- Понятие «безопасность» относится к наименее отрефлексированным понятиям политической и философско-социологической мысли и увязывается с целым рядом основных парадигм и концепций. В свою очередь, само развитие парадигм в различных исторических условиях приводит к многообразию форм, зависящих от исторического, социального и политического контекста. Особенно заметно такое влияние в периоды изменений.
- Система обеспечения безопасности новыми государствами постсоветского пространства строилась в рамках концепций национальной безопасности. Официальное принятие государством Концепции национальной безопасности страны рассматривалось как необходимое условие построения новой государственности.
- На протяжении второй половины ХХ века построение реальных систем (моделей) безопасности не выходили за рамки парадигмы двуполярности и основывались на ялтинско-потсдамских договоренностях. Трансформационные преобразования, вызванные окончанием холодной войны, привели, в ряде случаев, к неадекватному реагированию мирового сообщества на возникшие острые конфликтные ситуации.
- Образование СНГ - необходимая мера, предпринятая для продолжения исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций некогда тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономико-правовых формах экономические, политические, культурные и другие связи между народами. СНГ обеспечило глобальную и региональную безопасность в период системных трансформаций. Были урегулированы вопросы, касающиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями, правопреемства, включая вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил. Развитие миротворческой деятельности позволило преодолеть вооруженные фазы конфликтов. Подписание целого ряда соглашений в формате Содружества определили возможности взаимодействия и создали механизмы противодействия терроризму, организованной преступности, незаконному обороту оружия и наркотиков, незаконной миграции. Но СНГ не является организацией по безопасности, а другие международные институты - ОДКБ, ЕврАзЭС, Союзное государство Белоруссии и России имеют ограниченный состав государств-членов. Содружество является основным, определяющим элементом общего пространства безопасности СНГ.
- Возникновение и реальное развитие Содружества Независимых Государств является отражением на региональном уровне общемировых тенденций глобализации - фрагментации, поиска государствами своего места в мире в новых геополитических условиях. В первую очередь это относится к Российской Федерации, как наиболее мощному государству во всех отношениях. С другой стороны, это не отвергает возможностей для совершенствования СНГ.
- В диссертации обоснована и предложена дефиниция «общее пространство безопасности» - как пространства, характеризуемого общностью принципов государственной политики в сфере безопасности, признании неделимости безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности, соблюдения национального законодательства в сфере безопасности. Определены цели создания такого пространства, раскрыта его специфика, а также принципы и направления его создания.
- Развитие и совершенствование общего пространства безопасности СНГ заключается в развитии его однородности, исключения фрагментации сегментов путем совершенствования как всех входящих в него элементов, так их взаимодействия.
- Основными целями создания общего пространства безопасности являются: - создание условий, при которых обеспечивается нейтрализация вызовов и угроз либо имеется возможность их уменьшения до приемлемого уровня, гарантируется стабильное развитие государств Содружества и повышение жизненного уровня общества.
1. Торопыгин А. В., Мишальченко Ю. В. Международная безопасность и международная интеграция: политические и правовые проблемы международного сотрудничества государств СНГ – Монография. – СПб.: Изд-во ВАШ Правительства Санкт- Петербурга, 2002. – 16/8.0 п.л.
2. Торопыгин А. В., Косов Ю.В. Внешние связи северо-запада Российской Федерации – Монография. – СПб.: изд. СЗАГС, 2003. – 7/1,5 п.л.
3. Торопыгин А. В. Межпарламентская миротворческая деятельность государств-участников СНГ: проблемы и тенденции. – СПб.: 1999. 1,5 п.л.
4. Торопыгин А. В. Общее пространство безопасности Содружества Независимых Государств: проблемы и реализация. – СПб.: BODlib, 2006. – 14 п.л.
Научные статьи, научно-практические материалы
5. Торопыгин А. В Развитие законодательства государств – участников Соглашения о Таможенном союзе в области безопасности // Рыночная экономика и стратегия безопасного развития личности. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: 1999. – С.123-126. – 0,1 п.л.
6. Торопыгин А. В. Миротворческая деятельность Межпарламентской Ассамблеи СНГ – фактор повышения безопасности на постсоветском пространстве // Внешняя политика Российской Федерации и международные организации после 26 марта 2000. – М.: 2000. – С.73-77. – 0,5 п.л.
7. Торопыгин А. В. Образовательная интеграция в СНГ как фактор безопасного развития личности // Школа в начале третьего тысячелетия. Материалы пятой научно-практической конференции .– СПб.: 2000. – С.20-22. – 0,1 п.л.
