оценки качества образования // Математика в школе. - №6. - 2007. – 0,25 п.л. (в соавторстве).
Статьи
1. К вопросу об управлении введением профильного обучения на региональном уровне // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки – №3. - 2007. – 0,2 п.л.
2. Управление введением профильного обучения: муниципальный уровень / Модернизация современной школы. (Сборник научных трудов). – Пермь: ПРПИТ. - 2007. – 0,4 п.л.
3. Модели введения профильного обучения // Образовательная политика. – №9. - 2007. – 0,2 п.л. (в соавторстве).
4. Анализ социального заказа на подготовку кадров для профильного обучения / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,25 п.л.
5. Практика социального партнерства с учреждениями и организациями внеобразовательной сферы в системе профильного обучения (анализ регионального опыта) / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,5 п.л.
6. Ресурсный центр профильного обучения: разнообразие моделей / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,25 п.л.
7. Стратегии решения кадровых проблем профильного обучения: анализ региональной практики (по материалам мониторинга кадрового обеспечения профильного обучения) / Проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в российской школе. (Сборник научных статей). – М.: Образование и Информатика. – 2007. – 0,3 п.л. (в соавторстве).
8. Профильное обучение в системе вертикальной интеграции образования / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
9. Социально-педагогические проблемы профильного обучения / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,3 п.л.
10. Целеполагание предпрофильной подготовки и профильного обучения с позиции компетентностного подхода / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,4 п.л. (в соавторстве).
11. Подготовка кадров профильного обучения: проблемы и решения / Модернизация старшей ступени общего образования в контексте введения профильного обучения. (Сборник научных статей). – М.: Готика. – 2007. – 0,3 п.л. (в соавторстве).
12. Об использовании результатов независимого оценивания учащихся в управлении качеством // Качество. Инновации. Образование. - № 9. - 2007. – 0,25 п.л.
Книги, сборники
1. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. (Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке 2003-2004 уч.г.) / Авт. колл.: Пинский А.А., Кравцов С.С. и др. В кн.: Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. / Ред. А.А. Пинский. – М.: Альянс Пресс, 2004. – 14 п.л.
2. Проблемы взаимосвязи рынков труда и школьного образования в условиях введения профильного обучения: материалы семинара / Ред. А.А. Пинский, Н.Ф. Родичев, С.С. Кравцов. – М.: Альянс-пресс, 2004. – 6,5 п.л.
3. Определение готовности к введению профильного обучения: регион, муниципалитет, школа. – М.: Готика, 2005.– 11 п.л. (в соавторстве).
4. Кадровые ресурсы профильного обучения. / Авт. колл.: В.И. Блинов, С.С. Кравцов, И.С. Сергеев. Под ред. А.А. Пинского – М.: ИОО МО РФ, 2005. – 5,5 п.л.
5. Основные модели введения и распространения на региональном и муниципальном уровнях различных форм организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. / Авт. колл.: И.В. Абанкина, В.И. Блинов, С.С. Кравцов и др. Под ред. А.А. Пинского. – М.: ИОО МО РФ, 2005. – 6,2 п.л.
6. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся основной и старшей школы. / Авт.-сост.: И.Д. Чечель, С.С. Кравцов, Н.Ф. Родичев и др. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 10,5 п.л.
7. Профильное обучение / Сост. Г.Е. Бацюн, Л.С. Стацура, К.А. Клепикова. Под ред. А.А. Пинского, С.С. Кравцова. – М.: Межрегиональный центр поддержки и развития образования «Образовательная инициатива», 2006. – 6 п.л.
8. Управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях на основе результатов независимого оценивания учащихся девятых и одиннадцатых классов / Авт. колл. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Боченков С.А., Кравцов С.С. и др. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 11 п.л.
9. Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению / Авторы-составители: В.В. Абатурова, С.С. Кравцов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 10,5 п.л.