- Идея концептуального взаимопроникновения практической педагогики и искусства, основанная на культурно-историческом опыте и традициях воспитания молодого поколения, теориях научно-педагогической рациональности в интеграции с теориями, раскрывающими значение символического языка искусства. Определены функции воспитания в соответствии с разными историческими периодами. Вкачестве основания модернизационных процессов креативного характера в диссертации обоснованы уровни интеграции педагогики и искусства: интуитивно-бытовой, отражённый в разных культурах, религиях, традициях народного творчества, народной педагогики и общественной мысли как интеграция воспитания и искусства, духовно-творческого мастерства; репродуктивно-просветительский, присущий различным образовательным системам российской педагогики как этическое, эстетическое и творческое воспитание с деятельностно-творческой направленностью; творческий, в том числе креативно-мультимедийный, основанный на медиапедагогике и педагогике творчества, личностно-ориентированной теории культурологического типа, идеях включения в процесс смыслотворчества, творческом саморазвитии, раскрытии духовных и моральных возможностей всех субъектов воспитательного процесса.
- Современное воспитание как взаимодействие различных пространств: медиапространства, пространства творческой деятельности и сознания личности (индивидуально-жизненный мир личности). Воспитательная среда университета включает в себя трехмерное воспитательное пространство, состоящее из сознания, действительности и медиа. При этом новой гранью интеграции педагогики и искусства в пространстве сознания личности выступает единство ценностно-смысловой и эмоциональной основы воспитания. Ценностно-смысловые и эмоциональные контексты в интеграции педагогики и искусства представлены в матричном виде определенных условий (внешнее, внутреннее, пограничное), направлений (стихийное, ознакомительное, волевое), коммуникативных фаз восприятия искусства (предкоммуникативные, коммуникативные, посткоммуникативные, первичные, многократные, подготовленные, непреднамеренные), что является закономерным качеством процессов, отраженных в воспитательных пространствах (сознание личности, окружающая творческая действительность, виртуальное медиапространство). Системообразующую роль выполняет пространство индивидуального сознания личности, которое проявляется в созидательной, творческой деятельности, ценностной коммуникации и социальной профессионализации.
- Медиавоспитание как инновационное направление педагогической теории и практики. Медиавоспитательная система - предмет интеграции педагогики и искусства. Медиавоспитание представляет собой заново выявленную воспитательную потенцию искусства, выраженную средствами интеграции практической педагогики и искусства, которая осуществляется в медиасреде высшей школы. Идея о трехмерном воспитательном пространстве заключается в содержательной, методологической и ценностно-эмоциональной целостности обновления воспитания. Именно в медиавоспитании как в предмете интеграции происходит слияние педагогики и искусства. Инновационное содержание медиавоспитания проявляется в его целях (раскрытие и поддержка духовных и моральных возможностей, включение в креативный процесс личностного смыслотворчества, оказание научно-педагогической помощи в творческом становлении личности и т.д.); задачах (формирование общечеловеческих ценностей и гуманистических мировоззренческих позиций, развитие потребностей и мотивов поведения, управление коммуникативными процессами с использованием медиасредств); базовых процессах медиавоспитания как элементах творческой деятельности субъектов воспитания высшей школы (культурная идентификация: творчество и адаптивность; ценностно-смысловая коммуникация: эмоции и смыслы; деятельность жизнетворчества: духовность и материальность; социопрофессиональная ориентация: индивидуализация и социализация).
- Социопрофессиональный подход в медиавоспитательном процессе высшей школы, который рассматривается как принцип согласования воспитательных пространств, где происходит переосмысление ценностей и личных смыслов с морально-этической, деятельностно-творческой, гражданской и профессиональной позиций. Воспитание в аспектах социопрофессионального подхода рассматривается как результат практической педагогики, организационно-управляемых условий реализации принципов педагогики и искусства в воспитательной системе вуза. Ценностно-коммуникативный процесс выступает в качестве ключевого конструкта обновления воспитания.