8. Торопыгин А. В. Роль Содружества Независимых Государств в геополитических проектах // Формула России: экономика, политика, национальная идея. Материалы межвузовской научной конференции. – СПб.: 2000. – С.118-122. – 0,1 п.л.
9. Торопыгин А. В. К вопросу о разработке Основ законодательства о безопасности Евразийского экономического сообщества // Правовые акты межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества как средство сближения и унификации систем национальных законодательств. Материалы международного научно-практического семинара. – СПб.: 2002. – С.59-64. – 0,1 п.л.
10. Торопыгин А. В. Евразийские интеграционные процессы и формирование регионального пространства безопасности в условиях глобализации //Проблемы современной экономики. – СПб.: 2004. – №4. – С.67-70 – 0,1 п.л.
11. Торопыгин А. В. Миротворческая деятельность международной межпарламентской организации как механизм уменьшения межэтнической напряженности (на примере деятельности МПА СНГ) // Реальность этноса. Материалы 4 научно-практической конференции. – СПб.: 2002.– С.31-34 –0,25 п.л.
12. Торопыгин А. В. Межпарламентские слушания «межрегиональное и приграничное сотрудничество в евразийском экономическом сообществе: состояние и перспективы // Проблемы современной экономики. – СПб.: 2003. – №1. – С. 22-23. – 0,05 п.л.
13. Торопыгин А. В. Вопросы экологической безопасности в работе межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. – СПб.: 2002. – №3/4. – С.93-95. – 0,3 п.л.
14. Торопыгин А. В. Миротворчество: институционально-правовой анализ ОБСЕ и СНГ // Ученые записки. – СПб.: – ГУЭиФ, 2000. – С.114-121. – 0,5 п.л.
15. Торопыгин А. В. Международная практика гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере информационной безопасности // Правовая информатизация – 2004. Материалы 2-ой международной научно-практической конференции. – Минск: 2004.– С.161-164 – 2/0,08 (Мишальченко Ю.В)
16. Торопыгин А. В., Косов Ю.В. Проблемы безопасности государств-членов Евразийского экономического сообщества // Управленческое консультирование. – СПб.: 2005. – № 2. – С.100- 108. – 0,6/0,5 п.л.
17. Торопыгин А. В. Приграничное сотрудничество в ЕврАзЭС и зарубежный опыт // Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе: состояние и перспективы. Материалы межпарламентских слушаний. – СПб.: 2003. – С.52-54. – 0,05 п.л.
18. Торопыгин А. В. Международные связи межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС: развитие сотрудничество с ПАЧЭС// Проблемы современной экономики. – СПб.: 2004. – №3. С. 18-20. – 0,2 п.л.
19. Торопыгин А. В., Пшенко К.А. Флаг над Таврическим дворцом // Факты и версии. СПб.: СпбИМИСП, 2005. С.257-260 0,8/0,5 п.л.
20. Торопыгин А. В. Правовые аспекты приграничного сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС // Международное сотрудничество и совершенствование правовой системы Евразийского экономического сообщества. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: 2004. – С.254-257. – 0,5 п.л.
21. Торопыгин А. В. Практика гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере информационной безопасности // Международное сотрудничество и совершенствование правовой системы Евразийского экономического сообщества. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: 2004. – С.258-260. – 0,1 п.л.
22 . Торопыгин А. В. Основные направления унификации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в соответствии с нормами ВТО // Правовые аспекты интеграционных процессов государств-членов ЕврАзЭС при вступлении во всемирную торговую организацию. Материалы Межпарламентских слушаний. – СПб.: 2004. – С.22-36. – 0,8 п.л.
23. Торопыгин А. В. Межрегиональное и приграничное сотрудничество в рамках ЕврАзЭС: проблемы и решения //Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Третий международный научный форум. – СПб.: 2005. – С.48-53. – 0,4 п.л.
24. Торопыгин А. В. К созданию в СНГ общего пространства безопасности // Проблемы современной экономики. – 2006. – № 1/2. – С.47-53. – 0,5 п.л.
25. Торопыгин А. В. Геополитическая перегруппировка в Центральной Азии // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. – 2006. – № 4. – С.12-15.– 0,3 п.л.
26. Торопыгин А. В. Парламентская составляющая диалектического развития международной экономической интеграции //Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2007. – №2. – С.63 – 67.