-
Освальд Шпенглер может рассматриваться как представитель не только немецкой, но и российской философской традиции. Влияние идей Н. Я. Данилевского на его философию истории отмечают многие исследователи. Консерватизм, аристократизм, антидемократизм и эстетизм сближает политические идеи Шпенглера с идеями К. Н. Леонтьева.
-
В своей периодизации политической жизни «высоких культур» Шпенглер во многом повторяет идеи Платона. Единственным существенным отличием является то, что правление буржуазии Шпенглер связывает с демократией, а не с олигархией, как это делает Платон.
-
Выступая одним из видных представителей консервативной революции, Шпенглер является теоретиком национально ориентированного политического движения в Германии, которое способствовало приходу к власти нацистов.
-
Как и национал-социалисты, Шпенглер поддерживал империалистические планы Германии, хотя критиковал как расовую теорию фашизма, так и его популизм, что не позволяет полностью отождествлять его наследие с нацистской идеологией.
-
Консерватизм Шпенглера непоследователен, поскольку он выступает лишь за независимость государства от экономики, а не говорит о подчинении государства церкви, что составляет существо консервативного подхода в политике.
-
В анализе международных отношений Освальд Шпенглер был одним из видных теоретиков так называемого реализма, хотя и понимал, что роль национальных государств в современной мировой политике постоянно уменьшается.
-
Непризнание Америки в качестве центра новой мировой империи не помешало Шпенглеру высказать много верных предсказаний относительно развития системы международных отношений в XX веке.
-
Несмотря на предвидение будущего развития российской культуры, Освальд Шпенглер, как и многие европейские авторы, в целом критически относился к России, считая ее представительницей Азии и относя русских к «цветным» народам.
-
Идеи Шпенглера были восприняты и развиты представителями различных наук: истории (А. Тойнби), социологии (П. А. Сорокин), этнологии (Л. Н. Гумилев), футурологии (О. К. Флехтгейм).
-
Наиболее известным последователем политической философии Шпенглера стал Самуэль Хантингтон, что говорит об актуальности его наследия для современной политической науки.
2.Социология политики Освальда Шпенглера. М.: МГПУ, 2006. – 188 с.
3.Политическая философия Освальда Шпенглера. М.: МГОУ, 2003. – 150 с.
4.Философия политики Освальда Шпенглера. М.: МНЭПУ, 1999. – 108 с.
5.Консервативная идеология Освальда Шпенглера // Политические исследования. № 5. 2005. С. 166–174.
6.Освальд Шпенглер о международной политике // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. № 4. 2005. С. 126–138.
7.Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социологические исследования. № 5. 2005. С. 129–137.
8.Особенности политического консерватизма Освальда Шпенглера // Будущее России: стратегии развития. М.: МГУ, 2005. С. 22–38.
9.Освальд Шпенглер о России и будущем ее культуры // Труды членов РФО. № 10. 2005. С. 294–304.
10.«Высокие культуры» Освальда Шпенглера // Афанасьев В. В. Социология истории. М.: МГПУ, 2007. С. 35–106.
11.Россия и Европа: история и современность // Россия и Европа: нации в эпоху глобализации. М.: МГПУ, 2006. С. 3–10.
12.Новый мировой порядок и миротворческая роль Запада // Россия и Европа: нации в эпоху глобализации. М.: МГПУ, 2006. С. 142–154.
13.Неогуманистическая глобалистика // Кареевские чтения. М.: МГПУ, 2006. С. 116–162.
14.Россия и Европа. М.: МГПУ, 2006. – 194 с.
15.Консервативная социология Константина Леонтьева // Социология и общество. М.: МГПУ, 2006. С. 118–132.
16.Проблемы национальных государств в международной политике // Агрессивность и толерантность в решении конфликтов. М.: ВСК, 2005. С. 164–168.
17.Философия политики Освальда Шпенглера // Философия и будущее цивилизации. М.: МГУ, 2005. Т. 5. С. 7.
18.Национальное государство как центральная категория этнополитологии // Политическая культура. М.: МНЭПУ, 1999. С. 212–219.
19.Социология истории Освальда Шпенглера // Афанасьев В. В. Историческая социология. Барнаул: АГУ, 1995. С. 28–49.
20.Die Rolle Deutschland in der NATO-Osterweiterung // Die transatlantischen Beziehungen auf dem Prüfstand: Europa und die USA zwischen Bruch – Irritation – Kooperation. Münster, Lit, 2005. S. 134–147.
21.Europa aus eurasischer Sicht // Europa und seine Dimensionen im Wandel Münster, Lit, 2005. S. 65–78.
22.Russland und Europa: Alte und neue Fragestellungen // Berliner Osteuropa Info. 2003, № 19. S. 40–45.
23.Russische Geschichtsphilosophie auf dem Prüfstand. Münster: Lit, 2002. –200 S.
24.Natürliche und kulturelle Besonderheiten Russlands in seinem Verhältnis zu Europa // Berliner Osteuropa Info. 2000, № 14. S. 52–55.