- Многоступенчатая технология воспитания как современная технология воспитания, основанная на взаимодополнении педагогики и искусства действиями механизма смыслопорождения. Многоступенчатая технология воспитания является инновационным процессом, поскольку он охватывает одновременно несколько воспитательных пространств: сознание личности как созидательное жизнетворческое пространство (мысленный мир человека); пространство реального действия (деятельно-видимый мир человека); виртуальное медиапространство объективного мира (мир вне человека). При этом медиавоспитание выступает педагогически управляемым процессом становления и развития культуры социально активной, высокопрофессиональной личности.
1.Максимова, Г.П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе [Текст] / Г.П. Максимова. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – 9,21 п.л.
2.Методологическая сфера образования: современные подходы [Текст] / под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ ПИ, 2007. –18,5 п.л. – (авторский вклад 1,0 п.л.).
3.Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде [Текст] / Г.П. Максимо-ва. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2007. – 17,5 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ для соискателей докторской ученой степени
4.Максимова, Г.П. Медиапедагогика как одно из направлений современного образования [Текст] / Г.П. Максимова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки: научно-образовательный и прикладной журнал. – 2005. – № 4. – 0,7 п.л.
5.Максимова, Г.П. Технологии медиаобразования [Текст] / Г.П. Максимова // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. – 2005. – № 6. – 0,5 п.л.
6.Максимова, Г.П. Ценностно-коммуникативный процесс как ключевой конструкт воспитания [Текст] / Г.П. Максимова // Гуманитарные и соци-ально-экономические науки: научно-образовательное издание. – 2006. – №11. – 0,7 п.л.
7.Максимова, Г.П. Медиавоспитание как альтернатива культурной деградации [Текст] / Г.П. Максимова // Культура & общество: Интернет-журнал МГУКИ. – 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/ 2006/Maksimova.pdf. – 0,7 п.л.
8.Максимова, Г.П. Современные и ретроспективные подходы к медиавоспитанию [Текст] / Г.П. Максимова // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. – 2006. – №6. – 0,6 п.л.
9.Максимова, Г.П. Современные и ретроспективные подходы к модерниза-ции воспитания в высшей школе [Текст] / Г.П. Максимова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 4 (0,8 п.л.).
10.Максимова, Г.П. Интонация как единица коммуникативистики [Текст] / Г.П. Максимова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2003. – № 1 (0,8 п.л.).
Научные статьи, тезисы докладов, материалы конференций
11.Максимова, Г.П. Вопросы коммуникативной этики в рамках высшей школы [Текст] / Г.П. Максимова // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: сборник статей. – Вып. 3 / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004. – 0,5 п.л.
12. Максимова, Г.П. Теория и практика деловой коммуникации [Текст] / Г.П. Максимова // Вестник Академии: научно-практический журнал. – 2004. – № 1 (18). – 1,2 п.л.
13.Максимова, Г.П. Теоретико-методологические подходы к практике воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства [Текст] / Г.П. Максимова // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: сборник статей. – Вып. 4 / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2005. – 1 п.л.
14.Максимова, Г.П. Научное обоснование медиавоспитания, медиаобразования в прикладном и теоретическом направлениях [Текст] / Г.П. Максимова // Вестник Академии: научно-практический журнал. – 2005. – № 1 (20). – 1 п.л.
15.Максимова, Г.П. Личностно-ориентированное воспитание в ракурсе междисциплинарных теорий [Текст] / Г.П. Максимова // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: сборник статей. – Вып. 5 / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2006. – 0,7 п.л.
16.Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в современном вузе: становление, проблемы, инновационный поиск [Текст] / Г.П. Максимова // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Междунар. пед. форума. Секция 3: Программы и концепции современного воспитания как основа социальной технологии развития современной России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – 0,7 п.л.
17.Максимова, Г.П. Ценностно-коммуникативный процесс как ключевой конструкт обновления содержания воспитания в высшей профессиональной школе [Текст] / Г.П. Максимова // Известия Южного отделения Российской академии образования. – Вып. VII. Гуманитарная методология и практика личностно-ориентированного воспитания и непрерывного образования. – Ростов н/Д: Булат, 2006. – 1,2 п.л.
18.Максимова, Г.П. Коммуникативно-речевые технологии, обогащенные элементами системы К.С. Станиславского, как «рывок» в речевых профессиях [Текст] / Г.П. Максимова // Человек и Вселенная. – 2002. – №2 (12). – 0,7 п.л.
