-
Важнейшей психологической характеристикой феномена значения выступает интенциональность - способность человека идентифицировать акты и содержания своей психики. Нахождение соответствия между интенциональными структурами осознаваемой ситуации и интенциональными структурами выразительных средств, используемых для ее описания, составляет психологический принцип, лежащий в основе понимания и выражения значений.
-
Преобразования предметного содержания сознания, происходящие при понимании и выражении значений языковых единиц, осуществляются посредством четырех базовых интенциональных актов: импрессии (восприятие), ретенции (удержание), протенции («выдвижение» - ожидание) и осовременивания (актуализация, извлечение из памяти).
-
Квалификация эмоциональных состояний, помимо осуществления базовых интенциональных актов, предполагает субъективное переживание возможности сохранения и развития интенций. Это переживание характеризуется поиском ресурсов для осуществления интенциональности и оценкой наличного уровня таких ресурсов.
-
Эти дополнительные дескриптивные характеристики позволяют моделировать процессы вербальной квалификации изменяющихся во времени стимулов (таких, например, как музыкальные и другие аудиальные фрагменты, анимационные сцены).
-
Квалификация изменяющихся во времени стимулов зависит от параметров предшествующей ситуации, ожидания и сравнения ожидаемого с воспринимаемым. При этом существенно взаимодействие длительности событий и их содержательных параметров. В основе фоносемантических оценок лежит субъективная трудность артикуляции.
-
Применение предложенной методологии построения моделей к психическим состояниям и чертам личности позволяет строить контент-аналитические шкалы содержательно приближенные к шкалам тестов опросников. Этим открываются новые перспективы совместного использования контент-аналитических и опросниковых методов. Такое использование дает гораздо более полную картину психической реальности человека, позволяет выявлять пристрастность испытуемых при заполнении тестов, действие защитных механизмов психики.
-
Психологическое значение связного автобиографического рассказа не может быть адекватно раскрыто без учета структуры расположения контент-аналитических категорий внутри текста. Субъективная оценка рассказа человеком зависит не только от количества слов соответствующих содержательных категорий, но и от их расположения в начале или в конце повествования - чем ближе к концу, тем больше вклад категории.
-
Заполнение личностного опросникового теста есть сложный ментальный процесс, опосредуемый образом себя, множеством установок, психологических защит и прочих ментальных образований, напрямую связанных с саморегуляцией личности и построением ею своего поведения. Он не может быть понят как простая и непосредственная регистрация натурально существующих свойств.
1. Интенциональные структуры естественного языка: экспериментальное исследование // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 71–80.
2. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 77–86. (в соавт. с Островской Л.Д.).
3. Оценка психометрических свойств методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана. Вопросы психологии №, 2006. с.151-159 (в соавт. с Малковой Г.Ю).
4. Опросник структуры характера и темперамента Р. Клонинджера: Апробация и эмпирическая валидизация сокращенной версии // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 3 С. 76–85. (в соавт. с Островской Л.Д.)
5. Контент-аналитическое исследование личности// Психология. Журнал высшей школы экономики. Т3. №1, 2006, с.19-42. (в соавт. с Малковой Г.Ю)
6. Формальные коэффициенты оценки речевой продукции в интервью: опыт разработки и применения // Вопросы психолингвистики № 5, 2007. стр. 46-53 (в соавт. с Малковой Г.Ю).
7. Посттравматическое стрессовое расстройство при эндогенных заболеваниях // Психиатрия. 2003. № 3. (в соавт. с Смулевичем А.Б., Колюцкой Е.В, Ильиной Н.А., Тухватулиной Л.Ш).
8. Клинические и психологические аспекты реакции на болезнь (к проблеме нозогений) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. № 2. (в соавт. с Смулевичем А.Б., Тхостовым А.Ш., Сыркиным А.Л., Овчаренко С.И., Дробижевым М.Ю., Ищенко Э.Н., Лебедевой О.И.
9. Особенности речевого поведения и структуры характера у инвалидов по зрению // Психология. Журнал высшей школы экономики. Т.5 №1, 2008. С. 157-164. (в соавт. с Дородневым А.Б.).
Монография
10. Элементы психологической теории значения М. Изд-во, Институт Психологии РАН. 2006, 432 стр.
Статьи в научных журналах и сборниках
11. Интенциональные структуры понимания суждений // Познание. Общество. Развитие / Под ред. Д.В.Ушакова. М., 1996. С. 6–22.
12. Динамическая визуализация как метод исследования языкового сознания // Языковое сознание: формирование и функционирование / Под ред. Н.В. Уфимцевой. М., 1998. С. 77–86.
