Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Целенаправленное формирование лингвистического мышления учащихся обеспечивает их интеллектуальное развитие, проявляющееся в сформированности системы мыслительных операций, в системности, аргументированности, мобильности аналитико-лингвистической деятельности и осознанном осуществлении лингвистических операций. Изучение русского языка как учебного предмета может успешно способствовать интеллектуальному развитию личности школьника при условии комплексного решения проблем, связанных с формированием лингвистического мышления.
  2. Решение задачи формирования лингвистического мышления, а значит и лингвистического мировоззрения, строится на психолого-педагогических основах, учитывающих структуру лингвистического мышления, его основные компоненты, этапность и особенности процесса формирования, его связи, в частности, с логическим мышлением.
  3. Для успешного протекания процесса формирования лингвистического мышления необходимо также соблюдения ряда условий, а именно наличия установки обучающего на целенаправленное овладение обучаемыми полными представлениями о соотношении «форма-значение» в языке, о соотношении языковой и внеязыковой действительности, а также о специфике лексического и грамматического значения, содержащегося и выражаемого в слове. Цель свободное владение языком достигается через достижение цели формирование лингвистического мышления с опорой на языковое мышление, которое формируется у учащихся несколько раньше лингвистического, поскольку не связано ещё с владением единицами метаязыка.
  4. С целью создания благоприятных условий для организации работы по формированию лингвистического мышления и усиления её мотивационного обеспечения, а также в целях достижения интенсивности интеллектуального развития необходимо актуализировать в процессе обучения русскому языку направленность на осознание учащимися лексико-грамматических значений; усилить внимание к формированию положительной мотивации процесса овладения лингвистическими знаниями и умениями; ввести дополнительные креативные задания, способствующие осознанному усвоению лингвистических знаний и умений.
  5. Оптимальным средством, способствующим формированию лингвистического мышления учащихся, является организация их самостоятельной работы путём предъявления системы познавательных задач, построенных с учётом отношений форма-значение, лексическое и грамматическое значение, языковая и внеязыковая реальность и отражающих всю совокупность лингвистических операций, составляющих основу аналитико-лингвистической деятельности. Данный подход позволяет развивать лингвистическое мышление школьников с учётом их индивидуальных особенностей, а также повышает их познавательный потенциал, который выражается в проявлении познавательной активности, в развитии мобильности, оперативности, доказательности ума.
  6. Ведущим методом формирования лингвистического мышления является исследовательский метод, предполагающий опору на аналитические способности учащихся.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные и учебно-методические пособия

1.Криворотова Э.В. Теоретические основы формирования лингвистического мышления учащихся на уроках изучения грамматики – Саранск: Мордовиястат, 2006. – 214 с. (13 п.л.).

2.Криворотова Э.В. Развитие мышления и интеллекта учащихся при изучении грамматики. – Ярославль: Ремдер, 2007. - 321 с. (20 п.л.).

3.Криворотова Э.В. Практика формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития на уроках русского языка. - Ярославль: Ремдер, 2007. 171с. (10,5 п.л.).

4.Криворотова Э.В. Познавательные задачи как интерпретируемый и интерпретирующий текст// Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения / Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения / Под ред. Н.Д. Десяевой. – Саранск, 2002. – 133 с. - С. 65 – 82. (1,6 п.л.).

Учебно-методические труды

5.Криворотова Э.В. Организация самостоятельной работы учащихся по русскому языку в процессе обучения решению познавательных задач: Методические рекомендации к спецкурсу для студентов филологического факультета. – Саранск, 1996. – 31 с. (2 п.л.).

6.Криворотова Э.В. Формирование логико-лингвистического мышления учащихся в процессе организации поисковой деятельности на уроках русского языка. – Методические рекомендации к спецкурсу для студентов филологического факультета. - Саранск, 1996. – 28 с. (1,7 п.л.).

7.Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся в процессе обучения решению познавательных задач на уроках русского языка / Программа спецкурса. – Саранск, МГПИ, 2003. 12с. (0,7 п.л.).

