Научная тема: «ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА»
Специальность: 19.00.13
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Профессионализм педагога представляет собой системное образование, проявляющееся в уровне владения профессиональной деятельностью, характеризующегося сформированностью профессиональной компетентности как интегративного личностного ресурса педагога и составляющих ее компетенций; субъектности как меры активности в профессиональной деятельности; ценностных ориентаций в виде иерархии профессиональных предпочтений; инновационности в виде владения стратегиями обновления деятельности, критерии проявления которого соответствуют нормативным требованиям и наглядно демонстрируют самореализацию личности профессионала под влиянием психолого-акмеоло­гических условий и факторов.
  2. Методологическое понимание акмеологической сущности развития профессионализма определяется подходами к исследованию данного явления, а именно генетическим, аксиологическим, системно-структурным, синергетическим, личностным, деятельностным, гуманистическим, субъектным, акмеологическим.
  3. К принципам развития профессионализма педагога относятся: достижение профессионального идеала, творческая адаптация сложившейся компетентности, полнота и адекватность сформированных компетенций, наглядная демонстрация их успешной реализации, учет психологических факторов и условий повышения профессионализма, субъектная активность педагога и самореализация личности в профессиональной деятельности.
  4. Психологическая сущность профессиональной компетентности представляет собой интегративный личностный ресурс педагога, который может быть объективно наблюдаемым в деятельности, измеряемым в процедурах оценки качества и целенаправленно сформированным в условиях непрерывного образования, объединяя адаптивные технологии, личностную вовлеченность и инновационное творчество.
  5. Критериями проявления профессионализма педагога можно считать гуманную позицию педагога, успешно применяемые технологии в профессиональной деятельности, опыт преодоления препятствий в достижении цели обучения/воспитания, внедрение инноваций для совершенствования педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию, позитивную профессиональную Я-концепцию, результативность деятельности педагога.
  6. Уровни владения педагогом профессиональной деятельностью составляют: докомпетентностный, эклектичный, алгоритмизирующий, рационализирующий, исследовательский, наставнический.
  7. Акмеологический аспект развития (движения к «акме») профессионализма педагога включает совершенствование профессиональной деятельности, улучшение ее результата и личностный рост специалиста.
  8. Психолого-акмеологическими детерминантами развития профессионализма педагога являются:- условия - социальный госзаказ на профессионалов высокой квалификации; ситуации профессионально-личностного развития; акмеологическая среда в профессиональном сообществе; профессиональное сотрудничество с коллегами, находящимися на разных уровнях профессионализма; новаторское преобразование педагогической традиции; активное включение в профессиональное взаимодействие с учащимися и установкой на процесс и результат деятельности; профессиональная рефлексия в диалоге со всеми участниками педагогического процесса; - факторы - обучение, взаимоотношения, творчество, критичность и управление, что влияет на овладение профессиональными знаниями и компетенциями, выбор стратегий деятельности, формирование сотрудничества с коллегами и учащимися, творческое обновление педагогических традиций, на критичность оценки себя и других, а также на управляемость процесса педагогического целедостижения; - акмеологическая среда как профессиональное окружение педагога с утвердившимися принципами, нормами, традициями, ценностями, опытом и отношениями влияет на профессиональное развитие личности педагога через активное межличностное сотрудничество, интенсивный информационный обмен и непрерывное профессиональное взаимообучение.
  9. Субъектность педагога есть мера личностной активности в профессиональной сфере, направленная на конструктивное преобразование ситуации, с проявлением инициативы, оправданного риска и опережающего видения.
  10. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога, раскрывающая концептуальные, научно-практические основы развития профессионализма и способствующая достижению высших уровней владения педагогом профессиональной деятельностью в условиях повышения квалификации.
  11. Комплексный программно-целевой проект «Развитие профессионализма педагога», включающий когнитивно-психологический (спецкурс) и технолого-акмеологический (тренинг) этапы обучения, обеспечивает комплексность и эффективность данного процесса.
  12. Методики спецкурса и тренинга, направленные на развитие профессионализма педагога, представляющие собой последовательную серию профессионально-образовательных задач с постепенно возрастающей их сложностью, требующих овладения профессиональными компетенциями, поиска нестандартных путей решения задач с учетом реальных условий педагогической действительности и психологических факторов.
Список опубликованных работ
Монографии, пособия, методические разработки

1. Абдалина, Л.В. Технология организационного консультирования и педагогическая практика : монография [Текст] / А.С. Огнев [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002. – 100 с. (6,25 п.л./1,56 п.л.). – ISBN 5-88519-267-7. – 100 экз.

