- Обоснование культурно-исторического подхода в отечественной психологии как научно оправданного методологического средства, соответствующего тенденциям развития психологической науки и предоставляющего возможность проектирования концептуальных оснований теории стресса, способной объяснить его природу в рамках психологического гетеростаза, т. е. системе представлений о человеке как существе неадаптивном (сверхадаптивном, нормотворческом, трансцендентальном).
- Результаты трансспективного анализа феномена стресса в психологии, позволившие выявить закономерные изменения в научных представлениях о психологическом стрессе и вывести на задачу определения его роли в самостановлении человека: представления о стрессе как «адаптивном синдроме» возникли в классической психологии; в неклассической психологии стресс стал рассматриваться как процесс взаимодействия человека и среды, в системе человека, способного к осуществлению осознанной саморегуляции своего поведения и деятельности; в постнеклассической психологии стресс открывается как совокупность психологических проявлений, сопровождающих процесс саморазвития человека, в котором раскрывается его сверхадаптивная природа, нормотворческий, гетеростазический характер личностного устройства.
- Концептуальные основания теории стресса с позиций культурно-исторического подхода, представленные теоретическими положениями, раскрывающими: определение стресса с позиции принципа самоорганизации; роль и смысл психологического стресса в онтогенезе человека, в его саморазвитии; функцию психологического стресса как «надситуативного, сверхадаптивного синдрома»; культурно-исторические детерминанты стрессов и стрессоустойчивости, сопровождающие качественную динамику стрессов, отвечающую этапам становления жизненного пространства человека как культурно обусловленного феномена; моделью стресса, презентирующей психологические составляющие, характер их связи в виде системной детерминации, качественную трансформацию стресса как процесса самоорганизации психологической системы разной степени открытости; функции эмоций и эмоционально-установочных комплексов в стрессе; предпосылки формирования невротических, обусловленных стрессом расстройств; методические основы профилактики и коррекции дистрессовых проявлений и состояний.
- Исследовательская модель, представленная сочетанием количественных и качественных методов естественнонаучного и феноменологического анализов, позволяющая осуществить дескриптивную, интерпретативную и теоретическую валидизацию в этнокультурном и клинико-психологическом исследованиях сущностных особенностей феномена стресса и стрессоустойчивости с позиции культурно-исторического подхода.
1.Бохан Т. Г Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации: диагностика, коррекция, профилактика / Г. В. Залевский, Э. В. Галажинский, Т. Г. Бохан. – Томск : Изд-во ТГПУ, 1999. – 138 с.
2.Бохан Т. Г. Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / [В. В. Попов, В. В. Шигуров, Б. С. Щеглов и др.]; под общей ред. проф. О. И. Кирикова. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – Книга 10. – 440 с.
3.Бохан Т. Г. Проблема стресса в психологии: трансспективный анализ / Т.Г. Бохан. – Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2008. – 156 с.
4.Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования / Т. Г. Бохан. – Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. – 267 с.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
5.Бохан Т. Г. Гендерные и возрастные различия в копинг-стратегиях подростков и юношей Сибири / Т. Г. Бохан, Г. В. Залевский, Э. И. Мещерякова // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – № 286. – C. 50—55.
6.Бохан Т. Г. Родительские наставления как фактор формирования копинг-стратегий и личностных копинг-ресурсов подростков и юношей народов Сибири / Т. Г. Бохан, Э. В. Галажинский, Э. И. Мещерякова // Вестник Томского государственного университета.. – 2005. – № 286. – С. 42—49.
7.Бохан Т. Г. Пространственно-временные параметры самореализации студентов бурят / Т. Г. Бохан, Д.В. Годеева // Вестник БурГУ. – 2007. – Вып. 4. – С. 65 -68.
8.Бохан Т. Г. Методологические основания разработки теоретической модели стресса с позиции идей самоорганизации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2007. – № 2. – С. 13—18.
9.Бохан Т. Г. Системные детерминанты стрессоустойчивости в возрастном и этнопсихологическом контекстах // Сибирский психологический журнал. – 2007. – Вып. 25. – С. 180—186.
10.Бохан Т. Г. Проблема стресса и стрессоустойчивости человека в парадигме постнеклассической психологии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2006. – № 2. – С. 16—22.
11.Бохан Т. Г. Психологическая готовность к стрессоустойчивости лиц с клиническим диагнозом «невротические расстройства, связанные со стрессом» / Т. Г. Бохан, В. И. Чехман // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2006. – № 4. – С. 121—124.
