Научная тема: «ПСИХОЛОГИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЭТНОФОРОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ)»
Специальность: 19.00.05
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработанные теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентаций этнофоров синтезируют широкий спектр научных положений  психологии, социальной психологии, сложившихся на основе методологического плюрализма, раскрывает сущность, особенности и механизмы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, доминирующие в них тенденции, характер влияния социально-психологических условий и факторов на их развитие. Методология психологического исследования, исходя из научной и практической целесообразности прогнозируемых результатов, объединяет закономерности, подходы, принципы, методы, исследовательско-развивающий инструментарий и процедуры его использования в познании ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа с учетом ее особенностей как системы. Теоретические и методологические основы социально-психологической концепции развития системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа позволяют определить исходную базу формирования и развития ценностных ориентаций и раскрывают динамичные и стабильные ценности.
  2. Социально-психологические закономерности ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, их сущностные признаки проявляются через систему устойчивых признаков и существенных взаимодействий, выражающие стабильные - этноценностные ориентации, которые задают направление и характер изменений всей системе ценностных ориентаций и их  динамичных компонентов, которые  детерминируют активность субъекта.
  3. Психологическая концепция развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, в рамках которой разработана модель развития системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа, определена структура элементов, условий и факторов, детерминирующих генезис, механизмы функционирования и изменения ценностных ориентаций  этнофоров Северного Кавказа. Характеризует, что наибольшее развитие (трансформация) динамичных компонентов происходит в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов.  В качестве стабильного элемента модель включает этноценностные ориентации, а в качестве производных - ценности коллективизма, ценности межличностных отношений, ценности определённости. Одними из основных социально-психологических детерминант формирования системы ценностных ориентаций этносов Северного Кавказа являются морально-нравственный кодекс и ценности, имплицитно содержащиеся в национальном эпосе «Нарты».
  4. В системе ценностных ориентаций этнофоров наиболее существенно на уровне закономерностей проявляются стабильные этноценностные ориентации как системная детерминанта, определяющая предпочитаемые,  принимаемые и отражаемые в сознании, деятельности и отношениях этнические идеалы, ценности и нормы, сохраняющиеся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующие развитие этноса. Этноценностные ориентации являются стабильной, базовой детерминантой, которая обусловливает национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов и задает направление изменению  системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Этнические ценности у этнофоров Северного Кавказа - ценности принадлежности к этносу, сохранения этноса, поддержания традиций и устоев этноса - являются  метаценностями, располагающимися над частными, конкретными ценностями, содержание которых является более динамичным и ситуативным. Этнические ценности занимают положение медиатора, связывая этнос с этнфорами, с одной стороны, и этнос с другими человеческими общностями - этносами, этническими системами, государствами и пр., с другой. Этноценностные ориентации - это специфичная детерминанта ценностного самосознания, являющаяся системообразующим в системе ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Внутри системы ценностей этноценностные ориентации выполняют следующие функции: на уровне существования индивида в социальной среде - функцию согласования ценностей личности и ценностей этноса, что проявляется в  уровне психологической  адаптации  личности по отношению к социальной ситуации, в возможности реализации личных целей в согласии с общегрупповыми; на уровне существования группы по отношению с другими группами, этноса по отношению с другими этносами и социальными системами - функцию согласования групповых ценностей с общечеловеческими, что определяет  уровень межгрупповой напряженности, меру межгруппового принятия. Системообразующие ценности этноса сохраняются при изменениях системы ценностей этнофора, обеспечивая существование этноса как целостного образования.
