Научная тема: «ЯЗЫКОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ГРАМОТЕ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Процесс формирования действия чтения («элементарного навыка чтения», «первоначального навыка чтения», «формального чтения») младших школьников следует считать знаковой деятельностью, имеющей свою специфику: в процессе обучения грамоте она не связана напрямую с планом содержания в языке, как это обычно происходит в практике использования языка как системы знаков, а ограничена пока планом выражения.
  2. Сосредоточенность процесса обучения грамоте на плане выражения - материальной стороне письменной формы языка - позволяет в полном объеме понять и использовать технологические параметры операционного состава действия чтения, которые основываются на собственно языковых закономерностях и принципах, а также на современной методологии взаимоотношений двух форм языка - устной и письменной.
  3. Операционный состав действия чтения, проанализированный с позиций языковых закономерностей и принципов, позволяет организовать процесс обучения русской грамоте с деятельностных позиций: формирование предметного действия чтения происходит в этом случае на полной ориентировочной основе, т.е. по третьему типу ориентировки (П.Я.Гальперин).
  4. Организация обучения грамоте с деятельностных позиций с учетом полной ориентировочной основы действия чтения позволяет представить процесс обучения грамоте как систему учебных задач, направленную на формирование отдельных операций действия чтения; причем, поскольку действие чтения насчитывает небольшое количество операций и сформулированных на их основе правил чтения, то в целом сокращается время на формирование собственно действия чтения и значительно сокращаются затраты на процесс обучения детей русской грамоте.
  5. Опора на современные представления о характере взаимоотношений между двумя формами языка позволяет настаивать на раздельном обучении чтению и письму в процессе обучения грамоте: действие чтения формируется быстрее, чем действия письма; раздельное и при этом несколько опережающее формирование действия чтения позволит органично интегрировать приемы формирования этих видов речевой деятельности младших школьников: навык письма как более сложный речевой навык должен иметь опору на качество уже сформированного навыка чтения, в частности на действие чтения.
  6. В качестве принципов структурирования учебного материала в учебниках для обучения грамоте (букварях и азбуках) мы выдвигаем а)принцип функционального подхода к букве как основному средству графики русского языка, позволяющий организовать мотивационный этап формирования действия чтения, б) принцип преимущественной опоры на графические закономерности в отборе дидактического материала для чтения в букваре (релевантные графические буквосочетания, законы конъюнкции и дизъюнкции в них), в) принцип предъявления дидактического материала в учебнике для обучения грамоте, закономерно вытекающий из синтагматических и парадигматических отношений русской графики.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия

1.Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. Монография. М.: АПКиППРО, 2006. 100с.- 6,25 п.л.

2.Сильченкова Л.С. Технология обучения русской грамоте. Пособие для учителей начальных классов, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. М.: Баласс, 2004, 80 с.- 5 п.л.

3.Сильченкова Л.С. Русский язык Ч.1: Методические рекоменд. для студентов заоч. отд. ф-та нач. кл. Красно¬ярск, КГУ, 1991, 30 с.- 1,2 п.л.

4. Сильченкова Л.С.Методика обучения грамоте.: Метод. реком. для сам. работы студентов дневного и заочного отд. ф-та нач. кл. Красноярск, КГУ, 1994, 36 с. - 2,5 п.л.

5. Сильченкова Л.С. Профессиональная направлен¬ность сам. работы по фонетике рус. яз.: Методические рекомен¬дации для студентов ф-та нач. кл. Ч.1. Красноярск, КГУ, 1995, 46 с. - 2,9 п.л.

6. Сильченкова Л.С. Профессиональная направлен¬ность самостоятельной работы по фонетике рус. яз.: Метод, реком. для студ ф-та нач. кл. Ч.2. Красно¬ярск, КГУ, 1996, 36 с.- 2,3 п.л.

Cтатьи, опубликованные в изданиях списка ВАК

7. Сильченкова Л.С. Русская графика и формирование первоначального навыка чтения. // Начальная школа, 2001, №1, С.106-110 - 0,7 п.л.

8. Сильченкова Л.С. Графические ориентиры как лингвистическая основа обучения грамоте // Начальная школа плюс до и после, 2002, №8, С. 10-17 - 0,5 п.л.

9. Сильченкова Л.С.Формирование фонематического слуха. // Начальная школа, 2005, № 1, С.110-119.- 1 п.л..

10. Сильченкова Л.С. Ориентировочная основа чтения как действия. // Психологическая наука и образование, 2006, № 1, С.12-20 - 0,8 п.л.