12.Бохан Т. Г. Пространственно-временные параметры самореализации молодежи коренных народов Сибири / Т. Г. Бохан, Э. В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. – 2007. – Вып. 25. – С. 172—180.
13.Бохан Т. Г. Феноменология трудных ситуаций в жизнедеятельности юношества народов Сибири // Вестник Томского государственного университета.. – 2007. – Вып. 295. – С. 158—163.
14.Бохан Т. Г. Онтогенетический аспект стресса и стрессоустойчивости с позиции идей самоорганизации // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – Вып. 296. – С. 200—206.
15.Бохан Т. Г. Феномен стресса в контексте трансспективного анализа // Сибирский психологический журнал. – 2007. – Вып. 26. – С. 127—131.
16.Психологическая готовность жителей 30—километровой зоны атомного производства к управлению «невидимым» стрессом / Т. Г. Бохан, С. А. Богомаз, В. А. Непомнящая // Сибирский психологический журнал. – 2008. – Вып. 28. – С. 75—81.
17.Бохан Т. Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки // Вестник Томского государственного университета.. – 2008. – Вып. 314. – С. 169 - 173.
Методические пособия:
18.Бохан Т. Г. Психологическая коррекция психического развития в практике консультирования детей и подростков (часть 1) / Т. Г. Бохан, Н. В. Козлова. – Томск : Изд-во ТГУ, 2004. – 222 с.
19.Бохан Т. Г. Психологическая коррекция психического развития в практике консультирования детей и подростков (часть 2) / Т. Г. Бохан, Н. В. Козлова. – Томск : Изд-во ТГУ, 2004. – 128 с.
Статьи и материалы конференций:
20.Бохан Т. Г. Профессиональные страхи у педагогов / Т. Г. Бохан, Г. В. Залеский, С. А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. – 1998. – Вып. 8 – 9. – С. 31—33.
21.Бохан Т. Г. К вопросу о типологии состояний психической ригидности у младших школьников / Т. Г. Бохан, В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 1998. – Вып. 5. – С. 11—15.
22.Бохан Т. Г. Личностный принцип в психологической экспертизе // Традиционные и инновационные процессы в организации: экспертиза как способ развития образовательных практик: материалы III Всероссийской конференции. – Томск, 1999. – С. 43—48.
23.Бохан Т. Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях // Сибирский психологический журнал. – 1999. – Вып. 10. – С. 40—45.
24.Бохан Т. Г. Роль индивидуально-психологических факторов в формировании навыков эффективного совладания с трудными ситуациями // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 13. – С. 54—58.
25.Бохан Т. Г. Психологические особенности детей с различными клиническими вариантами низкорослости / Е. Б. Кравец, Т. Г. Бохан, Е. П. Шеренкова // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 12. – С. 51—54.
26.Бохан Т. Г. Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании / Т. Г. Бохан, Н. В. Козлова // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 12. – С. 126—129.
27.Bohan T. Psychology and Psychotherapy of FFB in Cross-cultural Context / H.Salevski, E. Galazhinsky, T. Bohan // XII World Congress of Psychiatry. – Japan: Yokohama, 2002. – С. 24—25
28.Бохан Т. Г. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение в профилактике наркотизма у детей и подростков: опыт построения окружной модели в образовании / Т. Г. Бохан, В. А. Байдина // Профилактика аддиктивных состояний в детско-подростковом возрасте : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Томск : Изд-во ТГУ, 2003. – С. 135—139.
29.Бохан Т. Г. Психологические основания профилактики и коррекции проблем психологического функционирования при изменении образа жизни // Сибирский психологический журнал. – 2003. – Вып. 18. – С. 44—48.
30.Бохан Т. Г. Социально-психологические и педагогические факторы наркотизации подростков (на примере скринингового иссследования подростков г. Томска и Томской области / Т. Г. Бохан, В. А. Байдина // Профилактика аддиктивных состояний в детско-подростковом возрасте: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Томск: ТГУ, 2003. – С. 124—129.
31.Bohan T. Primary Prevention of Drug Addictions in Education // XII World Congress of Psychiatry. – Japan: Yokohama, 2002. – С. 169—1.
32. Bokhan T. G. Determinaition of self regulation of the personality // 28th International Congress of Psychology. – China : Abstract Book, Beijing, 2004. – С. 306327—306328.