2. Абдалина, Л.В. Профессиональное развитие педагога в системе повышения квалификации : монография [Текст] / Л.В. Абдалина. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2008. – 224 с. (14 п.л.). – ISBN 5-91054-016-5. – 500 экз.

3. Абдалина, Л.В. Теоретические основы изучения и развития профессионализма педагога : монография [Текст] / Л.В. Абдалина. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 239 с. (14,9 п.л.). – 500 экз.

4. Абдалина, Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике : монография [Текст] / Л.В. Абдалина. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 327 с. (20,4 п.л.). – 500 экз.

5. Абдалина, Л.В. Профессиональное развитие педагогов начального профессионального образования. Профессионально-развивающий тренинг : учебно-методичес¬кое пособие [Текст] / Л.В.Абдалина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. – 65 с. (4 п.л.). – ISBN 5-88519-163-8. – 100 экз.

6. Абдалина, Л.В. Развитие готовности инженерно-педагогических работников к профессиональному совершенствованию : программа и методические рекомендации [Текст] / Л.В. Абдалина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. – 37 с. (2,3 п.л.). – 100 экз.

7. Абдалина, Л.В. Теория и методика организации производственного обучения : учебно-методическое пособие для мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования [Текст] / Л.В.Абдалина, В.В. Царенко. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. – 89 с. (5,6 п.л./2,8 п.л.). – ISBN 5-88519-208-1. – 300 экз.

8. Абдалина, Л.В. Технология мониторинга учебного процесса: теория и практика : учебно-методическое пособие для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования [Текст] / Л.В. Абдалина, В.В. Царенко. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. – 100 с. (6,25 п.л./ 3,2 п.л.). – ISBN 5-88519-282-0. – 300 экз.

9. Абдалина Л.В. Опыт развития педагогического мастерства : учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Абдалина [и др.]; под ред. Л.В. Абдалиной. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006. – 55 с. (3,4 п.л./2,4 п.л.). – ISBN 5-88519-307-Х. – 100 экз.

10. Абдалина, Л.В. Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса : препринт [Текст] / Л.В. Абдалина [и др.]; под ред. Л.В. Абдалиной. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006. – 76 с. (4,75 п.л./4 п.л.). – ISBN 5-88519-305-3. – 100 экз.

11. Абдалина, Л.В. Опыт совершенствования педагогического профессионализма : учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В.Абдалина [и др.]; под ред. Л.В. Абдалиной. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006. – 80 с. (5 п.л./4 п.л.). – ISBN 5-88519-276-6. – 100 экз.

Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикаций научных исследований, проведенных при подготовке докторских диссертаций

12. Абдалина, Л.В. Акмеологический подход в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст] / Л.В. Абдалина // Вопросы образования. – 2006. – №3 (23). – С. 49–52 (0,25 п.л.).

13. Абдалина, Л.В. Развитие акмеологической культуры личности педагога: теоретико-методологические подходы [Текст] / Л.В. Абдалина [и др.] // Мир психологии. – 2006. – № 3 (47). – С. 232–236 (0,45 п.л./0,22 п.л.).

14. Абдалина, Л.В. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского Университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – Вып. 9. – С. 48–58 (1,2 п.л.).

15. Абдалина, Л.В. Факторы и условия развития профессионализма личности педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – Вып. 12. – С. 128–134 (0,9 п.л.).

16. Абдалина, Л.В. Развитие профессионализма личности педагога: акмеологический аспект [Текст] / Л.В. Абдалина, И.Ф. Бережная // Преподаватель – XXI век. – 2008. – № 1. – С. 186–189 (0,5 п.л./0,4 п.л.).

