Научная тема: «ПОНИМАНИЕ И ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ В РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА»
Специальность: 19.00.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Важнейшей психологической характеристикой феномена значения выступает интенциональность - способность человека идентифицировать акты и содержания своей психики. Нахождение соответствия между интенциональными структурами осознаваемой ситуации и интенциональными структурами выразительных средств, используемых для ее описания, составляет психологический принцип, лежащий в основе понимания и выражения значений.
  2. Преобразования предметного содержания сознания, происходящие при понимании и выражении значений языковых единиц, осуществляются посредством четырех базовых интенциональных актов:  импрессии (восприятие), ретенции (удержание), протенции («выдвижение» - ожидание) и осовременивания (актуализация, извлечение из памяти).
  3. Квалификация эмоциональных состояний, помимо осуществления базовых интенциональных актов, предполагает  субъективное переживание возможности сохранения и развития интенций. Это переживание характеризуется поиском ресурсов для осуществления интенциональности и оценкой наличного уровня таких ресурсов.
  4. Эти дополнительные дескриптивные характеристики позволяют  моделировать процессы вербальной квалификации изменяющихся во времени стимулов (таких, например, как музыкальные и другие аудиальные фрагменты, анимационные сцены).
  5. Квалификация изменяющихся во времени стимулов зависит от параметров предшествующей ситуации, ожидания и сравнения ожидаемого с воспринимаемым. При этом существенно  взаимодействие  длительности событий и их содержательных параметров. В основе фоносемантических оценок лежит субъективная трудность артикуляции.  
  6. Применение предложенной методологии  построения моделей к психическим состояниям и чертам личности позволяет строить контент-аналитические шкалы содержательно приближенные к шкалам тестов опросников. Этим открываются новые перспективы совместного использования контент-аналитических и опросниковых методов. Такое использование дает гораздо более полную картину психической реальности человека, позволяет выявлять пристрастность испытуемых при заполнении тестов, действие защитных механизмов психики.
  7. Психологическое значение связного автобиографического рассказа не может быть адекватно раскрыто  без учета структуры расположения  контент-аналитических категорий внутри текста. Субъективная оценка рассказа человеком зависит не только от количества слов соответствующих  содержательных категорий, но и от их расположения  в начале или в конце повествования - чем ближе к концу, тем больше вклад категории.
  8. Заполнение личностного опросникового теста есть сложный ментальный процесс, опосредуемый образом себя, множеством установок, психологических защит  и прочих ментальных образований, напрямую связанных с саморегуляцией личности и построением ею своего поведения. Он не может быть понят как простая и непосредственная регистрация натурально существующих свойств.
Список опубликованных работ
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

1. Интенциональные структуры естественного языка: экспериментальное исследование // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 71–80.

2. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 77–86. (в соавт. с Островской Л.Д.).

3. Оценка психометрических свойств методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана. Вопросы психологии №, 2006. с.151-159 (в соавт. с Малковой Г.Ю).

4. Опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинджера: Апробация и эмпирическая валидизация сокращенной версии // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 3 С. 76–85. (в соавт. с Островской Л.Д.)

5. Контент-аналитическое исследование личности// Психология. Журнал высшей школы экономики. Т3. №1, 2006, с.19-42. (в соавт. с Малковой Г.Ю)

6. Формальные коэффициенты оценки речевой продукции в интервью: опыт разработки и применения // Вопросы психолингвистики № 5, 2007. стр. 46-53 (в соавт. с Малковой Г.Ю).

7. Посттравматическое стрессовое расстройство при эндогенных заболеваниях // Психиатрия. 2003. № 3. (в соавт. с Смулевичем А.Б., Колюцкой Е.В, Ильиной Н.А., Тухватулиной Л.Ш).

8. Клинические и психологические аспекты реакции на болезнь (к проблеме нозогений) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. № 2. (в соавт. с Смулевичем А.Б., Тхостовым А.Ш., Сыркиным А.Л., Овчаренко С.И., Дробижевым М.Ю., Ищенко Э.Н., Лебедевой О.И.

9. Особенности речевого поведения и структуры характера у инвалидов по зрению // Психология. Журнал высшей школы экономики. Т.5 №1, 2008. С. 157-164. (в соавт. с Дородневым А.Б.).

Монография

10. Элементы психологической теории значения М. Изд-во, Институт Психологии РАН. 2006, 432 стр.

Статьи в научных журналах и сборниках

11. Интенциональные структуры понимания суждений // Познание. Общество. Развитие / Под ред. Д.В.Ушакова. М., 1996. С. 6–22.

