- Концепция профессионального становления педагога в контексте индивидуально-развивающего подхода раскрывает сущность понятия «профессиональное становление педагога» и факторы этого становления. Профессиональное становление педагога определено как непрерывный процесс развития профессионально-педагогической самоконцепции, аккумулирования профессионального мастерства, опыта, навыков и умений реализации этой самоконцепции. Системообразующим фактором профессионального становления педагога выступает его комплексное развивающее сопровождение, в котором можно выделить две подсистемы: педагогическую и организационную. Педагогическая подсистема связана с ориентацией содержания процесса непрерывного профессионального образования на освоение педагогом дополнительных компетенций и формирования у него способности к проектированию своей профессиональной биографии на основе социальной саморефлексии. Организационная подсистема включает проведение мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, создание служб сопровождения.
- Научное обоснование сущностных характеристик понятий «педагогическая карьера», «становление карьеры педагога» и «карьерная образовательная среда». «Педагогическая карьера» может быть определена как осознанное отношение педагога к собственному движению по ступеням профессионального становления, характеризующим уровни достижений в различных видах деятельности и как повышение статуса в социально-образовательной среде. «Становление карьеры» представляет собой непрерывный процесс разработки и реализации собственных действий по достижению индивидуально-осознанных профессиональных и трудовых позиций, появление таких интегративных личностных новообразований, которые отражают его социально-профессиональную адаптацию, профессиональное совершенствование, профессиональное самоутверждение. Под «карьерной образовательной средой» понимается развивающее пространство, способствующее переводу каждого его субъекта в режим самоорганизации и саморазвития, стимулирующее социальный, квалификационный и должностной карьерный рост педагогических работников за счет создания условий для их опережающего развития.
- Методологическим основанием исследования проектирования процесса становления карьеры педагога является сочетание подходов: индивидуально-развивающего (способствующего созданию условий для разработки и реализации педагогом собственной образовательной карьерной стратегии и включению его в систему непрерывного профессионального образования на основе осознания своей уникальности и неповторимости) и социально-синергетического (предполагающего становление самоорганизующихся подсистем сопровождения карьерного роста педагога в территориальной образовательной системе). В их контексте процесс становления педагогической карьеры представляет собой последовательное прохождение педагогом ряда этапов, составляющих цикл «карьерного шага»: мотивационно-диагностического, когнитивно-операционального, рефлексивно-статусного, концептуально-технологического, проблемно-организационного. Успешность прохождения педагогом названных этапов определяется оценкой динамики его профессионально-личностной компетентности (способностью успешно решать проблемы в педагогической и управленческой деятельности в соответствии со своими личностными качествами, уровнем профессионального мастерства и результатами саморефлексии) и социальной рефлексии (осознанием значимости своей деятельности для социального окружения).
- Модель территориальной системы комплексного сопровождения становления карьеры педагога содержит: концептуальные основы проектирования условий карьерного роста (концепция профессионального становления педагога в процессе непрерывного образования; методология индивидуально-развивающего и социально-синергетического подходов в сопровождении процесса становления карьеры; концептуальное обоснование механизмов и технологий стимулирования выбора педагогом индивидуальной карьерной образовательной стратегии и комплексное еёсопровождение); структурный состав компонентов движения педагога по карьерной лестнице (формирование социальной, должностной, и квалификационной карьер); факторы эффективного управления карьерой (организация аттестации педагогов как открытой системы, направленной на оценку и прогноз достижений в развитии мастерства; проектирование системы повышения квалификации, создающей возможности для творческого профессионального общения и сотрудничества педагогов; реализация акмеологически ориентированных программ с использованием социально-образовательных технологий развивающего обучения; экспериментальное моделирование новых организационных общественных структур, стимулирующих карьерный рост педагога; методики программно-проектной деятельности в построении системы непрерывного педагогического образования; технологии экспериментальной разработки форм сопровождения становления карьеры педагога, критерии оценки эффективности этой системы.
- В качестве критериев анализа и оценки эффективности сопровождения выступают: личностный критерий - динамика показателей карьерного роста педагога (развитие индивидуальных образовательных инициатив, результативного педагогического опыта и др.) и социальный, характеризующий уровень развития карьерной среды (становление самоорганизующихся подсистем, динамика достижений коллективов, групп, продуктивный характер социально-образовательных проектов и др.).