11. Сильченкова Л.С. Языковые закономерности методики обучения первоначальному навыку чтения//Начальная школа, 2006, № 10, С.86-90, 94 - 0,8 п.л.

12.Сильченкова Л.С. Обучение формальному чтению в контексте современной образовательной среды// Вестник Красноярского государственного университета, 2006, № 6, С.178-181 - 0,8 п.л.

Научные статьи

13. Сильченкова Л.С. Соотношение учебного и обучаю¬щего действия при формировании первоначального навыка чтения //Педагогика развития: соотношение учения и обучения: Мат. 7-й научно-практ. конф. Краснояр. гос. ун-т, Красноярск, 2000., С. 120- 126 - 0,4 п.л.

14. Сильченкова Л.С. К вопросу о единицах чтения в русской графике // И.А. Бодуэн де Куртене. Ученый. Учитель. Лич¬ность: Доклады науч.-практич. конф. / под ред. Григорьевой Т.М. Краснояр. гос.ун-т. Красноярск, 2000, С.240-246 -0,4 п.л.

15. Сильченкова Л.С. Достижения и некоторые перспективы отечественной букваристики // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности : Материалы 8-й научно-практической конференции.; Краснояр.гос. ун-т Красноярск,2002, С.152- 157 -0,4 п.л.

16. Сильченкова Л.С. Пути обновления методики обучения грамоте // И.И.Срезневский и современная славистика: Наука и образование: Сб научн. трудов (по матер. Междунар. научно-практич. конф. «Славянские языки, письменность и культура», 27-29 мая 2002 г.), Ряз. Гос. пед. ун-т им. С.А.Есенина. Рязань, 2002, С.266-272 - 0,5 п.л.

17. Сильченкова Л.С. Теория русской графики и обучение русской грамоте// Лингвистика и школа: Доклады международной конференции «Лингвистика и школа» /Под ред. Т.М.Григорьевой; КГУ, Красноярск, 2002, С.187 – 193. - 0,5 п.л.

18. Сильченкова Л.С. Cвойства русской графики и формирование первоначального навыка чтения // Научный ежегодник КГПУ. Выпуск 3, Т. 2 – Красноярск: РИО КГПУ, 2002, С. 24-32 - 0,9 п.л.

19. Сильченкова Л.С. Звуковая работа в период обучения грамоте // Научные труды МПГУ. Серия: Псих.-пед. науки. Сборник статей. – М.: Прометей, 2003, С.443-451 - 0,5 п.л.

20. Сильченкова Л.С. Толстой и современные проблемы обучения грамоте // Толстовский сборник -2003. Л.Н.Толстой и судьбы современной цивилизации: Материалы XXIX Международных Толстовских чтений, посвященных 175-летию со дня рождения Л.Н.Толстого: В 2 ч. Ч.II. Педагогика. Философия. Краеведение. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2003, С.51-59 - 0,5 п.л.

21. Сильченкова Л.С. Фонология и методика обучения грамоте // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб.статей. – М.: «Прометей», 2004, С.381- 387 - 0,5 п.л.

22. Сильченкова Л.С. О пополнении методической терминологии // Русский язык: Теория. История. Риторика. Методика: Материалы науч.-метод. чтений памяти Р.Т.Гриб (1928-1995) / Краснояр.гос.ун-т.- Красноярск, 2004.- Вып.4. С.170-174 -0,5 п.л.

23. Сильченкова Л.С. Фонетические и графические закономерности методики обучения грамоте // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб.статей. – М.:ГНО Издательство «Прометей». МПГУ, 2005, С.385-390 - 0,5 п.л.

24. Сильченкова Л.С. Лингвистические закономерности и методы обучения русской грамоте // Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса: Материалы межвузовской научно-методической конференции (XII Рязанские педагогические чтения), 1 марта 2005 г. /Отв. ред. А.Н.Козлов. Ряз.гос. пед. ун-т им. С.А.Есенина – Рязань, 2005. С. 294 -299 - 0.4 п.л.

25. Сильченкова Л.С. Обучение детей чтению в логике освоения действительности и методика обучения родному языку // Шутливо о серьезном. Юбилейный сборник научной школы, разрабатывающей проблемы теории, истории и технологии методики формирования читателя в ХХI веке. – М.: МГПУ, 2006, С.142-157 – 1 п.л.