  5. Генезис и современное состояние системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа выражается как особые проявления отношения, обусловленные индивидуальными ценностями, предпочтениями, притязаниями, действиями и поведением конкретного этнофора, а также определяемые воздействием этноса, этногрупп, общества и других субъектов этих отношений. Среди них особое социально-психологическое воздействие на этноценностные ориентации оказывают этнос, семья, род, т.е традиционализм - устойчивость традиционных социальных институтов, которые определяют направленность и характер развития ценностных ориентаций этнофоров, силу связи с прошлым и фильтрацию современных ценностей. Сущность ценностных ориентаций этнофоров проявляется через индивидуальные личностные, групповые и общечеловеческие структуры и процессы регуляции связей, отношений, поведения и действий субъектов в интересах достижения ее совместной цели и воздействия на соответствующие психические и социально-психологические структуры.
  6. Тенденцией к адаптации этнофора в новой социокультурной среде являются социально-психологические механизмы ассимиляции, аккомодации и преобразования культурных ценностей этноса в индивидуально-личностные ценности. Процесс продуктивной адаптации этноса к изменению социально-исторической ситуации предполагает уравновешивание процессов ассимиляции новых культурных норм и правил и аккомодации предлагаемой системы ценностных ориентаций в соответствии со сложившейся традиционной системой этнических ценностей. В случае уравновешенности процессов ассимиляции и аккомодации возникает и развивается новая система ценностных ориентаций. Этногенез ценностных ориентаций проходит следующие этапы (фазы): латентную фазу; фазу изменения, хаотическую фазу; фазу надлома; динамическую фазу; фазу аккомодации и мемориальную фазу. Предыдущие ценностные ориентации переходят в реликтовое состояние.  «Этногенез ценностных ориентаций»,  как вводимая новая категория,  раскрывает процесс усвоения, сохранения, функционирования и развития этноценностных ориентаций личности на конкретном этапе историко-психологического развития, в котором общесоциальные и культурные ценности через социальную адаптацию, этническую идентичность к новой социокультурной среде,  механизмы ассимиляции, аккомодации и преобразование культурных ценностей этноса трансформируются в индивидуально-личностные ценности
  7. Экспериментальное исследование социально-психологических особенностей проявления этноценностных ориентаций  доказывает  их взаимосвязь в системе ценностей с уровнями эмпатии, этнической идентичности и социальной адаптированности этнофоров Северного Кавказа. Различия по уровню выраженности этнических ценностей и их места в системе ценностных ориентаций представителей всех этнических, возрастных, социальных и гендерных групп этнофоров Северного Кавказа незначимы. К специфичным ценностям этнофоров абазин, карачаевцев, ногайцев, черкесов  со времен Нартов относятся ценности коллективизма, ценности межличностных отношений, ценности определённости. Обоснованное понятие «этноценностные ориентации» раскрывает систему предпочитаемых, принимаемых и отражаемых в сознании, деятельности и отношениях этнических идеалов, ценностей и норм, сохраняющихся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующих развитие этноса. Представленность в них этноценностных ориентаций раскрывается как стабильная детерминанта, определяющая национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов и задающая направление изменений всей  системы ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа.
  8. Разработанные практические выводы, рекомендации и научно-методические материалы апробированы и могут быть полезны для организации эффективного социально-психологического сопровождения процесса развития и сохранения этноценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа. Социально-психологическое сопровождение раскрывается как исследовательско-развивающая технология оптимизации процесса этногенез ценностных ориентаций и придания ему системного социально ценностного развивающего характера. Выявленные закономерности этнопсихологических особенностей могут быть использованы при проведении социальной политики, в сфере межнациональных отношений как на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесии, так и в других регионах страны, при корректировке концепции развития национальной школы, а также при разработке научно-методических рекомендаций.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Накохова Р.Р. Младший школьник: возможности личностного развития (ценностные ориентации средствами народного эпоса и мифологии.) – Карачаевск.: Изд-во КЧГПУ, 2001. – 135 с.