12. Динамическая визуализация как метод исследования языкового сознания // Языковое сознание: формирование и функционирование / Под ред. Н.В. Уфимцевой. М., 1998. С. 77–86.

13. Психологическое значение высотно-темпоральных параметров речи и музыки // Сборник трудов 11 сессии Российского Акустического Общества 19–23 ноября 2001. М., 25–128.

14.Субъективное шкалирование и контент-анализ в оценке эмоционально-аффективной компонентны текста // Психологические исследования дискурса / Под ред. Н.Д. Павловой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 18–39 (в соавт. с Градовской Н.И.)

15. Группировка и кластеризация семантических категорий и тем в литературном произведении // Психология высших когнитивных процессов / Под редю Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуприковой. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. (в соавт. с Малковой Г.Ю., Селяевой Е.В.)

16. Валидность кодировки контент-анализа и новые возможности ее оперативной оценки и корректировки (на материале интервью пациента с игровой зависимостью) // Проблемы психологии дискурса / Под ред. Н.Д. Павловой. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 73–84. (в соавторстве с Олешкевичем В.И)

17. Психологическая теория значения в исследовании языка. // Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып.1/ Под ред. Соловьева В.Д. Изд-во. ИП РАН М. 2006 с .28-45.

18. Личностный тест и автобиографический текст: сопоставление результатов // Итоговая научная конференция Института психологии РАН. 01-02 феараля 2006. с.144-156. (в соавт. с Малковой Г. Ю.)

19. Применение психолингвистических методов при изучении посттравматического стрессового расстройства, осложненного эндогенными психическими заболеваниями // Психология: современные направления междисциплинарных исследований / под ред. Журавлева А.Л., Тарабриной Н.В. Материалы конференции. М., 2003 (в соавт. с Малковой Г. Ю.)

20. Dynamic Theory of Meaning: New Opporunities for Cognitive Modeling // Web-Journal of Formal Computational and Cognitive Linguistics (FCCL), 1999.

21. How Meaning might be Induced by Music // Proceedings of the 6th International Conference on Music Perception and Cognition (ICMPC6). 5–10 August 2000. Keele, 2000.

22. Subjective Meaning of Pitch and Time-Related Parameters in Music and Speech Intonations // 7th International Conference on Music Perception & Cognition (ICMPC7). July 17–21 2002. Sydney, 2002. P. 728–731.

23. Постстрессовый синдром и эндогенные заболевания // Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессовым нагрузкам. М., 2002. (в соавт. с Смулевичем А.Б., Колюцкой Е.В., Ильиной Н.А., Тухватулиной Л.Ш) c. 147-159..

24. Воспроизведение рекламных текстов и его связь с особенностями темперамента и характера // Коммуникативное сознание / под ред. Стернина И.А.; 2003, ( в соавт. с Беликовой О.В.)

25. Dynamic Theory of Meaning: New Opporunities for Cognitive Modeling // труды международной конференции когнитивное моделирование Пущин 17-19 сентября 1999. Ч.1. с.44-56.

26. Взаимодействие психологии, лингвистики и компьютерных технологий при изучении языка и речи //Четвёртые чтения памяти Л.С. Выготского, Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ с 17 - 20 ноября 2003 года.

Тезисы докладов

27. Становление "галилеевского" способа мышления в психологии и анализ речи// Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003г. Т.1, с. 89-90 (в соавт. с Малковой Г. Ю.)

28. Диагностика и коррекция дезадаптированныйх детей и подростков (психометрические свойства опросника Басса-Дарки) // Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования. Москва. 21-22 мая 2001.с. 89 (в соавт. с Ельхимовой Л.)

29. Dynamic visualization in teaching of foreign languages // Proceedings of the VI-th International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics (ISAPL) 28 juin-1juillet 2000. Caen, France. p.285

30. Intentional Structures of Inner Temporality as the Ground for Choosing Words in Speech Production and Comprehension // Proceedings of the V-th International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics (ISAPL) 25-27 June, 1997. Porto, Portugal. p. 12.

31. Алмаев Н.А. Психологическое исследование грамматики естественного языка.// Тезисы 3-их Ломовских чтений. Москва 1996 (а)..

32. Nickolay Almayev. Phenomenological Description As A Part Of Natural Language Processing Investigation. “Language and Consciousness”. An International Symposium. September 12-15, 1995 Varna, Bulgaria.

33. Алмаев Н. А. Проблема научности психологии в трудах Э.Гуссерля. “Логика, Методология и Философия Науки”// Тезисы конференции. Москва-Обнинск. 10- 12 Апреля, 1995