- Ведущими педагогическими факторами, влияющими на гражданскую активность школьников, понимаемую как одна из форм общественной активности учащейся молодежи, обусловленная их духовными и политическими ценностями и ориентациями, общей культурой, являются: направленность передовых педагогических идей; политика в сфере образования; содержание общего образования, в том числе по гуманитарным предметам; педагогический стиль деятельности администраций и преподавателей; формы и методы образовательной деятельности; нравственный характер взаимоотношений между учащими и учащимися; уровень материально-технического обеспечения учебных заведений и степень ответственности администраций за соблюдение и поддержание санитарно-гигиенического порядка.
- Педагогические факторы, влиявшие на формирование гражданской активности школьников, специфично проявлялись в конкретном историческом процессе социально-политического развития России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Среди наиболее значимых общественно-исторических предпосылок развития гражданской активности учащейся молодежи в рассматриваемый период выделяются: непоследовательные социально-политические реформы, нерешенный «крестьянский» вопрос, высокие темпы капитализации России на рубеже ХIХ - ХХ веков, русификаторская национальная политика, неудачная русско-японская война, революционные события 1905 - 1907 гг., Первая мировая война.
- Взаимодействуя с данными социальными обстоятельствами, педагогические факторы в зависимости от их интерпретации и инструментовки могли как способствовать успешной социализации и проявлению позитивной гражданской активности учащейся молодежи, так и приобретать негативный характер, противодействующий формированию просоциальной гражданской активности школьников или приводящий к проявлениям радикализма.
- Во второй половине ХIХ - начале ХХ веков к позитивным педагогическим факторам, воздействующим на гражданскую активность школьников, относились следующие: демократическая направленность государственной образовательной политики в первой половине 60-х гг. ХIХ века и 1915 - 1917 годов; нормативные акты, способствующие демократизации жизни образовательных учреждений и созданию детских общественных объединений; передовые педагогические идеи, предполагающие гуманизацию образовательного процесса, нацеливающие на применение активных форм и методов образовательной деятельности; включение в содержание образования материала, характеризующего высокие образцы гражданственности, гражданского воспитания на примере истории, латинского и греческого языков; гуманный стиль взаимоотношений между преподавателями и учащимися; богатая внутренняя образовательная среда в учебных заведениях.
- Негативными педагогическими факторами, противодействующими проявлениям конструктивной гражданской активности школьников, подталкивающими их к радикальным действиям в исследуемый исторический период, являлись: усиление административного регулирования и упорядочение жизнедеятельности школы Министерством Народного Просвещения в 1870 - 1880 гг., введение цензуры политических, религиозных и нравственных убеждений педагогов и учащихся, осуществление совместных с Министерством Внутренних Дел «воспитательных», то есть надзорно-репрессивных мер в конце ХIХ - начале ХХ века; сохранение многопредметности, порождавшей межпредметную рассогласованность содержания и перегруженность программ обязательным учебным материалом; жесткая балльная система оценивания; авторитарность дирекции и преподавательского состава; разобщенность учащихся; неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия.
- Социальная и гражданская активность учащихся, в том числе радикального характера, наиболее ярко выражалась в ученическом движении рассматриваемого периода, в рамках которого выделяются три направления: - академическое, доминировавшее с 1860 по 1904 гг., основывалось на идеях борьбы за академические права и против схоластического обучения, организованного протеста против увольнений «прогрессивных» педагогов. В содержание деятельности ученических кружков, групп, организаций входило также самообразование (изучение сочинений Михайловского, Лаврова, Белинского, Добролюбова, Спенсера и др.), создание собственных библиотек, издание рукописных листков и журналов; - радикально-преобразующее направление (1905 - 1908 гг.) характеризовалось требованиями коренного преобразования школы: введение бесплатного обучения, уничтожение сословных и национальных преград для получения образования, прекращение внеклассного административного и политического надзора, отмена обысков, участие общественности в управлении школой. Выдвижение ученическими организациями требований нередко сопровождалось срывом занятий, беспорядками и хулиганством, забастовками, демонстрациями; - рационально-прагматическое направление становится заметным с началом Первой мировой войны. В 1914 - 1917 гг. основой гражданской солидарности учащихся становится созидательная добротворческая деятельность: уход за ранеными в лазаретах, помощь санитарным отрядам, сбор средств и вещей для нужд фронта, сельскохозяйственные работы в составе ученических трудовых дружин и др.