13. Психологическое значение высотно-темпоральных параметров речи и музыки // Сборник трудов 11 сессии Российского Акустического Общества 19–23 ноября 2001. М., 25–128.
14.Субъективное шкалирование и контент-анализ в оценке эмоционально-аффективной компонентны текста // Психологические исследования дискурса / Под ред. Н.Д. Павловой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 18–39 (в соавт. с Градовской Н.И.)
15. Группировка и кластеризация семантических категорий и тем в литературном произведении // Психология высших когнитивных процессов / Под редю Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуприковой. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. (в соавт. с Малковой Г.Ю., Селяевой Е.В.)
16. Валидность кодировки контент-анализа и новые возможности ее оперативной оценки и корректировки (на материале интервью пациента с игровой зависимостью) // Проблемы психологии дискурса / Под ред. Н.Д. Павловой. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 73–84. (в соавторстве с Олешкевичем В.И)
17. Психологическая теория значения в исследовании языка. // Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып.1/ Под ред. Соловьева В.Д. Изд-во. ИП РАН М. 2006 с .28-45.
18. Личностный тест и автобиографический текст: сопоставление результатов // Итоговая научная конференция Института психологии РАН. 01-02 феараля 2006. с.144-156. (в соавт. с Малковой Г. Ю.)
19. Применение психолингвистических методов при изучении посттравматического стрессового расстройства, осложненного эндогенными психическими заболеваниями // Психология: современные направления междисциплинарных исследований / под ред. Журавлева А.Л., Тарабриной Н.В. Материалы конференции. М., 2003 (в соавт. с Малковой Г. Ю.)
20. Dynamic Theory of Meaning: New Opporunities for Cognitive Modeling // Web-Journal of Formal Computational and Cognitive Linguistics (FCCL), 1999.
21. How Meaning might be Induced by Music // Proceedings of the 6th International Conference on Music Perception and Cognition (ICMPC6). 5–10 August 2000. Keele, 2000.
22. Subjective Meaning of Pitch and Time-Related Parameters in Music and Speech Intonations // 7th International Conference on Music Perception & Cognition (ICMPC7). July 17–21 2002. Sydney, 2002. P. 728–731.
23. Постстрессовый синдром и эндогенные заболевания // Руководство по реабилитации лиц, подвергшихся стрессовым нагрузкам. М., 2002. (в соавт. с Смулевичем А.Б., Колюцкой Е.В., Ильиной Н.А., Тухватулиной Л.Ш) c. 147-159..
24. Воспроизведение рекламных текстов и его связь с особенностями темперамента и характера // Коммуникативное сознание / под ред. Стернина И.А.; 2003, ( в соавт. с Беликовой О.В.)
25. Dynamic Theory of Meaning: New Opporunities for Cognitive Modeling // труды международной конференции когнитивное моделирование Пущин 17-19 сентября 1999. Ч.1. с.44-56.
26. Взаимодействие психологии, лингвистики и компьютерных технологий при изучении языка и речи //Четвёртые чтения памяти Л.С. Выготского, Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ с 17 - 20 ноября 2003 года.
Тезисы докладов
27. Становление "галилеевского" способа мышления в психологии и анализ речи// Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003г. Т.1, с. 89-90 (в соавт. с Малковой Г. Ю.)
28. Диагностика и коррекция дезадаптированныйх детей и подростков (психометрические свойства опросника Басса-Дарки) // Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования. Москва. 21-22 мая 2001.с. 89 (в соавт. с Ельхимовой Л.)
29. Dynamic visualization in teaching of foreign languages // Proceedings of the VI-th International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics (ISAPL) 28 juin-1juillet 2000. Caen, France. p.285
30. Intentional Structures of Inner Temporality as the Ground for Choosing Words in Speech Production and Comprehension // Proceedings of the V-th International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics (ISAPL) 25-27 June, 1997. Porto, Portugal. p. 12.
31. Алмаев Н.А. Психологическое исследование грамматики естественного языка.// Тезисы 3-их Ломовских чтений. Москва 1996 (а)..
32. Nickolay Almayev. Phenomenological Description As A Part Of Natural Language Processing Investigation. “Language and Consciousness”. An International Symposium. September 12-15, 1995 Varna, Bulgaria.
33. Алмаев Н. А. Проблема научности психологии в трудах Э.Гуссерля. “Логика, Методология и Философия Науки”// Тезисы конференции. Москва-Обнинск. 10- 12 Апреля, 1995