1. Александрова, М.В. Принцип регионализации в управлении профессиональной карьерой учителя [Текст] / М.В.Александрова // Интеграция образования; Мордовский ГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2006. - № 2(43). – 0,5 п.л.
2. Александрова, М.В. Возможности карьерного роста учителя [Текст] / М.В.Александрова, Р.М.Шерайзина // Народное образование». – Москва, 2006. - № 8. – 1,2/0,9 п.л.
3. Александрова, М.В. Теоретико–методологическое обоснование закономерностей становления профессиональной карьеры педагога [Текст] / М.В.Александрова // Вестник новгородского университета имени Ярослава Мудрого; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - № 39. – 0,4 п.л.
4. Александрова, М.В. Факторы становления карьеры преподавателя профессионального учебного заведения [Текст] / М.В.Александрова // Высшее образование в России. – Москва, 2007. - №2. – 0,4 п.л.
Монографии
5. Александрова, М.В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе [Текст]: монография / М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2004. – 6,5 п.л.
6. Александрова, М.В. Методологические основы карьерного роста педагога [Текст]: монография / М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 7,6 п.л.
7. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе [Текст]: монография/ М.В.Александрова;/под научн. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 14,9 п.л.
8. Александрова М.В. Сопровождение карьеры педагогов в территориальной образовательной системе [Текст]: монография/ М.В.Александрова;- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 8,1 п.л.
Учебные и научно-методические пособия
9. На пути к новому гуманитарному образованию. [Текст] Материалы Новгородской программы «Подготовка учителей гуманитариев/авт.-сост. и науч. Ред. М.В. Александрова, А.И. Дурандин, И.А. Коложвари и др. – Новгород: НРЦРО,1998. – 21,7/7,3 п.л.
10. Моделирование образовательного процесса по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в общеобразовательной школе (из опыта работы комплекса «Гармония») [Текст]: сб. науч. статей / авт.-сост. и науч. ред. М.В.Александрова; НРЦРО.- Великий Новгород, 2000. – 4,4 п.л.
11. Александрова, М.В. Изучение курса «Конфликтология» [Текст]: учебное пособие / М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2004. – 2,5п.л.
12. Профессиональное образование: опыт научно-педагогической рефлексии [Текст]: сб. научных трудов / сост. и ред. Т.А.Каплунович, М.В.Александрова. - Вып.2; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2005. – 9,1/6,2 п.л.
13. Александрова, М.В. Ведущие управленческие школы в образовании [Текст]: учебное пособие / М.В.Александрова, Р.М.Шерайзина; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2006. – 2,3/2,1п.л.
14. Доступность качественного образования в Новгородской области (по материалам мониторинговых исследований) [Текст]: сб. аналит. мат. / авт.-сост. и науч. ред. В.Н.Аверкин, О.М.Зайченко, М.В.Александрова; НРЦРО.- Великий Новгород, 2006. – 4,5/1,5 п.л.
15. Социальный портрет учителя Новгородской области (по материалам мониторинговых исследований) [Текст]: сб. аналит. мат. / авт.-сост. и науч. ред. В.Н.Аверкин, О.М.Зайченко, М.В.Александрова; НРЦРО.- Великий Новгород, 2006. – 5,8/3,8 п.л.
16. Исследование проблем образования в научных работах студентов [Текст]: сб. научн. статей / сост. и науч. ред. Г.А.Федотова, М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 7,1/5,2 п.л.
17. Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст [Текст]: материалы международной конференции, 14-15мая 2007г. / авт-сост. Р.М.Шерайзина, М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 22,5/20 п.л.
18. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в территориальной образовательной системе [Текст]: сб.научн.-метод. материалов / авт-сост. М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 9,4 п.л.
Научные статьи
19. Александрова, М.В. Диалоги с тьюторами [Текст]/ М.В. Александрова и др. // На пути к новому гуманитарному образованию. Материалы Новгородской программы «Подготовка учителей гуманитариев/авт.-сост. М.В. Александрова, А.И. Дурандин, И.А. Коложвари и др. – Новгород: НРЦРО, 1998. – 0,3 /0,2 п.л.
