Научная тема: «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Специальность: 13.00.04
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Объективно существующая потребность в качественной рационализации и усилении педагогического компонента процесса здоровьесбережения в ходе физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ обусловлена усиливающейся негативной тенденцией повышения риска появления определенных заболеваний и патологических состояний и детерминирована наличием у большинства детей 7-10 лет (67%) актуального набора маркеров дисплазии соединительной ткани, отставанием биологического возраста от паспортного, комплексом функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и низким уровнем развития жизненно важных физических качеств.
  2. Требование усиления здоровьесберегающего потенциала системы физического воспитания младших школьников предопределяет необходимость изменения приоритетов в проективных установках учебно-воспитательного процесса с усилением акцентированных педагогических воздействий с целью интенсивного развития выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся.
  3. Разработанная технология педагогического контроля физической подготовленности учащихся младших классов, учитывающая половозрастные характеристики основных габаритных параметров школьников, является позитивным фактором, когерентно влияющим на повышение степени объективности оценки уровня развития физических качеств и эффективность решения социально-психологических задач физического воспитания детей 7-10 лет.
  4. Повышению качества физического воспитания детей 7-10 лет, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, способствует реорганизация данного процесса на основе передачи ряда полномочий специалистам врачебно-физкультурных диспансеров с целью внедрения в практику новых принципов оценки здоровья ребенка в аспекте прогнозирования пограничных состояний, выделения среди детей групп риска, четкого соблюдения сроков допуска к занятиям, распределения детей на медицинские группы с учетом особенностей первичного заболевания, являющегося противопоказанием для занятий спортом.
  5. Теоретико-методологическая концепция здоровьесбережения в ходе физического воспитания младших школьников, базирующаяся на общепедагогических принципах и реализуемая в рамках экспериментально обоснованных организационно-методических подходов, которые изменяют проективные, содержательные, процессуальные и контрольно-учетные характеристики целостного учебно-воспитательного процесса, является позитивным фактором, стимулирующим рост профессиональной компетентности учителей физической культуры, и на этой основе улучшение состояния здоровья, повышение уровня общей физической и двигательной подготовленности учащихся.
Список опубликованных работ
Монография

1. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: факторы риска и пути их устранения. – М.: Советский спорт, 2006. – 150 с.

Учебные пособия

2. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.

3. Виленская Т.Е. Физическое воспитание младших школьников (принципы анализа и оценки физической подготовленности). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 52 с.

Статьи в рецензируемых журналах

4. Виленская Т.Е. Прогнозирование состояния здоровья детей как основное направление деятельности восстановительной медицины// Теория и практика физической культуры. - № 8.- 2004. - С.43-44.

5. Виленская Т.Е., Кудаев Э.А. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах// Теория и практика физической культуры. - № 1.- 2005.- С. 25-28.

6. Виленская Т.Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 1.- 2005.-С.2-7.

7. Виленская Т.Е. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата как одно из наиболее «слабых звеньев» у современных детей 7-10 лет// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 3.- 2005.-С.52-55.

8. Виленская Т.Е. Соединительнотканные дисплазии опорно-двигательного аппарата у современных детей младшего школьного возраста// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 3.- 2006.-С.63.

9. Виленская Т.Е. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста: факторы риска // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. Приложение. - № 6.- 2006. - С.65-69.

Методическое пособие

10. Виленская Т.Е. Физиолого-биомеханические аспекты совершенство-вания системы физического воспитания. - Краснодар: КГАФК, 2000.-78 с.

Статьи в межвузовских сборниках

11. К проблеме целенаправленного развития отдельных физических качеств у детей и подростков на уроках физической культуры // Медицинские и педагогические проблемы физической культуры и спорта. - Краснодар: ХМЦСМФ, 1999. – С. 126-136.

12. «Слабые звенья» в системе физической подготовки учащихся начальных классов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КубГАФК. - Том 3. – Краснодар. - 2000.– С. 20-24.

13. Физиолого-биомеханические аспекты совершенствования системы физического воспитания в начальной школе // Адаптивная физическая культура.- № 3.- 2001.- С.10-14.

14. Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков с различным соматотипом // Частные вопросы физической реабилитации и спортивной медицины. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2004. – С.24-34.

15. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой // Частные вопросы физической реабилитации и спортивной медицины. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2004. – С. 50-61.

16. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе развития общества // Медико-биологические и педагогические проблемы физического воспитания. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2005.- С.131-145.

17. Стимулируемое развитие выносливости в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста // Медико-биологические и педагогические проблемы физического воспитания. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2005.- С. 165-172.

18. Травматизм на уроке физической культуры: проблемы и пути решения//Медико-биологические и педагогические проблемы физического воспитания. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2005.- С.172-186.

19. Методические принципы оценки физической подготовленности детей 7-10 лет//Физиологические и педагогические проблемы физического воспитания. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2006. – С. 76-78.

20. Медико-биологическое обеспечение школьного физического воспитания // Физиологические и педагогические проблемы физического воспитания. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2006.- С.83-93.

21. Организация и содержание школьного физического воспитания детей, отнесенных к специальной медицинской группе//Физиологические и педагогические проблемы физического воспитания. - Краснодар: КубГУФКСТ, 2006 .-С. 96-105.