8.Криворотова Э.В. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе решения познавательных задач при изучении грамматики / Программа спецкурса. – Саранск, МГПИ, 2003. 8с. (0,5 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в ведущих российских изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

9.Криворотова Э.В. Познавательные задачи на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2005, № 3. С. 10-14 (0,3 п.л.).

10.Криворотова Э.В. О возможностях художественного текста при составлении познавательных задач // Русская словесность, 2006, № 8. – С. 38-42 (0,3 п.л.)

11. Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся при изучении лексического и грамматического значения слова // Русский язык в школе. 2007, № 7. С. 23-31 (0.4 п.л.)

Научные статьи, материалы выступлений и докладов

11.Криворотова Э.В. Анализ степени готовности учащихся к выполнению заданий поискового характера по русскому языку / Вопросы методики обучения русскому языку в средней и высшей школе: Межвуз. сб. науч. раб. / Мордов. пед. ин-т. – Саранск, 1995. – С. 13-16 (0,2 п.л.).

12.Криворотова Э.В. Формирование умений учащихся устанавливать логико-смысловые отношения как одно из условий усвоения лингвистических понятий /Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвуз. сб. науч. раб. Вып. 1 / Мордов. пед ин-т. – Саранск, 1995. – С. 5-9 (0,3 п.л.).

13.Криворотова Э.В. Об усилении логико-лингвистического аспекта в методической подготовке студентов / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвуз. сб. науч. раб. Вып. 2 / Мордов. пед. ин-т. – Саранск, 1995. С. 21-24 (0,2 п.л.).

14.Криворотова Э.В. К вопросу о синкретичных членах предложения /Функционально-семантические исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1 /Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 1996. – С. 90-93 (0,2 п.л.).

15.Криворотова Э.В. Теория и практика формирования логико-лингвистического мышления учащихся / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвузовск. сб.науч.раб. Вып. 3. / Саранск, Мордов. Пед. ин-т, 1996. – С. 13-19 (0,4,5 п.л.).

16.Криворотова Э.В. Развитие лингвистического мышления школьников в процессе наблюдения над языковыми явлениями / Вопросы методики обучения в высшей и средней школе: Межвузовский сборник научных работ. Вып. 4/ Саранск, МГПИ, 1997. – С. 40-42 (0,2 п.л.).

17.Криворотова Э.В. Развитие лингвистического мышления учащихся при изучении предложений с однородными членами / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвузовский сборник научных работ. Вып. 4. / Саранск, МГПИ, 1997. – С. 48-50 (0,2 п.л.).

18.Криворотова Э.В. О практических путях реализации принципа преемственности при изучении словосочетания /Вопросы методики начального образования: Межвуз. сб. науч. раб. Вып. 1 / Мордов. гос. пед ин-т. – Саранск, 1998. – С. 87-90 (0,3 п.л.).

19.Криворотова Э.В. О некоторых аспектах деятельности учителя по формированию у учащихся логико-лингвистического мышления / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвузовск. сб науч раб. Вып. 6. / Саранск, МГПИ, 1999. - С. 34-36 (0,2 п.л.).

20.Криворотова Э.В. Развитие мышления при усвоении учащимися грамматических понятий // Народное образование, Саранск, 1999, № 3. – С. 39 – 44 (0,35 п.л.).

21.Криворотова Э.В. О возможностях использования текстов А.С. Пушкина для развития лингвистического мышления учащихся / А.С. Пушкин и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Мордов. гос. пед ин-т. – Саранск, 1999. – С. 97-102 (0,35 п.л.).

22.Криворотова Э.В. К вопросу об изучении грамматики как основы овладения даром слова / Проблемы гуманитарного образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. / Мордов. Гос. Пед. ин-т. – Саранск, 2000. – С. 63-66 (0,3 п.л.).

23.Криворотова Э.В. Понимание учащимися грамматических значений как основа интеллектуального развития / Русский язык: теория и методика преподавания: Межвузовский сборник науч. тр. – М., 2001. – С. 108-112 (0,35 п.л.).