20. Александрова, М.В. Толковый словарь тьютора [Текст]/ М.В. Александрова и др. // На пути к новому гуманитарному образованию. Материалы Новгородской программы «Подготовка учителей гуманитариев/авт.-сост. М.В. Александрова, А.И. Дурандин, И.А. Коложвари и др. – Новгород: НРЦРО, 1998. – 0,5/0,3 п.л.
21. Александрова, М.В. Подготовка участников ОЭР к реализации инновационных проектов [Текст]/М.В.Александрова//Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании. Выпуск 4.Проблемы и опыт комплексного обеспечения реализации экспериментальных проектов/сост. Иванова Л.И., Жданова С.П., Каплунович Т.А.; Боровичи, Новгород: НРЦРО,1998. – 0,9 п.л.
22. Александрова, М.В. Мотивационный фактор в организации инновационной деятельности учителя [Текст] / М.В.Александрова // Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании. Выпуск 2.Инновационая деятельность в муниципальной образовательной системе как объект управления/сост. Иванова Л.И., Жданова С.П., Каплунович Т.А.; Боровичи, Новгород: НРЦРО,1998. – 0,3 п.л.
23. Александрова, М.В. Организационно-педагогические условия стимулирования инновационной деятельности учителя [Текст] / М.В.Александрова, Каплунович Т.А. // Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании. Выпуск 2. Инновационная деятельность в муниципальной образовательной системе как объект управления/сост. Иванова Л.И., Жданова С.П., Каплунович Т.А.; Боровичи, Новгород: НРЦРО,1998. – 0,5/0,3 п.л.
24. Александрова, М.В. Создание организационно-педагогических условий для подготовки педагогов к аттестации [Текст] / М.В.Александрова //Районная методическая служба: опыт, перспективы: науч.-метод. рекомендации/сост. Иванова Л.И., Жданова С.П., Каплунович Т.А.; Боровичи, Новгород: НРЦРО,1998. – 0,5 п.л.
25. Александрова, М.В. Консультативно-методическая работа/ [Текст]/ М.В.Александрова, Т.А. Каплунович. // Районная методическая служба: опыт, перспективы: науч.-метод. Рекомендации /сост. Иванова Л.И., Жданова С.П., Каплунович Т.А.; Боровичи, Новгород: НРЦРО,1998. – 0,8/0,4 п.л.
26. Александрова, М.В. Диагностическое сопровождение опытно-экспериментальной работы [Текст] / М.В.Александрова, Каплунович Т.А. // Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании. Выпуск 2.Инновационая деятельность в муниципальной образовательной системе как объект управления/сост. Иванова Л.И., Жданова С.П., Каплунович Т.А.; Боровичи, Новгород: НРЦРО,1998. – 0,9/0,5 п.л.
27. Александрова, М.В. Теоретические предпосылки создания творческой образовательной среды в школе [Текст] / М.В.Александрова // Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: сб. науч. статей; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2000. – 0,3 п.л.
28. Александрова, М.В. Создание творческой образовательной среды в школе, реализующей программы развивающего обучения [Текст] / М.В.Александрова // Моделирование образовательного процесса по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в общеобразовательной школе (из опыта работы комплекса «Гармония»): сб. науч. статей / авт.-сост. и науч. ред. М.В.Александрова; НРЦРО.- Великий Новгород, 2000. – 0,3 п.л.
29. Александрова, М.В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы [Текст] / М.В.Александрова: автореферат; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2001. – 1,4 п.л.
30. Александрова, М.В. Моделирование системы продуктивного взаимодействия педагогов [Текст] / М.В.Александрова // Стратегическое управление профессиональным педагогическим образованием как фактор развития региональной образовательной системы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 23-24 апреля 2004г.; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2004. – 0,3 п.л.
31. Александрова, М.В. Стратегическое управление системой непрерывного педагогического образования в регионе [Текст] / М.В.Александрова // Современные стратегии управления образованием: концепции и модели: сб. научн. трудов / сост. и науч. ред. Р.М.Шерайзина, М.Ж. Хасаинов; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2005 – 0,2 п.л.
32. Александрова, М.В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы [Текст] / М.В.Александрова // Современные стратегии управления образованием : концепции и модели : сб. научн. трудов / сост. и науч. ред. Р.М.Шерайзина, М.Ж. Хасаинов; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2005 – 0,5 п.л.