33.Бохан Т. Г. Культурно-исторический подход к проблеме стрессоустойчивости и ее формированию в онтогенезе // Материалы Сибирского психологического форума. – Томск : Изд-во ТГУ, 2004. – С. 519—527.
34.Бохан Т. Г. Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности юношества народов Сибири / Т. Г. Бохан, Э. И. Мещерякова // Сибирский психологический журнал. – 2004. – Вып. 20. – С. 57—60.
35.Бохан Т. Г. Этнопсихологические, гендерные и возрастные особенности совладающего поведения подростков и юношей народов Сибири / Т. Г. Бохан, Э. В. Галажинский, Э. И. Мещерякова // Сибирский психологический журнал. – 2005. – Вып. 22. – С. 71—79.
36.Бохан Т. Г. Ценностная детерминация стрессоустойчивости в периоде взросления // Взаимовлияние классического университета и инновационных процессов в образовании, науке и обществе : сб. науч. тр. – Томск : Изд-во: ТГУ, 2005. – С. 34—43.
37.Бохан Т. Г. Поликультурная среда университета: ауто- и гетеростереотипы в этнической идентичности подростков и юношей народов Сибири / Т. Г. Бохан, Э. И. Мещерякова // Взаимовлияние классического университета и инновационных процессов в образовании, науке и обществе : сб. науч. тр. – Томск : Изд-во ТГУ, 2005. – С. 51—62.
38.Бохан Т. Г. Принцип гетеростаза в психологии стресса / Т. Г. Бохан, Е. М. Березина // Вестник ТГУ. Бюллетень оперативной научной информации. – 2006. – № 91. – С. 83—90.
39.Бохан Т. Г. Готовность к стрессоустойчивости представителей юношества народов Сибири // Социокультурные проблемы современной молодежи : материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2006. – C. 317—322.
40.Бохан Т. Г. Проблема стресса молодежи народов Сибири в условиях модернизации традиционной культуры // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: материалы 1-го Международного Форума. – Санкт-Петербург, 2006. – С. 259—262.
41.Бохан Т. Г. Стресснапряженность и стрессоустойчивость в самореализации молодежи народов Сибири (алтайцы, буряты, хакасы, шорцы) // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. – Воронеж, 2006. – Книга 10. – С. 382—392.
42.Бохан Т. Г. Интегральные параметры человека как открытой самоорганизующейся системы, определяющие ее устойчивость в трудных ситуациях // Психология совладающего поведения: материалы Всероссийской конференции. – Кострома, 2007. – С. 25—31.
43.Бохан Т. Г. Ауто- и гетеростереотипы в представлениях о трудных ситуациях как фактор интолерантного поведения юношества народов Сибири // Проблема толерантности в диалоге цивилизаций: материалы IV Международной научной конференция Россия и Восток. – Астрахань, 2007. – С. 18—23.
44.Бохан Т. Г. Жизненные стремления и субъективное благополучие юношества народов Сибири // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кемерово, 2007. – С. 130—134.
45.Бохан Т. Г. Ценностная детерминация стрессоустойчивости у представителей студенчества национальностей Сибири // Человек в условиях социальных изменений : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа, 2007. – С. 199—203.
46.Bokhan T. G. Phenomenon of stress from positions of ideas of self-organization // Материалы Всемирного конгресса по стрессу (Г. Селье 1907—2007). – Будапешт, 2007. – С.
47.Бохан Т. Г. Системный анализ региональных стратегий сибирской психологии / Э. И. Мещерякова, Т. Г. Бохан // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция : сб. науч. тр. / под ред. О. М. Краснорядцевой. – Томск :Изд-во ТГУ, 2007. – С. 5—27.
48.Особенности переживания «невидимого» стресса жителей 30-километровой зоны атомного производства / Бохан Т. Г., Богомаз С. А., Непомнящая В. А. // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: сб. науч. тр. / под ред. О. М. Краснорядцевой. – Томск : Изд-во ТГУ, 2007. – С. 143—157.
49.Бохан Т. Г. Субъективное качество жизни представителей молодежи народов Сибири как системный показатель их стресснапряженности // Проблемы управления психоэмоциональным состоянием человека: материалы Международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2008. – С. 31—37.
50.Бохан Т. Г. Методические основы психологической профилактики и коррекции дистресса с позиции культурно-исторического подхода // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научной конференции. – Хабаровск, 2008. – С. 21—31.
51.Бохан Т. Г. Проблема методологического плюрализма в разработке феномена стрессоустойчивости в психологии // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск, 2008. – С. 75—80.