-
Особенностью формирования современной этнополитической ситуации в полиэтничном макрорегионе является активное агрегирование элит и масс по этническим, этноклановым, этноэкономическим и этнорелигиозным основаниям. Формирующиеся при этом группы зачастую выступают в качестве наиболее активных и действенных субъектов этнополитических процессов, взаимодействующих как между собой, так и с государственными и гражданскими институтами, иногда принимая на себя исполнение части их функций. Этот процесс агрегирования находит своё выражение, в первую очередь, в формировании обособленных групповых идентичностей, является одним из основных процессов, способных воздействовать на текущую этнополитическую ситуацию в Северо-Кавказском макрорегионе. В ряде случаев такие идентичности становятся базовыми для их субъектов-носителей и способствуют возрастанию конфликтного потенциала на территории взаимодействия подобного рода групповых агрегаций.
-
Наиболее эвристически ценным на современном этапе представляется изучение этнополитических процессов макрорегионального характера, базирующееся на исследовании механизмов формирования групповых агрегаций по этническим, этнорелигиозным и этноклановым основаниям, которые рассматриваются как первичные субъекты этнополитических процессов через системно-деятельностный подход и совокупность методов, доминирующим в которой выступает метод политической динамики. Такая исследовательская стратегия позволяет рассматривать глубинные процессы, происходящие в полиэтничном обществе на микро и мезоуровнях, а также их влияние на этнополитические процессы на макроуровне.
-
Групповизация является объективным процессом, предоставляющим индивиду возможность стать значимой частью определённого микрокосма и через это получить содействие при решении социальных вопросов и приобрести ощущение значимой партиципации. Современные интеграционные процессы выводят индивида в обширное информационно-коммуникационное пространство, составными частями которого являются не индивиды, но агрегации, позволяющие создать хотя бы иллюзию сопричастности к оригинальным культурно-ценностным основам, отличающим такое сообщество от ему подобных. Групповизация, таким образом, является вполне естественной тенденций, позволяющей как индивиду, так и элитам сформировать условия для реализации своих интересов.
-
Особую роль тенденция групповизации играет в этнополитических процессах, её основными проявлениями здесь выступают:- укрепление внутри крупных групп этноклановых объединений, формирующихся как по личностно-родственному принципу, так и по территориальному;- повышение роли политического капитала и ресурса во взаимоотношениях этнических групп (или этноклановых объединений), оперирующих в рамках одного территориального образования;- стремление групп к территориальному доминированию и формированию собственного свода правил и установок как политического, так и экономического поведения, причём, даже находясь в рамках более крупных государственных образований;
-
В Северо-Кавказском регионе этноклановость, как одна из манифестаций процесса групповизации, выступает условием поддержания управляемой этноконфликтности, что является специфической чертой этнополитических процессов в данном регионе, и выступает в различных полиэтничных регионах как препятствие для социальной и экономической модернизации, что является глобальной чертой этого феномена. Этнические кланы не всегда являются этнически однородными сообществами. Подобные агрегации формируются зачастую из нескольких семей близких родственников, затем к обеспечению их функционирования привлекаются люди, не состоящие с основателями клана в кровном родстве и даже не обязательно принадлежащие к той же этнической группе. Ядро клановой группы, как правило, моноэтнично, однако, этнический характер такого сообщества не имеет доминирующего значения для его членов до того времени, пока клан не вступит в конфликт за экономические или политические ресурсы с другим кланом. Этнические и кровнородственные идентичностные элементы становятся основными атрибутами успешного члена такого клана, а также залогом возможности вертикального лифта. Подобные этноклановые системы, вобравшие в себя практически все черты классического клана, но имеющие характерные особенности, обусловленные способом рекрутирования и функционирования в этнической среде, фиксировались во многих южных территориях бывшего СССР, но в особенности в Средней Азии и на Кавказе.