2. Накохова Р.Р. Психологические особенности системы ценностных ориентаций личности представителей этносов Северного Кавказа. – М.: Линкор, 2007. – 271 с.

3. Накохова Р.Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа (на материале исследовании народов Карачаево-Черкесии). – М.: Линкор, 2008. – 280 с.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК для научных публикаций

5. Накохова Р.Р. Развитие ценностных ориентации младших школьников средствами народного эпоса и мифологии // Мир психологии. – 2000. – № 4. – С. 159-173.

6. Накохова Р.Р. Ценностные ориентации в психологической структуре личности на примере культуры народов Карачаево-Черкесии // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 6. – С.32-39.

7. Накохова Р.Р. Психологический процесс этногенеза ценностных ориентаций личности // Гуманизация образования – 2007. – № 4. – С. 97- 101.

8. Накохова Р.Р. Этнокультурные измерения как составляющие ценностных ориентаций абазинского этноса // Педагогическое образование и наука – 2007. – № 5. –С.88-91.

9. Накохова Р.Р. Процесс этногенеза ценностных ориентаций как психологический феномен // Вестник РУДЕН. Сер. «Психология и педагогика». –2007. – № 3-4. – С. 35- 47.

10. Накохова Р.Р. Исследование ценностных ориентации древнего общества народов Карачаево-Черкесии через народный эпос «Нарты» // Вестник РУДЕН. Сер. «Социология». – 2007. –№ 4. –С. 77-89.

11. Накохова Р.Р. Психологическая концепция процесса развития новой ценностно-ориентационной системы личности // Педагогическое образование и наука. –2008. – №1. – С. 65-77.

12. Накохова Р.Р. Система ценностных ориентаций представителей этносов Карачаево-Черкесии // Гуманизация образования. – 2008. – № 2. –С. 90-100.

13. Психологическая концепция этногенеза ценностных ориентаций представителей этносов Северного Кавказа // Социальная политика и социология. -2008. - № 5. С. 247 - 255

Научные статьи, тезисы докладов

14. Накохова Р.Р.Психология воспитания и обучения взаимодействия субъекта объекта педагогической деятельности // Проблемы воспитания учащейся молодежи. – СПб: Акме-Петербург, 1995. – С.91-93.

15. Накохова Р.Р. Общечеловеческие и национальные ценности культур в воспитании и образовании учащихся // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996. С.131-137

16. Накохова Р.Р. Национальные ценности культур в воспитании и образовании учащихся // Человек и общество: тенденции, социальные изменения. – СПб., 1997. –С. 209- 211

17. Накохова Р.Р. Поликультурное образование в КЧР. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. – 31с.

18.Накохова Р.Р. Общечеловеческие и национальные ценности культур в духовном развитии личности // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. – С.73-75

19. Накохова Р.Р. Народный эпос как средство формирования духовности // Развитие личности в общеобразовательных системах Южно-Российского региона.Vгодичное собрание Южного отделения РАО – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. Ч.2. – С.27-30

20. Накохова Р.Р. Духовное развитие личности средством народного эпоса // Этнос, культура, образование в контексте современных педагогических реформ. – Карачаевск Изд-во КГЧПУ, 1998. – С. 63-67

21.Накохова Р.Р. Народный эпос как средство формирования духовной сферы младших школьников // Педагогический вестник. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО. – 1999. –№ 2. – С.22-26

22. Накохова Р.Р. Ценностно-ориентированный и личностно развивающий потенциал народного эпоса и мифологии // Перспективы развития службы практической психологии образования. – Черкесск, 1999. – С.35-37

23. Накохова Р.Р. Развитие ценностных ориентаций младших школьников // Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы. – Карачаевск: Изд-во КГЧПУ, 2000. – С. 81-85

24. Накохова Р.Р. Национально-психологические особенности абазин в процессе социализации // VІ годичное собрание Южного отделения РАО. Развитие в образовательных системах Южно-Российского региона. – Ставрополь, 2001.– С. 99 - 105

25.Накохова Р.Р. Этническая психология и её структура // Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. – Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесского института повышения квалификации работников образования, 2001. – С.124- 127

26. Накохова Р.Р. Менталитет как психологическая особенность народа // Основные тенденции, роль службы практических психологов в системе образования: Материалы ІІ республиканской. научно- практической конференции., Черкесск, 2001. – С.45-50