26. Сильченкова Л.С. Противоречия современной методики обучения грамоте (статья)// Современная начальная школа и подготовка учителя: Сборник научных трудов преподавателей факультета начальных классов. – М.: МГПУ, 2006, С.77-83 - 0,5 п..л.

27. Сильченкова Л.С. Свойства русской графики и фонологии как основа формирования действия чтения // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. ст. – М.: «Прометей», МПГУ, 2006, С.286-293 - 0,5 п.л.

28. Сильченкова Л.С. Обучение грамоте и становление языковой личности// Проблемы формирования и развития языковой личности при изучении русского языка в школе: межвузовский сборник научных трудов – Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина – Рязань, 2006. С.49-55 - 0,5 п.л.

29. Сильченкова Л.С. Развивающие возможности методики обучения грамоте: традиции и современность// Реализация развивающей функции обучения в начальной школе: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (23-24 ноября 2006 г.) – Орск: Издательство ОГТИ, 2006, С. 140-145 - 0,5 п.л.

Тезисы выступлений и докладов

30. Сильченкова Л.С. Деятельностный подход в прак¬тике обучения младших школь¬ников чтению // Проблемы перестройки учебно-воспитательных учреждений народного образования: Тезисы док¬ладов Всесоюзной науч¬но-практической конфе¬ренции. Уфа,1989. - 0,2 п.л.

31. Сильченкова Л.С. 0 преемственности лингвистиче¬ской подготовки учителя на¬чальных классов в педучилище и пединституте // Пути совершенствования профес. мас¬терства уч. нач. классов при сокра¬щенном сроке об.-я: Тезисы докладов Всесо¬юз. научно-метод. конферен¬ции. Красноярск, 1990, С. 86- 88- 0,2 п.л.

32. Сильченкова Л.С. Л.Н.Толстой и проблемы форми¬рования первоначального навыка чтения // Педагогическое наследие Л.Н.Толстого и современ¬ность. Философско-этические и социологиче¬ские идеи Л.Н.Толстого: Тезисы докладов 21 Толстов. чтений, Тула, 1993, С. - 0,2 п.л.

33. Сильченкова Л.С. Некоторые аспекты работы над ударением в начальных классах //Язык - наше наследие: Те¬зисы докладов научной конференции. Иркутск, 1995, С. - 0,2 п.л.

34. Сильченкова Л.С. Алгоритм чтения как методиче¬ское понятие // Новое содержание обра¬зования и проблемы го¬товности сельской школы к его реализации: Мате¬риалы Всеросс. научно-практ. конф. Орел, 1996. С.286-290, 0,3 п.л.

35. Сильченкова Л.С. Лингво-методический компонент подготовки учителя начальных классов // Актуальные проблемы подготовки учителей на-чальных классов: Тезисы конф. Барнаул, БГПИ,1996.- 0,1 п.л.

36. Сильченкова Л.С. Формирование методических умений будущих учителей // Методич. обеспече¬ние учебного процесса - важный фактор в совер¬шенствовании подготовки специалистов: Материалы межвуз. научно-практ. конф. 4.1. Красноярск, КГУ, 1997 - 0,2 п.л.

37. Сильченкова Л.С. Свойства русской графики как ос¬нова формирования первоначаль¬ною навыка чтения // Лингвистика и школа: Тези¬сы Всероссийской научно-практической конф. 3-5 но¬ября 1999 г. Барнаул 1999 - 0.2 п.л.

38. Сильченкова Л.С. Принципы русской графики как лингвистическая основа методики обучения грамоте // И.И.Срезневский и современная славистика: Наука и образование: Сб научн. трудов (по материал. Международ. научн.-практ. конф. «Славянские языки, письменность и культура», 27-29 мая 2002 г.), Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А.Есенина. Рязань, 2002, С.272-274 - 0,1 п.л.

39. Сильченкова Л.С. Парадоксы современной методики обучения грамоте // Проблемы обр-ния в условиях устойчивого развития цивилизации. Материалы У Московской межд. конф. «Образование в ХХI веке – глазами детей и взрослых».- М.: Компания Спутник+, 2005, С. 31-33 - 0,2 п.л.

40. Сильченкова Л.С. Принципы русской графики в методике обучения грамоте // Квалификационная филологическая подготовка спец-тов на ф-те пед- ки и методики нач. образования в свете модернизации системы образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Борисоглебск, 27-29 октября 2005 г. – Борисоглебск: Кристина, 2005, С.71-75.- 0,3 п.л.