- Продуктивному развитию гражданской активности, предупреждению и минимизации радикализации сознания и поведения современных школьников служат: - усиление философско-мировоззренческих, ценностно-смысловых и идеально-возвышенных составляющих воспитания и обучения школьников;- сбережение особенностей национального образования - единства и государственности школы; фундаментальности и систематизации образования; приоритета воспитания, прежде всего духовно-нравственного, в системе общего образования; общинно-коллективного уклада школьной жизни;- сохранение традиционной гуманистической основы образовательного процесса, опорой которого служат живые коммуникативные начала воспитания и обучения, душевные контакты педагога с детьми, понимание, сочувствие и поддержка;- создание реальных условий, обеспечивающих: успешность учения подростков; выражение ими своих мнений и точек зрения; проявление инициативы, самодеятельности, самоуправления и солидарности; осуществление личностных ресурсов;- повышение роли семьи в системе общественных воспитательных отношений;- осознание властью и общественностью опасности эксплуатации протестных и агрессивных настроений молодежи современной индустрией развлечений.
1. Беленцов С.И. Социально-гражданское воспитание в России в конце ХIХ – начале ХХ веков. – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС». 2002. – 132 с. – (7,8 п.л.).
2. Беленцов С.И. Педагогические факторы общественной нестабильно-сти и юношеского ра¬дикализма в России во второй половине XIX – начале XX ве¬ков. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2005. – 241 с. – (14,2 п.л.).
3. Беленцов С.И. Ученическое движение как отражение кризиса рос¬сий-ской школы в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2005. – 141 с. – (8,3 п.л.).
4. Беленцов С.И. Радикализм учащейся молодежи России во второй по-ловине ХIХ – начале ХХ веков. Исторические, политические, социальные и идеологические ис¬токи / Дополнительная образовательная программа. – Курск: Изд. ООО «Учитель», 2004 г. – 24 с. – (1,4 п.л.).
5. Беленцов С.И. Идеи новой европейской педагогики о воспитании лично¬сти и гражданина в отечественной теории и практике образования во вто¬рой половине ХIХ – начале ХХ веков / Научно-методические рекоменда-ции для руководителей школ, районных, городских методических кабинетов, школьных методиче¬ских объединений, классных руководителей, педагогов-организато¬ров. – Курск: Изд. ООО «Учитель», 2005 г. – 76 с. – (4,5 п.л.).
Статьи в перечне научных журналов и изданиях ВАК
6. Беленцов С.И. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже ХIХ – ХХ веков: взаимодействие или взаимные претензии? // Народное образова-ние. – 2005. – №2. – С. 185-189. – (0,3 п.л.).
7. Беленцов С.И. Семья и школа: «исторический портрет» конца ХIХ – на¬чала ХХ веков // Дополнительное образование. – 2005. – №4 (66). – С. 42-46. – (0,3 п.л.).
8. Беленцов С.И. Правоохранительная деятельность Министерства На-род¬ного Просвещения в годы первой русской революции // История государ¬ства и права. – Москва: Издательская группа «Юрист», 2005. – №3. – С. 35-37. – (0,2 п.л.).
9. Беленцов С.И. Ученическое движение в конце ХIХ – начале ХХ века. Материалы к уроку // Преподавание истории в школе. – 2005. – №7. – С. 9-15. – (0,4 п.л.).
10. Беленцов С.И. Радикализм учащейся молодежи: взгляд в историю // Педагогика. – 2005. – №7. – С. 76-84. – (0,5 п.л.).
11. Беленцов С.И. Деятельность учителя в аспекте проблемы радикали-зации сознания и поведения школьной молодежи: история и современность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образо-ва¬ние, здравоохранение, физическая культура». – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – Вып. 6. – №15 (55). – С. 191-199. – (0,5 п.л.).
12. Беленцов С.И. Оценка знаний: исторический опыт и проблемы со-вре¬менности // Профессиональное образование / Новые педагогические исследова¬ния. – 2007. – №3. – С. 26-32 c. – (0,4 п.л.).