33. Александрова, М.В. Профессиональная карьера учителя как организационная педагогическая проблема [Текст] / М.В.Александрова // Профессиональное образование: опыт научно-педагогической рефлексии: сб. научных трудов / сост. и ред. Т.А.Каплунович, М.В.Александрова. -Вып.2; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2005. – 0,4 п.л.
34. Александрова, М.В. Управление карьерой в России: состояние и проблемы [Текст] / М.В.Александрова // Модернизация профессионального педагогического образования: организационно педагогический: сб. научн. статей / сост. и научн. ред. Г.А.Федотова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2005. – 0,2 п.л.
35. Александрова, М.В. Стратегическое управление вузом как фактор развития его человеческого капитала [Текст] / М.В.Александрова, Р.М. Шерайзина // Роль человеческого капитала в инновационном становлении России: материалы международной конференции. – Том 1.- Казань, 2006 – 0,5/0,4 п.л.
36. Александрова, М.В. Управление карьерой персонала как фактор повышения эффективности современной организации [Текст] / М.В.Александрова // Ученые записки Института непрерывного образования.- Вып.8; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2006 – 0,6 п.л.
37. Александрова, М.В. Теоретическая модель управления профессиональной карьерой в регионе [Текст] / М.В.Александрова, Р.М.Шерайзина // Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 22-23 ноября 2006г.- Ч.1 / сост. Т.С.Панина, В.И.Сахарова, Л.П.Валаева; ГОУ «КРИРПО». - Кемерово, 2006 – 0,6/0,5 п.л.
38. Александрова, М.В. Обучающий регион как фактор развития карьеры человека [Текст] / М.В.Александрова, Р.М.Шерайзина // Академический вестник Института образования взрослых РАО.- №8-9.- СПб, 2006 – 0,4/0,3 п.л.
39. Александрова, М.В. Преодоление коммуникативных барьеров в современном образовании как психолого-педагогическая проблема [Текст] / М.В.Александрова, С.А.Александрова // /Исследование проблем образования в научных работах студентов: сб. научн. статей / Сост. и научн. ред. Г.А.Федотова, М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 1,5/1,1 п.л.
40. Александрова, М.В. Организационно- управленческие условия преодоления коммуникативных барьеров в современной школе [Текст] / М.В.Александрова, С.А.Александрова // Исследование проблем образования в научных работах студентов: сб. научн. статей / Сост. и научн. ред. Г.А.Федотова, М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 0,8/0,6 п.л.
41. Александрова, М.В. Достижения педагогов в профессиональной деятельности как фактор становления их карьеры [Текст] / М.В.Александрова // Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст: материалы международной конференции, 14-15мая 2007г. / авт-сост. Р.М.Шерайзина, М.В.Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 0,8 п.л.
42. Александрова, М.В. Актуальные проблемы становления карьеры специалиста дошкольного образования в территориальной образовательной системе [Текст] / М.В.Александрова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в территориальной образовательной системе: сб.научн.-метод. материалов / авт.-сост. и научн. ред. М.В.Алексадрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2007. – 0,3 п.л.
43. Александрова, М.В. Карьера как аспект профессионального развития педагога [Текст] / М.В.Александрова //Культурное и природное наследие Боровичского края как образовательная среда для населения/СПб., ТУСКАРОРА,2007. – 0,6 п.л.
44. Александрова, М.В. Условия карьерного роста педагога в территориальной образовательной системе [Текст] / М.В.Александрова //Образовательное пространство России: единство в различии / Гатчина, ЛОИЭиФ, 2007. – 0,2 п.л.
45. Александрова, М.В. Социально – синергетическая модель управления карьерой педагога в территориальной образовательной системе [Текст] / М.В.Александрова // Академический вестник Института образования взрослых РАО.- №-3-4. – СПб, 2007 –-0,3 п.л.
46. Александрова, М.В. Управление карьерой учителя как проблема организационно-педагогического сопровождения его профессионального роста [Текст] / М.В.Александрова // Наставник 11. Рейтинговая оценка работы ученика и учителя / Великий Новгород, НРЦРО, 2007 – 0,3 п.л.
47. Александрова, М.В. Профессиональное становление педагога в личностно-развивающей парадигме [Текст] / М.В.Александрова // Вестник новгородского университета имени Ярослава Мудрого; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007. - № 41. – 0,4 п.л.