-
Развитие этноклановой экономики на территории Северного Кавказа было обусловлено не только невыполнением в 1990-х годах со стороны государства функции надзора за соблюдением экономических и социальных установлений, но и существовавшими неформальными правилами игры. В советский период, отличавшийся беспрецедентным произволом государства в отношении своих граждан, возникло серьёзное недоверие последних к этому «генератору институциональной среды». В результате уровень законопослушности постсоветских российских граждан, особенно в национальных республиках, где этнические традиции и система кровно-родственных связей имели не меньшее значение (а иногда и приоритет) по сравнению с позитивным правом, оказался гораздо ниже аналогичного показателя на Западе. Учитывая это, следует признать, что государство иногда само нуждается в практике теневой клановой экономики, порождённой этноклановостью и включающейся в экономические отношения через теневые клановые сети, потому что она гарантирует относительную эффективность формальных институтов. Теневые клановые сети действуют не как связь между индивидами, но как система скрытых отношений внутри обычной социальной группы, скреплённая личным взаимным доверием её членов, что позволяет государственной власти при необходимости договариваться с такими агрегациями, берущими на себя часть функций по обеспечению стабильности в определённых территориях одновременно получая негласные экономические преференции от государства, которые, чаще всего, выражаются в невмешательстве в сферу их экономического влияния.
-
Этноэкономические противоречия, актуализируемые процессом групповизации, наиболее чётко проявляются в таких обществах, где имеется этносоциальная и, до определённой степени, этноэкономическая стратификация, ведь конфликтесть явление любой иерархически организованной системы, возникающий в случае убежденности сторон в несовместимости их интересов и целей деятельности, обусловленный существованием неравенства. Наиболее чётко эти явления фиксируются в обществах, находящихся на пути модернизации и от обществ с нерыночной экономикой к обществам с рыночной экономикой. Ощущение депривации, в особенности, когда это касается основного средства производства (в первую очередь, земли), стимулирует этническую мобилизацию, причём, привлекаются не только те члены этнической группы, которые реально лишаются своей этнопрофессиональной ниши, но и те, кто представляет иные социальные и экономические страты, а также этнические кланы; при этом возникает осознание реальной или мнимой угрозы своим интересам со стороны другой этнической общности.
-
Этнический сепаратизм, как одно из проявлений процесса групповизации, обладет значительной притягательной силой для амбициозных этнических элит как способ достичь главенствующего положения на своей территории, и может, в случае внешней поддержки серьёзно изменить баланс сил в регионе и стимулировать процесс политической агрегации вокруг сепаратистской элиты с целью выстраивания новой региональной политической конфигурации.
-
Религиозный фактор в этнополитических процессах в Северо-Кавказском макрорегионе формирует особую среду межгруппового взаимодействия, которое испытывает на себе влияние не только межконфессиональных, но и внутриконфессиональных отношений, что обусловливает возможность внутриэтнических противоречий, детерминированных религиозным фактором. Особое место здесь занимает одна из проблем, порождённых ситуацией религиозного плюрализма, а именно то, что сам по себе религиозный плюрализм оказывается недостаточным в более религиозных пространствах, в которых идёт процесс агрегирования элит и масс по этническим и религиозным основаниям, так как там наличествуют социальные субъекты, которые стремятся утвердить собственную идентичность, легитимизируемую также и религией. Учитывая это, можно сделать вывод о том, что значительное влияние религиозного исламского фактора на развитие этнополитических процессов на Северном Кавказе, вероятнее всего, будет сохраняться ещё в обозримом будущем.
1. Санглибаев А.А. Этнополитические процессы и конфликты на Северном Кавказе: региональные и групповые аспекты. – Черкесск: Изд-во КЧИГИ, 2007. – 189 с.
2. Санглибаев А.А. Этнополитические процессы и конфликты на Северном Кавказе. – Черкесск: Изд-во КЧИГИ, 2008. – 278 с.
Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
3. Санглибаев А.А. Конкурентность современных региональных политических режимов в России: институциональные основания // Известия высших учебных заведений. – 2005. – №8. (33). – С. 7-16.