Научные статьи, доклады, электронные издания
13. Беленцов С.И. Управление гимназией в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков: опыт историко-педагогического осмысления про-блемы / Материалы Курской областной научно-практической конференции «Взаимо¬действие управляющей и управляемой подсистем по достижению высокого ка¬чества образования» – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2002. – С. 20-27. – (0,5 п.л.).
14. Беленцов С.И. К проблеме педагогических факторов радикализма уча¬щейся молодежи России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков / Ма-те¬риалы У международной летней культурно-антропологической школы мо-лодых ученых «Культура – Образование – Человек» «Время и человек в зер-кале гума¬нитар¬ных исследований»: В 2т./ Под ред. А.В. Репринцева. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – Т. 1. – С. 109-118. – (0,6 п.л.).
15. Беленцов С.И. Педагогические идеи Западной Европы и США и их влияние на россий¬скую систему образования во второй половине ХIХ – на-чале ХХ вв. // Народное образование. 2003. №9. – С. 62. (В электронной вер-сии E – mail: no@iskratelecom. ru).
16. Беленцов С.И. Асоциальные выступления и движения учащейся моло¬дежи в России в 1905 – 1907 гг. / Материалы 31-й Всероссийской заоч-ной науч¬ной конферен¬ции «Войны, военные конфликты, терроризм как про-явление экстремальных ситуаций в жизни людей: исторический опыт и уроки» / Под редакцией С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2003. – С. 56-61. – (0,4 п.л.).
17 Беленцов С.И. Подготовка учителя средней школы в России конца ХIХ – начала ХХ в.: взгляд в прошлое / Материалы IУ Всероссийской конфе-ренции «Качество педагогического образования: молодой учитель». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2003. – Т. 2. – С. 11-15. – (0,3 п.л.).
18. Беленцов С.И. Общественное движение учащейся молодежи в Рос-сии во второй поло¬вине ХIХ – начале ХХ веков / Материалы 32-й Всерос-сийской научной кон¬ференции «Классы и социальные группы в судьбах России» / Под редакцией С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2003. – С. 124-132. – (0,5 п.л.).
19. Беленцов С.И. Формирование профессиональной компетентности педа¬гога как стабилизирующий фактор деятельности средней школы в Рос-сии во второй половине ХIХ века / Материалы У Всероссийской научно-практиче¬ской конференции «Интеграция методической (научно-методиче-ской работы и системы повы¬шения квалификации кадров». – Челябинск: Изд-во «Образова¬ние», 2004. – С. 53-56. – (0,2 п.л.).
20. Беленцов С.И. Влияние идей К.Д. Ушинского на содержание школь-ной реформы 1871 года в России / Материалы УII Всероссийской на¬учно-прак¬тической конфе¬ренции (17-19 февраля 2004 г.) «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации россий-ского образования». – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. – Ч. I. – С. 42-46. – (0,3 п.л.).
21. Беленцов С.И. Идеи «новой» зарубежной педагогики как фактор радика¬лизации образовательной ситуации в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков / Материалы межрегиональной научно-практической кон-фе¬ренции «Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального ста-новле¬ния специалиста: преемственные связи воспитательной среды в системе «Школа – ВУЗ». – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного универ¬ситета, 2004. – С. 155-160. – (0,4 п.л.).
22. Беленцов С.И. Учебный предмет «законоведение» и его роль в формиро¬вании законо¬послушного гражданина в России в конце ХIХ – на-чале ХХ веков / Мате¬риалы научной конференции «Российская история ХХ века: проблемы науки и образования». – Москва: Изд-во МПГУ, 2004. – С. 45-50. – (0,4 п.л.).
23. Беленцов С.И. Опыт социальной деятельности учащихся средних учеб¬ных заведений Курской губернии в конце ХIХ – начале ХХ веков / Ма-териалы научно-прак¬тической конференции, посвященной 225-летию обра-зования Курской губер¬нии и 70-летию образования Курской области «Кур-ский край в истории Оте¬чества» / Под ред. А.Т. Стрелкова. – В 2 ч. – Курск, 2004. – Ч. 2. – С. 51-54. – (0,2 п.л.).
24. Беленцов С.И. Проблема профессионального образования россий-ского учительства на рубеже ХIХ–ХХ веков / Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессиональ-ного образования на основе регулируемого эволюционирования». – Челя-бинск: Изд-во «Образование», 2004. – C. 13-17. – (0,3 п.л.).