17. Абдалина, Л.В. Категории педагогической акмеологии как основа исследования профессионализма педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Преподаватель – XXI век. – 2008. – №2. – С. 181–185 (0,6 п.л.).

18. Абдалина, Л.В. Модель развития профессионализма педагога в условиях повышения квалификации [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – Вып. 2. – С. 316–321 (0,65 п.л.).

19. Абдалина, Л.В. Профессионализм педагога: компоненты и критерии проявления [Текст] / Л.В. Абдалина, И.Ф. Бережная // Высшее образование в России. – 2008. – № 8. – С. 155–158 (0,5 п.л./0,4 п.л.).

Научные статьи, тезисы докладов

20. Абдалина, Л.В. Затруднения в деятельности инженерно-педагогических работников и условия их преодоления в системе повышения квалификации [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 3.– Воронеж: ВОИПКРО, 1999. – С. 142-144 (0,2 п.л.).

21. Абдалина, Л.В. Проблемы готовности инженерно-педагогических работников к профессиональной деятельности [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 5.– Воронеж: ВОИПКРО, 2000. – С. 25–28 (0,25 п.л.).

22. Абдалина, Л.В. Профессионально-педагогическая культура педагога в современных условиях [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 6. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000. – С. 51–57 (0,38 п.л.).

23. Абдалина, Л.В. Характеристика готовности инженерно-педагоги¬ческих работников к овладению профессиональной культурой [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 7.– Воронеж: ВОИПКРО, 2000. – С. 218–221 (0,25 п.л.).

24. Абдалина, Л.В. Инженерно-педагогический работник: проблемы и перспективы профессионального развития [Текст] / Л.В. Абдалина // Россия – ХХI век: опыт, проблемы, контуры развития : сборник научных трудов ВГТУ. – Часть 2. – Воронеж, 2001. – С. 170–174 (0,3 п.л.).

25. Абдалина, Л.В. Субъектогенетический подход к профессиональному развитию инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации [Текст] / Л.В. Абдалина // Транзитивная Россия: безопасность, политика, экономика, опыт : сборник научных трудов ВГТУ. – Часть 2. – Воронеж, 2001. – С. 139–144 (0,38 п.л.).

26. Абдалина, Л.В. Возможности личностно ориентированного обучения в условиях повышения квалификации педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 8.– Воронеж: ВОИПКРО, 2002. – С. 29–33 (0,3 п.л.).

27. Абдалина, Л.В. Активные формы профессионального развития инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 10.– Воронеж: ВОИПКРО, 2003. – С. 53–57 (0,3 п.л.).

28. Абдалина, Л.В. О готовности педагогов учреждений общего и начального профессионального образования к непрерывному образованию : сборник материалов [Текст] / Л.В. Абдалина; под ред. Л.Н. Мотуновой. – Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2003. – С. 41–45 (0,3 п.л.).

29. Абдалина, Л.В. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагога начального профессионального образования [Текст] / Л.В. Абдалина // Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации : материалы межрегиональной научно-методической конференции 14–15 ноября 2003 г. / под ред. И.Ф. Бережной и др. – Ч. 2. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 100–104 (0,3 п.л.).

30. Абдалина, Л.В. Профессиональные деформации педагога // Формирование современной образовательной среды в условиях реализации нового поколения стандартов среднего профессионального образования : материалы седьмой научно-практической конференции «Колледж – 2003» [Текст] / Л.В. Абдалина. – Воронеж: ВГПГК, 2003. – С. 34–36 (0,25 п.л.).

31. Абдалина, Л.В. Акмеологический подход к процессу повышения квалификации педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование – XXI век: непрерывное образование – основы социализации личности ». – Воронеж, 2004. – С. 188–192 (0,3 п.л.).

32. Абдалина, Л.В. Личностно-профессиональное развитие педагога в системе повышения квалификации: проблемы и направления развития [Текст] / Л.В. Абдалина // Проблемы качества повышения квалификации работников образования : материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004. – С. 188–193 (0,38 п.л.).

33. Абдалина Л.В. Педагогическая культура преподавателей учреждений начального профессионального образования [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 11. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004.– С. 265–269 (0,3 п.л.).