24.Криворотова Э.В. Подготовка студентов к деятельности по формированию грамматического мышления учащихся / Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: Материалы международной научно-практической конференции «Филологическая подготовка преподавателя-словесника в университете» (31 января-3 февраля 2001 г.). – Саранск, 2001. - С. 160-163 (0,3 п.л.).

25.Криворотова Э.В. Специфика организации учебно-научного общения в процессе обучения школьников решению познавательных задач / Теоретические и прикладные проблемы педагогического общения: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.1. / Саранск, МГПИ, 2001. – С. 82 – 90 (0,2 п.л.).

26.Криворотова Э.В. Формирование грамматического мышления учащихся при изучении синтаксиса / Проблемы современного синтаксиса: теория и практика: Межвуз. сб. науч. тр. / Международная академия наук педагогического образования – М., 2002. – С. 21- 24 (0,3 п.л.).

27.Криворотова Э.В. Работа над грамматической формой – залог успеха сочинения /Филологических вестник: Межвуз. сб. науч. трудов Вып. 3 / Мордов. гос. Пед ин-т. – Саранск, 2002. – 315-320 (0,35 п.л.).

28.Криворотова Э.В.Формирование грамматического мышления учащихся в условиях личностно ориентированного обучения / Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе Российского среднего и высшего образования. – Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора М.Т. Баранова (11-12 марта 2004 г.). – Сост. А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. – М., 2004. С. 292-295 (0,3 п.л.)

29.Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся в средней школе как условие их интеллектуального развития / Язык. Культура. Личность: Межвуз. сб. науч. тр. Ч.2. Москва: МАНПО, 2004. С. 150-152 (0,3 п.л.).

30.Криворотова Э.В. Овладение логикой языка при изучении грамматики и становление языковой личности / Язык. Культура. Личность: Межвуз. сб. науч. тр. Ч 1. Москва: МАНПО, 2004. С.114-115 (0,3 п.л.).

31.Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся при изучении грамматики в условиях личностно ориентированного обучения / Научные труды МПГУ. Серия «Гуманитарные науки». – М., 2005. – С. 34-37 (0,3 п.л.).

32.Криворотова Э.В. К проблеме взаимообусловленности формирования лингвистического мышления и мировоззрения учащихся / Научные труды МПГУ. Серия «Гуманитарные науки». М., 2006. С. 74-77 (0,3 п.л.).

33.Криворотова Э.В. Лингвистические знания и умения в системе работы по формированию лингвистического мышления учащихся / Научные труды МПГУ. Серия «Гуманитарные науки». М., 2006. С. 77-80 (0,3 п.л.).

34.Криворотова Э.В. Проблема формирования лингвистического мышления учащихся: традиции и современность / Филологическое образование в средней школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» седьмых Кирилло-Мефодиевских чтений. М., 2006. С. 183-185 (0,2 п.л.).

35.Криворотова Э.В. Подготовка студентов к работе по формированию лингвистического мышления учащихся / Материалы научно-практической конференции «Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития (17-18 марта 2006). – М., МПГУ, 2007. С. 33-35.

36.Криворотова Э.В. Место и роль процесса формирования понятий при формировании лингвистического мышления учащихся / Сборник научно-методических статей памяти Н.В. Колокольцева. - М., изд-во МГОУ, 2007. С. 83-86 (0,3 п.л.).

37.Криворотова Э.В. Об особенностях интеллектуального развития школьников в условиях работы по формированию лингвистического мышления / Актуальные проблемы филологии. М., 2007. С. 97-101.(0,3 п.л.).

38.Криворотова Э.В. Возможности школьного учебника для формирования лингвистического мышления учащихся //В сб.: Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-16 марта 2007 г.) /Составители: д.п.н., проф. А.Д.Дейкина; д.п.н., проф.А.П.Еремеева; к.п.н., доц.В.Д.Янченко. –М.: МПГУ, 2007.- С.126-129. (0,3 п.л.)