19.Максимова, Г.П. Педагогическая интонация как единица коммуникативной речевой эффективности [Текст] / Г.П. Максимова // Междунар. Славянский съезд. Славянский педагогический собор. ¬–¬ Тирасполь: Изд-во ППУ, 2002. – 0,7 п.л.
20.Максимова, Г.П. Модернизация воспитательного процесса в высшей школе [Текст] / Г.П. Максимова // Студенческая коммуникация: теория и практика в различных социально-образовательных аспектах: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «СК-03». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004. – 0,75 п.л.
21.Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе – резерв качества профессиональных кадров [Текст] / Г.П. Максимова // Повышение качества образования как проблема вузовской педагогики: материалы III региональной науч.-методич. конф. 12.02.2004 г. – Ростов н/Д: Фолиант, 2004. – 0,4 п.л.
22.Максимова, Г.П. Технологии коммуникативно-речевого процесса [Текст] / Г.П. Максимова // Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты: материалы II Междунар. конф. («Коммуникация-2004»), «Соmmunication Theoretical Approaches and Practical Applications» - Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2004. – 0,9 п.л.
23.Максимова, Г.П. Воспитание и наука: студенческий контекст [Текст] / Г.П. Максимова // Содержание и формы студенческой науки (воспитательный ракурс) (СН-04): материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (1-2 апреля 2004 г.). – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004. – 0,4 п.л.
24.Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей российской школе [Текст] / Г.П. Максимова // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конференции. Секция 5: Воспитание в современном вузе. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. – 0,35 п.л.
25.Максимова, Г.П. Сущностные аспекты воспитания экономического образования в высшей школе [Текст] / Г.П. Максимова // Воспитательные проблемы экономического образования: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004. – 1 п.л.
26.Максимова, Г.П. Коммуникация: концепции и прикладные аспекты [Текст] / Г.П. Максимова // материалы II Междунар. конф. («Коммуникация – 2004»), «Соmmunication Theoretical Approaches and Practical Applications». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ». – 2004. – 0,9 п.л.
27.Максимова, Г.П. Структура коммуникативного процесса: театрально-сценическая модель [Текст] / Г.П. Максимова // Проблемы высшего педагогического образования. – Вып. №16: метод. рекомендации. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. – 2 п.л.
28.Максимова, Г.П. Проблемы высшего педагогического образования [Текст] / Г.П. Максимова // Проблемы высшего педагогического образования. – Вып. №16: метод. рекомендации. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. – 2 п.л.
29. Максимова, Г.П. Организационная культура студента [Текст]: учеб. пособие / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д, 2007. – 8 п.л.
30.Максимова, Г.П. Деловая и речевая коммуникация [Текст] / Г.П. Максимова // Методические указания и рекомендации по изучению курса. – Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2003. – 2,5 п.л.
31.Максимова, Г.П. Коммуникативные технологии медиаобразования в контексте интеграции педагогики и искусства [Текст] / Г.П. Максимова // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. статей / отв. ред. О.Г. Филатова. – Ч.2. – СПб.: Роза мира, 2006. –1,1 п.л.
32.Максимова, Г.П. Учимся красиво говорить: современные языковые стандарты [Видеоматериалы] / Г.П. Максимова // Учебный фильм / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: ТВ «Академия», 2001. – 30 мин.
33.Максимова, Г.П. Технологии коммуникативно-речевого процесса [Видеоматериалы] / Г.П. Максимова // Учебный фильм / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: ТВ «Учебное телевидение», 2003. – 40 мин.
34.Максимова, Г.П. Второе дыхание [Видеоматериалы] / Г.П. Максимова // Учебно-воспитательный фильм / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: ТВ «Учебное телевидение», 2004. – 35 мин.
35.Максимова, Г.П. Университет начинается с тебя [Видеоматериалы] / Г.П. Максимова // Учебно-воспитательный фильм / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: ТВ «Учебное телевидение», 2005. – 25 мин.
36.Максимова, Г.П. Профилактика антисоциального поведения студентов в высших учебных заведениях (с использованием студенческих видеороликов) [Видеоматериалы] / Г.П. Максимова // Учебно-воспитательный фильм / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: ТВ «Учебное телевидение», 2006. – 45 мин.