Научная тема: «ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА»
Специальность: 23.00.01
Год: 2007
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Освальд Шпенглер может рассматриваться как представитель не только немецкой, но и российской философской традиции. Влияние идей Н. Я. Данилевского на его философию истории отмечают многие исследователи. Консерватизм, аристократизм, антидемократизм и эстетизм сближает политические идеи Шпенглера с идеями К. Н. Леонтьева.
  2. В своей периодизации политической жизни «высоких культур» Шпенглер во многом повторяет идеи Платона. Единственным существенным отличием является то, что правление буржуазии Шпенглер связывает с демократией, а не с олигархией, как это делает Платон.
  3. Выступая одним из видных представителей консервативной революции, Шпенглер является теоретиком национально ориентированного политического движения в Германии, которое способствовало приходу к власти нацистов.
  4. Как и национал-социалисты, Шпенглер поддерживал империалистические планы Германии, хотя критиковал как расовую теорию фашизма, так и его популизм, что не позволяет полностью отождествлять его наследие с нацистской идеологией.
  5. Консерватизм Шпенглера непоследователен, поскольку он выступает лишь за независимость государства от экономики, а не говорит о подчинении государства церкви, что составляет существо консервативного подхода в политике.
  6. В анализе международных отношений Освальд Шпенглер был одним из видных теоретиков так называемого реализма, хотя и понимал, что роль национальных государств в современной мировой политике постоянно уменьшается.
  7. Непризнание Америки в качестве центра новой мировой империи не помешало Шпенглеру высказать много верных предсказаний относительно развития системы международных отношений в XX веке.
  8. Несмотря на предвидение будущего развития российской культуры, Освальд Шпенглер, как и многие европейские авторы, в целом критически относился к России, считая ее представительницей Азии и относя русских к «цветным» народам.
  9. Идеи Шпенглера были восприняты и развиты представителями различных наук: истории (А. Тойнби), социологии (П. А. Сорокин), этнологии (Л. Н. Гумилев), футурологии (О. К. Флехтгейм).
  10. Наиболее известным последователем политической философии Шпенглера стал Самуэль Хантингтон, что говорит об актуальности его наследия для современной политической науки.
Список опубликованных работ
1.Либеральное и консервативное. М.: МГПУ, 2006. – 252 с.

2.Социология политики Освальда Шпенглера. М.: МГПУ, 2006. – 188 с.

3.Политическая философия Освальда Шпенглера. М.: МГОУ, 2003. – 150 с.

4.Философия политики Освальда Шпенглера. М.: МНЭПУ, 1999. – 108 с.

5.Консервативная идеология Освальда Шпенглера // Политические исследования. № 5. 2005. С. 166–174.

6.Освальд Шпенглер о международной политике // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. № 4. 2005. С. 126–138.

7.Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социологические исследования. № 5. 2005. С. 129–137.

8.Особенности политического консерватизма Освальда Шпенглера // Будущее России: стратегии развития. М.: МГУ, 2005. С. 22–38.

9.Освальд Шпенглер о России и будущем ее культуры // Труды членов РФО. № 10. 2005. С. 294–304.

10.«Высокие культуры» Освальда Шпенглера // Афанасьев В. В. Социология истории. М.: МГПУ, 2007. С. 35–106.

11.Россия и Европа: история и современность // Россия и Европа: нации в эпоху глобализации. М.: МГПУ, 2006. С. 3–10.

12.Новый мировой порядок и миротворческая роль Запада // Россия и Европа: нации в эпоху глобализации. М.: МГПУ, 2006. С. 142–154.

13.Неогуманистическая глобалистика // Кареевские чтения. М.: МГПУ, 2006. С. 116–162.

14.Россия и Европа. М.: МГПУ, 2006. – 194 с.

15.Консервативная социология Константина Леонтьева // Социология и общество. М.: МГПУ, 2006. С. 118–132.

16.Проблемы национальных государств в международной политике // Агрессивность и толерантность в решении конфликтов. М.: ВСК, 2005. С. 164–168.

17.Философия политики Освальда Шпенглера // Философия и будущее цивилизации. М.: МГУ, 2005. Т. 5. С. 7.

18.Национальное государство как центральная категория этнополитологии // Политическая культура. М.: МНЭПУ, 1999. С. 212–219.

19.Социология истории Освальда Шпенглера // Афанасьев В. В. Историческая социология. Барнаул: АГУ, 1995. С. 28–49.

20.Die Rolle Deutschland in der NATO-Osterweiterung // Die transatlantischen Beziehungen auf dem Prüfstand: Europa und die USA zwischen Bruch – Irritation – Kooperation. Münster, Lit, 2005. S. 134–147.

21.Europa aus eurasischer Sicht // Europa und seine Dimensionen im Wandel Münster, Lit, 2005. S. 65–78.

22.Russland und Europa: Alte und neue Fragestellungen // Berliner Osteuropa Info. 2003, № 19. S. 40–45.

23.Russische Geschichtsphilosophie auf dem Prüfstand. Münster: Lit, 2002. –200 S.

24.Natürliche und kulturelle Besonderheiten Russlands in seinem Verhältnis zu Europa // Berliner Osteuropa Info. 2000, № 14. S. 52–55.