4. Санглибаев А.А. Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе // Обозреватель – ОВSЕRVEP. – 2007. – №11. – С. 43-54.
5. Санглибаев А.А. Этноклановость на постсоветском пространстве // Полис. – 2007. – №6. – С. 52-63.
6. Санглибаев А.А. Религиозная идентичность и религиозный конфликт: некоторые аспекты изучения проблемы // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 11. – С. 256 -265.
7. Санглибаев А.А. Сравнительный анализ паттернов локального этноэкономического конфликта в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской Республике // Вестник ЮНЦ РАН. – 2008. – №2. – С. 99-108.
8. Санглибаев А.А. Этническое предпринимательство как конфликтогенный фактор // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – № 6. – С. 181-187.
9. Санглибаев А.А.. Государственно-кофессиональные отношения в современном мире (некоторые проблемы глобального и регионального характера) // Власть. – 2008. – №8. – С. -61-65.
Статьи и брошюры
10. Санглибаев А.А. Этнонациональные проблемы Северо-Кавказской геополитики. – Черкесск: Изд-во КЧИГИ, 2002. – 30 с.
11. Санглибаев А.А. Этносоциальные процессы на юге России. – Черкесск: Изд-во КЧИГИ, 2006. – 40 с.
12. Санглибаев А.А. Политический процесс на Северном Кавказе: основные тенденции и этапы развития // Материалы региональной научно-теоретической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Пегас», 2000. – С. 102-111.
13. Санглибаев А.А.. Специфики политического процесса на Северном Кавказе. // Материалы региональной научно-теоретической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Пегас», 2000. – С.112-129.
14. Санглибаев А.А. Малочисленные народы в контексте политического процесса на Северном Кавказе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000 – С. 186-188.
15. Санглибаев А.А. Межнациональные отношения и выборы в КЧР: Сборник центра прикладных социологических исследований: социокультурный анализ. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. – С.76-81.
16. Санглибаев А.А. Факторы, влияющие на этническую миграцию в Северо-Кавказском регионе // Серия социально-политических исследований: Сборник научных трудов. – 2007. – №17. – С. 247-250.
17. Санглибаев А.А. Этническое предпринимательство, как конфликтогенный фактор: к постановке проблемы // Серия социально-политических исследований: Сборник научных трудов. – 2007. – №17. – С.251-262.
18. Санглибаев А.А. Вопросы миграционной политики в Северо-Кавказском регионе // Региональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы региональной научно-практической конференции. – Черкесск: Изд-во КЧГТА, 2007. – С.83-88.
19. Санглибаев А.А. Социально-этнические проблемы Северного Кавказа в геополитическом осмыслении (1860-1922г.г.) // Региональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы региональной научно-практической конференции. – Черкесск: Изд-во КЧГТА, 2007. – С.88-91.
20. Санглибаев А.А. Динамика национального государственного строительства в Северо-Кавказском регионе // Образование. Наука. Творчество. – 2007. – №5. – С. 64-67.
21. Санглибаев А.А. Национально-специфические особенности менталитета народов Северного Кавказа // Образование. Наука. Творчество. – 2007. – №5. – С.89-93.
22. Санглибаев А.А. Этническая миграция в Северо-Кавказском регионе с 1991 по настоящее время // Вестник КЧГУ. – 2007. – №22. – С. 77-92.
23. Санглибаев А.А.. Этнонациональная государственность на Северном Кавказе в советский период // Вестник КЧГУ. – 2007. – №22. – С. 102-106.
24. Санглибаев А.А. Политический процесс в Северо-Кавказском регионе: вопросы этнонациональной стратификации // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – 2008. – № 1. – С.80-84.
25. Санглибаев А.А. Религиозные воззрения народов Северного Кавказского региона и его влияние на геополитику // Вестник КЧГУ. – 2008. – № 24. – С. 110-115.
26. Санглибаев А.А. Экзогенный характер миграционного процесса в регионах северного Кавказа // Вестник КЧГУ. – 2008. – № 24. – С. 96-102.