27. Накохова Р.Р. Личностно-ориентированная система обучения // Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. – Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесского института повышения квалификации работников образования, 2002. – С.28-32

28. Накохова Р.Р. Этническое самосознание как феномен общественного и индивидуального сознания // Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. – Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесского института повышения квалификации работников образования, 2003. – С.70-72

29. Накохова Р.Р. Личность в контексте культур // Образование. Истоки и современность. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2003. – С.137-148

30. Накохова Р.Р. Этническая идентичность как составляющая психологических особенностей народов КЧР // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2004. –С.152-155

31. Накохова Р.Р. Национальный характер как психологические особенности народов КЧР // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского регионального отделения РАО: VIIгодичное собрание Южного отделения РАО – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004.. – С.137-140

32. Накохова Р.Р. Национальный характер и его особенности // Развитие личности как стратегия гуманизации образования. – Ставрополь:СКС . – 2004. – С.111-114

33. Накохова Р.Р. Этнопсихологическая модальность менталитета // От фундаментальной науки к решению прикладных задач современности. – Черкесск : Изд-во Карачаево-Черкесской Академии, 2004. – С.58-59

34. Накохова Р.Р. Ценности как регуляторы социального поведения человека // Развитие личности как стратегия гуманизации образования. – Ставрополь: СКСИ, 2005. –С.112-114

35. Накохова Р.Р. Этническая идентичность и ее формирование // Материалы V научно- практической психологической сессии. Психологическое образование как система психотехник развития личности. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С.121-124

36. Накохова Р.Р. Развитие личности в условиях поликультурной этнической среды // Психологическое образование как система психотехник развития личности. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С.119-121

37. Накохова Р.Р. Ценностные ориентации - компонент внутренней структуры личности // Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и в школе. – Карачаевск: КЧГУ, 2005. – С.134-136

38.Накохова Р.Р. Поликультурная этническая среда и ценностные ориентации в развитии личности // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы юбилейной международной. научно-практической конференции, приуроченной к 10-летию Международной Академии наук педагогического образования. – М.:МАНПО, 2005. – С.370-377

39. Накохова Р.Р. Развитие личности в условиях поликультурной среды // Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи. – Карачаевск: КЧГУ, 2005. – С.166-169

40.Накохова Р.Р. Социальные и личностные ценности в разных возрастных группах в контексте социально политических изменении // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы 1 Международной конференции. – Кисловодск-Ставрополь – Москва: СевКавГТУ, 2006. – С.344-348

41.Накохова Р.Р. Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности // Личностно ориентированный подход как стратегия гуманизации образования: материалы научно- практической конференции – Черкесск: КЧРИПКРО, 2006. – С.128-154

42.Накохова Р.Р. Особенности формирования ценностных ориентаций личности в карачаевской семье // Личностно ориентированный подход как стратегия гуманизации образования: материалы научно- практической конференции – Черкесск: КЧРИПКРО, 2006. – С.176-178

43. Накохова Р.Р.Национально – психологические особенности народов и их исследование// Личностно ориентированный подход как стратегия гуманизации образования: материалы научно- практической конференции – Черкесск: КЧРИПКРО, 2006. – С.154-159

44. Накохова Р.Р. Поликультурная этническая среда как фактор развития ценностных ориентаций личности // Совместная программа сотрудничества между Европейской комиссией и Советом Европы для Российской Федерации. – М.: изд-во РУДН, 2006. – С.186-197

45.Накохова Р.Р. Психологическая классификация ценностных ориентаций личности // Психология личности. Состояние и перспективы изучения: межвузовский сборник научных статей. – Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2007. – С.152-162

46. Накохова Р.Р. Этногенез ценностных ориентаций коренных этносов Карачаево-Черкесии // Развития личности как стратегия гуманизации образования: материалы 6-й межрегиональной научно - практической конференции – Ставрополь: СКСИ, 2007. – С.329-337

47.Накохова Р.Р. Ценностные ориентации как составляющий компонент психологических особенностей народов // Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований: материалы международного научной конференции – Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2007. – С. 240-246.