25. Беленцов С.И. Роль обществоведческих и гуманитарных учебных пред¬метов в формиро¬вании гражданских качеств школьников в конце ХIХ – начале ХХ веков // Педагогический поиск. – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2004. – №4. – С. 17-26. – (0,6 п.л.).
26. Беленцов С.И. Санитарно-гигиеническое состояние средних обще-обра¬зовательных учреждений как показатель кризиса российского образова-ния во второй половине ХIХ – начале ХХ веков // Современные наукоемкие техно¬логии. – М.: Изд-во РАЕ, 2005. – №1. – С. 128-131. – (0,2 п.л.).
27. Беленцов С.И. Реформа классического образования как педагогиче-ский фактор зарожде¬ния радикализма учащейся молодежи в России во вто-рой половине ХIХ века // Юридическое образование и наука. – Москва: Изда¬тель¬ская группа «Юрист», 2005. – №1. – С. 41-45. – (0,4 п.л.).
28. Беленцов С.И. Граф П.Н. Игнатьев и развал школы / Материалы 37-й Всероссийской на¬учной конференции «Архивные документы как источник формирования представлений об истории Отечества» / Под редакцией С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2005. – С. 38-42. – (0,3 п.л.).
29. Беленцов С.И. Социально-исторические факторы формирования ра-дикалистских уст¬ремлений учащегося юношества в России во второй поло-вине ХIХ – начале ХХ веков / Межвузовский сборник научных трудов. – Вып.8 / Под ред. Д.Ф. Ильясова. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – С. 238-255. – (1,1 п.л.).
30. Беленцов С.И. Общественное движение учащейся молодежи Харь-ков¬ского учебного ок¬руга как отражение радикализации российского обще-ства в конце ХIХ – на¬чале ХХ вв. / Материалы международной научно-прак-тической конференции «Юг России в прошлом и настоящем: история, эко-номика, куль¬тура» / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – Ч. 2. – С. 10-14. – (0,3 п.л.).
31. Беленцов С.И. Выпускные письменные работы Харьковского учеб-ного округа как пока¬затель кризиса российского образования в конце ХIХ – начале ХХ веков // Педагогический поиск. – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2005. - №9-10. – С. 10-17. – (0,5 п.л.).
32. Беленцов С.И. Социально-исторические и идейные предпосылки обще¬ственной нестабильности и юношеского радикализма в России во вто-рой половине ХIХ – начале ХХ веков / Правда истории: Сборник научных трудов. Вып. 3. / Под ред. А.В. Третьякова. – Курск: Издательство КГУ, 2005. – С. 81-90. – (0,6 п.л.).
33. Беленцов С.И. Влияние педагогического традиционализма и ре-форма¬торской педагогики Запада на российское образование во второй поло¬вине ХIХ – начале ХХ веков // Калужская классическая гимназия (1804 – 1918): Сборник научных статей. – Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2005. – С. 217-235. – (1 п.л.).
34. Беленцов С.И. К вопросу социально-личностного развития школь-ника / Материалы региональной научно-практической конференции «Непре-рывность и преемственность в образовании». – Курск: Издательство ООО «Учитель», 2007. – С. 216-219 с. – (0,2 п.л.).
35. Беленцов С.И. Воздействие государственной образовательной поли¬тики на проявления гражданской активности школьников (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.) / Мате¬риалы II всероссийской научно-практической конфе¬ренции «Роль универси¬тетов в поддержке гуманитарных научных исследова¬ний» / Под ред. О.Г. Вронского. – Тула: Издательский центр ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2007. – Т. 3. – С. 15-21. – (0,3 п.л.).
36. Беленцов С.И. Проблема формирования ценностных ориентаций школьного юношества // Организационная культура учреждений образования детей: проблемы развития: Сборник научных статей / Под ред. Т.А. Анто¬поль¬ской. – Курск: Издательство КГУ, 2007. – 227 с. – С. 25-30. – (0,4 п.л.).
37. Беленцов С.И. Реакция Министерства народного просвещения на ра¬дикализацию гражданской активности школьников в годы Первой рус¬ской ре¬волюции / Материалы IХ региональной научно-практической конференции «Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспек-тивы развития» / Отв. ред. В.В. Малай. – Белгород: Издательство БелГУ, 2007. – Т.1. – С. 36-42.