34. Абдалина, Л.В. Условия развития профессионализма преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 12. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004. – С. 203–206 (0,25 п.л.).

35. Абдалина, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов ссузов [Текст] / Л.В. Абдалина [и др.] // Научная работа в университетских комплексах : сборник научных трудов международной научно-технической конференции. В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Машиностроение, 2005. – С. 118–123 (0,38 п.л.).

36. Абдалина, Л.В. Особенности психологического сопровождения учащихся на этапе выбора профессии [Текст] / Л.В. Абдалина [и др.] // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 13. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – С. 41–45 (0,3 п.л.).

37. Абдалина, Л.В. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса [Текст] / Л.В. Абдалина // Роль и значение педагога-психолога в реализации приоритетных направлений развития российского образования : материалы научно-практической конференции. – Воронеж: ВОИПКРО, 2006. – С. 9–14 (0,38 п.л.).

38. Абдалина, Л.В. Повышение квалификации педагога: акмеологический аспект [Текст] / Л.В. Абдалина // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Проблема повышения квалификации педагогов: современные подходы». – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2006. – С. 19–22 (0,25 п.л.).

39. Абдалина, Л.В. Особенности профессионализма личности педагога и направления его совершенствования [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник ВОИПКРО. – Вып. 15. – Воронеж: ВОИПКРО, 2006. – С. 132–137 (0,37 п.л.).

40. Абдалина, Л.В. Акмеологические аспекты совершенствования профессионализма педагога в системе повышения квалификации [Текст] / Л.В. Абдалина // Областная научно-практическая конференция «Шаг к профессионализму». – Воронеж, 2006. – С. 67–71 (0,3 п.л.).

41. Абдалина, Л.В. Методологические подходы к изучению и развитию профессионализма личности педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Образование и саморазвитие. – Казань, 2007. – № 11. – С. 34–44 (0,7 п.л.).

42. Абдалина, Л.В. Профессионализм личности педагога как психологическая проблема [Текст] / Л.В. Абдалина // Профессиональное образование. Приложение «Новые педагогические исследования». – 2007. – № 3. – С. 12–17 (0,38 п.л.).

43. Абдалина, Л.В. Социально-психолого-педагогическая служба: перспективы профессионального сотрудничества и развития [Текст] / Л.В. Абдалина // Материалы научно-практической конференции. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 3–7 (0,3 п.л.).

44. Абдалина, Л.В. Акмеологические противоречия личностно-профессионального развития педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Вторая международная научно-практическая конференция «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века» 18–20 апреля 2007 г. – Кисловодск: Изд-во «Тьютор», 2007. – С. 414–417 (0,25 п.л.).

45. Абдалина, Л.В. Критерии и уровни функционирования профессионализма личности педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // II Международная научно-практическая конференция «Студент, специалист, профессионал» – Воронеж, 2007. – С. 39–43 (0,3 п.л.).

46. Абдалина, Л.В. Акмеологические технологии в системе постдипломного образования педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // III Международная конференция «Стратегия качества в промышленности и образовании» – Варна, Болгария, 2007. – С. 8–11 (0,25 п.л.).

47. Абдалина, Л.В. Развивающий потенциал акмеологической готовности педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Всероссийская научно-практическая конференция «Психология личностного роста специалиста» – Тамбов, 2007. –С. 88–94 (0,44 п.л.).

48. Абдалина, Л.В. Психологическое здоровье современного педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Всероссийская научно-практическая конференция «Психология личностного роста специалиста» – Тамбов, 2007. – С. 248–253 (0,38 п.л.).

49. Абдалина, Л.В. Самоэффективность как акмеологическая характеристика личности педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // 5 международная юбилейная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы».– Воронеж: «Научная книга, 2007. – С. 141–142 (0,12 п.л.)

50. Абдалина, Л.В. Акмеологическая готовность как развивающий конструкт профессионализма личности педагога [Текст] / Л.В. Абдалина // Проблемы педагогического образования : сборник научных статей. Специальный выпуск / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2007. – С. 75–86 (0,75 п.л.).