48.Накохова Р.Р. Этногенез ценностных ориентаций личности как психологический феномен // Экология развития личности в образовании – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С.92 -99

49. Накохова Р.Р. Концепция психологического процесса развития новой ценностноориентационной системы // Развития личности в образовательных системах Южно - Российского региона XXVII Психолого-педагогические чтения РАО. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 145-151.

50. Этноценностные ориентации как стабильные детерминанты в системе ценностных ориентаций этнофоров Карачаево-Черкесии // Материалы междунар. конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. – С .123-133.

Учебно-методические издания

51.Накохова Р.Р. Календарь учителя: методическое пособие. – Черкесск: Изд-во КЧГПУ, 1995. – 301 с.

52.Накохова Р.Р. Психология: программа и методические рекомендации. – Черкесск: Изд-во КЧГТИ, 1997. – 48 с.

53.Накохова Р.Р. Личность в контексте древних культур: методическое пособие. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО,1997. –128 с.

54.Накохова Р.Р. История и культура народов КЧ: методические разработки. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 1998. –58 с.

55. Накохова Р.Р. Программа с методическими рекомендациями для переподготовки учителей МХК. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2000. – 50 с.

56. Накохова Р.Р. Учебный план и программа для повышения квалификации учителей МХК. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2000. – 23с.

57. Накохова Р.Р., Мокрушина С.Г., Темирова Ф.А. Психолого-педагогический цикл для курсов повышения квалификации: программа и методические рекомендации. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО 2001. – 77с

58. Накохова Р.Р. Учебный план и программа курса психологии личности. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2001. – 29 с.

59. Накохова Р.Р. Учебный план и программа курса по педагогической психологии. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2001. – 31с.

60. Накохова Р.Р. Учебный план и программа курса по дифференциальной психологии. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2001. – 27с.

61. Накохова Р.Р. Планы лекционных и семинарских занятий и методические рекомендации по общей психологии: методическое пособие. – Черкесск, изд. КЧ филиала .Московского государственного социального университета , 2001. – 48с.

62. Положение о подготовке и оформлении курсовых и дипломных работах. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2001. – 15с.

63. Методическое пособие о курсовых экзаменах, зачетах и самостоятельной работе. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2001. – 21с.

64.Накохова Р.Р. История и культура древних народов: программа и методические рекомендации. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2001. – 129с.

65. Накохова Р.Р. Акцентуация характера и особенности работы психологов: методические рекомендации практическим психологам. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2002. – 22с.

66. Накохова Р.Р. Учебный план и программа курсов переподготовки кадров по специальности «Практическая психология». – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2003. – 22с.

67. Накохова Р.Р. Учебный план и программа по профессиональной переподготовке социальных педагогов. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2004. – 27 с.

68. Накохова Р.Р. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации школьников: методическое пособие для психологов. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2004. – 19с.

69. Накохова Р.Р.Направление деятельности педагога – психолога в реализации ППП и ПО: учебно-методическая программа. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2004. – 15с.

70. Накохова Р.Р. Клиническая психология: учебно-методическая программа. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2005. – 25с.

71. Накохова Р.Р.Социальная психология: учебный план и программа с методическими рекомендациями. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2006. – 41 с.

72. Накохова Р.Р. Психология права: учебно-методическая программа. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2006. – 28с.

73. Накохова Р.Р. Психологическое сопровождение выбора профессии у старшеклассников: учебно-методическое пособие допущено Министерством образования и науки РФ. – М.– Карачаевск, 2006. – 215с.

74.Накохова Р.Р. Учебный план и программа по профессиональной переподготовке логопедов. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2008. – 40с.

75. Накохова Р.Р. Психолого-педагогический цикл для курсов повышения квалификации: программа с методическими рекомендациями. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2008. – 97с.